Философия Нового времени. Немецкая классическая философия


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1629


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Основоположником философии Нового времени считается английский философ Ф. Бэкон. В своем главном произведении «Новый органон» (1620) он определил высшей целью познания завоевание природы для совершенствования человеческой жизни. «Знание – сила», – провозглашает Ф. Бэкон, но только истинное знание способствует успеху человеческой жизнедеятельности.

Основные идеи Ф. Бэкона:

– разработал новый метод познания – индукцию;

– выделил пути (правила индуктивного метода), с помощью которых может происходить процесс познания: а) «путь паука» – рационалистический путь, когда «ткут паутину мыслей из своего ума»; он оторван от реальной действительности, догматичен; б) «путь муравья» – эмпирический путь сбора разрозненных фактов и доказательств, не позволяющий проникнуть во внутреннюю сущность явлений и вещей; в) «путь пчелы» – совмещает в себе как рационалистический, так и эмпирический пути;

– положил начало эмпиризму (греч. empeiria – опыт) – философского направления, согласно которому в основе познания лежит опыт, основанный на чувствах;

– попытка классификации наук, включавших в себя не только имевшиеся дисциплины, но и предполагавшиеся в будущем.

Основные черты воззрений французских материалистов:

– механистический и метафизический характер метода философского анализа;

– в учении о человеке и обществе французские материалисты сводят социальное к индивидуальному;

– французских материалистов ХVIII в. еще называют философами-просветителями, а время их жизнедеятельности – эпохой Просвещения. Связано это с грандиозным по тем временам изданием «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», в которой были собраны и систематизированы основные знания и достижения человечества, накопленные к этому времени. Руководителем данной работы был Д. Дидро. В ее издании приняли участие Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Руссо и др.

Философы эпохи Просвещения искренне считали, что для социального развития необходимо просвещение широких слоев населения. Гельвеций, например, отмечал, что причина всех бед и несчастий людей состоит в их невежестве. Социальная прогрессивность их идей выражалась в том, что представители французского материализма ХVIII в. несли свои философские идеи в широкие слои населения, публикуя свои работы в доступных изданиях: энциклопедиях, полемических статьях, в то время как английские материалисты ориентировались на аристократию. Они обосновали идеи социальной справедливости и идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Сложным и противоречивым явлением в духовной жизни Европы была немецкая философия конца ХVШ – начала ХIХ в. Основоположником считается И. Кант.

В центре философии И. Канта стоят проблемы гносеологии, где он обосновывает новую теорию познания, в которой познание рассматривается как деятельность, имеющая объективный характер и свои собственные законы развития. В его гносеологии главное внимание направлено не на объект познания, а на субъект и его познавательные способности. Он различает в субъекте социально-психологическую и трансцендентальную составляющие, которые и определяют его как познающего индивида, способного к достижению объективной истины как главной цели познания. В трансцендентальном субъекте заложены всеобщие познавательные способности, которые помогают ему в познании, наряду с априорными формами чувственности и разума. Индивидуальные характеристики личности, по мнению И. Канта, не могут способствовать процессу познания.

Под «критикой чистого разума» Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания как такового. Само познание включает три ступени. Чувственное познание возникает тогда, когда некий объект (вещь) воздействует на человека через его чувственность. Следующая ступень – это рассудочное познание («трансцендентальная аналитика»), когда формируются понятия из имеющихся знаний, выявляя в них нечто общее. Высшей ступенью является разумное познание («трансцендентальная диалектика»), которая выходит за пределы опыта и задается вопросами о мире в целом, природе как бесконечности, Боге.

Под «практическим разумом» И. Кант понимал нравственные основы поступков людей. Исходным принципом этики Канта является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов. Подлинно моральный поступок совершается исключительно во имя долга, согласно требованиям нравственного закона – категорического императива: безусловного повеления поступать так, чтобы норма поведения могла стать всеобщим законом, а уважение к другим субъектам не позволяло бы использовать их в качестве средства достижения своих целей. Источник морали он видел в совести, которая является основой счастья и благополучия людей.

Важное место в философии Канта занимали социально-политические взгляды. Он утверждал идею республиканского устройства каждого государства, основанную на принципах свободы всех членов общества, зависимости от единого для всех законодательства и на законе равенства для всех.

Продолжателем и одновременно критиком взглядов Канта был Г. Гегель.

По Гегелю, саморазвитие духа идет по трем ступеням: первая включает в себя развитие индивидуального сознания («субъективный дух»), которое включает в себя такие виды, как антропология, психология и феноменология; вторая ступень – развитие через право, нравственность и государство («объективный дух») и третья ступень – развитие философии, искусства, религии («абсолютный дух»).

Основой бытия Гегель считал абсолютную идею, безличный мировой разум, на процессе самопознания которого и строятся все три части его философской системы: логика, исследующая законы и категории мышления как законы бытия; философия природы – инобытие абсолютной идеи, отчуждающей себя в природу и производящей природу из себя, и философия духа, объединяющая учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.

Дух Гегель понимает как нечто целое, находящееся в процессе восхождения от низшего к высшему. Дух прогрессирует в осознании своей свободы, и его движущей силой является диалектическое противоречие. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе».

В гносеологии Гегель снимал противоречие между бытием и мышлением, считая что «все разумное действительно, а все действительное разумно». Заслуга Гегеля состоит и в разработке законов и категорий диалектики, имеющей идеалистическую основу. В его диалектике нашла отражение идея о движении, взаимосвязи и развитии любого явления. Источником движения и развития, по его мнению, являются противоречия, основой развития – единство и борьба противоположностей.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному: тезис (определенное утверждение), которому всегда находится антитезис (отрицание); при взаимодействии противоположных тезисов получается синтез (отрицание отрицания), который также становится тезисом для нового отрицания. Сам процесс развития сопровождает качественно-количественная определенность явлений, выраженная в понятии меры, нарушение которой в процессе борьбы противоположных начал приводит к нарушению этой определенности, скачку и появлению нового качества.

На основе своей диалектики Г. Гегель создает диалектический метод, который считает подлинным философским методом. Диалектический метод обусловлен рассмотрением всех явлений и процессов во всеобщей взаимообусловленности, связи и развитии и основывается на трех законах диалектики: переход количественных изменений в качественные и обратно, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания – и диалектических принципах: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, принцип развития и др.

Завершающим этапом развития немецкой классической философии считается философия Л. Фейербаха – основателя антропологического материализма.

Раскрывая основное содержание антропологического материализма Л. Фейербаха, необходимо подчеркнуть, что в центр внимания он ставит человека, а не идею, которая, по его мнению, не может существовать сама по себе, а является лишь продуктом человеческого сознания. Человек – это часть природы, соединяющая в своем существовании материальное и идеальное начало.

Философия марксизма. Основными ее представителями являются немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксизм включает в себя философское, экономическое и социально-политическое учения. В нем синтезировались ответы на острые проблемы социального развития XIX – XX вв., представлена новая концепция коммунистического мироустройства. История развития тех или иных философских учений наглядно показывает, что их возникновение не случайно, а детерминировано объективными обстоятельствами.

Марксисты переработали диалектику Г. Гегеля и предложили диалектический метод, основанный на материалистическом решении первой стороны основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Само сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство индивида отражать себя и окружающий мир. Сознание идеально, но «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм, который базируется на следующих положениях:

– движение является атрибутом материи и рассматривается как «изменение вообще»;

– в самой природе заложен внутренний механизм, который включает в себя как перспективу развития неорганического мира до разумного человека, так и деградацию, упрощение «естественного» развития;

– любые изменения в природе и обществе подчиняются действию законов диалектики: основных – закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания, а также неосновных законов, выраженных парными категориями.

Диалектические идеи философии марксизма отразились и в гносеологии. Сам процесс познания они определяли как активное и целенаправленное взаимодействие субъекта с объектом. Познание представляет собой диалектический процесс нахождения истины. Истина является процессом восхождения от относительной истины до истины абсолютной, которая выступает гносеологическим идеалом, а относительная истина представляет собой достоверное знание о какой-либо части познаваемой объективной действительности.

Истина в философии марксизма имеет свои критерии, главным из которых является общественно-историческая практика, представляющая собой целеполагающую чувственно-предметную деятельность общественного человека.

В центре внимания марксистской философии оказалась и проблема истории, которая также приобрела диалектико-материалистический характер и получила название исторический материализм. Его основными категориями являются производственные отношения и производительные силы.

В развитии общества марксизм выделял следующие общественно-экономические формации: а) первобытно-общинную, которая характеризуется низким уровнем развития как производительных сил, так и производственных отношений; б) рабовладельческую, в которой вся власть сосредоточена в руках рабовладельцев и рабы полностью от них зависят; в) феодальную – основана на власти владельцев земли, в руках которых оказалась крупная земельная собственность и которые используют труд зависимых от них крестьян; г) капиталистическую – в которой экономика основана на промышленном производств и труде наемных рабочих; д) коммунистическую (с первой фазой социализма), определяемую идеальным обществом будущего, в котором нет частной собственности и эксплуатации, нет государства, а основой существования и развития являются свободный человек и свободный труд.

К. Маркс и Ф. Энгельс на основе материалистического понимания истории открыли общесоциологические законы, основным из которых является закон определяющей роли способа производства в общественном развитии. Содержание закона заключается в том, что производственные отношения определят другие общественные отношения, а материальные потребности людей детерминируют развитие производительных сил общества.

Другим общесоциологическим законом является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Содержание закона выражает объективную зависимость исторических форм общественной организации материального производства от качества и масштаба использования производительных сил.

Философия марксизма оказала огромное влияние на последующее развитие диалектико-материалистической философской мысли, особенно в России. В настоящее время она переосмысливается в соответствии с другими направлениями мировой философии и новыми экономическими и социально-политическими условиями XXI в.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.045 сек.)