|
|||||
МУЗЫКА И ТЕЛЕВИДЕНИЕДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2419
В условиях преодоления застойных явлений в духовной жизни общества, в деятельности творческой интеллигенции, в условиях ослабления механизма торможения свободы творчества могут произойти и происходят глубокие изменения в эстетических вкусах населения. Благодаря современным техническим устройствам музыка больше других видов искусства окружает человека, а следовательно, и воздействует на него. Поэтому перед телевидением остро стоит проблема: развивать, а по мере необходимости и изменять музыкальные, а через них и эстетические вкусы и принципы человека. Широкая открытость, возможность свободного и демократического самовыражения могут дестабилизировать общественный интерес, культурные запросы. От стесненности и скованности к безудержным увлечениям и вседозволенности — так порой выглядит путь удовлетворения жажды духовного обновления в сегодняшней жизни. Формирование с помощью телевидения музыкальных вкусов не есть задача чисто просветительская; она становится частью работы по формированию современного мировоззрения, свободного, с одной стороны, от устаревших стереотипов, а с другой — содержащего передовые идеи нашего времени. Музыкальная ориентация отражает не просто приверженность той или иной форме организации свободного времени или симпатии к «звездам». Она выражает определенную жизненную, мировоззренческую позицию человека, особенно юного гражданина. Так, современная популярная рок-музыка стала для многих молодых людей своеобразным символом, соответствующим особой шкале культурных ценностей. Вот почему наше телевидение призвано не бездумно размножать эту музыку, а анализировать ее как в социальном, так и в эстетическом плане, раскрывать мотивы обращения прежде всего молодых именно к этим музыкальным произведениям. Здесь нужно не ругать, не осуждать, а постараться понять, что молодым свойственна эмоциональная распахнутость и стремление к развлекательности как элементам молодежной культуры, второстепенность рационального подхода и разумной оценки увиденного и услышанного. Таковы особенности сознания и психики молодого человека. И учет этих особенностей, преодоление недооценки своеобразия восприятия молодыми людьми прежде всего музыки — главное в работе средств массовой информации с молодежью. Музыкальные передачи, которые по вечерам соседствуют в эфире с публицистикой, даже если они и не построены на сегодняшнем актуальном материале, вызывают потребность знакомства с глубинными жизненными конфликтами, полнокровными человеческими характерами. Музыкальный экран нередко переносит нас в прошлое, открывая его малознакомые страницы. Настоящее в прошлом и прошлое в настоящем — эту связь времен, идеалов, традиций нашей многонациональной культуры музыкальное телевидение делает особенно наглядной в своем духовном единстве. Весь смысл деятельности музыкальных редакторов телевидения состоит в том, чтобы помочь верно ориентироваться в мире музыки, в мире, который ныне не знает ни географических, ни государственных границ и преград. На смену запретам периода застоя приходит иная увлеченность. Во многом следствием этого стало бурное распространение рок-музыки, особенно среди молодежи. Рок-музыка окружает современного человека повсюду: проигрыватели, магнитофоны, радио, телевидение. Рок вытесняет остальные виды музыки. Он вездесущ. Его коварство в том, что он отгораживает молодежь от других сфер духовной жизни. Но жизнь не стоит на месте. Изменяются и музыкальные пристрастия. Телевидение всячески поощряет поиски этого пути. Один из таких поисков проявляется в том, что стилевое направление рок-музыки, по имеющимся признакам, все более смыкается с творчеством бардов (авторская песня), тяготевших всегда к рельефному выражению социальной жизни. Можно предположить, что в этом случае возникает переосмысление выразительных средств рок-музыки, их использования, что приводит к усложнению мелодико-гармонической структуры. Наглядность этого процесса хорошо просматривалась в передаче «Музыкальный ринг» с участием «Машины времени» и других телепередачах. Телевизионные жанры музыкального вещания прошли путь от трансляций концертов, музыкальных спектаклей, через тематические программы к музыкальному документальному фильму-портрету и к музыкальному оригинальному художественному фильму. При этом появление более сложных жанров не исключило из арсенала телевидения и трансляций популярных концертов, спектаклей, организации конкурсов песни и т. п. Центральное и местное телевидение сформировали самостоятельный раздел музыкального вещания — музыкально-образовательные программы. На протяжении многих лет музыкальные редакторы ведут циклы специальных передач самого различного профиля. Одни из них рассчитаны на любителей эстрадной, другие — симфонической, оперной, камерной, хоровой музыки. Есть передачи для начинающих слушателей. А есть и такие циклы, которые предусматривают аудиторию уже эстетически подготовленную. Особо следует отметить, что за последние годы все активнее участвуют в массовом музыкально-эстетическом воспитании крупнейшие деятели музыкальной культуры, встречи с которыми неизменно превращаются в значительные художественные события. Большим успехом пользовались передачи, в которых ярко, образно, глубоко рассказывал о музыке крупнейший дирижер Е.А. Мравинский. Показ по телевидению четырех фильмов «Дирижирует Евгений Мравинский» стал знаменательным культурным событием. И сейчас, спустя время, фильмы не позволяют забыть о себе, побуждают к раздумьям, к тому, чтобы вновь мысленно пережить их, поскольку у авторов есть определенная позиция в вопросе о том, как снимать музыку. Для зрителя возникает эффект присутствия в Большом зале Ленинградской филармонии. Операторы показывают зал много, изобразительно. Зал важен не просто потому, что здесь на протяжении четырех десятилетий выступал Мравинский. Существеннее иное: Большой зал может служить образцом некоей прекрасной материализовавшейся симфонии. Нарядность и простота, строгий ритм, соразмерность величавых беломраморных колонн и изысканно сверкающих хрустальных люстр делают его желанной оправой для музыки. Удивительным образом классическая стройность зала гармонирует с благородством искусства Мравинского. Как только дирижер появлялся на эстраде, все внимание телезрителей было приковано к нему. В раздел музыкально-образовательных программ входит и рубрика «О балете». Создатели этой передачи стремились в рамках одного цикла выделить несколько направлений, пытаясь при этом сохранить едиными, насколько возможно, не только заставку, позывные и прочие аксессуары, но и стиль передачи, манеру общения с аудиторией. Программы, посвященные выдающимся исполнителям балетного театра, должны не только знакомить телезрителей с творчеством лучших хореографов, с секретами и тайнами их профессии, но и дать возможность проследить историю развития искусства танца. Музыка на телевидении может быть компилятивной и оригинальной. В телефильме (телеспектакле) музыка является органической частью его целостного образа. Она несет в себе драматургические и стилистические функции, способствуя выявлению композиционной структуры произведения, его атмосферы, сюжетных линий и жанровых признаков, помогает раскрыть социальную и национальную среду действия, отображает историческое время (эпоху), передает индивидуальные особенности автора. Что касается музыкальных концертных программ, то они подразделяются на три вида: — концертные программы, составляемые из вновь записанных на видео номеров отдельных исполнителей и коллективов; — концертные программы из ранее отснятых (фондовых) номеров, которые может объединить ведущий; — программы, составляемые по сценарному (режиссерскому) плану и сочетающие новые и записанные ранее номера. Популярны на телевидении и музыкальные концертно-постановочные передачи. В них на основе сценарного плана и режиссерской разработки исполнение музыкальных произведений оркестрами, хорами, солистами дополняется изобразительным материалом (кино- и фотофрагментами). К участию в концертно-постановочных передачах привлекаются ведущие (артисты) для чтения сопроводительного текста и участия в инсценируемых фрагментах. Сценарные концертно-постановочные передачи имеют, как правило, два варианта: — передачи, в основе которых лежат симфонические, камерные, а также песенные программы; — передачи, посвященные творчеству деятелей музыкальной культуры и отдельных творческих коллективов во всех музыкальных жанрах. Музыкальное представление на телевидении, как правило, имеет три жанра: а) сюжетное музыкальное представление, созданное по оригинальному сценарию, требующее режиссерской постановки номеров, их телевизионного решения, работы с композитором, балетмейстером, исполнителями, коллективами; б) представление, не требующее постановки номеров или их нового решения; в) представление, основой которого является музыкальная драматургия без оригинального текста. Музыкальные трансляционные программы подразделяются на два вида: а) трансляция спектакля, концерта, музыкального представления или события со специальной подготовкой и включением телевизионных сюжетов; б) трансляция без дополнительных телевизионных сюжетов. Музыкальные телевизионные передачи по жанровым признакам можно подразделить на четыре основных вида: постановочные, концертно-постановочные, концертные и трансляционные. Большую роль в эстетическом воспитании играют специальные рубрики и циклы передач для детей. И в этом немалая заслуга местных студий телевидения. Так, в 1964 г. на телеэкране впервые прозвучали позывные пермского «Музыкального теремка». В первом выпуске ведущая рассказала дошкольникам о том, что такое песня, марш и танец. (Это была так называемая контрольная группа ребят, которая участвовала во всех последующих передачах и по которой проверяли уровень и темп развития музыкального сознания.). Построены передачи были по принципу направленной импровизации: текст и мизансцены выверялись только с ведущей, ребятам предоставлялась полная свобода выражения. Это создавало атмосферу увлекательной игры, в которой раскрывались музыкальные способности даже самых застенчивых детей. В группе исполнителей-иллюстраторов выступали ученики музыкальной школы и участники хореографической студии пермского Дворца культуры им. Я.М. Свердлова. Позже на Пермской студии телевидения родился преемник «Теремка» под названием «Тилибом». «Тилибом» отличается от «Теремка» тем, что в нем есть определенный сюжет. Каждая передача — это своеобразный спектакль, где в игровой форме преподносятся элементы музыкальных знаний. «Ожившие игрушки» предлагали ребятам запомнить определенные мелодии, под которые они оживали. Задача этой передачи — развитие ритмических навыков (зрители должны были запомнить и воспроизвести движения игрушек), совмещение зрительного и музыкального образов. В музыкальном телевидении заметное место занимают фестивали и конкурсы, которые имеют свои жанровые особенности. Чаще всего фестивали посвящаются одной теме, но международный фольклорный телефестиваль «Радуга» отличается и тематической, и жанровой многоплановостью. В ряде фильмов, показанных на одном из конкурсов, использованы новые формы подачи материала, в частности так называемый метод блуждающей камеры, позволивший сделать зрителя как бы непосредственным очевидцем и участником событий. Таким образом, фестиваль не только обогатил представления об искусстве народов многих стран мира, но и познакомил с удачным опытом зарубежных тележурналистов, режиссеров, с их поисками воплощения этой важной темы на экране. Фестиваль «Радуга» стал традиционным на телевидении 1-го канала. Музыка на телевидении должна активно помогать зрителям осваивать разнообразные формы проведения досуга, адресовать их и к книгам о музыке. В передачах «Музыкального киоска» ведущая Э. Беляева наряду с представлением новых грамзаписей в очень мягкой, доброжелательной форме ненавязчиво подсказывает зрителям, любящим музыку, как организовать свое свободное время. Это одна из немногих передач, где органично уживаются самые разнообразные музыкальные жанры. Культурно-эстетические программы телевидения имеют особый успех и популярность тогда, когда включают в себя развлекательные элементы. В этой связи весьма важны предупреждения социологов об опасности привычно снисходительного, а порой и откровенно негативного отношения к развлекательной стороне культурно-просветительных передач телевидения. Нужно научиться воспитывать развлекая, так как новое воздействие личность воспринимает охотнее всего. Телевидение в области музыкальной пропаганды сосредоточило свое главное внимание на том, чтобы отбирать и пропагандировать в широких массах лучшие образцы отечественного и мирового музыкального искусства, знакомить с творчеством наиболее выдающихся современных композиторов и исполнителей различных школ и направлений, осмысливать и отражать в концентрированной, но общедоступной форме основные тенденции развития музыкальной жизни как у нас в стране, так и за рубежом. Среди отдельных передач наиболее популярной стала «Играй, гармонь!», нашедшая самый широкий зрительский отклик. Эстрадные программы на телевидении занимают 45% всего музыкального вещания. В них входят передачи, представленные такими жанрами: массовая песня, эстрадная песня, духовная музыка, включая все военные ансамбли, авторская песня (барды), речевой жанр, цирк и т. д. В структуре эстрадно-музыкального телевизионного эфира значительное внимание уделяется массовой песне. Главной редакцией музыкального вещания была подготовлена передача «Годы, поколения, песни», успехом пользовались передачи «Товарищ песня» и «Песня далекая и близкая». Большой резонанс получил фестиваль «Когда поют солдаты». Использование средств музыкальной выразительности в документальных передачах должно быть строго продуманным, оправданным, точным. По сложившейся традиции, в общественно-политических программах музыка, как правило, играет пассивную, оформительскую роль. Использование музыки в документальных передачах телевидения имеет еще один аспект: она способна стать основой для драматургии передачи. В художественных телепроизведениях, публицистике, научно-популярных передачах, учебных программах принципы работы с музыкой, звуком, с шумами, как и со словом, различны. Степень активности, направленности звукового ряда во многом зависит от вида и жанра телепередачи, от метода ее технического осуществления. Звуковая атмосфера телепередачи, ее акустика построена, как правило, на принципе согласования акустической перспективы с масштабом изображения. Крупный план, например, требует близкого звука, съемки общего плана — более отдаленного звука. Вместе с опытом к тележурналисту приходит и умение с помощью музыкальных шумов создавать целые «шумовые симфонии», подобно тому как это делается в кино. С большим мастерством был сделан на Эстонском телевидении фильм-концерт «Как живут рыбаки», где режиссер удачно синтезировал музыкальные шумы и собственно музыку: на телеэкране словно прослеживается рождение хоровой сюиты, которая возникает на фоне натурных звуков, образованных свистом ветра, плеском моря, криками чаек и др. Емкие звуковые подробности найдены в звуковом оформлении телефильма «Был месяц май». В сцене посещения бывшего концлагеря все внимание акцентируется на вороньем карканье и лае невидимой собаки, которые обретают свойства метафоры (напоминание о сторожевых овчарках, об атмосфере ужаса и смерти). В основе зрительно-звуковой метафоры, которая ориентируется на иносказательную конструкцию для характеристики какого-либо предмета или явления, лежит «двузначность» зрительно-звукового образа. Немалую роль в экранном языке играют звуковые символы, под которыми понимается звуковой эффект, сообщающий предмету или явлению новый, расширенный по сравнению с сугубо «бытовым» прочтением смысл. Шумы, используемые звукорежиссером, могут выполнять самые различные функции. Основная из них — создание звуковой атмосферы действия. При этом возможно некоторое увлечение «шумовым документированием», что особенно свойственно кадрам, показывающим рабочего человека в производственных условиях. В показе на телеэкране рабочего человека выработалась своеобразная система штампов — как визуальных, так и акустических. Налицо стереотипность многих телерепортажей или телеочерков, когда рабочие словно затеряны среди машин, станков, потоков льющейся стали, а их слова тонут в производственных шумах. Все это препятствует глубокому раскрытию образа. Воспроизведение на телеэкране звуковой атмосферы действия не должно оставлять ощущения какофонии. С понятием «звуковая атмосфера» тесно связано понятие «звуковая деталь». Последняя не играет самостоятельной роли всоздании экранного образа: она подчинена общему замыслу, но в то же время может стать необходимой его частью. Практика современного телевидения знает довольно сложные формы использования человеческой речи в форме шумов. Так, в документальном телефильме «Альфа и омега» долгий проезд камеры по библиотеке мимо стеллажей с книгами сопровождается отчетливой, превращенной в шум речью. В результате создается впечатление, что говорят сами книги. Словесная конкретизация в данном случае была бы неуместной, ибо создателям картины требовалось найти лишь общую звуковую форму выражения накопленной в веках мудрости. Речевой шум, таким образом, выполняет здесь роль оригинальной метафоры. Интересный звуковой прием использован в телеспектакле «Человек со стороны», в сцене, когда герою, поглощенному своими мыслями и переживаниями, разговор окружающих слышится в течение нескольких секунд глуховатым рокотом. На этот раз речевой шум стал выразителем определенного психологического состояния. «Звук в кинофильме — это прежде всего элемент композиции кадра, — читаем в книге «Динамика фильма». — Поэтому звук, музыку следует относить к той же категории, что и другие элементы композиции кадра, а именно: зрительный материал, движения и жесты, освещение, углы съемки кинокамеры и движущаяся камера» (Фельдман Дж. и Г. Динамика фильма. М, 1959. С. 198). Эти слова можно с полным правом отнести и к телевидению, где все эти «элементы композиции» неразрывно связаны в системе единой зрительно-звуковой образности. Шумы обретают качества конкретного образа или образной детали, лишь вписавшись в систему общего строения, лишь став частью драматургии телевизионного произведения.
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.045 сек.) |