ТЕМА 2.2. Духовная культура


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2293


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Слово cultura ведет свое происхождение от латинско­го глагола colo, который означает "обрабатывать", "воз­делывать почву". Первоначально слово культура обозна­чало процесс очеловечивания природы как среды обита­ния. Однако постепенно, как и многие другие слова язы­ка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие культура употребляет­ся в основном в двух значениях — "широком" и "узком".

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразу­мевают те области творческой деятельности, которые свя­заны с искусством.

В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыко­вых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали различ­ные, зачастую противоположные точки зрения на куль­туру. Часть философов называла культуру средством зака­баления людей. В наиболее законченном виде эта пози­ция нашла свое отражение во взглядах известного немец­кого философа Ф.Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе — существо антикуль­турное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зре­ния придерживались те ученые, которые называли куль­туру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.- Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния куль­туры на жизнь людей, практически все мыслители при­знавали что:

· духовная культура играет важную роль в жизни об­щества, являясь средством аккумуляции, хранения и пе­редачи накопленного человечеством опыта;

· что культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

· культура служит одной из важнейших характерис­тик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на мате­риальную и духовную.

Под материальной культурой понимают технику, про­изводственный опыт, а также те материальные ценно­сти, которые в своей совокупности составляют искус­ственную среду обитания человека. Подвидами матери­ально-культурных феноменов являются:

ü природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою пер­возданную форму (рубило первобытного человека);

ü искусственно-природные объекты, которые сохраня­ют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад кам­ней);

ü синтетически-природные объекты, т.е. такие объек­ты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

ü социально-культурные объекты, сооружение кото­рых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

ü социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, искусст­во, религию, мораль, политику и право. Говоря о духов­ной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма харак­теризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для лич­ности и общества.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т.е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия, выделяют следующие подвиды духовной культуры:

o произведения монументального искусства, облада­ющие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

o театральное искусство (театральные образы);

o произведение изобразительного искусства (живо­пись, графика);

o музыкальное искусство (музыкальные образы);

o различные формы общественного сознания (идеоло­гические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т.д.);

o общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, ценности, социальные привыч­ки и обычаи, и т.д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места мате­риальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокультурная сфера понимается как ведущая сфе­ра развития общества, аккумулирующая опыт предше­ствующих поколений и обеспечивающая социальную ста­бильность в течение достаточно длительного истори­ческого периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);

б) селекционную (оценка и классификация унаследо­ванных ценностей, определение их места и ролл в реше­нии проблем общества на данном этапе);

в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм).

Накопленные российским обществом в XX веке соци­альные ценности и нормы сегодня подвергаются серьез­ному пересмотру. В связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере.

Осуществляемый в России переход от тоталитарного го­сударства к демократическому сопровождается глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жиз­ни, в том числе и духовную. Нормальное развитие куль­туры в России во многом оказалось нарушено в результа­те изменения духовных ценностей общества и, как след­ствие, своеобразного "разрыва" процесса передачи духов­ной культуры от старших поколений к младшим.

Начавшаяся в России децентрализация культуры, раз­рушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90-х гг. привели к серьезному сокращению количества потребителей художественной культуры. Значительная часть населения в силу отсут­ствия средств к существованию вынуждена отказывать­ся от культурных ценностей.

С другой стороны, на фоне отсутствия государственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ори­ентированной на широкие слои населения. Тотальная ори­ентация на бизнес ведет к коррозии нравственных ценно­стей, изменению личностных установок в сторону ожес­точения и усиления агрессивного начала.

Огромное влияние на формирование духовных образ­цов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны они играют поло­жительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими достижениями культуры, находящимися в самых отдаленных уголках планеты. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формирова­нию в обществе определенных вкусов, идей, связанных с культурой, носящей потребительский характер. Проник­новение этой масскультуры сопровождается формирова­нием в сознании молодежи новых стереотипов, которые зачастую оказываются не совместимыми с национальны­ми традициями. Культура же всегда замешана на тради­ции, и разрушение последней ведет к разрушению самой культуры.

До конца не получен ответ о том, какое влияние ока­зывает массовая культура на психику людей, на их взаи­моотношения. Но уже очевидно, что ее продукция в боль­шинстве своем не отличается высоким качеством, и ори­ентирована не на духовное развитие человека, а на про­дажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумному постепенно приходит чело­век потребляющий. Между тем, в современной России се­годня фактически отсутствует правовая база, которая бы­ла бы призваны регламентировать происходящие в стра­не культурные процессы.

Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент политики, в способ привлечение дополнительных голосов избирателей на раз­ного рода выборах (наиболее яркий пример — президент­ская компания 1996 года).

Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед рос­сийским обществом является формирование экологичес­кой культуры его членов. Проблема экологии, бережно­го отношения к окружающей среде сегодня не является чисто российской проблемой — она относится к так на­зываемым глобальным проблемам человечества. Однако по данным исследователей именно Россия и страны СНГ занимают позорное первое место по масштабам непроду­манного вмешательства в природную среду. Чтобы не до­пустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способство­вать построению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством.

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей, представ­ляя собой одну из основных отраслей человеческой дея­тельности.

Под образованием понимают целенаправленную позна­вательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процес­са обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколениям опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующе­го в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравствен­ное состояние.

Функции образования:

создание условий и предпосылок для социальной мо­бильности человека или социальной группы;

сохранение и ретранслирование культурного досто­яния общества из поколения в поколение.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и от­дельных индивидов, являясь одним из важнейших эта­пов в длительном процессе их социализации.

Различают следующие виды образования: начальное, среднее, среднее специальное и высшее.

Первые школы появились еще в эпоху Древнего мира. Их создание объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффектив­но функционировать государственный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Европе были церковными (или монастырскими). Они в свою оче­редь подразделялись на низшие церковные школы и школы' при епископских кафедрах. В первых готовили в основ-, ном приходских священников. В таких школах обучение s было платным и велось на латинском языке. Учеников" учили читать (в основном — молитвы), писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные песни и совершать церковные обряды.

Более крупные средневековые школы, возникавшие при! епископских кафедрах, давали иное образование. В таких школах следовали римской традиции и изучали так называемые "семь свободных искусств": грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств была двухуровневой. На начальном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли остальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12-13 лет.

Стремительное развитие средневековых городов привело I к появлению светских городских частных и муниципальных школ (т.е. школ, которые находились в ведении городского совета). Растущим городам требовалось все большое образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а содержание обучения диктовалось, прежде всего, практическим потребностям того или иного города. Латынь в этих школах постепенно вытеснялась национальными языками,

К периоду средневековья относится и появление первых высших учебных заведений — университетов. Создавались они либо на основе бывших кафедральных (епископальных) школ (именно так возник в XII веке Парижский университет, выросший из школы, существовавшей при соборе Парижской Богоматери), либо в городах, где жили прославленные учителя, окруженные способным учениками (именно таким образом из кружка последователей знаменитого знатока римского права Ирнерия раз­вился Болонский университет).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовывали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе фа­культетов стояли деканы. Совместно студенты и препо­даватели избирали руководителя университета — ректо­ра. Средневековая высшая школа имела обычно три фа­культета: юридический, философский (богословский) и ме­дицинский. Срок обучения на разных факультетах суще­ственно отличался: подготовка будущего юриста или ме­дика занимала 5-6 лет, будущего философа богослова — целых 15. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по заранее поставленным вопросам.

В XIV-XV вв. появляются так называемые коллегии (от этого названия впоследствии произойдет слово "кол­ледж"). Сначала коллегиями называли общежития сту­дентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Робер де Сорбон, духовник французского короля, — Сорбона — по­степенно разрослась и дала свое название всему Парижс­кому университету — самой крупной высшей школе сред­невековья. К концу XV века в Европе существовало око­ло 80 университетов. Многие из них — Болонский, Кем­бриджский, Оксфордский, Краковский и др. — существуют и сегодня.

В нашей стране первые высшие учебные заведения по­явились достаточно поздно. Еще сподвижники Петра I предлагали создать в России светские "академии".

В 1724 году император издал указ об "учинении" в Санкт-Петербурге Академии наук, при которой создава­лись университет и гимназия, где должны были "молодых людей публично обучать". Предполагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные европейские ученые.

Однако полноценных занятий в Академическом универ­ситете организовать не удалось. Многие студенты оказа­лись слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь — основной язык науки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностран­ные преподаватели вскоре вернулись на родину, и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипендий для студентов — первый универси­тетский выпуск — из 9 человек — состоялся лишь в 1753 году. М.В.Ломоносов разочарованно заметил по этому поводу, что "при Академии наук не токмо настоящего уни­верситета не бывало, но еще ни образа, ни подобия уни­верситетского образования".

Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в Академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового универси­тета по европейскому образцу. Его поддержал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И.И.Шувалов. 12 января 1755 года императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по евро­пейской традиции состоялась его инаугурация — торжественный акт открытия. В конце XVIII века Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятель­ность Академического университета фактически прекра­тилась. Студенты обучались на трех факультетах — фи­лософском, медицинском и юридическом. С 1768 года пре­подавание велось на русском языке. Будущих студентов готовили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не при­нимали. Выпускники получали офицерский чин. Наибо­лее способных отправляли на стажировку в европейские университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, математика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юридический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисципли­ны по избранной специальности. (Кстати, первое светс­кое специальное учебное заведение в Москве — Школа на­вигационных и математических наук — было основано Петром I еще в 1701 году. Школа помещалась в ныне уже не существующей Сухаревой башне.)

Однако, несмотря на успехи, достигнутые в сфере об­разования в средние века и в Новое время, следует отме­тить тот факт, что доступно оно было только отдельным, весьма небольшим слоям общества, — большинство на­селения не имело возможности получить не только выс­шее, но даже среднее образование.

Положение стало меняться с конца XIX века. А XX век стал временем перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию. Были предприняты попыт­ки полной ликвидации неграмотности среди населения. В развитых странах мира получение среднего образования стало обязательным. Сегодня можно констатировать тот факт, что образование в XX веке превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности. Рас­ходы на него составляют в развитых странах до 8-9 % ВНП. Однако в некоторых развивающихся странах поло­жение с ликвидацией неграмотности нельзя назвать бла­гополучным — для неграмотного населения в них по раз­личным данным составляет от 75-до 85 % всего населе­ния. Такое положение фактически обрекает эти страны на отставание в области экономики, ибо эффективное раз­витие последней сегодня возможно только на базе дости­жений науки и при наличии огромного количества высо­коквалифицированных кадров.

Основным институтом современного образования явля­ется школа. От других форм обучения она отличается мно­гообразием подготовки учащихся, а также особыми тех­нологиями, используемые в процессе занятий. Выполняя "заказ" общества, школа, наряду с учебными заведения­ми иных типов, осуществляет подготовку квалифициро­ванных кадров для различных сфер человеческой деятельности. Школа — один из основных элементов системы об­разования.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образова­тельных учреждений и органов управления, а также ком­плекс принципов, определяющих ее функционирование. Характер системы образования в любом государстве оп­ределяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальны ми особенностями страны.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной по­литики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей;

право личности на свободное развитие;

единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

общедоступность образования;

адаптивность системы образования к потребнос­тям обучаемых;

светский характер образования в государственных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления и при­оритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней тех­нологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании, как структуры, так и содержания об­разования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспитания;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализация процесса образования. В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рам­ках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации;

2) по иному подойти к выработке критериев эффектив­ности результатов образования — ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выжива­емости в XXI веке.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс со­провождается существенными изменениями в педагогичес­кой теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предла­гается новое содержание и новые подходы к образованию. Содержание образования дополняется современными про­цессуальными умениями, направленными на развитие спо­собностей оперирования информацией. Традиционные спо­собы ретрансляции знаний — устная и письменная речь — уступают место компьютерным средствам обучения, ис­пользованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека XXI века.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)