|
|||||
С АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИИДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1601
§ 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КИНО
Единство социальных задач телевидения и кино в нашем обществе обусловливает их ускоренное развитие и взаимообогащение. Быстрое развитие телевидения и совершенствование кинематографа проявляются прежде всего в качественных и количественных достижениях, в росте популярности и влиянии этих двух важнейших средств массовой информации. Кино и телевидение — это единый результат объективного процесса общественного развития, ведущего к сокращению дистанции между искусством и действительностью, стремление реалистического искусства приблизить средства изображения к предмету изображения, т. е. самой жизни. Художественные возможности кино и телевидения помогают глубже и полнее раскрывать мир человека, который чем противоречивее, богаче на экране, тем значительнее в жизни. Реалистическая система видения мира предполагает все более глубокое и всеобъемлющее познание искусством кино и телевидения человеческой личности. Закономерно поэтому превращение романа в главенствующий жанр художественной прозы, поскольку сама «идея личности» организует роман, является его движущей силой: романа — в киноэпопею, в многосерийный телефильм. Исторический процесс имеет свои внутренние законы, которые хотя и творятся людьми в сфере искусства, но имеют объективный характер. «Действительно, в течение тысячелетий в недрах одного искусства созревает и рождается другое. Искусства приходят друг к другу на помощь, на смену в стремлении соединиться» (Андроникова М.И. Сколько лет кино? М., 1968. С. 94). О месте телевидения в системе искусств говорит его исследователь М.И. Андроникова: «Изображение и слово на стеклянном экране телевизора адресуется к нам сейчас, сию минуту. Оно движется, говорит, оно обращается к нам, как живое. Сколько веков мечтали об этом художники!». Этому «предшествовали долгие поиски многих поколений живописцев, графиков, скульпторов, фотографов, мастеров немого и звукового кино, поиски, которые надо расценивать как художественную предысторию искусства, входящего в наш быт» (Андроникова М.И. Сколько лет кино? М., 1968, С. 96). Вмешательство одного искусства в другое, особенно принудительно, неразумно привнесенное, порой приводит к ослаблению, а порой к разрушению того строительного, в данном случае словесного материала, из которого сделано произведение. Ю.Н. Тынянов вообще считал даже иллюстрирование книги в целом вредным, наносящим непременный ущерб художественной литературе. «Иллюстрированная книга, — писал он, — плохое воспитательное средство. Чем оно роскошнее, чем претенциознее, тем хуже» (Тынянов Ю.Н. Поэтика, история литературы, кино. М., 1977. С. 318). Считая мнение Ю. Тынянова о безоговорочном вреде иллюстрирования художественной литературы глубоко ошибочным, А.В. Луначарский убеждал, что «все искусства вообще переводимы с одного языка на другой». Далее он выходит в своих суждениях за рамки проблемы именно книжной иллюстрации и пишет: «Можно сыграть на скрипке любую статую, любой пейзаж. Если кто-нибудь скажет при этом, что это будет только вариация на некоторую основную тему художественного произведения, взятого в другом искусстве, да еще к тому же вариация субъективная, — то это ни в малейшей степени нас не смутит, ибо на самом деле почти все люди на свете, слушая музыку, например, неясно, инстинктивно переводят ее на язык чувств непосредственных, снов, пластических и красочных видений и т. д.» (Луначарский А.В. Литературное наследство. Т. 82. М., 1970. С. 31—32). В.И. Ленин подчеркивал, что кино является самым массовым из искусств. Массовость — характерная особенность и телевидения. Оба эти средства информации имеют под собой мощную техническую базу. Сегодня советское кино — это мощная отрасль индустрии по производству духовных ценностей. В стране работает 37 киностудий в Москве, Петербурге, в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке, в странах СНГ. Ежегодно производится более 200 полнометражных фильмов для экрана и для телевидения, более тысячи документальных и научных лент, около ста мультипликаций. 18 кинопосещений в году на душу населения — это выше, чем в любой другой стране. Эволюция телевидения во многом повторяет историю развития кино: рождение искусства из недр техники. Есть и много других общих черт: двухмерность изображения и опосредованное, через экран, восприятие его человеком; единый подход к решению каждой новой задачи и во многом единые художественные средства ее решения; общие возможности и общий зритель, особенный в том смысле, что артисты, режиссеры кино и телевидения обращаются к нему не со сцены, а с экрана. Кино и телевидение используют изображение и звук, причем звук — комплексно: живую человеческую речь, «язык вещей», музыку. Другие выразительные средства кино — монтаж, ракурс, план — присущи и телевидению. Однако, обладая языком кино, телевидение имеет в то же самое время свойство создавать «эффект присутствия». Если на киноэкране можно увидеть лишь события, предметы, людей, которые находились перед кинокамерой в прошлом, то телеэкран способен передать образ происходящего в настоящий момент. Телевидение широко использует произведения художественного и документального кинематографа в своих программах в центре и на местах. Это осуществляется несколькими путями. Во-первых, путем показа кинолент в соответствии с задачами по формированию текущих телевизионных программ. Во-вторых, демонстрацией по телевидению циклов тематически объединенных кинофильмов, посвященных общественно значимому событию, юбилею и т. п. В-третьих, показом фильмов, объединенных одним ведущим — комментатором, который работает с письмами телезрителей, отвечает на их вопросы, имея дело с более или менее постоянной аудиторией. С новостями кинематографа, его премьерами и их создателями знакомит зрителей ежемесячная передача «Кинопанорама». Диапазон тем, с которыми телезрители хотели бы знакомиться ближе, постепенно расширяется. В ответ на потребности времени и растущие интересы зрителей на Центральном телевидении был создан цикл «Документальный экран». Стержнем этой интересной, перспективной программы стала публицистическая нацеленность на обострение в человеке чувства личной ответственности за происходящее вокруг. Научно-популярные фильмы объединяются в тематические передачи, возглавляемые ведущими. Так родились на телевидении популярные рубрики, основанные на произведениях кинематографа: «Клуб кинопутешествий», «Очевидное — невероятное», «В мире животных». Возрастание интереса к человеку труда в кинематографии на телевидении привело к созданию значительных кино- и телеповествований о рабочих и тружениках села — героях наших дней. Однако процесс производства кинофильма довольно длителен. Зрителям же, как правило, интересно знать и о сегодняшней судьбе героя, о новых событиях в его жизни. Эту задачу оперативно решает телевидение. На студию приглашают героя фильма и ведущего, который комментирует ленту. Это может быть известный литератор, кинопублицист. Так на практике складывается союз, открывающий новые возможности для совместных творческих поисков кинопублицистов и работников телевидения. Основу репертуара кинопоказа на телевидении составляют фильмы, посвященные страницам героической истории нашей Родины, ее замечательным людям, фильмы, проникнутые идеями гуманизма. Именно эти фильмы составляют содержание популярных циклов «Незабываемые киноленты», «Памяти военных лет», «Экранизация литературных произведений» и др. Однако телевидение все чаще создает картины собственного производства, обращаясь при этом к помощи кинематографа. Подобное обращение к помощи кинематографа при создании полнометражных телевизионных фильмов вызвано тем, что киностудии, располагающие опытными кадрами сценаристов, режиссеров, операторов, наконец, профессиональной технической базой, способны быстро и на высоком уровне выполнять эту задачу. Но и работники большого кинематографа получают от такого содружества несомненную пользу: они выходят сразу на многомиллионную аудиторию, осваивают новые для себя творческие приемы и методы, свойственные телевизионному кино. Первые кинокартины для телевидения были созданы как многосерийные ленты. Обращаясь к прошлому, телеэкран принес ощущение нерасторжимой связи времен, раскрыл многообразие, сложность свершавшихся когда-то событий, человеческих судеб, расширил тем самым горизонты нашего исторического познания, а следовательно, обогатил наше знание действительности. Художественный фонд телевидения располагает такими замечательными многосерийными произведениями, как «Рожденная революцией», «Как закалялась сталь», «Семнадцать мгновений весны», «И это все о нем». Однако духовная жизнь современника, его возрастающие потребности диктуют необходимость еще более полного использования мощного потенциала многосерийного телекино. В вопросе о взаимодействии телевидения и кино прежде всего следует говорить о влиянии кино на телевидение, ибо это исторически справедливо: формирование телевизионного языка идет под воздействием киноискусства. Телевизионные документалисты начинали с учебы у кино. Но в то же время самые интересные и плодотворные тенденции документального кино конца 50-х — начала 60-х гг. были связаны с воздействием телевидения, усилившего установку на непосредственное присутствие, прямое свидетельство, сиюминутность, «жизнь врасплох». Кинодокументалистика, обратившись к телевидению, нашла в нем новые возможности для воплощения своих творческих замыслов. Художественный игровой кинематограф продолжает и сегодня влиять, как смежный вид искусства, на документальные программы телевидения. Результаты этого влияния сказываются в том, что они все больше строятся на началах драматургии, что в них все чаще изображение фактов, событий, людей поднимается до высоких обобщений, которые свойственны лучшим кинофильмам. В документальных фильмах и передачах не без влияния игрового кино все чаще звучит эмоциональное начало. Успех документальных фильмов и передач определяется именно тем, что в них достигнутое единство этих двух начал — рационального и эмоционального. Несомненно влияние кино и на художественные программы телевидения. Но в передачах художественного телевидения сюжет должен быть организован так, чтобы зритель мог подумать во время действия, как при чтении книги. Живой контакт зрителя с героями передач возникает в неторопливом, долгом, обстоятельном соразмышлении. Поэтому на телевидении иной, гораздо более размеренный, чем в кино, ритм монтажа. Кинематограф, в свою очередь, испытал на себе влияние телевидения. Это выражается не только в использовании в художественном кино чисто телевизионных приемов, когда, например, герой открыто «работает на камеру», активнее используются крупные планы и т. п. Если в последние годы в игровом кино чаще стали присутствовать кадры кинохроники, то этим оно во многом обязано не только документальному кино, но и телепередачам. Кроме того, телевидение способно дать вторую жизнь документальной и художественной киноленте. Благодаря малому экрану кинематограф значительно расширил свою аудиторию. «Когда фильм обретает другую жизнь при показе по телевидению, это всякий раз событие для авторов фильма… Если фильм имеет очень отчетливое гражданское звучание, то тогда сам факт просмотра миллионами телезрителей представляет собой значительное общественное событие. Это очень важно. Поэтому телевидение, демонстрируя кинофильмы, является могучим соратником кинематографистов», — говорил кинорежиссер С. Герасимов. Интересные наблюдения высказывает А. Смирнов по поводу кинофильма «Белорусский вокзал», считая картину по своему характеру скорее телевизионной, чем кинематографической. «Мы привыкли называть телевизионными картины, где упор делается на актерах, на их лицах и основная мысль выражается главным образом через диалоги и паузы в этих диалогах. Мы привыкли, говоря о домашнем экране, употреблять такое понятие, как камерность. А «Белорусский вокзал» по своей форме — я подчеркиваю, по форме, а не по содержанию — картина абсолютно камерная. Там действуют четыре человека, которые постоянно в кадре, действуют они в основном в интерьере, хотя есть и натурные съемки. Актеры, как правило, не погружены в толпу. Главный объект рассмотрения в картине — взаимоотношения этих четырех героев. Картина не требовала специфических киносредств, то есть использования каких-то эффектных съемок...» Во многом с развитием телевидения, его способностью показывать «мир таким, как он есть», исследователи кинематографа связывают всемирную волну документализма в кино, в том числе и в игровом. Кинематограф — и художественный, и документальный — воспринимает от телевидения его публицистичность, которая обогащает восприятие произведений искусства. С телевидением связывались и поиски кинематографистов в области монтажа. В отличие от традиционного «новый» монтаж выглядел нарочито незамысловатым, небрежным, как случайное сцепление кадров и эпизодов, а более свободные ассоциации должны были стимулировать аналитическую деятельность зрителя. Работа кинокамеры выглядела простой и непретенциозной, движения ее были замедленны, исключались съемки в необычных, острых ракурсах. Наконец, существует еще один прием в кинематографе явно телевизионного происхождения: длинные, не прерываемые монтажные монологи на камеру, почти не встречавшиеся ранее в игровом кино. Такие закономерности усвоения кинематографом опыта телевидения распространяются и на общие принципы структурообразования, и на отдельные выразительные средства. Если телевидение по отношению к киноискусству и киноязыку выступает как стимулятор развития, то посредником в этом процессе является зритель. На первых порах на развитие телевидения советский кинозритель реагировал сокращением посещаемости кинотеатров. Но затем наступил новый период отношения телезрителей к кинотеатрам. Они стали разборчивее в выборе кинофильмов, что, естественно, сказалось и на посещении кинотеатров. Изучение проблем взаимодействия телевидения и кино позволяет выявить особенности и сильные стороны каждого из этих двух видов экранного искусства. Прежде всего, это впечатление одновременности происходящего на телеэкране и момента его передачи телезрителю, что присуще прямым передачам и накладывает отпечаток на стиль даже заранее (на пленке) фиксированных программ и телефильмов. Затем, лаконизм, «контурность» телевизионного изображения, которые вписаны в относительно малого размера экран, обладающий не такой высокой, как у киноэкрана, разрешающей способностью. Это личностный, доверительный характер общения, который продиктован особенностями контакта с телезрелищем в домашней обстановке. Это программность телевещания и такие важные ее следствия, как влияние программного контекста на восприятие передач, своеобразие смысловой и композиционной организации телевизионных произведений (многосерийность, постоянные персонажи и т. д.), возможность интенсивного воздействия аудитории на ход коммуникативного процесса. Таким образом, проблемы сочетания телевидения и кино представляют большой интерес. Различия между кино и телевидением сводятся в основном к различиям в способах подготовки, получения, распространения и доставки звучащих изображений зрителю. Эти различия не могут заслонить единых идейных и политических истоков творчества обоих видов экранного искусства. Подводя итог рассмотрению общих и специфических проблем в деятельности телевидения и кино, отметим, что многие исследователи сходятся во мнении, что в будущем взаимодействие этих двух видов информации станет еще теснее, а граница и различия между ними станут менее заметными. Технический прогресс обеспечит, с одной стороны, увеличение размеров телеэкрана до масштабов киноэкрана, что позволит устраивать коллективные (как в кинотеатре) просмотры фильмов, а с другой — выпуск видеокассет, которые разовьют принципы и потенции, заложенные в других разновидностях тиражно-продукционных консерваторов — фильме, грампластинке, магнитофонной записи. Видеокассета заключает в себе возможность индивидуализировать время просмотра, самому сформировать программу в домашних условиях. Видеокассета, если ее рассматривать в ряду аудиовизуальных средств, как бы объединяет в себе элементы кино и телевидения. Подобно телевидению, это домашнее средство информации. Подобно кино, видеокассета дает возможность индивидуального выбора программы, причем в еще большей степени, чем традиционный кинематограф. Может быть, в будущем появится новое, третье экранное средство выразительности в результате взаимодействия двух первых. Семидесятые годы были годами стабилизации уровня посещаемости кинотеатров перед лицом одного конкурента — телевидения. Этот уровень в разных странах неодинаков. Стабилизация была достигнута благодаря ряду экономических и структурных мероприятий: обновление и строительство новых кинозалов, перестройка системы проката и эксплуатации, но также и благодаря реальному сопротивлению традиционного интереса наших зрителей к совместным зрелищам. Кинематографическое произведение, плод большой творческой работы, оказывает на зрителей гораздо большее воздействие, чем телевизионные передачи, в частности из-за рекламы, числа откликов в прессе, времени проката, которое позволяет публике обменяться мнениями, что является основой всякой культуры. Таким образом, кинематографическое произведение сохраняет определенный ореол: оно все еще рождает «звезд» и является движущим элементом общественной жизни, порождая моды в ее самых разных областях. Зрительный зал остается привилегированным местом с наилучшими условиями просмотра, позволяющими людям чувствовать себя участниками зрелища и коллективно сопереживать. Кроме того, из-за необходимости выбирать и делать усилие для поездки в кинотеатр кинематографическое произведение, просмотренное в зале, производит гораздо большее впечатление и оставляет более долгие воспоминания, чем если бы оно было просмотрено по телевидению. Нынешняя аудитория, по данным ряда исследований, является аудиторией, представляющей будущее: 53% зрителей — от 15 до 25 лет; показатель тем более значимый, что в нем не учитывается молодежь моложе 15 лет, что вызвано правилами этики, которыми руководствуются исследователи общественного мнения. Этот юный зритель порой стремится уйти из дома и встретиться в общественных местах со сверстниками. Недалеко то время, когда, вероятно, будет облегчен доступ к кинематографическому наследию, и вполне допустимо, что населенные пункты средней величины будут располагать своей собственной фильмотекой. Нельзя исключать также возможность соединения залов при помощи радиоволновой связи или кабеля (видеотрансляции). Может быть, таким образом они станут по-новому рентабельны, служа не только местом традиционного показа «коммерческих» фильмов, но и удовлетворения интересов местной общественности и профессиональной подготовки. Они будут открыты утром, днем и вечером, и предприятия, ассоциации или местные Советы смогут снимать их для просмотра прямых трансляций представлений и спортивных соревнований. Большая часть национальной кинематографической продукции («рядовая продукция») будет все больше и больше предназначаться для двойного использования: в кинозалах и по телевидению. Поэтому продюсеры, прежде чем принять решение о финансировании фильма, будут все чаще колебаться, не будучи уверенными в цене, за которую он будет куплен одной или несколькими телекомпаниями. Что же касается телекомпаний, они будут еще активнее стремиться к участию всовместном производстве, чтобы обеспечить себе право первого показа. В некоторых случаях двойное использование аудиовизуального произведения может привести к созданию двух различных вариантов картины: предназначенного для кинотеатров и многосерийного, для телевидения. Это предположение может показаться интересным в финансовом плане, но нужно отдавать себе отчет в той опасности, которую оно представляет для качества: не рискует ли кинематографическое произведение превратиться в моток проявленной пленки, которая может быть по желанию сокращена или удлинена? Не заставит ли это зрителя подумать, что лучше — немного подождать, чтобы увидеть у себя бесплатно произведение целиком, или, купив билет, посмотреть лишь избранные отрывки. В ближайшем будущем развитие аудиовизуальной техники приведет к следующему этапу взаимодействия кино и телевидения: — создание систем по переносу изображения с видеопленки на кинопленку. Следует отметить, что в настоящее время эти операции осуществляются только в Великобритании и США с довольно спорными иногда результатами; — повышение качества видеотрансляций на больших экранах. Необходимо стимулировать разработку видеосистем высокой четкости и цифровой техники кодирования изображения и звука; — создание профессионального видеодиска, так как качество изображения, получаемого посредством запускаемого в продажу любительского видеодиска, недостаточно для сохранения достояния и трансляций в зале на большом экране. Пока мировой опыт не дает однозначного ответа на вопрос о том, будет ли промышленность по изготовлению профессиональных видеодисков развиваться вне кинематографа или в тесной связи с техническими секторами кинопроизводства. Новая техника могла бы касаться непосредственно производства и распространения кинематографической продукции. Это видеосистемы с высокой разрешающей способностью; цифровая техника; стереоскопическое кино. Аудиовизуальная политика в нашем обществе должна быть сконцентрирована, по нашему мнению, на четырех основных направлениях: — закрепить место кинематографа в системе аудиовизуальных средств; — регламентировать отношения государственного кино и телевидения; — сблизить кино и телевидение; — развивать международное сотрудничество в области кино и телевидения.
§ 2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ВИДЕО
Видео во многом повторяет историю зарождения, становления и распространения телевидения как у нас в стране, так и за рубежом, особенно на его первых этапах, когда телевидение развивалось стихийно. Однако неуправляемость процессом становления видео привела к значительным издержкам в нравственном и эстетическом воспитании населения. С помощью видеокассет в страну хлынули произведения сомнительного художественного достоинства. Обогнав на многие годы отечественное видео, производство видеопродукции на Западе, и особенно в Японии, превратилось в широко распространенное средство массовой информации, основанное на коммерческом интересе тех же монополий, на принципах извлечения максимальной прибыли, удовлетворения неразвитых вкусов обывателей. Широкая продажа и прокат видеотехники и видеокассет, система видеотек, видеобаров в развитых капиталистических странах создали известную конкуренцию как телевидению, так и кинопрокату в этих странах. Порнографические, ковбойские, детективные, музыкальные видеофильмы и программы стали быстро распространяться по планете. Сотни тысяч видеокассет и видеомагнитофонов были завезены в нашу страну. Запись и перезапись зарубежных видеопрограмм, их продажа и прокат образовали нелегальный, подпольный рынок в 80-х гг. Первое упоминание о видеотелевизоре в мировой печати появилось в 1956 г. В середине 60-х гг. в нашей стране был передан по телевидению первый концерт, записанный на видеопленку. Вскоре, в 1967 г., был создан первый отечественный видеомагнитофон бытового назначения. Разрыв с мировым уровнем разработки видеотехники был минимальным (см.: Кищик Н., Вострухов Е. Видеоуроки //Известия. 1985. 14 окт.). Однако с каждым годом он увеличивался. Как обычно в таких случаях, нашлись для объяснений «объективные» причины: высокая себестоимость видеомагнитофонов, неточный выбор кассет для производства, низкое качество пленки и т. д. Насколько «объективны» эти причины, свидетельствует такой факт: примерно два десятилетия назад видеотехника и кассеты к ней уже заполнили прилавки магазинов многих стран, кроме нашей. Пока шли споры о том, что же это такое — «домашнее кино» и по какому ведомству его определить, популярность видео в ореоле дефицита росла. Предприимчивые дельцы, чуткие на такого рода новинки, почуяли наживу. В принятых постановлениях правительства по проблемам производства и продажи населению видеомагнитофонов и кассет с записями видеопрограмм предусматривалось ускорение разработки современных моделей видеотехники, резкое увеличение производства видеомагнитофонов. Но еще и сегодня желание многих любителей приобрести, например, воронежские видеомагнитофоны, конкурирующие с импортной техникой, остается мечтой. В «Комплексной программе развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986—2000 годы» намечалось довести производство кассетных видеомагнитофонов до 600 000 штук в 1990 г. и до 1 200 000 штук в 2000 г. В настоящее время созданы государственные и общественные центры управления и влияния на производство и потребление видеопродукции. В системе Госкино создано Производственно-творческое объединение «Видеофильм», которое провело в 1988 г. первое серьезное исследование аудитории, активно использующей видео. Опрос был проведен в 8 крупных городах страны, чтобы оценить конъюнктуру видеорынка и изучить аудиторию «черного» и так называемого «белого» рынка. Под «черным» рынком подразумевались те, кто пользуется исключительно привезенными из-за рубежа и не закупленными Госкино фильмами, под «белым» — те, кто преимущественно берет фильмы в государственных видеотеках; оказалось, что четкого деления на «черный» и «белый» рынок в жизни не существует. И те и другие зрители пользуются любой видеопродукцией, будь то фильмы из видеотек или не переведенные на русский язык программы. Результаты опроса показали, что подавляющее большинство (71%) видеоаудитории — мужчины. Зрители в возрасте 31—40 лет составляют 31%, в возрасте 19—24 — 23%, 25—30 лет — 21%. Значительная часть зрителей с высшим образованием (47%). На вопрос о том, каким образом они выбирают тот или иной фильм, 44% опрошенных ответили: «По рекомендации друзей». Налицо проблема неинформированности видеозрителей, скудность сведений о мировом рынке видеопродукции. Наибольшим успехом на «черном» рынке пользуются детективы (71,8%), комедии (68,7%), боевики (68,7%), музыкальные программы (62,5%), фантастика (53%); на «белом» — комедии (71%), фантастика (57%), боевики (55,5%), мультфильмы (51%). Наш нынешний видеорынок — это сеть малоконтролируемых взаимообменов, купли-продажи, проката и перезаписи. Стихия, в которой до сих пор почти отсутствовало организованное государственное начало. Им могло бы стать Производственно-творческое объединение «Видеофильм», призванное быть организатором и производства, и проката видеопрограмм. Развитие видео привело также к появлению видеодисков, на которых запись изображения и звука на видеопроигрывателе производится с помощью лазерного луча. Одной из особенностей видеодиска является его способность концентрировать значительное количество информации на очень ограниченной площади, причем ни физическое воздействие, ни время не отражаются на качестве записанной информации. Это уникальное свойство, которым не обладают ни грампластинка, ни магнитофонная пленка, ни фотопленка. Воспроизводимое на видеодиске изображение по качеству должно быть сопоставимо с исходным изображением. Будущее профессионального видеодиска зависит в основном от решения этой технической проблемы. Широкое использование видеодиска могут обеспечить два его преимущества. Во-первых, постоянное качество изображения. Даже если качество любительского видеодиска будет намного ниже профессионального, то качество сигнала после многократных просмотров будет все же намного выше получаемого на магнитной ленте. Таким образом, для тех, кому приходится часто смотреть одну и ту же программу, это качество будет решающим, тем более что обращение с видеодиском более простое, чем с видеокассетой. Во-вторых, относительно невысокая стоимость видеодиска по сравнению с видеокассетой, что для широкого зрителя является также немаловажным. И все же несколько лет отделяют еще нас от того момента, когда он получит достаточно широкое распространение. Видео широко шагает по миру, уживаясь с ростом телепрограмм во многих странах. В США в течение 4—8 месяцев после премьеры конкретного фильма он уже делается «гостем» домашней видеотеки, спустя 9 месяцев его используют платные телеканалы в гостиницах, учреждениях и прочих местах, а через 2—3 года он попадает в программы бесплатного телевидения. Сейчас крупнейшие студии Голливуда зарабатывают на своей видеопродукции значительно больше, чем на распространении фильмов в обычном кинопрокате. В ряде стран интерес к видеопродукции привел к возрождению киноиндустрии. В среднем для Европы видеомагнитофоны имеются у 40% семей: выше всего — 65% — этот показатель в Англии и ниже всего — 20% — в Италии. Европа отстает в этом отношении от США: если в Европе 50 млн. семей имеют видеомагнитофоны, то в США — 65 млн., в Японии — 35 млн. (Народная культура. 1989. № 35. С. 8). Последние данные показывают, что продажа видеомагнитофонов в США начинает сокращаться: в 1988 г. количество проданной аппаратуры впервые после ее появления на рынке уменьшилось, в 1989 г. эта тенденция сохранилась. Кроме того, американцы стали реже использовать имеющиеся в домах видеомагнитофоны ("Вэрайети. 1989. 15. Ш. Р. 40). Закон, принятый конгрессом США в 1982 г., увеличивает меру наказания за незаконное копирование материала на грампластинки, кинопленку и видеокассеты. Если, например, было изготовлено 65 копий кинофильма в течение 180 дней после его выхода, наказание составляет 5 лет заключения или штраф в размере 250 тыс. долл. (ТВ хёрен унд зеен. 1988. № 36. 5. 47). В конце 1980 г. в Лондоне проходила вторая Международная конференция по правам на видеокассетные материалы. Конференция выявила расхождение мнений юристов об авторских правах в отношении видеокассет и видеодисков. Одна группа поддержала требование кинопоставщиков увеличить отчисления за материалы, используемые новейшими средствами, другие призывали сопротивляться этим требованиям. В центре внимания был вопрос о нелегальном копировании кинофильмов и телепередач. Представитель лондонской компании Ай-ви-эс сообщил, что в результате действий видеопиратов кино и ТВ ежегодно теряют 500 млн. долл. Быть может, есть смысл распространять видеокассеты на другой день после выхода в эфир (Бродкастинг. 1982. 17. У. Р. 54). Не обошло стороной видео и страны Восточной Европы. Так, Польша оказалась лидером видеобума в Восточной Европе. В Польше, Венгрии, Чехословакии и даже Болгарии видео стало массовым явлением, позволив миллионам людей получать доступ к находившейся долгое время под запретом западной продукции, начиная с порнографии и приключенческих фильмов и кончая не прошедшими цензуру политическими информационными программами и документальными фильмами. …В Польше, Венгрии и Чехословакии миллионы видеокассет с тысячами различных записей распространяются через магазины, клубы и из рук в руки, во многих случаях без цензуры и санкции властей. И хотя в продаже есть несколько записей фильмов местного производства, практически весь имеющийся видеоматериал — западного производства. Распространение видеопродукции в Восточной Европе является ярким примером того, чего могут самостоятельно достигнуть эти страны с помощью личной предприимчивости. Широкое распространение видеомагнитофонов и кассет в этом регионе не только не поддается контролю властей, но и происходит вопреки полному отсутствию отечественных видеоустановок и кассет. «Видеорынку удалось избежать какого-либо контроля со стороны государства, и, возможно, это является причиной его процветания, — отмечает польский журнал «Политика». — Видеобум был результатом подлинной инициативы снизу». С помощью видеокассет и видеодисков новые средства распространения программ повлекут за собой новые отношения телевидения с аудиторией и поэтому будут воздействовать на производство телепрограмм. А это, в свою очередь, потребует взаимодействия тех, кто делает телепрограммы, и тех, кто готовит видеопрограммы. Но это взаимодействие не обозначает смешения стилей, а, наоборот, будет способствовать развитию своеобразия каждого. Развитие видео, вероятно, приведет к росту спроса у аудитории: — на старую продукцию (архивные материалы, тележурналы, актуальные репортажи и т. д.), которую телезрители хотели бы иметь в своих личных видеотеках; — на новую продукцию — для потребителей, желающих иметь те кинематографические произведения, которые широкая публика сможет увидеть по телевидению лишь много времени спустя. Существование последнего спроса обусловлено тем, что должен обязательно пройти определенный срок, прежде чем телевидение будет иметь право показать данное кинематографическое произведение. Это время между первоначальным показом в кинотеатрах, что обеспечивает фильму необходимые сборы, и первым телевизионным прокатом, с которым связан риск снижения интереса к прокату или последующей продаже произведения. Можно попытаться определить и некоторые перспективы роста специальных интересов аудитории: фильмы для детей; фильмы-подарки; игры; садоводство и работы по дому; ознакомление с видами спорта; профессиональная подготовка; энциклопедия в картинках; общественная, гражданская, политическая деятельность; культурно-массовая работа по месту жительства; жизнь региона, информационные выпуски и т. д. Большинство телезрителей предпочитает иметь выбор телевизионных программ уже сегодня, в условиях их относительной нехватки. Положение полностью изменится с появлением в будущем средств записи и воспроизведения изображения в домашних условиях. Реальной станет конкуренция в рамках индивидуального потребления: телезрителям будут предлагаться многочисленные программы, которые можно будет смотреть в момент их трансляции или в удобное для телезрителя время после их записи на видеокассету или видеодиск. Можно предсказать также постепенный рост индивидуального потребления изображения (независимо от источников), но этот рост, видимо, не будет таким резко выраженным, как в свое время при появлении телевидения. Телевизионная аудитория достигает, по-видимому, некоторого уровня насыщения. Если количество часов вещания увеличить (организовав, например, дневную или ночную трансляцию), потребление «принимаемых передач» достигнет определенного предела. Уже наблюдается в мировой практике некоторое сокращение аудитории, распространяющееся, видимо, на все категории телезрителей. Новое поколение смотрит на телевизор, как сегодняшние взрослые смотрели на радиоприемники своих родителей или как эти родители смотрели на телефон своих родителей. Этот легкий отток может быть заметен среди некоторых категорий населения (в частности, молодежи и активного взрослого населения). Произойдет замена одного источника изображения другим: рост числа источников как одновременного (традиционное вещание дополнится каналами спутникового и кабельного вещания), так и последовательного пользования (видеомагнитофон и видеопроигрыватель) вряд ли приведет к увеличению потребления, пропорциональному увеличению часов трансляции. В то же время два основных фактора позволяют предполагать, что общее потребление может несколько возрасти. Во-первых, возможность записывать изображение на видеокассету — новое удобство для телезрителя, который, организовав время просмотра региональных телепрограмм, будет, естественно, уделять больше внимания и времени телепередачам. Во-вторых, улучшится охват телезрителей. В настоящее время типовые различия между категориями телезрителей очень значительны. Наличие же видеомагнитофона делает доступными утренние и дневные телепрограммы для тех, кто желает их смотреть, но не имеет возможности этого делать по профессиональным или семейным причинам. Разнообразие источников изображения позволит создавать дифференцированные программы, более полно учитывающие интересы определенных категорий зрителей. Возросшее число теле- и видеопрограмм позволит телезрителю быть более изобретательным в отношении программ. Вместо того чтобы смотреть навязанные аудитории две программы, он будет иметь возможность из целого набора теле- и видеопроизведений выбрать то, которое наиболее соответствует его интересам и настроению. Таковы основные тенденции в развитии телевидения, обусловленные его взаимодействием с видео.
§ 3. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КАБЕЛЬНЫЕ СЕТИ
Во многом нашему обществу, вероятно, придется повторить историю становления кабельного телевидения в наиболее развитых странах. Кабельное ТВ за рубежом имеет уже солидный стаж. В США оно охватывает около 50 млн. семей, что составляет более половины телеаудитории. Кабельное ТВ в Западной Европе в последние годы быстро распространяется: более 10 млн. западноевропейских квартир подключены к кабельным сетям, а по прогнозам через 10 лет их число возрастет до 27 млн. В структуру кабельного ТВ входят кабельные системы, транслирующие программы, и кабельные службы, поставляющие эти программы. Кабельные системы принимают телепрограммы на свою антенну, включая и передачи со спутников (кабельно-спутниковое ТВ), усиливают сигнал и передают его по кабелю абонентам, обеспечивая его высокое качество. Прокладка кабеля на столбах или под землей обходится весьма дорого, особенно в старых кварталах. Намного выгоднее создавать кабельную сеть в районе новостроек, где кабель прокладывается вместе с другими коммуникациями. Как правило, за рубежом в бюджет местных властей кабельные службы отчисляют 5% доходов. Каждый абонент кабельного ТВ платит первоначальный взнос за подключение к сети, за приставку-дешифратор к телевизору. За прием передач взимается ежемесячная плата. Пропускная способность кабеля составляет более 100 каналов. Бюджет кабельных служб складывается в основном из абонентных взносов и, в известной степени (во всяком случае в США), из доходов от умеренной рекламы. Дебют кабельного ТВ, например в ФРГ (для примера сошлемся на интересный опыт функционирования кабельного телевидения), долго откладывался из-за политических разногласий и противодействия со стороны других средств массовой информации, в частности газет и журналов, опасавшихся потерять рекламные заказы. Наконец, в 1976 г. технический экспертный совет рекомендовал федеральному правительству создать четыре экспериментальные кабельные сети. Прокладка кабеля на всей территории ФРГ поручена министерству почт и телекоммуникаций, но полномочия почтового ведомства не распространяются на жилые дома — подключение телевизора к кабельной сети осуществляют частные компании. Таким образом, абонентам приходится платить дважды. Содержание кабельных программ находится под контролем земельных властей. Так, например, баварские власти довольно широко определили содержание программ, показываемых в Мюнхене: запрещены садистские и порнографические, а также передачи, которые могут отрицательно повлиять на умственное и физическое здоровье детей. Кабельное ТВ в ФРГ — коммерческое, т. е. финансируется за счет показа рекламы. Рекламные объявления не должны прерывать основную программу, как это делается в США и Италии, ее объем не должен превышать пятую часть эфирного времени. Очевидно, что во всех странах мира кабельное телевидение развивается по общему шаблону: городские кабельные системы возникают СТИХИЙНО, опережая закон, и с нарушением авторских прав (например, показывают без оплаты для своей аудитории кинофильмы, записанные на видео во время эфира). Когда же закон пытается упорядочить развитие кабельного ТВ, становится ясно, что речь идет по существу о возникновении новых телестанций. При этом кабельные программы постепенно разъедают аудиторию существующих общенациональных телекомпаний. В США, например, аудитория трех национальных сетей за десятилетие сократилась с 90 (остальное — местное ТВ) до 58% (остальное — кабельное ТВ). Повсюду вслед за возникновением разрозненных городских кабельных систем возникают оригинальные тематические (специализированные) программы для заполнения кабельных каналов, их транслируют сначала в одном городе, затем — в нескольких, а через спутник — на всю страну. В отдельных странах (ФРГ, Франция) министерство почт помогает в прокладке кабеля. Муниципалитеты при выдаче лицензии по конкурсу оговаривают пропускную способность кабеля, примерную абонементную плату и примерный характер каналов — ретранслируемых и собственного производства. Последнее часто не обязательно, поскольку со спутника можно на специальную антенну принимать десятки бесплатных программ. Передачу по кабелям можно осуществлять на любых частотах телевизионного диапазона, в том числе и совпадающих с рабочими частотами ближайших телецентров. Поэтому кабельное телевидение позволяет абонентам подавать значительно большее количество программ. Кабельное телевидение дает возможность готовить специальные программы для небольшой аудитории, скажем, для жителей одного микрорайона: местные новости, объявления (о товарах в ближайших магазинах, сеансах кинотеатров и т. д.), передачи по заявкам зрителей, ответы на вопросы. Это, конечно, требует дополнительных затрат. Кабельное телевидение может осуществлять обратную связь: телезритель получает возможность посылать какие-то сигналы в передающий центр. Допустим, что таких сигналов всего три и им присвоено значение: «Да», «Нет», «Воздержался». Так как сигналы эти требуют небольшой полосы частот, то такая обратная связь проста и дешева. Но вот какие большие возможности она открывает. С помощью ЭВМ можно практически мгновенно узнать мнение телезрителей по самым разным вопросам. Первые шаги отечественного кабельного ТВ выявили ряд экономических и творческих закономерностей. Многие руководители центров считают, что с подключением к абонентному каналу пропадает необходимость в многочисленных видеоклубах, где, как правило, «бушует» бесконтрольный прокат фильмов, в то время как при центрах существуют комиссии, исполняющие функции художественного совета. Кроме того, цена просмотра одного фильма в видеосалоне во много раз больше, чем стоимость просмотра одного фильма по кабельному каналу. Важно подчеркнуть еще и то, что успех в деле приходит к тем, кто профессионально занимается ТВ, к людям с редакторским и режиссерским опытом, вкусом, умением скомпоновать интересную и разнообразную программу. Растут взаимные творческие контакты. Так, телестудия МЖК автозавода в Нижнем Новгороде сотрудничает с МЖК «Комсомольский» г. Екатеринбурга. Молодежь обменивается опытом, интересными программами, лучше узнает друг друга. Некоторые телецентры выходят за пределы страны. Например, московский «Мэнэкс» заключил договор с голландским телевидением о еженедельном показе 4-часовых программ. Кабельное телевидение дает возможность дополнить и программы государственного телевидения, создать в районах и небольших городах свои телестудии, которые действенно могли бы решать каждодневные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся. Поняв это, многие общественные организации оказывают поддержку кабельному телевидению. Происходит динамичное развитие кабельных сетей. Создаются ассоциации, консорциумы, объединяющие исполкомы городских Советов, банки, местные управления связи. Кабельное телевидение получило развитие более чем в 200 городах и поселках страны. Им охвачено более 1,5 млн. абонентов, или 5 млн. человек. Наиболее интенсивно оно развивается в областях Сибири, Дальнего Востока, Урала, Поволжья, на Украине. В ряде городов есть не одна, а несколько организаций. Только в Екатеринбурге имеется не менее 8 сетей КТВ и не менее 10 — в городах области, в Перми и области — 9, в Челябинской области — порядка 12, в Новосибирской — 7 и т. д. «В Кодинске — городе строителей Богучанской ГЭС —начала вещание первая в стране студия народного телевидения. Она отличается от многочисленных кооперативных кабельных студий тем, что финансируется жителями и предприятиями города на добровольной основе. С 1 января будущего года постановлением горсовета решено ввести специальный налог в размере трех рублей с семьи на нужды городской студии. Этому предшествовал общегородской референдум, в результате которого подавляющее большинство граждан высказалось за создание своего телевидения. Сейчас студия существует на средства, выделенные для этой цели предприятиями города. Пока продолжительность собственных программ в эфире невелика — около полутора часов в сутки. Речь идет о местных новостях, публицистических программах. Со временем здесь планируют увеличить эфирное время» (Трохин В. ТВ за свой счет //Правда. 1990. 14 авг.). Инициатива создания кабельной сети в Воронеже принадлежит производственному объединению «Орбита—сервис», которое занимается продажей, ремонтом бытовой радиоаппаратуры, а также строительством и эксплуатацией систем коллективного приема телепрограмм. Интересен опыт кабельного ТВ в Волгограде, которое охватывает часть домов в центре города и две крупнейшие гостиницы. Кабельная сеть включает 4 канала: I канал — информационно-развлекательный, включающий популярные серии; II канал — учебный, включающий советы специалистов; III канал — информация, поступающая из ТАСС; IV канал — музыкальный. Число абонентов к лету 1989 г. достигло 10 тыс. человек. Вначале передачи были бесплатные, но уже разработан индекс цен стоимости приема передач в зависимости от канала: она колеблется от 2—3 руб. (III канал) до 12—15 руб. (I канал) в месяц. Планируется совместное ведение кабельной службы исполкомом и местным телерадиокомитетом, который собирается поставлять программы. Таким образом, в стране возникают разные виды использования кабеля. Думается, что у нас кабельное ТВ может выступать в качестве альтернативы эфирному: расширяя выбор передач для зрителя, оно не только идет навстречу его интересам и запросам, но и выступает своего рода конкурентом государственного ТВ, стимулируя совершенствование его работы и поиск новых форм. Вместе с тем кабельное ТВ может открыть для местных Советов дополнительный канал связи с населением. Для выдачи разрешения, оказания методической и технической помощи кабельным сетям у местных Советов есть свой орган — государственные, краевые, республиканские, национальные телерадиокомпании, которые станут также важным посредником во взаимоотношениях между системой государственного телевидения и сетями кабельного вещания. Оказывая сравнительно небольшую материальную поддержку кабельному телевидению, зритель при желании может: во-первых, участвовать в развитии состязательности программ кабельного и эфирного телевидения, в результате которого эти программы должны стать значительно интереснее и разнообразнее — здесь выигрыш для зрителя налицо; во-вторых, получить дополнительные возможности для выбора, альтернативы в этом выборе телепрограмм в соответствии со своими вкусами, склонностями, наконец, по своему настроению. Наконец, платное кабельное телевидение дает потребителю информацию о жизни своего района, например о состоянии дорог, их ремонте, о работе транспорта, предприятий бытового обслуживания, торговли, домов культуры, о приглашениях на работу, о графике спортивных выступлений на соседнем стадионе и проч. Некоторые зрители в штыки встречают саму идею платного кабельного телевидения в своем микрорайоне. Но, думается, что общественные организации, кооперативы, трудовые коллективы со временем смогут участвовать в оплате услуг, предоставляемых платным кабельным телевидением для пенсионеров, многодетных семей и других низкооплачиваемых категорий населения. Кабельное телевидение создает новые условия для развития системы местных средств информации, дает в руки местных органов новое современное оружие, которое в состоянии удовлетворить общественные интересы зрителей, жителей данного района о проблемах и путях совершенствования социальной, экологической и иных областей жизни. Эти возможности кабельного регионального телевидения, закрытого для всенародной «трибунности», делают эти передачи более доверительными, открытыми, с использованием фактов и событий из жизни города. На нынешней стадии существования кабельного телевидения наиболее разумными являются такие подходы в упорядочении его стихии, как децентрализация и экономические методы влияния государственного телевидения. Поэтому был создан для координации работы и обмена опытом Союз кабельного и эфирного телевидения в стране. В упорядочении работы кабельного телевидения решающую роль может сыграть распределение ответственности перед обществом в двух сферах: — строительство и оборудование кабельных сетей могут вести различные организации только по разрешению местных органов власти (поселковый Совет, районный, окружной, областной, краевой, республиканский); — лицензию на вещание, прокат и на производство видеопрограмм будут выдавать органы государственного телевидения на местах. Эти права и ответственность должны быть отражены в законе о телевидении. Одним из главных способов влияния на содержание кабельного телевидения может стать изготовление и продажа, обмен телепрограммами для кабельного телевидения. Например, видеозапись нового фильма, интересной передачи сначала продается Госфильмофондом в кабельную сеть или видеосалонам, а потом, спустя полгода или год, идет премьерой по 1-му каналу. Аналогичную работу можно было бы проделать и в местных органах государственного телевидения. В таком случае видеопремьера стоит дороже. Различные цены получают и старые, полюбившиеся зрителям передачи и фильмы. Например, фильм «Ирония судьбы», который несколько лет не шел на экранах, мог бы быть продан в видеозаписи за хорошую цену. При создании нескольких каналов в кабельной сети происходит специализация каждого канала — формируются молодежный, детский, спортивный, музыкальный, образовательный и др. Но это — дело будущего, характер специализации во многом определяется местными особенностями. С учетом этого кабельная сеть развивается в основном в районах новостроек, где легче прокладывать кабель, прежде всего специализируется канал для молодежи. Именно передачи для детей, молодежи, для семейного просмотра могут быть предложены кабельным сетям и видеосалонам в первую очередь. Многие исследователи кабельного телевидения несколько лет назад предполагали, что ему грозит конкуренция и со стороны видео. Это вызывало даже некоторый застой в развитии кабельного телевидения в ряде стран. Но пока эти два вида техники передачи образа сосуществуют, не нанося друг другу вреда. Кабельные сети открывают новые перспективы для телезрителя, особенно с внедрением компьютерной техники. Например, в США появилось телевидение интерактивное. Одна фирма в Нью-Йорке предлагает уже 150 часов «интерэктив кейбл шоу» (например, выступление врача, беседующего с пациентами, игру в разгадку дальнейшего хода действия «мыльной» оперы, голосование при выборе Мисс Америки). Ведутся уже работы над компьютером, программирующим конкретному зрителю круглосуточную телевизионную программу на основе знания его вкусов и интересов. Ведутся, наконец, работы над трехмерным телевидением — телевидением голографическим. Но эти работы находятся примерно на таком этапе, как традиционное телевидение в 1923 г. Не исключено, что вскоре появится другая телевизионная техника, благодаря которой можно будет выделить отдельные киносцены, чтобы менять выступающих в них актеров. Впереди быстрое распространение световодов, обеспечивающих неограниченное количество соединений. Световоды (оптические волокна) — это пока единственный выход в условиях будущей перегрузки сетей кабельного телевидения. Световоды дадут рождение самому телевидению. Зрители, а не работники студии, будут предопределять программу. Состоится, таким образом, подлинная революция, в результате которой около 2000 г. появится новое поколение телезрителей, покупающих информацию словно конфеты. Последует переход от (бродкастинг) широкого вещания к узконаправленному вещанию (нэрроукастинг), определяемому самим зрителем.
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.047 сек.) |