СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1853


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

Телевизионный журналист должен обладать умением отстаивать свои убеждения. Это качество проявляется на всех этапах журналистской работы — и в отборе телеинформации, и в оценке происходящих событий, и в заботе о действенности выступлений с телеэкрана.

Испытание свободой слова оказалось для тележурналистов не таким простым и легким делом, как могло ранее показаться. На крутых переломах истории стали реальностью такие всплески отсталых социальных настроений, как национализм, местничество. Испытание на принципиальность, нравственность не каждый смог выдержать достойно.

Журналистская деятельность в период революционных преобразований, переоценки ценностей и поиска новых подходов в экономике, политике, культуре приобретает особо ответственный характер.

Однако журналисту на телевидении должны быть свойственны еще и особые профессиональные черты, обусловленные спецификой работы на телевидении.

Например, если журналист-газетчик в процессе подготовки материала для публикации имеет дело только с автором, то журналист телевидения становится при подготовке передачи членом большой творческой группы, в которой он сотрудничает с режиссером, кино- и телеоператором, а также с художниками, звукорежиссерами, дикторами, ассистентами, администраторами.

Телевидение — синтез зрительных и слуховых ощущений — имеет сравнительно высокий удельный вес звукового ряда в структуре своих передач. Видеоряд не в состоянии компенсировать отсутствие слова или неречевых звуковых средств — музыки, шумов, так как телеизображение имеет свои ограничения, предел возможностей в передаче информации, особенно воплощающей в себе абстрактные, отвлеченные понятия, которые нельзя донести до аудитории только с помощью визуальных средств.

Слово на телеэкране больше всего соответствует устной речи, ее строю, образности, интонации.

Построение устной речи подчинено определенным правилам, отличным от правил печатного слова. Хорошая газетная статья может не прозвучать на телевидении, и порой бледно выглядит на экране телепередача, о которой интересно рассказано в печати.

При всей важности зрительных впечатлений телевидение не может, не изменив своей природы, отказаться ни от слова, ни от других звуковых средств.

От радио телевидение заимствовало внеречевые звуковые компоненты, которые дополнительно к изображению несут смысловую нагрузку. Однако психология восприятия звука по телевидению и психология восприятия звука по радио — вещи совершенно разные, ибо «наше ухо воспринимает для себя лишь то и лишь так, как ему подсказывает глаз». Это любопытное соображение справедливо для всех телепередач, в том числе и для тех, которые базируются преимущественно на звукоряде — «разговорные», «музыкальные».

В поисках образно-выразительных звуков телевидение стремится активно использовать достижения радиовещания в создании акустических образов, которые сами по себе способны вызывать у слушателей зрительно-пластические ассоциации.

Одна из главных задач начинающего тележурналиста — овладеть особенностями жанра телепередачи, где содержание, идейно-тематическое наполнение определяет структуру, стиль и форму передачи.

Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные произведениям, построенным на основе одинаковых закономерностей.

Жанры отличаются по роду (документальное или игровое телевидение), по методу построения образа (символика, документальность, аллегория), по предмету изображения (личность, документальные кадры, игровые сцены), по характеру изображения (реальная или сатирическая картина, карикатурное изображение), по способу создания (кино-, видео-, фотофильм).

В последние годы происходит живой процесс взаимодействия и модификации жанров, перелива их из печати, радиовещания, театра, кино в телевидение и обратно. В ходе такого интенсивного процесса рождаются новые жанры, накапливающие свои особенности, приобретающие в результате модификации новое качество.

Каждый жанр имеет свои законы, вытекающие из его драматургии, а также из особенностей его формы (репортаж, очерк, интервью, беседа).

Соблюдение общих и специфических законов жанра есть главное условие высокого качества и эффективности телепередачи.

Пожалуй, жанр начинается с замысла передачи, который есть первая, начальная стадия работы над ней после определения ее задачи, темы, цели. Замысел передачи во многом определяет сценарный план (сценарий), жанр, состав участников, место съемок, характер монтажа и использование различных художественных приемов.

Любимый телезрителями жанр — репортаж.

Тележурналист должен тщательно к нему готовиться.

Прямой репортаж — непосредственная трансляция в эфир передачи репортером, с элементами авторской импровизации и комментированием на основе заранее подготовленных материалов, без предварительного монтажа изобразительного ряда.

Репортаж в записи — видео- или кинозапись события с последующим монтажом на основе дополнительного авторского текста или нового изобразительного материала, в соответствии со сценарным планом.

Проблемный репортаж — передача с места события, посвященная анализу, оценкам, урокам этого события.

Журналист выступает в роли репортера, как правило, в таких случаях, когда собирает материал на месте происшествия, а также:

— если событие запланировано(например, государственный визит или художественная выставка);

— если до места происшествия можно добраться;

— если репортаж ведется с места события, когда оно уже произошло. Как и в первом случае, это в журналистской практике происходит наиболее часто.

Из примеров видно, что репортер прежде всего информирует о событии. Но не это главное в репортаже. Журналист должен описать событие, образно показать, как оно произошло, дать возможность зрителю сопереживать вместе с ним, увидеть то, что произошло, его глазами. Репортаж — это описание мгновения, ситуации, которая является в большинстве случаев поводом для репортажа. Репортаж — субъективная форма изложения. Поэтому ведущий здесь с полным правом употребляет слово «Я» и может говорить от себя, чего обычно в журналистике стараются избегать.

Кстати, речь на телевидении в отличие от печатного слова определяется тройной зависимостью: изображение — звук — слово, что ближе всего к устной речи. Построение, стиль, характер речевой структуры зависят от специфики материала телепередачи, фильма.

Помимо взаимодействия слов между собой, построения предложений, несущих самостоятельный смысл, речь на телевидении соединяется с изображением на экране, отчего сила воздействия телевизионной речи усиливается многократно.

Речь в телепередаче способна дать новую, эстетическую по своей природе информацию, основанную на образах.

Тележурналист должен уметь вести беседу. Зафиксированный кино- или видеоспособом обмен мнениями по тем или иным вопросам, с возможным последующим монтажом в соответствии со сценарным планом и с привлечением дополнительного изобразительного материала — это иллюстрированная беседа.

Популярна среди тележурналистов и работа ведущего передачи (модератора). Он работает в кадре, пользуется как собственным, так и подготовленным другим автором текстом, соединяет в себе качества комментатора, диктора и интервьюера.

К ведущему телепередачи предъявляется много требований: он должен уверенно проводить интервью с одним или несколькими участниками передачи, работать во всех формах вещания, быстро и точно ориентироваться в самых различных ситуациях. Вместе с тем уметь молчать, давая другим возможность высказаться. Ведущий обязан владеть ситуацией, придавать передаче «стиль», оказывать влияние на ее качество и продолжительность, уметь успокоить собеседника, а в случае необходимости «разогреть» его или «спровоцировать» на откровенный разговор. Ведущий может выступать в роли посредника, но в случае необходимости должен с достоинством выйти из положения, если его собеседник в полемическом задоре выскажет оскорбительное или неверное суждение.

Каждый ведущий работает по-своему. Передача считается удачной, когда у зрителей возникает чувство, что ведущий задает именно те вопросы, которые хотелось бы задать и им, и не превращает ее в трибуну для самовыражения. Главное — правильно осветить тему, не упрощать серьезные проблемы и не драматизировать безобидные события.

Часто судят о ведущем по тому, как он ведет себя с высокопоставленными гостями. Зрители отрицательно относятся к тем журналистам, которые проявляют в этой ситуации как невоспитанность, грубость, так и льстивое низкопоклонство. Ведущий не имеет права поддаваться эмоциям, все его высказывания должны основываться на знании.

Комментарий. Выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу события, факта, с определенной оценкой, раскрывающей авторскую позицию.

Комментарий следует за новостями и сообщениями и представляет собой аналитические высказывания по актуальным проблемам. Он должен помочь зрителю сформировать собственное мнение. Достигается это путем углубленного анализа проблем, осмысления новостей в их взаимосвязи, изложения подоплеки и возможных последствий тех или иных событий.

Комментарий всегда передает субъективный взгляд и суждения автора. В печати передовые статьи и комментарии и определяют политическое лицо данного издания. В комментарии вещательной редакции должны найти отражение проблемы, которыми живет население.

Предпосылками профессионального комментария являются независимость мышления автора, компетентность в данном вопросе и опыт в освещении общественных проблем.

Комментатору необходимо учитывать степень подготовленности зрителей в том или ином вопросе. Ему следует убеждать аудиторию логикой мотивировок, темпераментом речи и заметной дистанцией по отношению к материалу. Он должен быть готов поставить под сомнение свое мнение, признать свои ошибки и перепроверить свои суждения.

Чем короче телекомментарий, тем большей тщательности требует его составление. Здесь важны эффективные начало и конец. Короткий комментарий должен ясно выражать мысль, быть свободным от отступлений познавательного характера. Короткие фразы, в ряде случаев повторение основной мысли, ограниченное использование иностранных слов облегчает понимание комментария.

Комментатор — это составитель, автор комментария. Готовит и ведет передачи по различным вопросам внутренней и международной жизни. Комментатор выезжает на места для освещения событий в качестве специального корреспондента, принимает участие в разработке перспективных и текущих планов вещания, заказывает квалифицированным авторам литературные материалы, консультирует их.

Комментатор осуществляет связи редакции с государственными учреждениями и творческими союзами, работает с письмами телезрителей, учитывает их при создании передач.

Профессиональным долгом комментатора является работа по повышению квалификации молодых журналистов.

Многие тележурналисты овладели методом контент-анализа телепередач, методом изучения тематики, содержания телепрограмм и их анализа. Его задача — выявить, как отражается действительность на экране, насколько созданные телевидением модели соответствуют тому, что происходит в обществе.

Первичный материал может обрабатываться на ЭВМ. Система категорий: внешние признаки показываемой действительности; контекстовые признаки показываемой действительности; персонаж, субъект изображения. Система обработки позволяет в итоге получить данные разного характера: оперативные — описание содержания передач определенного периода, например одной недели; сравнительные — описание содержания одного периода в сравнении с данными о содержании других периодов, сравнение содержания телепередач с газетными статьями, радиопередачами.

Журналист должен освоить один из основных жанров на телевидении — интервью: кино- или видеоматериал, отражающий в кадре корреспондента, его вопросы и ответы участника событий или компетентного лица (лиц) на актуальные темы.

Интервью может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. В этом случае оно является вспомогательной частью журналистской работы над передачей.

Интервью может быть и самостоятельным материалом. В такой форме аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. И тогда интервью приобретает значимость информативной беседы.

Напечатанный в газете перечень вопросов и ответов не дает всей информации, которую можно получить при помощи акустических средств: голоса, высоты звука, дикции, интонации. «Что» было сказано, можно, прочитать, но «как» — едва ли. Телевидение добавляет к голосу еще и видеоряд. С одной стороны, это делает информацию более совершенной, с другой — появляется опасность искаженной расстановки акцентов, когда «как» приобретает большую значимость, чем «что» (перенос значения с высказывания на высказывающего).

Можно выделить три типа интервью:

— интервью о факте. Представляет информацию о каком-либо предмете или явлении;

— интервью-мнение. Цель его — выяснение мнения интервьюируемого, его оценка событий;

— интервью о личности. Информация о самом опрашиваемом или полученная при помощи опрашивающего. Интервьюируемый здесь — на первом плане.

Журналисту надо помнить, что интервьюируемый — главное лицо, интервьюер — лишь посредник для слушателя. Часто журналисту хочется сообщить известную ему информацию, прокомментировать ответы, выразить собственное мнение. Ничего принципиального против этого возразить нельзя. Но таким образом интервью видоизменяется, становясь беседой или дискуссией, где оба партнера равноправны и попеременно исполняют более или менее идентичные роли.

Нередко тележурналист выступает и как корреспондент, который обеспечивает редакцию оперативной информацией и другими материалами событийного характера, подготавливает и ведет телевизионные репортажи с места событий, выступает в передачах с собственными материалами. Корреспондент принимает участие в разработке перспективного и текущих планов отдела, редакции, организует выступления политических деятелей, специалистов народного хозяйства, представителей науки и культуры.

Тележурналист должен освоить и принять критерии качества телепередачи. По ним определяют ее идейный и художественный уровень. Основные из них:

— оперативность или актуальность темы;

— компетентность и авторитет участников передачи;

— оригинальность, неожиданность драматургического хода, сценарного замысла, авторской позиции;

— использование возможностей жанра, документального и игрового телевидения, их взаимодействия и взаимопроникновения;

— применение художественных приемов, эстетически обоснованное сочетание выразительных изобразительных средств — слова, видеоряда, музыки, шумов.

В работе по улучшению качества телепередачи журналисту поможет метафора.

Метафора на телевидении строится на сходстве или контрастности предметов или явлений.

В экранных искусствах чаще всего используются метафоры, которые рождаются на контрасте двух изображений, при столкновении двух кадров, внутри которых заложены символы. Однако определенная метафоричность, обобщенность образного решения могут быть заложены и в композиции кадра.

Метафоры из простых изображений вырастают до образов, концентрируя в себе смысл эпизода. Именно потому, что метафора рождается при столкновении разных кадров, она не может возникнуть внутри кадра.

Журналист знает, что такое мизансцена: размещение действующих лиц и сценической обстановки, выражающее идейно-художественный замысел телефильма или передачи.

Нередко телевидение прибегает к микшированию изображения. Это наплыв одного изображения на другое, постепенное вытеснение затем одного другим, что обеспечивает плавный переход визуальной картинки.

Журналист обязательно участвует вместе с режиссером в монтаже. Монтаж — это особая система смысловых, звукозрительных и ритмических соотношений между отдельными кадрами, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление. Черновой монтаж заключается в выборе наиболее выразительных дублей, их предварительной подрезке, подборе в требуемой последовательности кусков изображения и фонограмм по сценарным эпизодам.

Обычно черновой монтаж производится параллельно со съемками с таким расчетом, чтобы по окончании съемок иметь изображение и синхронные фонограммы, которые подобраны в сценарной последовательности. Окончательный (режиссерский) монтаж производится по окончании съемок и вместе с озвучиванием составляет собой монтажно-тонировочный период производства фильма или телепередачи. На этом этапе отрабатывается композиция отдельных эпизодов и фильма в целом, а также решается его звуковая часть.

Журналист как автор и редактор участвует и в составлении монтажного листа, контрольного документа, сопровождающего каждую копию фильма в прокате. Монтажный лист содержит полное и точное покадровое описание фильма — от первого до последнего плана и составляется по установленной форме:

1) порядковый номер монтажного плана;

2) описание и содержание монтажного плана;

3) точный диалог или содержание надписей;

4) основное звуковое содержание;

5) метраж монтажного плана с точностью до одного кадра;

6) общий метраж.

Не может быть безучастным журналист и при монтаже по звуку. Это один из самых распространенных монтажных приемов, где звук выполняет две основные функции:

— воссоздание естественного звучания (человеческая речь, рев животного, шум работающего агрегата, т. е. естественные шумы);

— пробуждение различных ощущений (надежды, страха, радости).

При прямом совпадении звука и изображения раскрывается содержание произведения.

Весьма распространенные журналистские специальности на телевидении — сценарист и редактор. Сценарист составляет литературную основу будущего фильма или передачи, редактор редактирует как сценарий, так и готовый к выходу на экран материал. Однако этим не ограничивается круг деятельности сценариста и редактора. Сценарист должен, кроме того, уметь редактировать сценарий внештатного автора, редактор же по мере необходимости может выполнить функции ведущего, интервьюера и др. Деятельность тележурналиста — новая разновидность журналистской деятельности, связанная с работой в эфире, с живым звучащим словом, реакцией на незапланированное развитие разговора или действия. Если объектом съемки является говорящий человек, ему необходим собеседник-интервьюер. Если передача транслируется прямо в эфир, события необходимо комментировать без подробного текста. Выполнять функции ведущего, интервьюера, комментатора, репортера может один и тот же квалифицированный журналист. Все эти функции связаны с выступлением в кадре, занимающим сегодня одно из главных мест в телевизионной публицистике.

Для успеха передачи мало хорошо знать ее предмет, надо еще уметь выразить содержание с помощью специфических средств, т. е. владеть профессиональным мастерством.

Мастерство — это совокупность профессиональных знаний, навыков, умений. Чем лучше журналист понимает механизм передачи информации аудитории, чем яснее он представляет себе факторы, влияющие на эффективность его деятельности, чем полнее учитывает он эти факторы в своей работе, тем большего успеха он добьется.

Действенность выступления журналиста в немалой степени зависит от оригинальности стиля. Банальные слова, обороты снижают эффективность материала.

Текст выступающего должен быть выдержан в стиле разговорной речи, со своеобразным построением фраз, без громоздких конструкций, с ограниченным употреблением причастных и деепричастных оборотов.

Под руководством редактора работает младший редактор, который обеспечивает в соответствии с календарно-тематическим планом вещания создание несложных телевизионных передач.

Он заказывает литературные материалы, в процессе работы над ними оказывает помощь по улучшению структуры материала, отбору иллюстраций и фрагментов, выбору терминов и т. д. Младший редактор должен уметь привлекать к участию в передачах ведущих специалистов, руководителей предприятий и объединений, подготовить в соответствии с установленным порядком документацию для заключения договоров с авторами. Он вносит предложения о принятии или отклонении литературных материалов, либо о необходимости их исправления, сообщает автору о принятом решении в установленные договором сроки, а также редактирует авторские материалы, проверяет по первоисточникам правильность приводимых цитат, имен, цифр и других фактических данных.

Начинающий редактор приобретает навыки работы с письмами телезрителей, учитывает их при создании передач, подготавливает ответы авторам писем, участвует в обсуждении авторских работ, приеме режиссерских сценариев (экспликаций) и готовых передач.

Редактор подготавливает и сдает в установленные сроки заявки на передачи и микрофонные материалы, следит за правильным и своевременным оформлением и сдачей документации на оплату. Он ведет учет прошедших в эфир передач, их хронометраж, учет фамилий авторов и основных исполнителей, договаривается о размерах авторского вознаграждения, а также ведет картотеку нештатных авторов.

Среди журналистов телевидения особо заметную роль в подготовке передач играют комментаторы и корреспонденты.

Выступающий в кадре обязан обладать умением вести беседу, диалог корректно, проявляя уважение к позиции собеседника, даже если она не совпадает с точкой зрения ведущего.

Ведущий беседу, интервью, репортаж обязан помочь собеседнику выявить и обосновать его точку зрения. Запрещается навязывать собеседнику свою позицию, проявлять агрессивность, предвзятость, высокомерие, проводить допрос по отношению к участникам передач.

Каждую передачу, независимо от ее хронометража, автор обязан строить по законам драматургии, планируя ее завязку, развитие, кульминацию, итог или вывод.

Будучи автором, тележурналист, приступая к передаче, обязан четко определить ее цель и замысел. Цель не всегда удается достичь, чаше реализуется замысел. Высшая оценка и критерий передачи — единство воплощения творческого замысла и ее цели.

В беседе журналист обязан внимательно выслушать собеседника, оперевшись на один из его тезисов, согласиться с ним, затем развивать последовательно аргументы, лежащие в основе оценок, позиции журналиста. Высшая оценка и критерий его работы — способность убедить участников передачи, зрителей в своей правоте. Ведущий передачи не должен превращаться в ведомого.

В случае неподготовленности, отсутствия профессиональных навыков работник телевидения обязан отказаться от передачи.

Во всем мире признано, что участие телевидения так или иначе влияет на развитие указанных событий, поэтому действия телевизионных групп на месте события, а затем и сама передача не должны усугублять напряженности ситуации. В случае, если возможно предвидеть нежелательные последствия, предпочтительнее отказаться от освещения события. Журналисту при этом целесообразно посоветоваться с руководством редакции, которое может располагать важными данными о правовых, политических или иных аспектах события.

При освещении указанных событий журналисты, операторы, режиссеры должны делать это:

— как репортеры, а не как участники;

— с полной объективностью, точностью и сдержанностью;

— ненавязчиво, предварительно оценив обстановку.

Конечно, каждая ситуация требует тщательной оценки на месте события. На основе анализа практики и мнений работников телевидения ряда зарубежных стран, опыта последних лет можно дать некоторые советы при освещении экстремальных ситуаций. Выполнение этих советов способствует успешной работе тележурналистов:

а) для доставки оборудования и персонала на место события использовать автомобили без обозначений;

б) располагать оборудование как можно неприметнее;

в) если, с вашей точки зрения, ваше присутствие усиливает опасные или потенциально опасные волнения, закройте свои камеры и спрячьте микрофоны, независимо от того, что могут делать в это время другие журналисты;

г) освещать волнения объективно, без какой-либо инсценировки; не делать никаких предложений или просьб, которые каким-либо образом могут оказать влияние на участников, с тем чтобы они сделали или не сделали чего-либо;

д) подчиняться всем распоряжениям органов государственной власти, но немедленно сообщать руководству редакции о таких их инструкциях, которые, с вашей точки зрения, имели целью манипулировать освещением события или избежать его освещения;

е) не передавать в эфир сообщения о беспорядках до тех пор, пока не будет дана тщательная и сдержанная оценка серьезности ситуации, размера ущерба, числа, активности и настроения участников;

ж) избегать использования броских фраз типа «жестокость милиции», «озлобленная толпа», «взрывоопасное насилие» и т. д.;

з) не характеризовать волнения как «мятеж, бунт, бесчинства», «захват заложников», за исключением случаев, когда масштаб и интенсивность волнений четко оправдывают этот термин.

Поскольку факты и обстоятельства в каждом случае разные, не может быть конкретных, раз и навсегда определенных правил в освещении событий, связанных также с терроризмом или захватом заложников.

Гораздо реже, чем редактор, комментатор или корреспондент, среди тележурналистов встречается профессия фотокорреспондента. Фотокорреспонденты осуществляют внестудийные фотосъемки репортажного, событийного, очеркового характера, готовят фоторепродукции, в случае необходимости обеспечивают выбор натуры для изготовления фотофонов, фотодекораций и пр.

Журналист, обнаруживший за годы работы на телевидении не только профессиональные способности, но и организаторский талант, может возглавлять работу редакции, отдела.

Заведующий отделом обеспечивает в соответствии с календарно-тематическим планом вещания отдела создание телевизионных передач, возглавляет разработку проектов перспективных и текущих планов вещания отдела, участвует в разработке планов Главной редакции, подготавливает предложения по оперативным изменениям в программах, формирует творческие группы и распределяет задания между ними. Заведующий отделом организует работу по привлечению и расширению круга квалифицированных авторов и исполнителей, обеспечивает сценарный портфель. В установленном порядке он утверждает сроки сдачи материалов, график работы по подготовке передач.

В обязанности заведующего отделом входит прием литературных и режиссерских сценариев (экспликаций), подготовленных отделом передач. Он подписывает микрофонные материалы, заявки на передачи, техническое оснащение и киносъемки, обеспечивает их своевременное представление, следит за правильным расходованием гонорарного фонда, вносит предложения о размерах авторского и исполнительского вознаграждений участникам передач. Он контролирует использование технических средств, обеспечивает своевременную сдачу документации на оплату передач, обобщает результаты работы с письмами телезрителей, подготавливает рекомендации по их использованию в передачах.

Заведующий отделом ежемесячно подводит итоги выполнения плана отделом и установленных норм выработки сотрудниками отдела, контролирует соблюдение работниками отдела правил внутреннего распорядка, правил техники безопасности и охраны труда, а также вносит предложения о поощрении и премировании отличившихся работников. Однако этим круг обязанностей заведующего отделом не исчерпывается.

Залог успешной деятельности журналистского коллектива редакции, отдела — в творческой атмосфере. Одной из главных забот заведующего отделом является обеспечение условий для создания творческой обстановки и повышения квалификации своих коллег журналистов.

 

§ 3. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

 

Телевизионный журналист в процессе подготовки любой телевизионной передачи работает в творческом содружестве со своими коллегами по производству программ. После создания сценария заканчивается «работа в одиночку» и начинается работа большого творческого коллектива, который формируется на все время подготовки передачи. В этом коллективе ведущую роль играет режиссер.

Большинство старейших режиссеров телевидения пришли к малому экрану, имея уже опыт работы в смежных искусствах. Небольшая часть нынешней режиссуры пришла из журналистики, проявив в свое время способность к «конструированию» телепередач. Третья группа телережиссеров — молодые специалисты, окончившие вузы по специальности теле-, кино и театральной режиссуры.

Приемы раскрытия характера человека, способ рассказа об этом человеке на телевидении, жанровая определенность рассказа при создании документальной передачи носят черты несомненного сходства с работой газетного журналиста. Поэтому важное требование к профессии телережиссера — изучение опыта журналистской работы в печати.

Режиссер — это постановщик, который на основе литературного сценария, собственного творческого замысла возглавляет работу по постановке (съемке) передачи (фильма), определяет роль и место ведущего в действии, ставит задачу перед оператором, звукорежиссером, художником, видеоинженером.

Режиссер определяет также место съемок и характер монтажа, участвует в отборе музыки, спецэффектов, иллюстративного материала к передаче.

Режиссер и журналист работают вместе и во время съемок, и во время кино- и видеомонтажа.

Телевизионный режиссер должен выработать в себе умение усвоить авторский замысел и выявить средства, с помощью которых можно воплотить его на телеэкране.

Авторский замысел составляет основу любой телевизионной работы, определяет ее направление, устанавливает систему отбора материала, будь то сиюминутное событие или архивная хроника. Четко сформулированная мысль, ярко очерченная идея — это стержень произведения.

Телевизионный образ создается с помощью техники. Отсюда непременное требование к профессии телережиссера: совершенное владение телевизионной техникой, изучение ее возможностей и резервов.

Инженеры телевидения называют телевизионного режиссера видеорежиссером. Соотношение на экране главной и второстепенных деталей, партитура освещенности кадра, ритм монтажных кусков, собственно монтаж, композиция передачи в целом — все это невозможно без знания творческих возможностей телевизионной техники. Вместе с режиссером работает его ассистент.

Ассистент работает на телевизионном пульте. Вместе с режиссером он организует работу телеоператора, киномеханика, звукорежиссера, диктора. Психологические нагрузки, которые испытывает ассистент режиссера во время передачи, можно сравнить с психологическими нагрузками летчика во время полета. Требуются быстрая реакция, высокая концентрация внимания, автоматизм действий, интуиция. Конечно, все эти качества приобретаются не сразу.

Помощник режиссера или администратор телепередач работает в одной творческой группе с режиссером и его ассистентом. На телевидении справедливо говорят, что помощник — это «глаза и уши режиссера».

В последние годы появилась новая профессия — продюсер на телевидении. Производитель, организатор передачи, доверенное лицо телекомпании, студии, редакции. Осуществляет художественный и организационно-финансовый контроль при создании различного рода телепередач, несет ответственность за соблюдение договоров с компанией, студией, редакцией о соответствии созданной телепередачи их требованиям, условиям договора.

Важным моментом в создании телепередач является трактовая репетиция (тракт — это канал, по которому подается изображение и звук). Трактовая репетиция проводится в студии с использованием технических телевизионных средств и трактов. Трактовым репетициям предшествуют обычные, которые могут проводиться в специальных залах или в студии, но без применения телекамер, микрофонов, кинопроекторов и другого телевизионного оборудования.

Во время трактовой репетиции в работу включается телевизионный оператор. Мастерство телеоператора во многом зависит от умения пользоваться разнообразными приемами показа.

Приведем описание некоторых из основных приемов.

Наезд камеры. Оператор придвигает камеру, чтобы показать действующее лицо или предмет более крупным планом.

Отъезд камеры. Оператор откатывает камеру назад, чтобы перейти на более общий план. При этом увеличивается пространство, находящееся в поле зрения объектива.

Панорамирование, т. е. перемещение камеры. При этом перемещается не вся камера вместе с основанием, а только ее верхняя часть, где закреплен объектив. Камера, оставаясь на неподвижном основании, может легко вращаться вокруг оси, выдвигаться вверх или опускаться вниз. Комбинированное движение камеры открывает перед оператором широкие возможности. Возникают неожиданные и необычные ракурсы съемок. Создается ощущение большой свободы, легкости, полета.

Общий план. Оператор дает изображение всей сцены или места, где происходит действие.

Средний план. Более подробно, чем на общем плане, виден фон действия. Можно различить отдельные детали.

Неполный крупный план. Самый распространенный прием на телевидении, позволяющий показать действующее лицо на телеэкране в ½ или ⅔ полного роста.

Крупный план. Лицо персонажа, предмет или какая-то деталь показывается на весь экран.

Диктору приходится выступать в самых разных амплуа. Он может быть ведущим передачи, комментатором, репортером, сказочником, чтецом или конферансье в концерте. Такая многоплановость характерна именно для дикторов телевидения. Многие дикторы имеют высшее актерское образование.

Хорошая внешность и звучный голос — важные, но не самые главные качества для диктора. Главное — в совершенстве владеть своей профессией, быть высокообразованным человеком, разбираться в музыке, литературе, экономике, вопросах политики и т. п.

Современное телевидение обладает мощным телевизионным оборудованием. Технические возможности современного телевизионного оборудования выступают как новые, дополнительные выразительные средства.

Одним из таких средств является устройство электронной рирпроекции как статичных, так и динамичных изображений. Это устройство, часто называемое «блюбокс» (что в дословном переводе с английского означает «синий ящик»), позволяет органически врезать в кадр изображение актера, выступающего на фоне натянутого и освещенного синего (ультрамаринового) задника. Фоном могут быть любые изображения — кадры кинофильма, диапозитивы, видеозапись и т. п.

При этом должен соблюдаться ряд условий, одним из которых является жесткое требование к цвету элементов одежды актера, его гриму. Практически синие тона должны отсутствовать. В противном случае «оторвать» изображение актера от фона с четким его контуром очень трудно, а иногда даже невозможно.

Еще более широкие возможности обеспечивают аналогичные устройства в оборудовании типа «Хромокей». Они позволяют работать камере не только на голубом заднике, но и на других цветах — зеленом, красном и т. д., что значительно расширяет возможности выбора одежды для выступающего.

Примеры использования этих возможностей видеотехники хорошо демонстрируют выпуски теленовостей. Система спецэффектов наряду с вытеснением в кадре одного телевизионного изображения другим и созданием комбинированного изображения позволяет также получить инкрустацию надписей с титров, использование как черного, так и белого цвета. Имеется также возможность использовать в этой системе электронную указку. Можно получить и размытые края спецэффектов.

Большие возможности при создании передач крупных форм дает сочетание одновременного использования в спаренном режиме оборудования аппаратно-студийного блока (АСБ) и передвижной телевизионной станции (ПТС).

С вводом в эксплуатацию новых видеомагнитофонов «Кадр Зп» существенно расширились и возможности видеозаписи.

Использование дискового видеомагнитофона, позволяющего осуществлять замедление телевизионного изображения и получение стоп-кадра, создает новые возможности телеизображения. Пропускать через него можно не только сигналы из АСБ, ПТС, но и видеозаписи при условии их хорошего качества.

Существенно расширились условия оперативной работы на внестудийных объектах в жанре репортажных интервью, беседы за счет использования ПТС, представляющих собой комплект ручной телекамеры с репортажным видеомагнитофоном. Максимальная емкость его кассеты составляет 20 минут Интересные возможности для тележурналистов дает передвижная ручная телевизионная станция при движущейся автомашине, в режиме ее автономного питания от аккумулятора.

Автоматизация технологических процессов, бесподстроечный режим работы цифровых устройств, с одной стороны, упрощает эксплуатацию этих технических средств (при овладении навыками на новом оборудовании), с другой — усложняет поиск неисправностей и вызывает необходимость создания довольно сложных встроенных ЭВМ.

Редакторы, режиссеры, художники, мастера по свету создают в программах телевизионную графику — новую и увлекательную разновидность изобразительного искусства. Этот уникальный вид художественного творчества синтезирует в себе свойства телевизионного и графического искусств, добавляя к ним собственные, специфические (выразительные) особенности. Графика не только обеспечивает необходимость передачи точной и ясной информации в ежедневной программе, но и помогает авторам выразить те или иные идеи в такой форме, которая недоступна «живому» изображению.

Заголовки и различные виды титров, надписей, являющиеся одними из основных компонентов зрительного ряда телевизионной программы, обычно предваряют и завершают передачи. Другие позволяют быстро и точно давать в программе сведения о погоде, спортивных результатах, включать нужные объявления между передачами, обозначать ход времени и смену места действия.

«Письменный язык», соответствующим образом трансформированный, стилизованный, используемый в зависимости от ситуации, является основным инструментом, главным изобразительным средством телевизионной графики, позволяющим с помощью символов усилить смысловое и эмоциональное воздействие, привлечь внимание зрителей, более полно и точно раскрыть замысел передачи.

Для успешного овладения профессиональными навыками необходимы в первую очередь творческие способности (развитые в результате обучения в художественном учебном заведении) и решимость начать все с самого начала, чтобы изучить практику и технологию работы телевизионного художника. Тщательное изучение «телевизионных» законов и технических приемов создает для работников телевидения ту основу, отталкиваясь от которой можно совершенствовать профессиональное видение и мастерство, реализовать оригинальные замыслы и экспериментировать.

На телевидении очень часто возникает необходимость передать в одном или двух рисунках содержание, основные идеи, наиболее важные аспекты или даже атмосферу той или иной программы. Для успешного решения этой задачи работник телевидения должен обладать острым видением предмета изображения, хорошо развитым художественным чутьем, способностью изобразить и синтезировать абстрактные идеи в зрительных образах.

Телевизионный работник должен овладеть и искусством фотографии. Хотя на большинстве телевизионных студий есть специальные фотолаборатории, знание основ фотодела может оказаться весьма полезным. Многие вступительные кадры к программе, как мультипликационные, так и снятые на натуре, часто требуют от художника умения комбинировать титры и фотографии. Совершенно очевидно, что сотрудник, умеющий сам фотографировать, имеет больше возможностей для воплощения своего замысла.

Для многих работников телевидения очень ценным является умение мастерить всевозможные модели и конструкции с помощью бумаги, картона, фанеры, клея и других материалов. Всегда возникает необходимость в изготовлении макетов, таких, например, как железнодорожная станция, аэродром, различные типы самолетов и т. д. Конечно, их можно заказать в специальных производственных цехах, но художник, умеющий изготавливать их сам, сбережет массу времени (см.: Рен Харрел. Телевизионная графика. М., 1979. С. 7-9).

Художественное решение телепередачи, телеспектакля, телефильма во многом зависит от уровня профессионализма инженера по освещению, техника-осветителя и рабочего-осветителя, которые в соответствии с режиссерским сценарием «ставят освещение» на съемочных площадках. Освещение на телевидении — важный элемент художественного решения передач, имеющий технический и эстетический аспекты.

Техника освещения состоит из типовых кинопрожекторов, ламп накаливания, напольных светильников и специальной аппаратуры, которые обеспечивают два вида света: мягкий свет, который рассеивается и не дает теней, и жесткий свет— сильно направленный, вызывающий нужные тени.

Создатели передачи должны знать и владеть следующими параметрами света:

— направленность освещения — угол падения света на предмет;

— зона действия, или распределение света — площадь, освещаемая данным источником;

— яркость света или качество света — мягкий или жесткий, белый или отраженный.

Реализация кадровой политики на телевидении определила ее новые направления, ставшие приоритетными. Это обеспечение демократизма и гласности, прямого участия трудовых коллективов в решении кадровых вопросов; система периодической оценки работников, использование результатов аттестации и переизбрания в дальнейшей работе с людьми; создание кадрового резерва и его подготовка; совершенствование системы профессиональной, производственно-экономической учебы; и, пожалуй, главное — опора на высокие критерии при подборе и расстановке творческих кадров

Работа по подготовке и переподготовке кадров телевидения приобретает черты системы, в которую вошли следующие формы повышения профессиональной квалификации:

— подготовка специалистов в государственных высших учебных заведениях с отрывом и без отрыва от производства;

— переподготовка во Всесоюзном институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания;

— профессиональная учеба в коллективах редакций;

— повышение квалификации работников телевидения совместно с журналистами партийной печати на постоянно действующих курсах, семинарах, в лекториях;

— создание школ, советов молодых специалистов, проведение занятий по обмену опытом работы по созданию телепередач.

Зависимость эффективности передач от уровня подготовки кадров является важным принципом работы на телевидении. Этот принцип учитывается руководителями телеорганизаций большинства стран мира, осуществляющих подготовку и повышение квалификации своих сотрудников. Подготовка журналистов в зарубежных странах ведется во многих высших учебных заведениях, где изучение средств массовой информации включено в учебные программы.

В США, например, более чем в 400 учебных заведениях имеются отделения и факультеты для подготовки специалистов в области телевидения и радиовещания. Кроме того, около 30 специальных учебных заведений готовят творческие и технические кадры для телерадиовещания. К ним, в частности, относятся Вашингтонская академия телевидения и радиовещания с дневным и вечерним отделениями, Нью-Йоркская академия теле- и радиоискусства и т. д.

Как правило, учебная программа курсов и факультетов телерадиожурналистики включает большое число (до 15) специальных дисциплин. Студенты изучают историю развития средств массовой информации, в том числе зарубежных; законодательство в области телерадиовещания; влияние ТВ и РВ на формирование общественного мнения; проблемы и методы изучения аудитории, технику сбора и обработки информации, рекламу и т. п. Кроме того, в программу включен курс политики, экономики, истории, географии, социологии, литературы, языка и т. д. Непосредственно журналистским дисциплинам отводится 25% учебного времени, все остальное отдано общеобразовательным предметам.

Круг участников передач постоянно расширяется, более того, для многих из них ТВ стало средством популяризации собственных идей, рекламы профессии, фирмы, товара. И вполне естественно встал вопрос о хотя бы минимальном знакомстве с особенностями ТВ, приемами и методами ведения дискуссий, интервью и т. п.

Появились специальные платные курсы для бизнесменов. Около десятка подобных частных школ существует и во Франции. Одна из них — «Коммюникасьон ассосье» берется за 8 часов подготовить к появлению на телеэкране любую «звезду», будь то политический деятель или менеджер. Главное — научить вести дискуссию, давать интервью. Слушатели учатся соразмерять свое выступление с временным ограничением, умению выделить главное, не бояться микрофона и телекамеры. Проводится и более детальная работа. Прежде всего обучающийся должен дать интервью незнакомому журналисту. Затем идет просмотр вместе с преподавателем видеопленки, за которым следуют рекомендации: как выйти из затруднительного положения, как удержать разговор в нужном русле, как научиться, глядя в телекамеру, видеть не многомиллионную аудиторию, а только одного, нужного телезрителя и т. п. В школе учат поведению в кадре, редактированию выступлений в связи со спецификой ТВ, умению правильно одеться и даже пользоваться гримом. Таким образом, система подготовки и повышения квалификации работников телевидения почти всюду органично включена в структуру телевещательных организаций. Достаточно сказать, что в таких странах, как Англия и Япония, каждый сотрудник ТВ знает, что может рассчитывать на сохранение за ним занимаемой должности лишь в том случае, если он (примерно раз в пять лет) после прослушивания цикла лекций и участия в практических занятиях успешно пройдет квалификационную комиссию. Для тех, кто рассчитывает на повышение по службе, занятия на курсах повышения квалификации являются обязательным условием.

Распространено мнение, что лучшими преподавателями являются те, кто совмещает преподавание с практической или научно-исследовательской работой.

Курсы, школы, творческие мастерские, институты повышения квалификации при телеорганизациях, как правило, работают в тесном контакте с практиками вещания, в соответствии с их нуждами и запросами. Занятия в этой системе гарантируют слушателю определенные изменения в его профессиональной судьбе.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)