ГЛАВА VII. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ТЕЛЕПРОГРАММ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1664


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

§ 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ТЕХНИКИ

 

Техническая база телевидения состоит из двух самостоятельных частей: техники подготовки программ и средств связи — наземных и космических — для передачи этих программ на различные территории страны и мира, на определенных заранее частотах радиоволн.

Для творческих работников телевидения прежде всего имеет значение телевизионная техника подготовки передач, овладение которой есть непременное фундаментальное условие профессионализма каждого работника телевидения.

Техника подготовки телепрограмм, в свою очередь, подразделяется на съемочную и монтажную части.

Съемочная техника состоит как из кино-, так и из видеозаписи.

Во всем мире отчетливо прослеживается тенденция вытеснения кинопроизводства из телевидения из-за длительности обработки и монтажа, сложностей съемок с помощью кинокамер и замены его работой с видеопленкой. Но в ближайшие годы нашим телевизионщикам еще придется иметь дело с киноклейкой. Опыт здесь необходим, так как и в будущем предстоит интереснейшая, многообещающая для творчества работа с использованием кинохроники, с записью ее на видео.

С помощью телевизионной техники в работе с кадрами, записанными на кинопленку, можно осуществлять следующие операции:

— фиксировать, останавливать нужный кинокадр в течение неопределенного времени;

— ускорять движение кинопленки — от неподвижного состояния до нормальной скорости;

— наплыв изображения — постепенная смена одного кадра следующим за ним.

Кинокадры передаются по телевидению с помощью телекинопроекционного оборудования — канала, который представляет собой сочетание обычной кинопроекционной аппаратуры с электронными устройствами с бегающим лучом, превращающим изображение в видеосигнал.

Съемочная видеотехника состоит из видеокамер (ТЖК — телевизионная журналистская камера), которые способны зафиксировать изображение и звук вне телевизионной студии или в этом помещении.

ТЖК, снабженная монитором (рабочим телевизором), дает возможность тут же, на месте съемки просмотреть отснятый материал, повторить в случае неудачи снова съемку, что невозможно при пользовании кинокамерой. Вот почему ТЖК нарасхват у тележурналистов и режиссеров, овладевающих видеозаписью и воспроизведением изображения и звука с помощью видеомагнитофона или видеодиска с лазерным проигрывателем.

В том случае, если необходимо снять или транслировать событие, в котором принимают участие множество людей, используются также видеокамеры — их уже не одна, а 2—4, с мониторами; все это оборудование устанавливается на автобусе, в результате получается целая телестанция на колесах, т. е. передвижная телевизионная станция (ПТС).

Итак, на передвижной телевизионной станции установлено на автомобиле телевизионное оборудование, необходимое для производства и ретрансляции телепередач. Передвижные телевизионные станции (ПТС) имеют телекамеры, мониторы, могут соединяться с телестудией посредством линии связи.

Режиссер, находящийся во время съемок в автобусе около мониторов (по количеству камер), может выбирать, в соответствии с замыслом, одно из этих изображений, необходимое ему, включая его в трансляционную сеть, идущую в телестудию, а оттуда — на запись или в прямую в эфир.

Интересные возможности для творчества во время видеосъемок может дать использование трансфокатора телекамеры.

Трансфокатор телекамеры — это вариообъектив, позволяющий менять угол зрения; при ввертывании линзы камеры, оставаясь на месте, создает кадр с расширенным обзором, обеспечивая общий план. Там, где невозможен быстрый отъезд или наезд камеры, пользуются трансфокаторами. Регулировка вариообъектива позволяет осуществлять быстрые броски внимания зрителя с общего плана на крупный того объекта, который в данный момент играет решающую роль в ходе передачи.

Реже создатели передач пользуются техническим приемом совмещения изображений.

Совмещение изображений — одновременная передача двух или нескольких изображений, снимаемых разными камерами, — сильное средство художественной выразительности. Оно применяется для того, чтобы показать разные события, которые происходят одновременно; сравнить два явления или выявить связь одного явления с другим.

При передаче видеокадров с места съемок используется ретрансляционная линия, т. е. подключение телефонной линии связи к ПТС, из которой трансляция идет прямая или в записи — из одного места в другое, не только с передвижной телестанции на телестудию, но и с одной студии на другую.

Видеозапись передачи может осуществляться в помещении телестудии, которая состоит из двух помещений — павильона для съемки с видеокамерами, освещением и декорациями, а также видеоаппаратной, где стоят мониторы, пульт управления и происходит запись программы. К видеоаппаратной примыкает, как правило, аппаратная звукозаписи. Перед началом записи в студии происходит с участием режиссера техническая проверка студийного оборудования — это первый этап записи передачи. Проверяется телекамера по тест-таблице, находящейся перед камерой, контролируются рабочие характеристики камеры, осуществляется ее настройка, чтобы обеспечить оптимальную четкость и градацию тонов, проверка электрических параметров. Техническую проверку осуществляет видеоинженер. Телеоператор проверяет и настраивает видеотракт, опробывает сочетание освещения, декораций, другое оформление студии, расположение участников.

Проверяет режиссер и освещение в павильоне. Освещение на телевидении — важный элемент художественного решения передач, имеющий технический и эстетический аспекты.

Техника освещения состоит из типовых кинопрожекторов, лампы накаливания, напольных светильников и специальной аппаратуры, которые обеспечивают два вида света: мягкий свет, рассеивающийся и не дающий теней, и жесткий свет —сильнонаправленный, вызывающий нужные тени.

Освещение важно и для наиболее впечатляющего показа декораций в студии.

Декорация в студии должна соответствовать теме и целям передачи, фильма, спектакля, размерам студии, не ограничивать передвижения камер, микрофонов, осветительных приборов, а выбор цвета, тонов контрастности декораций должен учитывать особенности передающих камер и светотехники.

Различают декорации — нейтральный фон, реалистические, символические, абстрактные, силуэтные и гротесковые.

Часть декораций в студии называется выгородкой, которая оснащается различными деталями. Часть декораций — увеличенные фотографии, фоторепродукции крепятся на щитах или на специальных светочувствительных тканях и освещаются с обратной стороны.

Сильный свет. Яркие декорации требуют использования грима для участников передачи, как документальной, так и игровой. Использование грима — непростое искусство, поэтому пренебрежение специалистами-гримерами для режиссера непростительно; если же гримера нет, то режиссер или его ассистент должны уметь пользоваться гримом.

Грим на телевидении различают обычный, корректировочный и характерный.

Обычный грим. Его назначение: ничего не меняя в облике участника передачи, так распределить светотень на лице, чтобы добиться в изображении нужного баланса тонов и сгладить недостатки лица: убрать блеск лба, синеву свежевыбритого подбородка, тени вокруг глубоко посаженных глаз и т. д.

Корректировочный грим употребляется для того, чтобы скрыть недостатки лица, выгодно подчеркнуть его привлекательные стороны.

Характерный грим используется для того, чтобы выявить у актера специфические черты образа, создать типаж. Меняя контуры лица, его овал, прическу, можно преобразить актера до неузнаваемости.

Во время записи передачи по указанию автора, редактора, режиссера ассистент может производить микширование изображения, т. е. осуществлять наплыв одного изображения на другое, постепенное вытеснение затем одного другим, что обеспечивает плавный переход визуальной картинки.

Медленный наплыв, микширование изображения воспринимается зрителем как изменение в пространстве или во времени; вытеснение кадров используется порой как связующее звено при переходе от общего плана к среднему или крупному, а затем снова к общему.

Высокого мастерства от всей творческой бригады требует введение в кадр электронной заставки — фона.

Электронная заставка — фон осуществляется специальным электронным устройством, с помощью которого можно ввести актеров, участников передачи, снимаемых одной камерой, в изображение фона, получаемого из другого источника. Этот фон невидим для самих участников передач и может быть получен от любой другой камеры, кинопроектора, диапроектора и т. д. И тогда участники передачи действуют на новом фоне, воспроизведенном уже только на видеозаписи и полученном с фотографии, рисунка, модели.

Значительно реже использует творческая бригада при видеозаписи передачи разделение экрана с помощью электронной вставки на две или более частей, каждая из которых показывает разные, но мысленно связанные между собой картины. При этом можно показать одновременно два события или больше, их взаимосвязь, двух человек, говорящих по телефону, и т. п.

Создатели передачи должны учитывать и возможности электронной графики, целесообразно размечая в процессе видеозаписи надписи, титры, субтитры, иллюстрацию диаграммы, заставки, рисунки — важные компоненты телепрограммы.

С помощью «барабана» надписи можно протягивать, что дает непрерывный поток информации.

Сложный, но перспективный вид изображения на телевидении — электронная графика. С помощью компьютера она может создавать в кадре самые неожиданные, яркие, современные изображения.

Но случается, когда видеозапись передачи или ее фрагмент не устраивает создателей передачи. Тогда осуществляется стирание записи изображения и звука путем пропуска видеоленты через стирающую головку видеомагнитофона. В результате происходит ее размагничивание, т. е. освобождение записанных ранее звука и изображения.

И еще одна творческая возможность у создателей передачи. Это использование рирпроекции — неподвижного или движущегося изображения объекта, находящегося на заднем плане. Оно проецируется на обратную сторону полупрозрачного экрана, перед которым и происходит основное действие передачи, фильма.

До сих пор телевизионщики уделяли внимание композиции изображения. Но на телевидении это лишь полдела. Вторая — по счету, а не по значению — часть дела — это работа со звуком.

Звук на телевидении — один из двух путей воздействия на зрительскую аудиторию с целью добиться высокой эффективности телепередачи. Звук не столько сопровождение изобразительной части передачи, сколько углубление восприятия изображения, которое порой подчиняет себе изображение. Сочетание звуковых и зрительных образов и есть телевидение. Звуки на телевидении бывают реалистическими, взятыми из жизни в их естественном звучании; такие звуки ассоциируются у зрителя с какой-либо конкретной обстановкой; фантастические или абстрактные, обращенные к эмоциям и воображению зрителя.

Звуковая часть передачи имеет свои измерения. Высота или частота звука, т. е. число полных колебаний, которые звук совершает в секунду, измеряется в герцах.

Громкость звука, т. е. интенсивность таких колебаний, амплитуда колебаний, измеряется в децибелах.

В итоге создается звуковая атмосфера телепередачи, построенная, как правило, на принципе согласования акустической перспективы с масштабом изображения. Крупный план, например, требует близкорасположенного звука, съемки общего плана — более отдаленного звука.

Нередко при записи создатели передачи используют еще один эффект — реверберацию звука.

Реверберация звука — специальный звуковой эффект, создающий впечатление пребывания в огромном помещении. На самом же деле в небольшой комнате, стены которой покрыты штукатуркой, чтобы избежать поглощения звука, стоит динамик и на определенном удалении от него — микрофон. Речь или музыка поступают из микрофона, стоящего в другом помещении, в динамик, находящийся в указанной комнате, и через микрофон, стоящий там же, возвращаются видоизмененными к создателям передачи.

Работа над звуком передачи происходит в тонателье.

Тонателье — помещение, где находится все техническое оборудование, необходимое для подготовки звуковой части передачи: магнитофоны, проигрыватели, микшерский пункт. Здесь происходит запись, монтаж, наложение одного звука на другой, переход от одного звука к другому.

Перед окончательной доработкой передачи, т. е. перед окончательным монтажом ее видеозаписи, можно осуществить предварительный, черновой монтаж — первую стадию работы режиссера, редактора, автора с записями и другими материалами будущей передачи. Отдельные эпизоды располагаются в желаемой последовательности, отдельные фрагменты вырезаются или стираются. Мелочи, такие, как оговорки выступающих, пока не учитываются. Запись готова лишь после окончательного монтажа.

Указанные виды творческой работы создателей передачи на базе современной техники телевидения возможны еще не на всех телестудиях, но в перспективе на такой технике придется работать всем телевизионщикам. При этом нельзя упускать из виду все новые и новые возможности, связанные с дальнейшим развитием автоматизации и компьютеризации телевизионной техники.

Интенсивное развитие видеотехники привело к значительному улучшению и совершенствованию устройств видеозаписи. Наряду с этим для развития телевизионной техники в последние годы характерен также и новый подход к эксплуатации телеоборудования, стремление к рационализации и автоматизации. Речь идет о разработке новых устройств, более или менее автоматизированных систем производства или передачи программ, к которым следует отнести кассетное устройство видеозаписи. Обслуживание видеомагнитофона в таком случае ограничивается вложением кассеты и управлением с помощью соответствующих элементов.

Вместе с количественным ростом, дальнейшим расширением «географии» приема телевидения в студийной телерадиотехнике происходят значительные качественные изменения. Дифференциация программ по видам приводит к дальнейшей специализации студийных аппаратных: от двух-трехкамерных небольших студий для нескольких выступающих до шести-восьмикамерных для концертных студий с большим числом выступающих в присутствии публики. Все большее значение приобретают репортажные средства: телевизионные журналистские комплекты, небольшие репортажные станции, оснащенные развитыми средствами связи и видеомагнитофонами. В целях повышения оперативности они оснащаются автономным энергопитанием. В то же время продолжают оставаться на вооружении телецентров и традиционные передвижные тяжелые телевизионные станции с четырьмя-шестью камерами.

В области студийной видеозаписи наметились тенденции дальнейшей специализации электронного монтажа — от простого оперативного монтажа информационных сюжетов до сложного монтажа художественных программ с большим объемом дополнительных операций: озвучивание, тонирование, ввод титров, надписей и различных видеоэффектов, замедленных и ускоренных изображений, стоп-кадров и т. п. Хотя доминирующее положение по-прежнему занимают однодюймовые катушечные видеомагнитофоны, дающие в настоящее время наилучшее техническое качество, заметно явное стремление к кассетным аппаратам, которые при применении адресно-временных кодов создают значительные эксплуатационные удобства.

Многие технические телевизионные новшества реализованы с использованием цифровых методов обработки сигналов изображения и звукового сопровождения.

Переход к цифровым методам обработки, записи, монтажа и передачи сигналов изображения и звука обладает существенными преимуществами по сравнению с аналоговыми методами. Дело в том, что аналоговые способы обработки в принятых системах телевидения лимитируют дальнейшее существенное повышение технического качества изображения. Например, при существующей технологии создания программ требуется многократная перезапись сюжетов, фрагментов. Каждая операция перезаписи на аналоговом видеомагнитофоне снижает качество оригинала изображения, и, следовательно, количество операций монтажа ограниченно. Аналогичные результаты и в технике передачи телевизионных и радиовещательных сигналов на протяжении расстояния. Переход на цифровую методику позволит существенно поднять качество изображения и звука, прошедших технологические операции монтажа, перезаписи и передачи, благодаря значительно меньшему накапливанию искажений. Решению этой задачи будет также в значительной мере способствовать внедрение в студийную технику шумоподавителей, работающих на основе кадровой памяти.

Наряду с этим цифровая техника расширила диапазон технических и изобразительных возможностей при создании программ. Сюда можно отнести повышение надежности, бесподстроечную работу цифровых устройств, видеоэффекты, новые типы спецэффектов, двойную либо тройную электронную рирпроекцию, синхронизацию телевизионных сигналов от любых несинхронных местных и удаленных источников, не требующую обратного канала связи, и др. Стало возможным синтезировать довольно сложные динамические видеосюжеты, применяя для этого устройства видеоэффектов, электронной видеографики, алфавитно-цифровые знакогенераторы в сочетании с микшерным тратом и устройствами записи неподвижных изображений с изменением масштаба.

Цифровая, звуковая и видеотехника продолжают органично и тесно переплетаться со стандартными средствами вычислительной техники. Поэтому все большее количество технологических функций при производстве телевизионных программ подчиняется законам вычислительной техники.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)