Внешние проявления Сибирской Руси


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1590


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Сибирская Русь существовала все-таки не на другой планете и не могла не проявляться во внешних связях с другими странами. Эти проявления приписывались, надо думать, Киевскому и Новгородскому центрам, но объяснения эти, будучи надуманными, содержат много странностей, не перестающих удивлять историков.

 

I. 583 г. Славянские послы к аварскому кагану [80].

 

Весной 583 г. византийский император Маврикий вступил во Фракию, чтобы оценить следы опустошительного набега варваров, возглавлявшихся аварским каганом. Здесь римляне захватили в плен троих славян. Сделать это было нетрудно, поскольку у них не было никакого вооружения, а одни только гусли. Император расспросил их, кто они и откуда, и славяне поведали, что живут они на берегу Западного океана, и что страна их не знает железа. Аварский каган прислал в их страну своих послов с просьбой прислать подкрепление в войне с Византией. И вот они были отправлены в качестве послов к аварскому кагану с отказом в его просьбе. Причина отказа — слишком большое расстояние от места их проживания до театра военных действий. На вопрос императора, сколько же времени длился их путь, славянские послы ответили: 15 месяцев (Феофилакт Симмоката) или 18 месяцев (Феофанова летопись). Император, подивившись их росту и похвалив их величавую наружность, отослал их в Гераклею.

 

Возникает естественный вопрос: откуда пришли на Дунай славянские послы в 583 г.? Традиционно историки отвечают на него так: с берегов Балтики. Но тогда возникает вопрос, как послы могли рассчитывать убедить кагана в том, что живут слишком далеко, если Балтика вот она, рукой подать? Промоделировав ситуацию, получим пять тысяч километров. Таково расстояние по прямой от Фракии до Западного океана, где проживали славяне в 583 г. Западным океаном арабские средневековые географы называли Карское море, до восточного берега которого от Белграда как раз пять тысяч километров. Случайно ли это совпадение?

 

II. 643 г. В 30—40 гг. VII в. арабы покорили Иран и в 643 г. вышли к Дербенту. Правитель Дербента Шахрийяр добился у арабов невидан ного — освобождения от всякой дани в обмен на обязательство оборо нять Дербентский проход и северные рубежи калифата от северных сосе дей и врагов. В числе этих северных врагов Бал'ами, персидский историк конца X в., дважды называл русов [89].

 

III. 737 г. Крупный арабский военачальник, впоследствии — калиф, Марван ибн Мухаммед разгромил хазар, захватил и разрушил их город Семендер и двинулся на их столицу Байду. Хазары отступили на север по Волге. Следуя за ними, Марван достиг Славянской реки, где взял в плен 20000 славянских семей. Их довели до южного берега Каспия, где славяне взбунтовались, перебили охрану и двинулись назад, но были окружены и перебиты [89].

 

IV. В конце VIII в. русская рать князя Бравлина, якобы из Новгорода, захватила византийскую колонию в Крыму. В Суроже (нынешний Судак), по сообщению византийского источника, Бравлину перекосило лицо («Обратися лице его назад» ), но когда он велел вернуть горожанам и в храм святой Софии награбленное, моментально выздоровел. Потрясенный князь тут же крестился, то есть принял христианскую веру и ушел восвояси [116].

 

V. В 838 г. в Византии появилось русское посольство для установления дружеских отношений с империей. Император Феофил отправил это посольство к императору франков Людовику Благочестивому, мотивируя тем, что пути, которыми русы прибыли в Константинополь, перекрыты варварами, «весьма бесчеловечными и дикими племенами». Феофил просил Людовика милостиво отнестись к русским послам и дать им охрану для возвращения на родину. Людовик расспросил русских послов об их земле и узнал, что их царя зовут Хакан, и это, казалось бы, уверенно говорит об азиатской привязке их родины. Но Людовика неприятно удивило при этом «свеонское» звучание имен многих членов русского посольства, и он заподозревал в русских послах шведских шпионов. А пос-кольку Европа была сильно напугана недавними набегами викингов, Людовик отписал Феофилу, что он задерживает это посольство «до вы-яснения». Дальнейшая судьба посольства русского хакана неизвестна [116].

 

VI. 844 г. По сообщению арабского историка и географа ал-Йакуби (умер на рубеже XI—X вв.) в 844 г. русы напали на Севилью.

 

VII. Крещение Руси. На самом деле Русь крестилась трижды. Кро ме общеизвестного крещения в Днепре в 988 г. при Владимире Святославиче, какие-то росы крестились в Византии при патриархе Фотии око ло 860 г. Позднее митрополия Россия будет упоминаться в числе визан тийских митрополий до XII в. С Киевской Русью эта митрополия связа на не была. Поэтому в литературе высказано мнение, что речь идет о какой-то другой Руси, возможно, Азово-Тмутараканской, где был изве стен город Россия. Однако не исключено, что Фотий крестил Сибирс кую Русь, во-первых, потому что степняки, вместе с мореходами-русами осаждавшие Константинополь в 860 г., внезапно покинули предместья города, увидев магические действия Фотия с плащаницей девы Марии. Это выдает в них подданых сибирских каганов, пуще всего на свете бояв шихся магии и волшебства. А во-вторых, время исчезновения этой мит рополии подозрительно совпадает с началом экспансии Чингисхана, ко торый в числе самых первых своих врагов уничтожил христианское цар ство священника Иоанна.

 

В IX в. было и еще одно крещение Руси, засвидетельствованное византийскими источниками: оно произошло при Василии Македонянине (умер в 886 г.). В XVI в. католический историк Бароний спе-циально искал в ватиканском архиве данные о начале христианства на Руси. Нашел он лишь сообщение Иоанна Скилицы об этом самом крещении. В позднейшей католической историографии именно это крещение пытались связать с Римом, однако никакого отношения к Риму оно не имело. Возникает вопрос: в чем причина тому, что Русь крестилась дважды на протяжении всего двух десятилетий? Ведь не в забывчивости и не в необязательности наших предков дело. Следует все-таки считаться с тем, что креститься могли и, видимо, крестились разные русские государственные образования. Одно из них было, возможно, Сибирской Русью.

 

VIII. Всю первую половину X в. «третьи русы» разоряли побережье Каспия. Еще до нападения на Константинополь в 853—854 гг., по сообщению арабского автора ал-Ианкуби, русы установили дипломатические отношения с санарейским народом, проживавшим, надо думать, на берегах Волжской Самары. А через несколько лет совершили дерзкий набег на город Абесгун, расположенный на юго-восточном побережье Каспия и представлявший собой важный торговый порт (персидский автор Ибн-Исфендийар).

 

В 909 году на 16 судах русы вновь напали на Абесгун.

 

В 912—913 гг., по сообщению арабского автора ал-Масуди («Россыпи золота», 943—956 гг.), русы осуществили грандиозную военную экспедицию на Каспий на 500 судах, нанесли удар по Абесгуну, Г иляну и зазимовали на Ашпероне. Масуди сообщает, что хазары пропустили их за половину добычи. Но слово свое хазары не сдержали, и на обратном пути 35 тыс. русов полегли под хазарскими и булгарскими мечами.

 

Перс Ибн-Мискавейх и албанский историк Мовсес Каланкатваци в своих сочинениях Х в., дополняемые и уточняемые другими авторами, рассказали об этом событии, широко известном в тогдашнем восточном мире и поразившем воображение современников. Каланкатваци пишет, что русы «подобно вихрю распространились по всему Каспийскому морю до столицы агванской (Аррана) Партава (Бердаа) на р. Куре» [89]. Бердаа издавна был известен как большой и богатый город, торговый центр целого края. Восточные авторы называли его Багдадом Кавказа, что и немудрено, если Бердаа произносить слегка грассируя. Жили в Бердаа агванцы, называемые по названию гор Дейлем дейлемитами. Царствовал в Арране союзник Византии Мазурбан, на которого со всех сторон наседали мусульманские вассалы арабского халифата, что свидетельствует о том, что арриане исповедовали христианство. Возможно, русы пришли в Арран на помощь единоверцам, потому что заявили аг-ванцам по прибытии: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственное, чего мы желаем, — это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам» [89].

 

Но мира не получилось. Г орожане восстали, но были побиты. Жители подверглись ограблению: каждый должен был выкупить свою жизнь, а взамен он получал «кусок глины с печатью», который гарантировал человеку дальнейшую безопасность.

 

Затем среди русов начались болезни, по-видимому, местные жители пытались их отравить. Агванцы вновь восстали. По свидетельству тогдашнего правителя Бердаа: «И вступили мы в битву с руссами. И сражались мы с ними хорошо и перебили из них много народа, в том числе их предводителя». Пробыв в Бердаа несколько месяцев, русы погру. зились на свои корабли и убрались восвояси, увозя огромную добычу.

 

Л.Н. Гумилев называл этот русский поход очень странным, поскольку не усматривал, кто бы мог его совершить. И в самом деле, князь Игорь в это время донимал налогами древлян, покуда они не убили его в 945 или 946 г. До крещения Киева было еще полвека, киевляне и новгородцы не могли быть единоверцами агванцев. Зато Третья Русь, благодаря широ-кому распространению в Срединной Азии христианства несторианского толка, вполне могла послать в Арран единоверцев для помощи против наступающих мусульман.

 

Русского князя, погибшего в Бердаа в 945—946 гг., звали Олегом. Это ясно следует из так называемого «Хазарского письма» X века, хранящегося в Кембридже и впервые опубликованного в 1912 году. В Кембриджском документе речь идет о хазарском хакане Иосифе, победившем «царя Руси Олгу», после взятия последним Самкерца (Тамани). Русские, согласно этому документу, не только потеряли всю добычу, но вынуждены были против своей воли идти на Константинополь. В письме упоминается византийский император Роман Первый Лапанин (правил в 919—944 гг.), давший отпор нападавшим, которые, хоть и потерпели жестокий урон, по указке Хазарского каганата повернули на восток и напали на Арран.

 

Таким образом, гипотеза о том, что на Каспии в X в. хозяйничала Третья Русь, совсем не такая уж и необоснованная.

 

IX. 969 г. Ибн-Хаукаль под 969 г. говорит о том, что русы, ограбив город Булгар, Хазаран, Итиль и Семендер, отправились тотчас в Рум и Андалус. Этот поход нередко приписывают Святославу, но ни одна из русских летописей не сообщает о походе Святослава куда-либо в 969 г., хотя он и собирался пойти на Дунай, но был остановлен своей матерью княгиней Ольгой. Лишь через два года после ее смерти, в 971 г., он ходил на дунайских болгар, но о его войне с Византией сведений нет. Ибн Хаукаль, описывая события на Волге 969 г., ни разу не упоминает имя Святослава, а пишет о русах. Норманны приписывают этот поход норвежскому королю Гаральду Эрриксону, но с гораздо большим основанием можно предполагать, что это было проявление Сибирской Руси.

 

X. Владимир Мономах в своем «Поучении» упоминает о своем двух летнем («по две зимы») походе на вятичей и князя их Ходоту в город Корьдно (Корьден). Вятичи, по мнению В.И. Щербакова, произошли от вантичей и таким образом имеют отношение к Сибирской Руси, где крайним городом был Вантит. В слове же «Корьдно» можно увидеть «глубь горы», то есть присущую Сибирской Руси подземную (пещер ную) часть под городом.

 

XI. В 1480 г. во время знаменитого «Стояния на Угре», покуда золотоордынский царь Ахмат ждал подкрепления из Литвы, русский царь Иван III тайно водным путем направил в столицу Орды Сарай звениго родского воеводу князя Василия Г воздева и Г ородецкого князя Ноздре ватого (Нордоулата). Говорят, последний был из крещеных татар и взял с собой в поход на Сарай крещеных же татар.

 

В Сарае остававлись одни женщины, дети и старики. Все почти они были побиты или уведены в полон. Бойню в Сарае остановил «городец-кий мурза именем Обляз Силный, пошепта цареви: «О, царю! Нелепо есть великое смие царство до конца опустошити и разорити, отнюду же и ты сам изшел ecu и мы вcu, и се есть отечество наше. И сего ради идем отсюду: уже бо и тако доволно попленихом и испол-нихом, егда како Бог прогневается на нас; но идем отсюду» [34,101].

 

В этом тексте, если проигнорировать татарского мурзу, татарского Городецкого царя и татарское войско, Орда признается отечеством и прародиной Руси. А сомневаться в татарской этнической принадлежности отряда, посланного в тыл противника для выполнения спецзадания, более чем правомерно. Любой грамотный военный разъяснит, что посылать татар для уничтожения татарских стариков, матерей и детей — нелепо. О безнравственности я уже и не говорю.

 

XII. Пензенский археолог, профессор Пензенского педагогического университета, Геннадий Белорыбкин раскопал недалеко от Пензы Булгар-ский сторожевой городок (Золотаревское городище). Этот город был унич тожен Батыем зимой 1237 г. и с тех пор находился в законсервированном состоянии. Сенсационными оказались находки, свидетельствующие о тес нейшей связи тогдашнего Булгара с Южной Сибирью (Хакасией, Алта ем). При этом с несомненностью устанавливается роль Сибири как метро полии по отношению к Булгарии (и, возможно, России, если принимать слова Обляза Силного буквально: Орда — это отечество наше).

 

XIII. Значительную загадку представляют собой русские люди в так называемом «Русском устье» на Индигирке. Изучавший их быт

 

А.Бир-кенгоф, ссылаясь на предшественников, указывает, что предки нынеш-них насельников «Русского устья» пришли сюда в незапамятные времена. При этом упоминается Иван Грозный, правда, непонятно какой: Иван IV или Иван III. Примечательно, что среди объякученных русских здесь Биркенгоф встретил фамилию Новгородовых. Не исключено, что мои предки имели отношение к этим Новгородовым.

 

Не менее интересны так называемые «сладкоговорящие» русские, населявшие устье Колымы. Вместо «р» они произносили «й». Член российского географического общества РАН Иван Кольцов считает этих русских предками кривичей, тем самым утверждая, что наша прародина располагалась в азиатской Арктике [117]. Очень любопытны упоминания Кольцовым местных преданий о многоярусной сети подземных тоннелей, построенных здесь предками кривичей (рис. 17). Кроме того, Иван

 

 

Рис. 17. Катакомбы, расположенные, согласно местным преданиям, на арктических островах в 350 км к северу от острова Врангеля (по Кольцову И.Е.)

 

Кольцов приводит предания об охотниках, укрывавшихся от непогоды в протяженных катакомбах, вокруг которых имелись остатки каких-то боль-ших каменных сооружений. Эти катакомбы якобы имеются на островах в

 

Чукотском море в 350 км севернее острова Врангеля (рис. 18). Предания о пещерных комплексах в Арктике служат неплохим подтверждением ведийско-авестийских и античных сообщений о пещерах в Риппейс-ких горах и в Гиперборее. Предполагаю, что именно эти объекты будут первыми обнаружены в Арктической Прародине.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)