Уровни познания


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1632


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

v Познание мира: житейское и научное.

Всякая наука имеет своим истоком практику. Каждый помнит со школьных времен, что наука математика возникла из-за необходимости разметить поля после разлива Нила в Древнем Египте, химия была подарена человечеству алхимиками, благодаря их попыткам отыскать философский камень, и т.п. Однако, в настоящее время не занимаются разложением, например, молока на составляющие, чтобы выяснить, действительно ли в нем есть жиры, белки, витамины и микроэлементы.

Мы обычно используем научные знания даже для бытовых нужд. Спокойно принимаем эту информацию, включаем ее по мере надобности в свой обиход. Знаний, приобретаемых личным, опытным путем об окружающем нас мире, у современного человека становится все меньше и меньше. А сами науки все больше дистанциируются от бытовых, житейских проблем, становятся все более обобщенными, абстрактными. Они начинают жить своей жизнью, создают свой язык, формируют особую систему отношений с практикой. Идет четкое разделение теории и практики, науки и быта. Житейские знания, связанные с предметом большинства наук, обычно подавляются научными знаниями, они оказываются погребены последними, перестают играть существенную роль в жизнедеятельности человека.

По таким ли законам развиваются знания о психике человека, о воспитании и обучении личности?

v Самопознание человечества.

Базовым условием существования человека является определенное представление им не только того, каков окружающий мир, но и того, каково место человека в этом мире, каков сам человек.

v Философский и художественный уровни познания.

Особе место в становлении психолого-педагогического знания, как и других человеческих знаний, принадлежит философии. В YII-YIII вв. до н.э. даже возникает философская психология, которая разрабатывает психологическую тематику в рамках той или иной философской системы. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение оснований познания действительности всегда связано с изучением того, кому этот мир представлен, т.е. «с познанием самого себя».

Философская психология прогрессировала в плане описания психических явлений и их обозначения. Такие понятия как «душа», «сознание», «Я» первоначально разрабатывались в недрах философии. Душа как предмет познания возникла в учении древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

Многие философы, как прошлого, так и настоящего, были авторами оригинальных концепций сущности психического, описывали законы психической жизни, предлагали собственные педагогические теории (например, Ж.-Ж.Руссо и др.). Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным, и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Ближе к познанию конкретного человека оказывается художественный уровень познания. Не случайно в художественных произведениях содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа. Однако глубина и тонкость анализа во многом определяются только способностями и опытом автора этого произведения.

v Житейский и научный уровни познания.

Что касается научного и житейского познания психолого-педагогических феноменов, то их различия заключаются в следующем:

· поле исследовательской деятельности. У житейской психологии и педагогики оно практически бесконечно. Научные дисциплины отличаются резким сужением поля исследования, что связано с наличием методических процедур и возможностью создания специальных ситуаций, с помощью которых, в конечном счете, можно установить определенные закономерности функционирования изучаемого психолого-педагогического явления;

· Область и пути приобретения психолого-педагогических знаний. Опытом житейской психологии и педагогики является индивидуальный опыт со всеми его особенностями. Приобретается он случайным образом, и знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и не систематически. Наука базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным, что зафиксировано в специальном языке;

· формы сохранения психолого-педагогических знаний. Обширный опыт житейской психологии и педагогики сохраняется и существует в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, семейных мифах и пр. Однако, основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Житейская мудрость не стремится к логичности, единообразию. Научная психология и научная педагогика систематизируют знания в форме логически непротиворечивых положений, гипотез и аксиом;

· способы передачи и воспроизведения знаний. Обыденные психологические и педагогические знания, казалось бы, легко доступны. Отточенные афоризмы мыслителей прошлого, яркость и простота пословиц и поговорок, советы бывалых людей содержат сгустки житейского опыта. Однако, воспользоваться этим опытом не так просто. Обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное одним человеком в своей ситуации, другим человеком в новой ситуации. Опыт науки, хотя он и не столь обширен как житейский, содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях. Они передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые, в свою очередь, служат основанием для выдвижения новых научных гипотез.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.027 сек.)