|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коллективное бессознательноеДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1707
К. Юнг идентифицировал коллективное, или трансперсональное, бессознательное с ядром всего психического материала, который не проходит через личный опыт человека. Его составляют понятия, характерные для всех людей, всех временных отрезков и всех культур. Т.е. по Юнгу, помимо индивидуального или личного бессознательного, есть бессознательное, которое одинаково присутствует у большого количества людей, например у целой нации. Французы – веселые и любвеобильные, англичане – замкнутые и чопорные, немцы – педантичные и пунктуальные. Человек, таким образом, не рождается по выражению Юнга как «чистая грифельная доска». Юнг постулирует тот факт, что психика ребенка уже хранит структуру, определяющую и каналы всего дальнейшего развития, и способы взаимодействия со средой. В этом и заключается принципиальное отличие коллективного бессознательного от «ОНО» Фрейда, хранящего только личностный вытесненный материал. Структурные компоненты коллективного бессознательно К. Юнг назвал архетипами. Их очень много: это представление об отце, матери, вожде, мифологические персонажи, легенды, сказки, ритуалы, обряды, традиции, фольклор, сказания, предания и т.д. олицетворяющих, в основном, силы добра и зла. К. Юнг относил к архетипам и основные структуры личности. Это: персона, тень, анима и анимус, самость. Персона – это маска, которую надевал на себя человек в ответ на требования социальных условностей. Другими словами, персона – это тот наш благоприятный внешний облик, который мы стараемся преподнести другим людям. Тень – это уже часть нашего индивидуального бессознательного. Сюда входят наши желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартными, понятиями об идеалах и т.д. Юнг писал: «Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону». Анима и Анимус – отражают, по мнению К. Юнга, бисексуальную сущность человека. Фемининной стороной мужской личности является Анима, мускулинной линией в женской личности – Анимус. Другими словами, мужчина живя с женщиной на протяжении многих веков, стал фенимизированным; женщина – маскулизированной. Анима и Анимус в аналитической психологии – наиболее древние архетипы. Самость – это архетип целостности личности. Опять же, в отличие от классического психоанализа, где каждая структура личности функционирует независимо и самостоятельно, оказывая давление на «Я», К. Юнг пишет о взаимозависимости различных структур личности. «Самость, - отмечает Юнг, - означает всю личность; самость – это единство сознания и бессознательного, более того, она воплощает гармонию и баланс даже противоречивых функций психики». Когда самость не справляется со своей функцией компромисса и координации и возникают различного рода конфликты, неврозы, комплексы и даже психические расстройства. 8) Изучить основные положения характерологического психоанализа К. Хорни. Признавая структуру личности, созданную З. Фрейдом, К. Хорни считала, что в бессознательном человека преобладает и господствует не сексуальность и стремление к разрушению, а врожденный инфантильный детский страх (или базовая тревога). Человек, по мнению К. Хорни, не успевает за свою жизнь стать взрослым. Она сравнивает этапы развития человека и животных. Собака, кошка и т.д. достигают половой зрелости (т.е. становятся взрослыми) в течение 10-12 месяцев, а живут 20-25 лет. У человека половая зрелость наступает в 20-21 год, а живет он в среднем 60-80 лет. Но должен жить, по аналогии с животными – не менее 300 лет. Значит, утверждает Хорни, с точки зрения биологического развития мира, умирая, он все еще находится на стадии развития ребенка. Во время тяжелых переживаний, пыток, страха – люди кричат «мама»! Это происходит бессознательно. Младенец рождается с чувством страха. С первых секунд жизни человек начинает переживать чувство враждебности мира. Беспокойство порождает естественное желание избавиться от него. И вот все, что человек делает в своей жизни – это и есть попытки трансформации чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков - избавиться от базовой тревоги. По К. Хорни человеком управляет 2 тенденции: 1. стремление к безопасности; 2. стремление удовлетворению своих желаний. Обе эти тенденции часто противоречат друг другу и тогда возникает невротический конфликт, который личность стремится подавить, вырабатывая определенные защитные реакции, впоследствии формирующие характер человека. Три типа характера по К. Хорни: 1.ищущий любви, доверия, расположения других людей – это так называемое движение к людям. Это невротический защитный механизм «беспомощности», который выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и стремлением соглашаться с желаниями других. 2.агрессивный, враждебный – это движение против людей. Невротический механизм «враждебности» основан на убеждении, что в жизни действует закон «джунглей», где выживает сильнейший. Такой человек убежден, что настоящих привязанностей в жизни не существует. 3.обособленный, независимый – движение от людей. Защитный механизм «ухода», отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими людьми. Поэтому основная цель психотерапии К. Хорни – стремление помочь больному осознать свой невротический стиль поведения. 9) Изучить основные положения гуманистического психоанализа Э. Фромма. Учение Э.Фромма является наиболее «социализированным» учением неопсихоанализа. Фромм испытывал на себе серьезное влияние идей и работ К. Маркса. Он знал его положение об отчужении результатов труда и широко пользовался этим в своих работах. Поэтому психоанализ Э.Фромма иногда называют фрейдо-марксизмом: марксизм – изучает экономические законы развития общества, а фрейдизм – исследует психологические закономерности, происходящие в социуме. Поэтому многие положения гуманистического психоанализа Э. Фромма базируются на исторических аналогиях и параллелях. · Отчуждение результатов труда при феодальном строе не приводит к отчуждению в человеческих отношениях. Существуют еще нити, которые связывают между собой вассала и феодала. · При развитом капитализме начинается полное отчуждение, и происходит оно во всех сферах жизни, не только в экономической, но и в социальной, моральной, этической и т.д. Причем этому способствует, как это ни парадоксально звучит – научно-техническая революция, давая человеку возможность освободиться от многих забот. Это приводит к тому, что люди все более отчуждаются друг от друга. Человек в современном мире отчужден от всего, а следовательно – «он свободен от всего». Возникает отчуждение человека, которое Фромм назвал «негативной свободой». По Фромму, состояние «негативной свободы» угнетает человека и порождает неврозы. Поэтому и отчуждение человека от окружающего мира должно рассматриваться в терминах психопатологии и психиатрии. В своей главной книге «Бегство от свободы», Фромм пишет, что человек страдает от свободы, он не хочет быть «свободным», он хочет иметь отношения с другими людьми, вступать с ними в общение, а окружающий мир не предоставляет ему такой возможности. Так возникает механизм «бегства от свободы». Э.Фромм выделил три бессознательных психологических механизма, регулирующих отношения человека и общества: 1. мазохистические и садистические тенденции – это разделение людей на активных и пассивных в жизни: общественной, личной, сексуальной; 2. деструктивизм – это стремление человека разрушить мир, чтобы он не разрушил его самого; 3. конформизм автомата, который заключается в приспособлении индивидом своих потребностей к социально одобряемым целям. Если говорить о психотерапии по Э. Фромму, то он ввел термин «больное общество», считая, что больно все общество, и надо лечить каждого человека. В качестве лекарей должны выступать психоаналитики и психотерапевты. Фромм считал, что человек должен осознать неподлинность своего существования в современном обществе, чтобы затем реализовать заложенные в его существе возможности.
VI. План работы на предстоящем занятии. В процессе занятия студент: 1. Принимает активное участие в обсуждении поставленных теоретических вопросов. 2. Используя учебный материал, размещенный в разделе V данной темы, а также основную и дополнительную литературу, предложенную для самоподготовки, систематизирует знания о ведущих направлениях современной психотерапии и её отдельных техниках и методиках, существующих в рамках различных теоретических психотерапевтических концепций. 3. Просматривает видеозаписи психотерапевтических сессий известных психотерапевтов. 4. Используя клинические ситуационные задачи разрабатывает психотерапевтическую стратегию и тактику лечения больного. 5. Под руководством преподавателя (в формате деловой игры) изучает наиболее простые психотерапевтические техники и приемы.
VII. Список рекомендуемой литературы. Основная: 2. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В. и др. Психиатрия и наркология: Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 206. – с.348-356. 3. Коркина М.В. Лакосина Н.Д., Личко А.Е. и др. Психиатрия. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – с.160-166. 4. Некрасов М.А. Гипносуггестивная психотерапия. ч. I – II. – Орел: ОГУ, 2004. – 52с. 5. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2000. – 544с. Дополнительная: 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / Пер. с англ. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 214с. 2. Клейнзорге Х., Клюмбиес Г. Техника релаксации / Пер. с нем. – М.: Медицина, 1965. – 77с. 3. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. – СПБ.: Питер, 2001. – 688с. 4. Линдеман Х. Аутогенная тренировка / Пер. с нем. – М.: ФиС, 1980. – 135с. 5. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. – Л.: Медицина, 1986. – 280с. 6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПБ.: Евразия, 1999. – 478с. 7. Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. – СПБ.: Речь, 2001. – 256с. 8. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра / Пер. с англ. – СПБ.: Петербург XXI век, 1995. – 233с. 9. Перлз Ф. Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии. – СПБ.: Петербург XXI век, 1993. – 211с. 10. Прохазка Д., Норкросс Д. Системы психотерапии. – СПБ.: Прайм; Еврознак, 2005. – 384с. 11. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПБ.: Питер, 2006. – 944с. 12. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512с. 13. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. – 3-е изд. – Ташкент: «Медицина» УзССР, 1985. – 719с. 14. Свядощ А.М. Психотерапия: пособие для врачей. – СПБ.: Питер 2000. – 288с. 15. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза) / Пер. с англ. – М.: Класс, 1994. – 336с. 16. Слейтер Л. Открыть ящик Скиннера / Пер. с англ. – М.: АСТ, 2007. – 317с. 17. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 366с. 18. Фрейд А. Лекции по детскому психоанализу. – М.: ЭКСМО, 2002. – 304с. 19. Фрейд З. Ведение в психоанализ: Лекции. – М. Наука, 1991. – 340с. 20. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 272с. 21. Хорни К. Наши внутренние конфликты / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 560с. 22. Шульц И. Аутогенная тренировка / Пер. с нем. – М.: Медицина, 1985. – 32с. 23. Экзистенциальная психология / Под ред. Р. Мея / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 619с. 24. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоцио-нальный подход / Пер. с англ. – СПБ.: Сова; ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272с. 25. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии / Пер. с англ. – СПБ.: Питер, 2000. – 640с. 26. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М. Класс, 1999. – 576с. Содержание
М.А. Некрасов
Методические рекомендации для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Психиатрия и наркология»
Часть II. «Частная психиатрия»
* При отсутствии в отделении тематического больного решаются клинические ситуационные задачи или просматриваются видеозаписи. * При отсутствии в отделении тематического больного решаются клинические ситуационные задачи или просматриваются видеозаписи. * При отсутствии в отделении тематического больного решаются клинические ситуационные задачи или просматриваются видеозаписи. * При отсутствии в отделении тематического больного решаются клинические ситуационные задачи или просматриваются видеозаписи. * При отсутствии в отделении тематического больного решаются клинические ситуационные задачи или просматриваются видеозаписи. * Куэ и Бодуэн являются основателями так называемой «Второй Нансийской школы психотерапии». * |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.028 сек.) |