ГЛАВА VI. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1654


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

1. ФУНКЦИИ УЧЕБНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

Современный мир предоставляет огромную информацию, особенно молодежи, создавая тем самым возможности для их творческого развития. Это книги, кино, радио и, конечно, телевидение.

Телевидение является наиболее универсальным средством, способным синтезировать все виды научной популяризации. Эта универсальность открывает большие возможности обучения, позволяя решать такие сложные задачи, как развитие творческой активности, познавательных способностей школьников.

Сегодня учить хорошо — это значит способствовать активизации познавательного интереса молодежи, формировать внимание, рациональные приемы памяти и методы мышления, развивать речь — одним словом, способности, которые, став достоянием ученика, помогут ему не только глубже овладеть школьным курсом наук, но и научиться самостоятельно приобретать знания, уметь ориентироваться в огромном потоке информации. И здесь на помощь школе приходит учебное телевидение.

Учебное телевидение, как и школа, развивает у детей задатки познавательной деятельности, одновременно стремясь к раннему распознаванию способностей у отдельных учащихся, и создает возможности для их дальнейшего развития. Этим телевидение помогает школе. Поскольку основа любой деятельности — потребность, телевидение вместе со школой развивает потребности познания, которые проявляются у школьников в виде интереса к знаниям. Поэтому телевидение должно учитывать развитый школой и учителем интерес. У ребят потребность в знаниях и интерес к ним проявляются в конкретной любознательности. «Для любознательных» — вот внутренняя направленность любой научно-популярной телепередачи, фильма.

Школьникам предстоит сделать выбор, чем они станут заниматься в дальнейшем. Но для того чтобы выбор этот был наиболее удачным, следует, как минимум, познакомиться со многими областями знания. Отсюда задача учебного телевидения — по тематике передач оно должно стать очень разнообразным.

Внимание, интерес, любознательность юного человека резко возрастают, когда он сталкивается с чем-то неожиданным. Поэтому для учебного телевидения важно использовать именно этот способ, чтобы заинтересовать юную аудиторию, обнажив в передаче новизну, неожиданность или постановки вопроса, или самой научной проблемы. При этом надо помнить, что новизна информации для детей и для взрослых — разные вещи.

Для детей новое — это то, чего они пока не знают. Поэтому создавать телевизионный рассказ об известном так, как будто все мы открываем явление в первый раз, — актуальная задача телевидения.

Известно, что детское мышление образно. Телевидение, работая с помощью изображения, развивает образное мышление как основу познавательных способностей. Одно из главных качеств ученика, проявлений его способностей —это воображение, фантазия. Телевидение может помочь развить эту детскую фантазию, используя для этого в первую очередь фантастические приключения в мире науки.

В раннем школьном возрасте развитие способностей у детей проявляется в форме игры. С возрастом характер игры меняется. Телевидение учитывает и эти особенности детского восприятия, используя игру как форму передач. Поэтому так популярны в молодежной аудитории телевизионные викторины, конкурсы, состязания, соревнования.

Особую ценность знания приобретают тогда, когда в ходе практической деятельности они становятся умением. «Знай и умей» — эта формула обращения к молодому телезрителю стала рубрикой учебного телевидения. Это не только тема, но и процесс развития способностей школьников. Поэтому телевидение из передачи в передачу рассказывает об этом творчестве, о детской самодеятельности в самых различных областях. В развитии любознательности телевидение широко использует также занимательность, которая заключается в новизне знания.

В детском возрасте духовное и умственное развитие происходит стремительно. Два года — и уже гигантская разница интересов и кругозора. Поэтому образовательные телепередачи должны быть строго дифференцированы и рассчитаны на определенную возрастную группу.

В этом — одна из значительных особенностей учебного телевидения.

Создание учебно-образовательной программы на IV канале телевидения (1965 г.), меры, осуществляемые за последние годы по укреплению материально-технической базы учебного телевидения, — следствие общенародного признания значения учебного телевидения, которое должно сыграть большую роль в образовании и просвещении молодежи, всего населения.

Государственное учебное телевидение имеет ряд принципиальных особенностей, которые определяют содержание, методы и перспективы его функционирования в системе средств просвещения и воспитания населения.

Во-первых, источником бурного развития учебного телевидения является стремление общества наиболее полно удовлетворить возросшие духовные запросы людей.

Во-вторых, учебное телевидение — это сложная система, связанная с тем, какую роль отводит общество делу образования, какие средства тратятся на подготовку педагогов, строительство школ, издание учебников и т. д.

В-третьих, наиболее эффективным учебное телевидение может быть, по нашему убеждению, в системе государственного образования, где возможно планирование, централизованное руководство, комплексный подход к проблеме, вложение крупных капитальных средств и маневрирование ими и т. д. В стихии частного образования, там, где есть множество частных школ, лицеев, колледжей, могут быть лишь частично и стихийно решены многочисленные и взаимосвязанные проблемы учебного телевидения.

В-четвертых, телевидение для тех, кто учится, не призвано заменить или отменить существующие системы образования. Точно так же как ТВ не отменяет и не заменяет кино, театр, литературу и т. д., а только включает некоторые их формы в новые системы коммуникаций, трансформирует, модифицирует, модернизирует их.

В-пятых, учебное телевидение создано не для замены учителя, а ему в помощь. Никакие успехи в развитии средств массовой информации не в состоянии заменить общение ученика и учителя, их непосредственную, живую беседу. Живая беседа учителя и ученика имеет ряд преимуществ, к числу которых относится возможность непосредственной дискуссии, в ходе которой можно тут же вернуться к трудному разделу темы, способность учителя наиболее полно учитывать возрастные, национальные или иные конкретные особенности аудитории, а также особенности данной местности, привлекая в качестве аргументов примеры из жизни учащихся.

Сегодня образовательная программа телевидения работает в среднем 7 часов в сутки. Утренние передачи могут быть использованы в прямом эфире или в видеозаписи на уроке (почти по всем предметам средней школы); дневные адресованы более широкой аудитории интересующихся проблемами, которые выходят за рамки учебника; вечерние предназначены для работающей молодежи, для тех, кто собирается поступать в вуз, и для студентов-заочников. Такая сетка вещания позволяет осуществлять дифференцированный подход к пропаганде знаний — создавать программы, имеющие точный адрес.

Организованная аудитория обеспечивает постоянные обратные связи телевидения с массами. А это, в свою очередь, создает благоприятные условия для научного анализа эффективности функционирования учебного телевидения.

Одним из основных условий эффективности учебно-образовательной передачи является ее высокий научный и художественный уровень.

Важным аспектом деятельности учебного телевидения является обучение и воспитание, раскрытие средствами телевидения процесса формирования высоких нравственных качеств, превращения знаний в убеждения.

С каждым годом расширяются возможности использования учебного телевидения в средней школе. Содержание учебных телепередач почти ежегодно меняется, что связано с постоянным улучшением качества самих передач, стремлением оперативно освещать наиболее актуальные достижения науки и техники.

Дидактические возможности учебного телевидения необычайно широки. Они обусловлены тем, что телевидение позволяет управлять самим процессом восприятия. На экране учебная информация подается постепенно, по кадрам; имеется возможность показывать исторические и документальные материалы, события, объекты или часть объекта, укрупнять рассматриваемые детали, объяснять какой-либо процесс схемами, мультипликациями, сопоставлять изображение процесса и его объяснение. Телепередача обладает большой силой эмоционального воздействия благодаря своему образному телевизионному «языку».

С помощью учебного телевидения в класс и студенческую аудиторию «пришли» ученые, писатели, бизнесмены. Телеэкскурсии знакомят учащихся с лабораториями научных институтов, с современными промышленными предприятиями, крупнейшими стройками страны. Учебное телевидение существенно обогащает педагогическую практику. Оно помогает учителям в изложении учебного курса, ознакомлении школьников с актуальными вопросами общественной жизни.

Результативность использования учебного телевидения определяется не только уровнем самих передач, но и рациональной методикой включения их в содержание уроков. На повышение эффективности использования телепередач в учебном процессе существенно влияют: правильная организация приема передач, умение учителя органически включить материал телепередачи в общую систему методов и приемов обучения, дидактически обоснованное сочетание материала учебных телепередач со словом учителя и различными средствами наглядности.

Коэффициент использования телепередач на уроке зависит от следующих факторов, которые должны учитывать журналисты, участвующие в создании учебных программ.

1. Продолжительность телепередачи не должна превышать 25—30 мин. Чем младше школьники, тем короче должна быть передача; для первоклассников она может продолжаться не более 15—20 мин.

2. Необходимо согласовывать расписание занятий в школе со временем трансляции учебных программ.

3. Сообщаемая информация должна содержать новый, более расширенный по сравнению с учебником материал по изучаемой теме.

Телевидение как средство обучения активизирует учебный процесс, помогает приобрести новые знания, а также систематизировать и закрепить их. Особенно важны и интересны те телевизионные учебные передачи, где присутствует материал, изображающий уникальные явления: извержение вулканов, подводный мир, те или иные явления природы. Большой впечатляющей силой обладают объекты прямого телевизионного репортажа, который как бы приближает зрителя к действию, делает его участником событий.

По своему построению и назначению учебные передачи различны: одни дадут новые знания учащимся, другие систематизируют их и обобщат пройденный материал или подготовят к практической работе либо экскурсии. По форме это беседы, телепутешествия, телеэкскурсии, а задания, которые иногда даются в конце передачи, организуют и активизируют учебную деятельность, стимулируют самостоятельное мышление учащихся.

«Урочные» передачи, сведенные в единую систему вещания, вместе с так называемыми факультативными программами, посвященными вопросам профессиональной ориентации и расширяющими знания о природе и технике, в настоящее время достаточно полно удовлетворяют естественное стремление познать окружающий мир.

Главное в таких передачах — выйти из достаточно замкнутого круга учебного материала, расширить его, помочь более живому и эффективному его восприятию, разбудить и увлечь воображение телезрителей неизвестными им сведениями, сегодняшними поисками ученых и исследователей, конструкторов и рабочих, романтикой творческого развития человеческой мысли и конкретным, экономически обоснованным и нужным стране применением открытий и достижений, новых проектов и только что созданных машин. Крайне важно и непосредственное общение юных телезрителей с теми, кто достиг этих научных и технических рубежей.

Темы таких познавательных и образовательных передач охватывают самые различные области человеческого знания, причем круг их постоянно расширяется.

Особая роль в учебном телевидении принадлежит передачам, в которых внимание обращается на сочетание трудового воспитания и эстетического образования. Проблема эта неоднократно привлекала внимание педагогической науки. Без эстетического образования трудовое воспитание было бы неполным. Важно воспитать умение находить особую красоту в труде, видеть эстетические стороны изготовленной продукции. Под эстетическим образованием следует понимать не только знакомство с особенностями искусства и отдельными его видами, но и обучение умению любоваться природой, находить красоту в производственной и бытовой среде, в облике человека, его поступках. Нравственное отношение к труду и эстетизация труда тесно связаны с общей культурой человека, его стремлением к творчеству во всех сферах человеческой жизни. Пробудив в человеке жажду творчества, мы раскрываем его главные жизненные силы. Само время ставит вопрос о всеобщем эстетическом образовании.

Как уже отмечалось, использование ТВ на уроке вовсе не умаляет, а, напротив, увеличивает значение живого, непосредственного общения учителя с учениками, различных его форм: бесед, лекций, обсуждений, дискуссий. Телевидение и школа выполняют общие задачи. Учитель в своей идейно-воспитательной работе может с успехом применять найденные на ТВ способы и пути убеждения, воздействия на сознание и чувства аудитории. Одним из таких путей является актуализация сообщений, ибо «новизна информации только и способна возбудить интерес к размышлениям, к слежению за дальнейшим развертыванием событий» (Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М.,1975. С. 373). Актуальность каждого сообщения состоит в том, что оно включает в себя новую и интересную для получателя информацию, как ожидаемую, так и неожиданную для него.

Часто учитель сталкивается с фактами, когда старшеклассники не могут дать анализ тех или иных событий, обосновать задачи в области внутренней и внешней политики. И здесь на помощь учителю приходит телевидение. Оперативная, убедительная, своевременная информация позволяет формировать общественное мнение, которое само по себе способно оказывать влияние на позицию отдельных людей. Вовремя переданное, правильно прокомментированное и правдиво освещенное сообщение о событиях внутренней и международной жизни позволяет нейтрализовать и предотвратить действие «сенсационных слухов».

Учителя все чаще рассматривают телевидение как дополнение к рассказу, как изобразительную хрестоматию, которая отнюдь не умаляет роли устного выступления учителя и не заменяет чтения рекомендованной литературы. Использование учителем телевизионных передач на занятиях поднимает теоретический уровень самих занятий. Богатство изобразительного материала, доходчивость, высокий научно-теоретический уровень, документальные и хроникальные кадры помогают глубже раскрывать тему, повышают интерес слушателей к изучаемому материалу, способствуют лучшему его усвоению. В свою очередь, устная беседа — обсуждение, полемика при всем своем самостоятельном значении — лишь часть процесса усвоения человеком той или иной истины. Для выработки своего суждения и воссоздания полной картины человеку необходимо обратиться к книге, газете, радио, телевидению. Это способствует также приобретению навыков самостоятельного анализа.

Учебное телевидение стремится расширять функции информации и воспитания. Но каким бы актуальным ни было содержание передач телевидения, оно несет в себе вместе с пользой и определенные опасности, связанные с бездумным просмотром всех передач подряд, с появлением желания заменить телевизором все: сначала книгу, газету, театр, кино, а потом, может быть, и учителя, школу.

По-житейски объяснимо, почему вдруг учащийся оказывается на классном часе более информированным о событиях международной жизни, чем учитель, не сумевший посмотреть «Международную панораму» накануне урока. Учителя малоопытного такие случаи чаще всего раздражают. Иногда школьный наставник приходит к мысли о том, что телевизор в классе лучше не включать, чтобы избежать нежелательных сравнений в подаче материала. Надо знать сильные и слабые стороны использования телевидения. Но и этого недостаточно. Надо научиться применять телевидение наряду с другими средствами обучения. Разные задачи стоят перед нашими учителями. Решаются одни, появляются другие. Но задача овладения искусством использования телевидения в воспитании и образовании юношества с годами не исчерпает себя; наоборот, с развитием техники телевидения и видео проблема эта остается одной из самых перспективных в непрерывном процессе воспитания, просвещения и самообразования все новых и новых поколений молодежи.

Накопленный учительством опыт использования телевидения на занятиях в классе и во внеурочное время, исследования ученых, анализ и обобщения, содержащиеся в ряде научных работ, позволяют сделать вывод, что все мы становимся свидетелями рождения новой науки — телепедагогики. Изучая педагогические основы использования телевидения в воспитании и образовании, телепедагогика складывается как наука о закономерностях и тенденциях взаимодействия телевидения и учителя, телевидения и ученика в процессе образования и воспитания. Рекомендации, выработанные теоретиками, практиками, методистами, занимающимися проблемами телепедагогики, с одной стороны, используются учителями и родителями, с другой — авторами телепередач с целью повышения эффективности системы образования. Дальнейшее совершенствование системы школьного образования в немалой степени связано с внедрением системы технических средств обучения, в частности с развитием школьного телевидения. С помощью учебного телевидения школа получает в определенной степени сумму знаний из рук ведущих ученых страны, благодаря достижениям в различных областях науки и техники, литературы и искусства.

Интерес учителя к тому, как использовать телевидение на предстоящем уроке, все больше основывается не только на понимании важности этого нового средства обучения, но и на знакомстве с богатым опытом в этой области передовых учителей, с исследованиями ученых, занимающихся проблемами взаимодействия школы и телевидения. Этот опыт и исследования позволяют говорить о целесообразности использования телевидения на уроке, когда учебный материал:

— имеет принципиально важное значение в изучаемом предмете;

— сложен и труден для усвоения учащимися;

— недоступен для изложения с равной или большей эффективностью при использовании других средств наглядности;

— требует для изучения наблюдение процесса в динамике;

— принципиально наблюдаем, но с помощью кино и телевидения может быть представлен в виде динамических моделей или демонстрируемых экспериментов;

— недоступен для непосредственного наблюдения в условиях школьного урока;

— требует показа уникальных установок;

— может быть раскрыт только через восприятие учащимися экранного произведения искусства;

— связан с изучением исторических или документальных материалов;

— поддается раскрытию на образном языке кино и телевидения (см.: Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М., 1973. С. 97).

Эти рекомендации важны и для авторов телепередач при отборе наиболее важных тем по каждому изучаемому предмету. При подготовке учебных передач все более тщательно учитываются рекомендации психологов, методистов и учителей (о возрастных психологических особенностях, о запасе знаний учащихся в том или ином классе и т. д.), что должно содействовать повышению научно-методического уровня телевизионных передач.

Просмотр телепередач на уроке оказывается особенно полезным при объяснении материала, недавно включенного в школьную программу. Эти передачи важны в тех случаях, если новый программный материал не обеспечен наглядными пособиями.

Телепередачи целесообразно использовать при изложении учебного материала, связанного с событиями, недавно прошедшими или проходящими в момент изучения темы.

Особенно нужны телепередачи при освещении разделов программы, по которым требуются демонстрации сложных опытов, проводимых в научно-исследовательских лабораториях, производственных процессов, экспонатов на выставках.

Изучение эффективности учебных телепередач имеет свои особенности, формы и методы. Об эффективности образовательных передач следует судить по двум факторам —численности реально охваченной аудитории и знаниям, полученным этой аудиторией благодаря использованию передач.

Одна из форм изучения эффективности — устные или с помощью анкет опросы учеников и учителей.

Другой формой изучения эффективности является систематическая переписка тележурналистов с учителями, постоянно использующими учебные программы на уроках.

Возможен и такой метод изучения эффективности: создатели передач, редакторы и авторы идут в школу на урок, когда показываются подготовленные ими программы. После просмотра проводится обсуждение передачи с учителями и учениками, выясняются ее достоинства и недостатки.

Журналисты участвуют также в коллективных просмотрах и обсуждениях передач определенного цикла на совещаниях учителей одного профиля. На телевидении систематически ведется изучение изменений количества и качества почты, ее географии, возраста корреспондентов и т. д. Составляются тематические обзоры писем по отдельным, наиболее значимым проблемам.

Подлинная забота об эффективности той или иной серии, цикла передач немыслима без деятельности журналиста по популяризации готовящейся или готовой передачи до ее выхода в эфир. Редактор, автор, все создатели телепередачи должны научиться организовывать публикацию аннотаций, статей о будущих передачах в предметных журналах, издающихся для школы, в центральных и местных газетах, устраивать предварительные, доэфирные обсуждения передач со своими коллегами — журналистами печати, радио, издательств, с другими специалистами, чье мнение о программах было быавторитетным для учителей.

Растущий масштаб учебных программ ставит новые проблемы перед учебным телевидением. Во-первых, изучение соотношения качества и количества урочных и внеурочных передач; во-вторых, проблемы сочетания республиканских и местных учебных программ; в-третьих, анализ опыта использования программ учителями, родителями и школьниками; в-четвертых, изучение качества и количества информации о передачах в школах; в-пятых, систематический анализ эффективности учебного телевидения.

Все эти проблемы вытекают из научного, комплексного подхода к вопросам просвещения средствами телевидения. Без такого подхода дальнейшее развитие учебного телевидения, повышение его роли в учебном воспитательном процессе будет сталкиваться с большими трудностями.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.048 сек.)