Культурная жизнь СССР в 1960–1980-е гг.: достижения и противоречия.


Дата добавления: 2014-06-18 | Просмотров: 1847


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Особенности развития культуры. Развитие культуры 1960–1980-х гг. носило противоречивый характер. «Оттепель» в духовной жизни сменили «заморозки». Руководство культурой имело внешне демократиче­ские формы: регулярно про­водились съезды союзов творческой ин­теллигенции, учи­телей, науч­ные конференции и т.п., однако эти мероприя­тия зачастую имели парад­ный характер, их решения были зара­нее подготовлены и согласованы с партийными органа­ми.

Усилились цензура, идеологическое давление на культуру и контроль над де­ятельностью интеллиген­ции. Запрещались фильмы при­знан­ных в мире режиссёров, теат­ральные спектакли.

Затихла критика культа лич­ности Сталина. Из ме­муаров полководцев, в частности Г. К. Жукова, цен­зура вы­чёркнула критические отзывы о Сталине. В худо­жественных филь­мах появился положительный образ Сталина-полко­водца – победи­теля фашизма (фильм-эпопея «Освобожде­ние» и др.). Партийное руководство одобряло работы на «производственную» тему, в которых рабочий-новатор борется за технический прогресс и побеж­дает с помощью партии.

Широкое рас­пространение получили средства массовой ин­фор­мации: радио и телевидение (цвет­ное с кон. 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Это значительно расширило воз­мож­ности доступа народа к достиже­ниям за­падной мас­со­вой культуры. Расходы на культуру в 1970–1985 гг. возросли более чем в 2 раза, однако действовал принцип остаточного финансирова­ния культуры. В результате объекты социально-культурной сферы превраща­лось в «долго­строй», не рес­таврирова­лись памятники архитектуры, приходили в упадок библиотеки и музеи.

Литература.Писатели-«деревен­щики» – представители «де­ревен­ской» прозы – Фёдор Абрамов (1920-1983, трилогия «Пря́слины»), Василий Белов (1932–2012, «Всё впереди», «Кануны»), Виктор Астафьев (1924–2001, «Зáтеси», «Царь-рыба»), Борис Можаев (1923–1996, «Мужики и бабы»), Валентин Распутин (род. 1937, «Прощание с Матёрой») показали трагедию крестьянства, неистребимость народных традиций, культуры, нрав­ственности.

Теме Великой Отечественной войны посвятили свои произведения Юрий Бондарев (род. 1924, роман «Горячий снег»), Василь Быков (1924–2003, повесть «Обелиск»), Борис Васильев (1924–2013, повести «А зори здесь тихие...», «В спис­ках не значился») и др. Заметным явлением стало творчество Юрия Трифонова (1925–1981, «Дом на набе­режной»), Андрея Битова (род. 1937, «Пушкинский дом»), Чингиза Айтматова (1928–2008, «Буранный полустанок»). В 1965 г. Михаил Шолохов удостоен Нобелевской премии.

Театр и кинематограф. В кинематографе работали выдающиеся режиссёры Сергей Бондарчук (1920–1994, создатель фильмов «Война и мир» – премия «Оскар» 1967 г., «Они сражались за Родину»), С. И. Ростоцкий (1922–2001, «Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие...»), Т. Н. Лиóзнова (1924–2011, «Семнадцать мгно­вений весны»), А. А. Тарковский (1932–1986, «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия», «Зеркало»), Э. А. Рязанов («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Жестокий романс»), М. Л. Захаров («Обык­новенное чудо»), Г. Н. Данелия («Мимино», «Осенний марафон»), Л. И. Гайдай (1923–1993, «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»).

Завоевали народное признание артисты театра и кино А. Абдулов (1953–2008), О. Басилашвили, А. Баталов, Ю. Богатырёв (1947–1989), С. Бондарчук (1920–1994), О. Борисов (1929–1984), М. Боярский, Л. Броневой, Г. Бурков (1933–1990), Р. Быков (1929–1998), Г. Вицин (1917–2001), Н. Гýндарева (1948–2005), О. Даль (1941–1981), А. Джигарханян, Е. Евстигнеев (1926–1992), Н. Ерёменко (1949–2001), О. Ефремов (1927–2000), Г. Жжёнов (1915–2005), А. Кайдановский (1946–1995), Н. Караченцов, М. Кóнонов (1940–2007), С. Крамаров (1934–1995), Л. Куравлёв, К. Лав­ров (1925–2007), В. Лановой, Е. Леонов (1926–1994), В. Ливанов, А. Миронов (1941–1987), Н. Михалков, Н. Мордюкова (1925–2008), Ю. Никулин (1921–1997), А. Папа­нов (1922–1987), Т. Пéльтцер (1994–1992), Л. Полищук (1949–2006), М. Пуговкин (1923–2008), А. Райкин (1911–1987), И. Смоктуновский (1925–1994), В. Соломин (1941–2002), О. Табаков, М. Терехова, В. Тихонов (1928–2009), М. Ульянов (1927–2007), Л. Филатов (1946–2003), А. Фрейндлих, И. Чурикова, В. Шукшин (1929–1974), Ю. Яковлев (1928–2013), О. Янковский (1944–2009) и др.

Выдающиеся мастера балета: М. Плисецкая, М. Лиепа, В. Васильев, Е. Максимова (1939–2009), М. Барышников, Р. Нуриев (1938–1993).

Оперные певцы: И. Архипова (1925–2010), Г. Вишневская (1926–2012), Е. Образцова, Б. Штоколов (1930–2005).

Авторы песен: М. Блантер (1903–1990), А. Пахмутова, В. Соловьёв-Седой (1907–1979).

Популярные исполнители песен: Л. Зыкина (1929–2009), М. Магомаев (1942–2008), В. Толкунова (1946–2010), А. Пуга­чёва, И. Кобзон, С. Ротару, В. Леонтьев и др.

Живопись и скульптура. Выдающиеся художники: И. Глазунов, А. Шилов, скульпторы: Е. Вучетич (1908–1974, «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде), М. Аникушин (1917–1997, памятник А. Пушкину), Л. Кербель (1917–2003), Н. Томский (1900–1984) и др.

«Альтернативная культура». Представители: писатели В. Аксёнов (1932–2009), А. Солженицын (1918–2008), Ф. Искан­дер, В. Войнович, поэты И. Бродский (1940–1996), А. Галич (1918–1977), В. Высоцкий (1938–1980), худож­ник М. Шемякин, скульптор Э. Неиз­вестный, композитор А. Шнитке (1934–1998), кинорежиссёры А. Тарковский (1932–1986), К. Муратова, А. Герман, Т. Абуладзе, О. Иоселиани, С. Параджанов (1924–1990) и др.

Образование. В 1960–1970-е гг. был взят курс на по­вы­шение образо­вательного уровня населения, осуществлён переход к всеобщему полному средне­му образованию. Были пересмотрены школьные про­граммы, внедрялись новейшие методы обучения. Учителя-новаторы В. Шата­лов, Ш. Амона­швили и др. пытались преодолеть форма­лизм в учёбе. Однако закостенев­шая система обра­зова­ния не бы­ла рассчитана на новые методы обучения. Реформа в 1987 г. была свёр­нута.

Росло число вузов. В 1985 г. в СССР насчитывалось 69 уни­версите­тов, в том числе Ивановский государственный университет (с 1973 г.).

Наука. Сеть научных учреждений значительно расшири­лась. Была поставлена задача интенсификации научных исследований и усиления связи науки с произ­водством. Многие научные разработки были связаны с обороной. Под руководством пре­зидента Акаде­мии наук А. Александрова (1903–1994) созданы научно-производствен­ные объединения (НПО) для выпуска новейших образцов военной техники – Ленинградское оптико-ме­ханиче­ское объединение (ЛОМО), НПО «Энергия» и др. К 1985 г. существовали 250 НПО. Построены новые АЭС (Ленинградская, Курская, Чернобыльская на Украине, Билибинская на Чукотке, Кольская под Мурманском и др.), крупнейший в мире атомный ледокол «Аркти­ка». Развивались квантовая электроника, лазерная техника, генетика. Лауреатами Нобелевской премии стали экономист Л. Канторович (1912–1986) в 1975 г. и физик П. Капи́ца (1894–1984) в 1978 г. В 1963 г. совершила полёт первая женщина-космонавт В. Терешкóва (р. 1937). В 1965 г. А. Леонов (р. 1934) совершил первый выход в открытый космос. Всего за период 1967–1981 гг. на орбиту были выведены 40 кораблей «Союз», из них 38 – с экипажами.

С другой стороны, советская наука неук­лонно теряла позиции. Технологическое отставание не позволило СССР быстро наладить вы­пуск нового поколения ЭВМ – персональных компьютеров. Высад­ка в 1969 г. на Луну американских астронавтов во главе с Н. Армстронгом (1930–2012) положила конец советской программе освоения Луны. Затягивался запуск космиче­ского корабля «Буран».

Таким образом, несмотря на противоречия и трудности «брежневского» периода, советская культура обогатила мировую культуру.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.046 сек.)