ТЕЛЕВИДЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1638


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Становление и развитие телевидения в информационном процессе оказало глубокое влияние на все его сферы, его содержание, характер и организацию. Но как работает телевидение, каким способом достигается общение с аудиторией?

Телевидение, понятое в широком смысле слова, есть область технических наук, технологии и культуры, связанная с передачей на расстояние изображения и звука передвигающихся объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В пункте передачи происходит преобразование элементов изображения в последовательную выдачу электрических сигналов с дальнейшим их прохождением по каналам связи (наземным, космическим) в пункт приема, где осуществляется их обратное преобразование.

До 30-х гг., на первом этапе своей истории, телевидение развивалось с использованием для анализа и синтеза сигнала оптико-механических устройств, но затем появились системы электронного телевидения, в которых передача изображения стала осуществляться с помощью телевизионной передающей трубки и кинескопа. Телевизионная передающая трубка — это электроннолучевой прибор для преобразования светового изображения в видеосигналы. Он является частью телевизионной камеры, которая, кроме того, состоит из объектива, генератора и видеоусилителя.

Для того чтобы наиболее точно обозначить роль и место телевидения в системе средств массовой информации, необходимо прежде всего выявить его своеобразие, преимущества и слабые места.

Развитие демократии в обществе вдохнуло новые жизненные силы в потускневшие формы устных выступлений на фоне крупномасштабного развития средств массовой информации. Зажигательные речи на санкционированных митингах, открытые и острые дискуссии на улицах и площадях, в клубах и домах культуры показали обществу, насколько наглядны преимущества и убеждающая сила устного слова. На этом фоне убого выглядели те функционеры, которые отучились говорить с людьми без бумажки, без подсказки. Все они проиграли и в борьбе с идейными соперниками, и в избирательных кампаниях.

Порой на многочисленных митингах и собраниях эмоции брали верх над разумом. Многие качества ораторского искусства были потеряны за годы застоя. Теперь и для этого искусства наступает эпоха ренессанса, тем более что традиции и корни этого искусства давно и успешно развивались лучшими представителями русской интеллигенции. Еще в 1893 г. А. П. Чехов писал:

«В Московском университете с конца прошлого года преподается студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне…

В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры… Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств были в то же время и лучшими ораторами».

В ноябре 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова. В качестве важнейших задач он ставил обучение слушателей ораторскому искусству на основе научной методики. Эти задачи были включены и в программу известного Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова.

Позднее успешно действовали Институт имени Володарского и Научно-исследовательский институт культуры, организованные в Ленинграде. Где сейчас все эти институты? Где у нас в стране учат ораторскому искусству? Сокращены лекторские группы в обществе «Знание». Почти не осталось профессионалов-лекторов.

Были времена, когда выступление лекторов и ораторов воспринимались на местах как незаурядное событие. Их знали в лицо (см.: Правда. 1989. 30 марта).

Многие формы и жанры на телевидении пришли из области межличностных общений. Обогатив эти формы новыми творческими и техническими возможностями, телевидение сделало их достоянием одновременно многомиллионной аудитории. Так, выступление лектора, информатора стало на телевидении выступлением в кадре — зафиксированной кино- и видеоспособом речью человека на телеэкране с оригинальным авторским текстом. Выступление в кадре может быть иллюстрировано различным иконографическим материалом (фотографией, кино- и видеосюжетом, слайдами и т. п.) в соответствии с логикой выступления. Заранее написанный сценарий, план (сценария) может отсутствовать.

Телевидение широко использует диалог, беседу. Отсюда телебеседа — зафиксированный кино- или видеоспособом обмен мнениями по тем или иным вопросам, с возможным последующим монтажом в соответствии со сценарным планом и с привлечением дополнительного изобразительного материала.

В таком случае это иллюстрированная беседа.

Прямо из митинговой нашей жизни шагнули отчеты-встречи на телевидение. Образовался новый интересный жанр телевизионной публицистики — «Встреча в эфире» («Встречи в Концертной студии Останкино» и др.).

«Встреча в эфире». В основе телепередачи — беседа-импровизация выдающегося человека с многочисленной аудиторией о своей профессии, судьбе. В ходе передачи — рассказ ее героя о социально значимых проблемах, секретах мастерства, об отношении к людям и обществу. Чаще всего встреча содержит ответы на вопросы зрителей в зале, реже — телезрителей. Встреча может быть иллюстрирована изобразительным материалом при обязательном заранее разработанном сценарном плане этой передачи.

В отличие от устной речи речь на телевидении определяется тройной зависимостью: изображение — звук — слово, но она ближе всего к устной речи по своему построению, стилю, характеру, определяемым стилем и характером телепередачи, фильма.

Помимо взаимодействия слов между собой, построения предложений, имеющих самостоятельный смысл, речь на телевидении соединяется с изображением на экране, отчего сила воздействия телевизионной речи усиливается многократно.

Речь в телепередаче способна дать новую, эстетическую по своей природе информацию, основанную на образах. И по своему построению речь, язык телевидения ближе всего к истокам устной речи, но сродни языку кино. То же совпадение или несовпадение (по Д. Вертову) видимого со слышимым. Звуковые кадры могут совпадать со зрительными, переплетаться друг с другом в разных сочетаниях.

Особенности языка телевидения в отличие от кино — прямая обращенность к зрителю, возможность участия зрителя в самой передаче, его вмешательства в экранное действие, интимность, а также рождение драматургии передачи в ходе реального действия.

Таким образом, в природе телевидения много «генов» от устной речи.

В основе телевизионного произведения лежит взаимодействие слова и изображения, сочетание двух языков — языка зрительских образов и языка словесных образов (Ю. Лотман). Словесно-зрительская структура телевидения предполагает, что в ходе развития драматургии действия на первый план могут выходить то слово, то изображение в соответствии с тем, что в конкретный момент передачи сильнее действует на ум и эмоции телезрителя.

Телевизионному слову свойственны особенности устной речи в формах диалога или монолога, изображению — приемы кино, театра, изобразительного искусства.

Как только все эти свойства смежных искусств сливаются воедино, приобретают характер обращенности к отдельной личности, интимности в условиях домашнего просмотра, создается новое эстетическое качество в системе искусств, оригинальная природа телевидения, рождается публицистика на телеэкране — вид телевещания, отражающий актуальные проблемы социальной жизни, интересы общества, коллектива, отдельной личности или в их единстве, общности, или в столкновении, в конфликте их между собой.

Публицистика телевидения основывается на реальных, жизненных коллизиях, может быть разделом или документального, или игрового телевидения.

Следует отметить, что различные формы и виды вещания по-разному используют общенародную и местную информацию.

В устных беседах, лекциях, выступлениях имеется больше возможностей использовать местный материал, взятый из жизни данной области, района, города, трудового коллектива. Причем степень использования этого материала прямо пропорциональна эффективности информации в целом, ибо местное является той призмой, через которую преломляется информация, прежде чем закрепится в сознании человека в виде определенных ценностей, требований, норм поведения.

В средствах массовой информации, в том числе на телевидении, в силу своей «всеохватности» местной тематике уделяется значительно меньше внимания, чем в устных выступлениях. При этом нужно иметь в виду, что в межличностном общении, и в процессе функционирования телевидения недопустимо чрезмерное увлечение местными особенностями; ибо это может содействовать формированию в сознании отдельных людей элементов местнических, а порой и националистических настроений. В то же время переоценка роли информации в масштабах государства может привести к тому, что люди станут более осведомленными о событиях в стране и за рубежом, чем о делах своего коллектива. Рациональное использование телевидения помогает преодолевать эти возможные недочеты.

Универсальность телевидения как средства массовой информации вместе с тем не означает его неспособности вести работу дифференцированно, с учетом особенностей аудитории, в зависимости от пола, возраста, образования. Напротив, широта аудитории не только определила универсальность главных политических и художественных программ, но и дифференцировала передачи и фильмы в зависимости от потребностей разных категорий зрителей. Своеобразие телевидения проявляется в том, что оно формирует постоянную и устойчивую аудиторию путем разграничения профиля программ вещания, создания серийных и адресных передач и фильмов, рассчитанных на определенные категории телезрителей.

Телевидение, обладая особой наглядностью, усиливает эмоциональные факторы восприятия, что помогает повысить эффективность его влияния в массах. Эти особенности телевидения создают предпосылки для большей убедительности, достоверности пропаганды, возникновения у аудитории чувства сопричастности к происходящему на экране.

Система межличностных отношений исторически гораздо старше системы СМИ, она стала источником и родоначальником системы СМИ, ее принципов и жанров, многих приемов работы с аудиторией. При этом интересно отметить, что отмежевание средств массовой информации от системы устных межличностных отношений проходило парадоксальным образом. Сначала появилось книгопечатание; книги и газеты полностью лишили человека возможности видеть и слышать собеседника, ощущать его образ, как это имеет место при межличностном общении. Но дальнейшее развитие средств массовой информации — радиовещания, а затем и телевидения — вернуло человеку в сфере общения потерянные качества, возможность сначала слышать, а затем и видеть собеседника. Может быть, новые достижения научно-технической революции приведут к появлению таких средств информации, которые обеспечат и объемное изображение, и передачу запахов, и возможность более активного включения аудитории в общение с информатором, отделенным от зрителя и слушателя естественными барьерами пространства и времени.

По своей структуре, характеру, приемам речь собеседника на голубом экране ближе всего к устной речи: телевидение преодолевает отчужденность печатного слова, вербальной информации. Это не значит, что печатное слово «хуже» устного. Не об этом речь. Оно просто другое. Важно подчеркнуть, что развитие языка, речи как средства межличностного человеческого общения сегодня идет под могучим влиянием средств массовой информации, что это развитие и влияние полны драматизма, борьбы, парадоксов. История взаимодействия устных форм общения и средств массовой информации полна противоречий.

Столкновение противоречий всегда есть борьба, внутренний источник движения всей системы. Обновленная природа нашего общества облегчает преодоление сложностей и трудностей сосуществования подсистемы межличностного обмена информацией и подсистемы средств массовой информации. Она позволяет сознательно, разумно осуществлять гибкое использование обеих подсистем, способствует их взаимному обогащению. Система СМИ в ее современном виде облегчает доступ к источникам информации, создает условия для реализации права гражданина на доступность и свободу информации. Вместе с тем появляются новые трудности для собеседника и лектора: нередко сведения о событиях, явлениях, людях участники общения, слушатели и лекторы, собеседники получают одновременно из одного и того же источника (газетного, теле- и радиосообщения).

Исследования показывают, что расцвет устных форм общения приходится на годы не только активного развития печати, но и радио и телевидения. И это не случайно. Такова диалектика общественного развития: рост образованности и культуры народа создал объективные предпосылки для развития всех средств и источников информации — устной агитации, системы образования, печати, радио, телевидения. С другой стороны, бурное развитие таких разных средств информации привело к росту культуры, расширению политического и научного кругозора трудящихся.

Живое общение выступающего с массами, откровенный, доверительный характер самого общения, способность в ходе общения отвечать на вопросы, вступать в дискуссию нередко разрушают традиционную дистанцию «коммуникатор — реципиент», так как лектор и слушатель становятся собеседниками. В устных формах общения аудитория выступает чаще всего не только как объект коммуникации, но и в определенной степени как ее субъект. «Речь живая, слово звучащее гораздо сильнее, чем слово печатное. Оно богато разнообразием интонаций, оно согрето чувствами, оно делается убедительным» (Луначарский А. В. Культурная роль граммофона. Запись речи 1931 г. Цит. по кн.: Гаспарян В. В. Радиовещание в системе пропаганды марксистско-ленинской теории. М., 1972. С. 55).

Устная беседа, обсуждение, полемика при всем своем самостоятельном значении являются частью процесса усвоения человеком той или иной истины. Для выработки своего суждения человеку необходимо обратиться к книге, газете, радио, телевидению. Это способствует приобретению навыков самостоятельного анализа. Для понимания причин возрастания роли устных форм общения в условиях распространения средств массовой информации необходимо остановиться на психологических особенностях межличностного общения.

В отличие от выступающего по телевидению лектор уже имеет представление об особенностях собеседников, может составить себе модель аудитории и по ходу выступления корректировать его в зависимости от реакции слушателей. Лектор имеет двустороннюю живую связь с аудиторией, но контролирует ее, черпает уверенность в том, что его понимают и принимают, сам заражается энтузиазмом от видимого эффекта лекции. Кроме того, в конкретной аудитории рождается общность оценок и мнений всех или большинства собравшихся на встречу. Оратору, как правило, достаточно подчинить своему влиянию часть аудитории, чтобы заставить слушать всех.

Всего этого лишен «телелектор». Выступление по телевидению имеет свою специфику, создающую выступающему дополнительные трудности. Во-первых, он не видит своей аудитории. Он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Вместе с тем возможности воздействия человека, выступающего по телевидению, неизмеримо шире, чем при публичном выступлении перед аудиторией. Ведь в данном случае она становится безграничной, исчисляясь десятками миллионов слушателей и зрителей.

Восприятие информации по телевидению, как правило, повышает уровень требовательности аудитории к эмоциональному аспекту сообщений в печати, по радио. А это, в свою очередь, создает необходимость поисков эмоционального разнообразного подхода к передаче сообщений для всех средств массовой информации с учетом специфики каждого. В целом же увеличение эмоциональной нагрузки влияет на повышение эффективности информационных процессов в обществе.

Эмоциональное воздействие телевидения находится в прямой зависимости от эффекта эстетического обогащения. При этом имеется в виду не только природа художественного игрового телевидения, но и программ документального характера. Построенные по законам, присущим произведениям искусства, программы телевидения должны развивать чувство прекрасного, расширять культурный кругозор и вести к увеличению эстетических запросов человека. «Чувственная, эмоциональная сторона личности играет немаловажную роль в восприятии ею общественных идей, политической информации. Отсюда еще одно требование к этой последней — сочетание в ней теоретического, логического и эмоционального, что предполагает не только глубокое идейное содержание, но и яркую, доходчивую, привлекательную форму, которая способна возбудить в человеке высокие чувства, переживания. Информация должна доходить не только до разума, но и до сердца, до души человеческой» (Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения, М., 1978. С. 373).

Сегодняшний уровень функционирования системы средств массовой информации, во многом связанный с возрастанием роли телевидения, работа по изучению сильных и слабых сторон СМИ требуют от журналистов высокой компетентности, овладения методами использования всех средств массовой информации.

Таким образом, становление и развитие телевидения в системе информационного процесса оказывают глубокое влияние на его содержание и организацию. Возрастание роли телевидения содействует:

— развитию демократических принципов управления обществом;

— развитию принципа свободы информации;

— повышению оперативности, распространению информации, преодолению временных и пространственных барьеров на пути информационного потока от источника к его получателю;

— росту популярности, убедительности, повышению авторитета и компетентности источников информации;

— обеспечению дифференцированного подхода в работе с людьми (цикличность, серийность, адресность передач);

— увеличению эмоциональных начал в информации, более гибкому сочетанию рационального и эмоционального в содержании и формах информационного процесса.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)