Тема 2.4. Мораль


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2424


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Особую роль в регулировании жизни общества и пове­дения его членов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, ха­рактеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нра­вы, обычаи, мода, поведение) — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных ин­дивидов, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя оп­ределенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией мора­ли. Мораль — это, прежде всего, жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершен­ствованию. Ее основная функция — утверждение челове­ческого в человеке.

Марксистское обществознание отстаивает тезис о том, что мораль есть явление, во-первых, производное от эко­номики и, во-вторых, служебное, обслуживающее базис. Эта мысль подтверждается ссылками на историческую изменчивость моральных норм, на сословно-классовую сущность многих моральных кодексов. Действительно, моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно свя­зана е условиями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным явля­ется как игнорирование социальных элементов в морали, так и их абсолютизация. Классовые, национальные и другие модификации морали являются лишь формами, в которых заключены общечеловеческие, цивилизационный по своему содержанию нормы нравственности и справед­ливости. Последние являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка взаимоотношений в обще­стве, определенное понимание сущности социума, исто­рии, человека и его бытия. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от ситуаций, угрожающих их жизни и безопасности, здоровью и достоинству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убий­ство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементар­ным нормам нравственности относятся также забота ро­дителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим и т.п.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побужде­ния и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внеш­него контроля. Эта способность выражается в таких по­нятиях, как совесть, честь, чувство собственного досто­инства.

Совесть — это этическая категория, выражающая выс­шую форму способности личности к моральному самокон­тролю.

Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного зна­чения и признания этого значения со стороны общества. Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполнен­ного долга и общественного значения.

Моральные требования к человеку имеют в виду не до­стижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившим­ся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время прин­ципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство между ними выражается в том, что:

· в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

· у норм морали и права единый объект регулирова­ния — общественные отношения;

· как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;

· нормы права и нормы морали имеют сходную струк­туру;

· нормы права и нормы морали выделились из моно­ норм первобытного общества.

Однако между нормами права и морали существует много отличий:

ü право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов;

ü в правовых актах выражается государственная воля, в моральных же нормах — общественное мнение;

ü правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в кото­ром они содержатся. Их реализация поддерживается в не­ обходимых случаях специальным аппаратом, силой госу­дарственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. Гарантом морали выступает совесть индивида и общественное мнение, общественная оценка поведения людей;

ü нормы морали распространяют свое влияние на бо­лее широкую сферу отношений, нежели та, которая ре­гулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулирова­нию (отношения дружбы, любви и т.п.) для правовых норм характерна большая, нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в специальных нормативных актах, имею­щих письменную форму. Моральные требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;

ü если нормы морали регулируют общественные отно­шения с позиций добра и зла, справедливого и несправед­ливого, то нормы права — с точки зрения законного и не­законного, правомерного и неправомерного.

Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:

реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы эффектив­но действовали, они, по крайней мере, не должны проти­воречить правилам морали;

право, в целом, должно соответствовать моральным взглядам общества. Право должно способствовать утвер­ждению идеалов добра и справедливости в обществе;

в некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Именно через право шел процесс преодоления кровной мести — одного из постулатов морали прошлого времени;

нравственные воззрения являются той основой, на которой формируются правовые взгляды, правовые иде­алы и, в конечном счете, содержание правовых норм;

некоторые правовые нормы непосредственно закреп­ляют моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями (например, уголовные нормы).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)