Руссия-тюрк


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1676


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Арабский географ XII в. Идриси в 1154 г. по заданию сицилийского короля Рожера-Второго создал карту мира. В описании к ней он упоминает некую загадочную Руссию-тюрк, располагавшуюся близ устья реки Таны. С тех пор Руссия-тюрк представляет собой величайшую загадку российской истории, и не только в связи с тем, что не смолкают споры относительно локализации этой загадочной страны, но и в связи с самой сутью этого образования. Что такое Руссия-тюрк? Руссотурция, Руссо-татария, Руссомонголия, Руссокимакия? Что-то не слышали мы никаких подобных этнических и государственных образований в российской истории. Так что же такое Руссия-тюрк? Если по вопросу мнения о локали-зиции Руссии-тюрк, все-таки высказываются, — это Обдонье [11], или Прибалтика, то по поводу этнических особенностей по сути никаких источников нет. Лишь Адам Бременский, упоминая Руссию-тюрк, говорит, что там живут «аланы или албаны, которые сами себя называют Wizzi». [24, с. 456-481].

 

Думается, вопрос локализации Руссии-тюрк и вопрос содержательной наполненности этого термина, нужно решать системно, потому что одно влияет на другое. В определении на первом месте стоит «Руссия», и это с неизбежностью влекло за собой Восточноевропейскую локализацию этого образования. Однако «Тюрк» тяготеет все-таки к Азии, к Алтаю.

 

Если отталкиваться от реки Таны, на которой помещал Руссию-Тюрк Идриси, то возникает несколько вариантов. В реке Тане историки и географы легко распознают известную еще античному миру реку Танаис, а Танаис ассоциируют с Доном. Однако историкам хорошо известно, что Танаисом в древности называли и Яик, и Сыр-Дарью, что было обусловлено целенаправленными переселениями народов, то есть метаисто-рией. Эти переселения позволяют предполагать, что и река Томь могла в старину называться Таной. Три обстоятельства позволяют рассматривать этот тезис вполне серьезно.

 

Во-первых, согласно Тизенгаузену, на реке Тан располагался русский город Карасу [124]. Тизенгаузен пишет, что в 1390 г. Железный хромец Тамерлан вышел из Самарканда в поход на Тохтамыша. Четыре месяца он двигался на север и здесь за рекой Узи (топонимисты считают, что это, скорее всего, река Обь) на берегу реки Тан разграбил русский город Карасу и окрестности. В реке Тан легко узнается река Томь, так как тюрки в произношении заменяли «М» на «Н» и наоборот: кумпара-кунпа-ра — «копилка», канбак-камбак —«род травы», Симбирск — Синбирск.

 

А русский город Карасу, который историки никак не могут найти на Дону в европейской части России, — это ни что иное, как сибирский город Грасиона. Тюрки не только «м» на «н» меняли, но все слова с буквами «г» или «х» произносили через «к». Например, Хатанга у тюрок становилась Катангой, Хета — Кетью, Ангара — Анкарой. Непонятное Гра превратилось в понятное Кара — «черный, черная», еще более непонятная сиона превратилась в понятное тюркам су — «вода». Так Грасиона стала Карасу, но не перестала быть русским городом.

 

Во-вторых, рядом с городом Грустиной (Грасионой, Карасу) на карте И. Гондиуса, 1606 г., по латыни написано «urbs frigutus ed quam Tartari et Rutheni confluunt», что, по-видимому, переводится «в этом холодном ороде живут татары и русские совместно». Возможен и другой перевод этой надписи, что «в этом городе живут нераздельные татаро-русы». В любом варианте перевода очевидно, что эта надпись на карте Гондиуса более, чем что-либо иное приближает нас к локализации Рус-сии-тюрк.

 

И, в-третьих, это картографический материал: на карте фра-Мауро,

 

1460 г., в Азии рядом с тангутами показана Rossia in Asia [34, с. 141]. Надо прямо сказать, что надпись эта написана не самыми крупными буквами и едва разбирается, но, тем не менее, из этой венецианской песни слова не выкинешь. Еще более интересная ситуация показана на карте империи Чингисхана, приведенной в «Многовариантной истории» Г уца [34, с. 193]. Здесь севернее монгольской империи 1227 г. в бассейне верхнего течения Оби и Томи изображена Russia. К сожалению, автор не приводит источника, из которого получил эту карту, но нельзя не признать, что именно эта Russia более всего отвечает Руссии-тюрк Идриси.

 

Внимательное изучение разнообразных источников свидетельствует, что упоминание русских в Сибири задолго до Ермака имеет место быть. Так, Рашид-ад-Дин в «Летописи» указывает, что имя одного из правителей киргизов на Енисее был Урус-инал. Г.Н. Потанин отмечает, что в монгольских сказваниях о Чингисхане нередко встречается эпитет «русский». Так, в царстве 4-х появился трехсаженный волк, с которым никто не мог справиться. Случился тут русский охотник (орус-чуречин) и убил волка, за что Чингисхан подарил ему знамя, которое тот и унес на запад. Также и дочь Чингисхана Цаган-хан уходит на запад и уносит его знамя, а там становится русской царицей. О сыне Чингисхана в легенде гово -рится, что он унес мутовку, с которой было связано счастье народа. Он тоже ушел на запад (к киргизам) под именем Орус или Хорису. В другом сказании о Чингисхане Хорису-маджу выставляется как найманс-кий вельможа, убивший Вана Кирейского. Своей странностью эти легенды совсем не случайно привлекли внимание такого пытливого исследователя-этнографа, каким был Г.Н. Потанин [102, т. 2, с. 149; т.

 

4, с. 230]. И, по-видимому, совсем неслучайно, именно в местах, упомина-емых в этих легендах, широко встречается древняя русская топонимика: хребет Бояры в Западном Саяне, Шуйская земля на правобережье Енисея в северной части Минусинской котоловины, Кия, Чумай, Карачарово, Златогорка и т.п. на севере Кемеровской области.

 

Вместе с тем, русских в Сибири называли и другими этническими именами. Так, селькупы и ханты называли русских «паджо» и, возможно, не случайно аристократический род киргизских князей назывался «ажо». Якуты же доныне называют русских «нюча», во всяком случае, в паспорте моей жены, русской по национальности, когда она его получала в Якутии, было в графе национальность вписано «нууча».

 

H.М. Карамзин в «Истории государства Российского» (Т. 4, гл. 7) «ниучами» называет татар, противостоявших Чингисхану, и чжурчженей, господствовавших в Северном Китае на рубеже 12 и 13 вв. Н.Я. Бичурин (Иакинф) и Владимир Чивилихин в «Памяти» также называли чжурчженей «нюйчжи» или «нюйчженцы».

 

Итак, у нас есть возможность в полушутливой форме поверить «гармонию алгеброй». Составим таблицу:

I. Татары (а) = ниучи (в) (Карамзин).

2. Чжурчжени (с) = нюйчжи (в) (Энциклопедический словарь, Бичурин, Чивилихин).

3. Русские (р) —= нууча (нюча) (в) (современная якутская практика).

4. Орус (р) —= чуречин (туречин) (с) (Потанин).

5. Хорису (р) = найманский вельможа (е) (Потанин).

6. Орус (р) = киргиз (s) (Потанин).

7. Урус инал (р) = киргиз (s) (Рашид-ад-Дин).

 

Выведем из нее формулу

5р = Зв = 2с = 2s = е = а.

 

Если же в этой таблице всех тюрок мы обозначим одной буквой «т», то получим формулу

 

5р = 5т, что, по-видимому, означает, что русские и тюрки, возможно, представляют гораздо более тесную этнокультурную общность, чем это представлялось ранее. Этот вывод, на первый взгляд, может показаться беспредельно странным. Однако внимательное рассмотрение вопроса может показать, что никакой запредельности в этом выводе нет.

 

Начнем с антропологического типа тюрок. Ныне он монголизирован в значительной степени, но так было не всегда. В момент становления тюркского суперэтноса (VI в.) последние были представлены европеоидной расой. Об этом свидетельствует европеоидный облик половцев, булгар, обских и томских татар, монголов, наконец. Описание Чингисхана и его детей, дошедшее до нас через Рашид-ад-Дина свидетельствует, что монголы рубежа 12—13 вв. были высокорослыми, белокожими, ру-мянолицыми, бородатыми, чубатыми, рыжеволосыми и, главное, синео-кими, то есть ничего общего с монгольской расой не имели. Это, конечно, очень странно, что народ, давший имя одной из пяти мировых рас, имел совсем другой расовый облик. Соломенный (половый) цвет волос кимаков позволил русским назвать их половцами. Небесный цвет глаз казанских и обских татар также свидетельствует об их изначальной евро-пеоидности.

 

Рашид-ад-Дин в «Летописи» также свидетельствует, что тюрки произошли от внука Ноя Иафета и были изначально синеокими. По его словам, вдова Добун-Баяна Алан-Г оа из тюркского рода киян (кият — множественное число от киян) рассказывала, что во сне к ней медленно приближался какой-то рыжеволосый и синеокий человек, и от этого «приближения» Алан-Г оа непорочно родила троих сыновей, давших одну из важнейших ветвей тюрок, к которой принадлежали монголы рода кият-бурджиган (синеокие). К этому роду принадлежал Чингисхан, «...народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт- и Кипчака, русое, черкесов, башкиров, Таласа и Сай-рама, Ибира и Сибира, Булгара и реки Анкары, в пределах областей, которые известны (под назвваниями) Туркестана и Уйгуристана; по рекам и горам (в областях) народа найман, как например Кок-Ир-дыш, Ирдыш, (гора Каракорум) горы Алтая, река Орган, в области киргизов и кэм-кэмджиутов, в местностях с многочисленными ле-товками и зимовками, известных под именем Могулистана, и принадлежащих народу кераит, как-то: (по рекам и озерам) Онон, Кэ-рулэн, Такай-Балджиус, Бурка-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркай, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Багурджин-Токум, Ка-лааджин-Элэт и Уткух»...

 

Согласно легендарной торадиции, у пророка Ноя был внук Диб-Якуй, ( Диб-Бакуй), сын Абулджа-хана (Иафета). Летовка Яфета была в Ортаке и Казтаке и в этих горах был город по имени Инандж. Зимнее стойбище Булджа-хана было также в этих пределах, в местностях, называемых Бурсун, Какьян, Каркорум. Поблизости этих мест находятся также города Талас и Кары-Сайрам. Диб-Якуй послал Кара-хана на север, Op-хана на северо-восток, Гур-хана на запад и Коз-хана, по-видимому, на восток. Сын Кара-хана Огуз первым стал исповедовать едиенобожие (ислам), и поэтому Огуз занимает особое место в легендарной библейской истории тюрок, хотя никакими выдающимися способностями и делами Огуз не прославлен. Рашид-ад-Дин сообщает, что когда между Огу-зом и его отцом и дядьями возникла вражда, и они начали воевать, Огуз потерпел поражение от племени итбарак и спрятался на острове, образуемом течением двух рек.

 

Тюрки заполонили юг Западной Сибири как-то очень уж внезапно, в шестом веке. Случайно ли, что в это же время в Восточной Европе обнаружились славяне. Складывается впечатление, что тюрки сменили славян в Западной Сибири, и, очень может быть, произошли от каких-то остатков славянского этноса. Известно ведь, что переселения народов никогда не происходят «до последнего человека». По-видимому, какая-то часть славян осталась в Сибири и по какой-то причине сменила язык. Могли ли исторически сложиться такие обстоятельства, которые принудили часть этноса изменить язык? Думается, могли. Обратимся к источникам и к тюркским легендам об их происхождении.

 

Известно, что раннее донаучное обобщающее название тюрок было татары, причем на средневековых картах и в текстах писалось tartar, то есть, похоже, их считали людьми из тартара — подземного мира, как его называли древние греки. Такое именно истолкование происхождения татар можно найти в анналах бенедиктинского Тьюкеберийского монастыря (1240—1241 г.г.): «Явился некий народ, называемый татарами, сыны Измаиловы, вышедшие из пещер (числом) до 30 миллионов и более». Рашид-ад-Дин, кстати, пишет, что татары вначале жили по низовьям рек; при слиянии этих рек образуется река Айкара-мурэн. Вблизи ее устья располагался город Кикас.

 

Относительно происхождения булгар у Низами Гянджеви в «Искен-дер-наме» [84] можно найти версию, также связанную с пещерами. В главе «Возвращение Искендера в Рум» (с. 457) Низами пишет:

 

Излагается в книге: когда Искендер Часть поклажи сложил в глубь обширных пещер, В тех местах он, сокровищ потратив немало, Создал город Булгар, что расцвел небывало».

 

А на с. 437 Низами приводит более полную версию этого события:

 

«Изобильем смущен войсковым своих сил, В область Мрака идущий помедлить решил. Не одна оказалась большая пещера Возле мест, где стоял стан царя Искендера. Соизволил тогда государь пожелать, Чтоб в пещеры вместили всю лишнюю кладь. И от тех, что с поклажей остались в пустыне Стало людно. Сей край обитаем доныне. «Буни-гар — глубь пещер» означает, и вот Вся земля эту область Булгаром зовет. Шахи этой страны (так решившие — правы) Есть потомки воителей Румской

<

державы......Царь остаться велел старикам и

<

недужным: Их поход в темноту счел он делом

<

ненужным......И с поклажей остались в пещерах

<

седые...

 

Печенеги — в их названии с небольшой долей фантазии видится «пещерный» корень, как и в Печоре, Печенге, и в Киево-Печерской лавре. Князь печенегов именем Куря, убивший из засады киевского князя Святослава, этимологически также имеет отношение к подземельям, так как еще древние шумерийцы подземный мир называли Киур.

 

Монголы-кияны, согласно легенде, записанной Рашид-ад-Дином, долгое время вместе с другими монгольскими племенами жили в какой-то теснине, даже название которой не определено. Ее условно называют ущельем. Наконец они решили выйти из этого сурового горного прохода, изготовили гигантские меха, раздули огонь и проплавили в стенке проход на волю. Это стало возможным благодаря тому, что в стене оказалась залежь железной руды, она-то и проплавилась.

 

Странное какое-то описание, вовсе никак не подходящее к горному ущелью: ну попробуйте проплавить из ущелья выход хоть куда-нибудь. Другое дело — из пещеры. Кстати, одно из монгольских племен именем кунгират получило известность болезнью своих ног. Согласно легенде, это племя, не дожидаясь остальных, вышло из этой теснины, потоптав при этом огни и очаги других племен. Трудно вообразить эту ситуацию с «потоптанием очагов» в каком-либо горном ущелье (всегда найдется место, где ступить, вовсе не обязательно наступать в костер). Совсем друroe дело в подземелье, в пещере, в узком подземном ходе. Так что не исключено, что монголы также вышли из подземелий, просто Рашид-ад-Дин не нашел правильного определения той «теснотище» и назвал ее «ущельем».

 

Л.Н. Гумилев, ссылаясь на китайскую историко-географическую традицию, приводит чрезвычайно характерную легенду о гуннах: соседи начисто истребили гуннов, уцелел лишь один девятилетний мальчик [32]. Враги отрубили ему руки и ноги, а самого бросили в болото. Там от него забеременела волчица, мальчика враги все-таки убили, а волчица убежала на Алтай и спряталась в пещеру. Там она родила десять сыновей, а о дочерях нет и помина. По прошествии нескольких поколений некто Асянь-ме (Арслан-шад) вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньс-кого хана. Далее следует нормальная история тюркского каганата.

 

Эта легенда представляется мне чрезвычайно информативной. Во-первых, в ней упоминается социальное бедствие в виде воинственной бойни, в результате которого от одного племени или народа в живых остались только дети. Во-вторых, упоминается болото, как экологическая зона, где это племя или народ обитало. Из девятой главы мы можем вспомнить, что в Васюганском болоте какое-то время обитали русы. В-третьих, в легенде упоминаются пещеры, в которых, собственно, и укрылась малая часть этноса, представленная по сути лишь детьми. В пещерах эта часть взрастала и взрослела в условиях крайней изоляции. Эта схема дает нам понять, как мог измениться язык этноса. Культурная традиция целого народа едва не прервалась. Дети воспроизводили речь таковой, какой она ими придумывалась на ходу.

 

Наконец, следует помнить, что наряду с гуннами в походе на Запад участвовали славяне (русы). Иордан указывает, что после поражения гуннов и распада гуннской державы часть гуннов и русов вернулись к местам обитания, которые они занимали до Великого переселения. Они называли свою родину «Вар». По-видимому, это тот самый «Вар», который создавал Иима, и располагался он не на Днепре, а в Южной Сибири. Здесь русы вновь укрылись в своих любимых Васюганских болотах, а дальнейшая их судьба верно описана приведенной Гумилевым китайской легендой.

 

Так, на мой взгляд, из славян, а скорее из русов, могла произойти Руссия — тюрк, а на месте Арты (Артании) родиться тюркская Орда, или Ордыния. При этом часть ордынцев сохранила племенное имя ру-сов, таковым был русский полк, охранявший Камбалык. Русскими же, по-видимому, считались и ордынские казаки — кешики, кезиктены, со-ставлявшие личную гвардию царя-священника Ивана, а позже Великих монгольских ханов.

 

В русском языке и в тюркских языках бесчисленное множество общих слов. Считается, что это следствие татаро-монгольского ига. Возможно, причина этой общности более глубинная и обусловлена происхождением тюркских языков на основе русского язьжа.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.051 сек.)