РАЗВИТИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2535


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Новый этап расширения демократии, курс на свободу и гласность определяют концепцию журналистских подходов отражению происходящих перемен. Активно осваиваются новые модели общественно-политического и художественно вещания, построенные на «живом эфире», телемостах, соединяющих целые континенты. В ходе таких передач часто происходят открытые, нередко бескомпромиссные столкновения альтернативных точек зрения по важнейшим вопросам современности.

С позиции такого подхода нельзя не заметить, что сегодня в телепередачах все еще много поверхностного в освещении происходящих перемен и мало того, что составляет их истинную ценность. А кое-где остановились в развитии, стали работать менее энергично и творчески, чем в начале пути. Беден и арсенал выразительных средств: вопросы, интервью, обобщения некоторых корреспондентов нередко обнаруживают профессиональную некомпетентность, а заодно и старые стереотипы. Это особенно заметно у корреспондентов, работающих на периферии. В таких случаях собеседник зачастую оказывается более осведомленным, чем журналист.

Телевизионная публицистика — это раздел вещания, включающий в себя различные жанры (от отдельных выступлений в кадре до многосерийных документальных телефильмов), посвященные крупным, представляющим общественный интерес проблемам государства, формирования личности.

Публицистика на телеэкране. Вид телевидения, отражающий актуальные проблемы социальной жизни, интересы общества, коллектива, отдельной личности в их единстве, общности или в столкновении, конфликте.

Публицистика телевидения основывается на реальных, жизненных коллизиях, может быть частью документального или игрового вещания.

Телепублицистика должна быть не только копией жизненных ситуаций, но и произведением телевизионного искусства, основанным на обобщении, анализе, привлекать внимание к серьезным проблемам с помощью художественных приемов и выразительных средств, предложенных автором и режиссером.

Становление и развитие телевизионной публицистики — длительный и сложный процесс, во многом связанный с вовлечением в авторскую работу на телевидении известных писателей, журналистов, имеющих богатый опыт создания публицистических произведений в печати, на радио и в кино.

Сдержанная манера повествования, никакой внешней аффектации — таким был С. Смирнов на телеэкране в передачах цикла «Поиск». Его выступления — образец публицистики в высшем понимании этого слова.

Специфический характер драматизации документального действия в телевизионной публицистической программе, в отличие от кино, состоит в том, что автор создает определенный эмоциональный настрой, который должен охватить и зрителя. При этом возникает такая атмосфера переживания и сопереживания, в которой и происходит превращение реальности в образ. Опытный автор не посвящает никого из участников предполагаемой драматической ситуации в свой замысел — ни реальных героев, ни зрителя. Более того, продуманная до последних деталей импровизация — суть специфики публицистических жанров на телевидении. Если автору удается высечь искру из столкновения противодействующих сил, если его знание фактов, характеров основных действующих лиц, интуиция (а в данном случае она играет существенную роль), мастерство не подведут — зритель становится свидетелем рождения на телеэкране произведения большого искусства, возникшего на стыке замысла автора и реальности.

Формирование в телепублицистике нового жанра — телевизионных мемуаров связано с именем лауреата Ленинской премии И.Л. Андроникова. Цикл «Слово Андроникова» получил всеобщее признание. Главным признаком публицистики на телевидении является ее неустанное движение, поиск нового. Замена одних подходов другими происходит постоянно, а старые, традиционные передачи, такие, как «Клуб путешественников», «Музыкальный киоск», «Здоровье» и другие, все время должны обновляться новыми жанровыми формами, неожиданным поворотом темы и т. д.

Жанры документального телевидения, по аналогии с публицистическими жанрами в литературе, можно условно разделить на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Общим для них является использование в качестве основы документальных, неигровых материалов. Отличие художественно-публицистических программ от информационных и аналитических заключается в создании художественного образа (с помощью выразительных средств, литературной основы, монтажа).

Определение жанров той или иной программы можно произвести по соответствию четырем необходимым условиям: своеобразию предмета (объекта отображения), функциям (познавательно-воспитательным задачам), широте охвата действительности (масштабу выводов и обобщений), выразительно-изобразительным средствам. По этим признакам документальные жанры могут быть разделены на следующие виды:

1) информационно-публицистические: интервью, репортаж, сюжет, информационное сообщение, выступление, имеющие задачей информацию зрителей о том или ином событии; комментарий, не содержащий анализа явлений;

2) аналитико-публицистические: беседа, лекция, обозрение, дискуссия («круглый стол»), журнал, клуб, обзор писем, выступление, содержащее анализ события или явления;

3) художественно-публицистические: очерк, эссе, сложная передача с элементами импровизации, монтажная передача на документальном материале с использованием произведений различных искусств.

Специфически телевизионная тенденция состоит в межжанровых связях телевидения как искусства синтетического, в соединении в одном произведении элементов игрового, документального кино, музыкального искусства и т. д.

По указанным выше признакам документальные телефильмы (независимо от способа производства и тематики) можно разделить на хроникальные и художественно-публицистические.

Характер передачи (фильма), ее жанровые особенности, использование выразительных средств закладываются в сценарии.

В пропаганде положительного опыта, начинаний и инициатив трудящихся и трудовых коллективов в области производства, нравственного воспитания, организации досуга журналисты телевидения используют такие эффективные приемы и формы работы, как длительные теленаблюдения за героями прошедших передач, метод сравнительного анализа деятельности родственных предприятий и т. п.

Большие возможности таит в себе такой жанр, как передача-исследование, когда ведущий увлекает за собой зрителя в поиск истины и в систему доказательств, убеждая аудиторию в правильности предлагаемых выводов.

Жанровые структуры средств массовой информации конденсируют большой исторический опыт. Их использование определяется многообразием функций СМИ. Эти функции более всего связаны с определенными жанрами: информационная — некомментированное и комментированное краткое сообщение и репортаж; воспитательная — очерк, содержащий уникальный опыт участия героя в общественной жизни, и т. п.

Все эти жанры взаимодействуют между собой, оказывая друг на друга влияние, взаимообогащаясь, переходя из одного вида в другой. В этом заключена сложность проблемы овладения законами создания телевизионных передач определенных жанров.

Основная особенность, характеризующая жанр, — единство содержания и формы при ведущей роли содержания.

Б. Брехт говорил: «Думай о форме, а содержание подтянется!» Этим высказыванием Б. Брехт стремился подчеркнуть исключительную роль формы при создании художественного произведения, разумеется, не в ущерб содержанию.

Вопрос формы особенно остро стоит в телевизионной журналистике, где содержание не спасает передачу от провала, если она не облечена в соответствующую форму. Не спасает и раз навсегда придуманная форма, которой, кстати, без зазрения совести пользуется всякий, благо использование формы не считается плагиатом.

Единство формы и содержания можно обнаружить тогда, когда в передаче налицо чистота жанра, выражающаяся в классическом четырехместном делении драматургического действия: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.

Такое деление относится к любому жанру малой или большой формы. Конечно, нельзя абсолютизировать понятие жанра, впадать в крайности, главный акцент делать на неизменности указанных критериев жанра. В то же время не следует и размывать понятия жанровых разновидностей.

Для журналиста главное оружие — жанр, включающий в себя весь спектр художественных приемов (такое сочетание способов изображения, художественного и музыкального оформления, которое помогает наиболее эффективно раскрыть тему произведения).

Жанр помогает найти нужную форму. К.С. Станиславский как-то сказал: «Если чувство не откликается сразу, нужно знать приемы для его пробуждения». К новым приемам «пробуждения чувств» и прибегают тележурналисты, когда ищут при создании передачи разумное сочетание мысли и страсти, отражение больших проблем в конкретных проявлениях.

Несмотря на разную степень проявления, произведениям телепублицистики присущи черты: документальность факта, авторское мнение (выраженное самим журналистом или его героями) и, наконец, авторская концепция, которая пронизывает всю ткань произведения, в каком бы жанре оно ни было создано.

На телевидении поиск оптимального сочетания понятийного и образного способов распространения информации и есть, по существу, творческий процесс создания документальной передачи. Поиск сочетания обоих способов информации ведет и к особому виду монтажа передачи, который подчиняется логическим законам последовательного изложения фактических данных с присутствием элементов эстетического и эмоционального начал. Эти особенности концептуального характера лежат в основе определения жанров документальных передач.

Нередко композиция документальной передачи строится на драматургии мысли — столкновении различных точек зрения, конфликте между старым и новым подходами к явлению.

Только через активное личное участие, через преодоление насаждавшейся десятилетиями апатии и безразличия миллионов людей к общественным интересам можно добиться серьезного обновления общества.

Немало подготовлено передач и фильмов о героизме старших поколений. «Моральные качества замечательного человека имеют большее для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным», — писал в свое время А. Эйнштейн.

Нужна новая модель телепублицистики — от менторства и монолога к диалогу, к совместному поиску истины.

Рождающийся социальный и политический плюрализм мнений создает реальные возможности для телепублициста —увлечь и убедить своих зрителей.

Диалог — признак демократизации телевидения. Это форма донесения знаний, позиций, взглядов, его эффект зависит от содержания, но сам по себе диалог отражает диалектику познания, он есть состязательность идей, точек зрения, позиций. Для тележурналиста важно научиться, чтобы в ходе дискуссии был не просто разброс мнений, которые идут в разные стороны от научного знания, а углубление и совершенствование научных построений. Это во-первых.

Во-вторых, важно добиться, чтобы в ходе «круглого стола», дискуссии была достигнута ясность, четкость выводов, иначе легко сбить с толку, вызвать раздражение аудитории. Логика и искусство дискуссии требуют новых знаний, серьезного обучения самих ее участников.

Передача телевидения Санкт-Петербурга «Общественное мнение» предполагала столкновение мнений разных групп, выражающих различные точки зрения на злободневные проблемы, связанные с задачами перестройки. В спор активно включались телезрители, в распоряжение которых для связи со студией были предоставлены телефонный и радиоканалы, а также телеграф и микрофоны на улицах города. По ходу передачи в единоборстве плюралистических суждений кривая общественного мнения постепенно склонялась в ту или иную сторону, что отражалось на дисплеях студийного телекомпьютерного центра.

Только 1985 год принес ленинградскому телеэкрану две заметные передачи: «Лицом к городу» (ответы на вопросы ленинградцев в прямом эфире руководителей города) и «День письма» (обсуждение в эфире социальных проблем). Именно «День письма» стал родоначальником другой передачи — «Телекурьер».

Передача грузинского телевидения «Похищенные души» рассказала о том, как в городе Кутаиси заместитель секретаря комсомольской организации стал преступником, предводителем группы-воров подростков, деляг и тунеядцев. Сразу же после передачи во всех комсомольских организациях Кутаиси были проведены собрания, затянувшиеся допоздна. На следующий день комсомольские собрания уже переросли в общественный форум. Возникли жаркие споры в рабочих коллективах, студенческих группах, школах. Из 50 тыс. участников собраний выступило 25 тыс. человек. Конкретные, идущие из глубины души предложения нашли отражение в публикациях республиканских молодежных и кутаисских городских газет, передачах местного радио.

На следующий день началась организация общереспубликанского комсомольского собрания. Функцию доклада выполнила передача «Похищенные души», повтор которой был приурочен к собранию. По рекомендации Министерства просвещения Грузинской ССР просмотр передачи был превращен в «открытый телеурок» в школах; присутствовали на нем и многие родители.

Но работа телевидения по мобилизации общественного мнения в связи с обнародованными фактами на этом не закончилась. На передачу поступило до 3 тыс. откликов. Их обзоры оперативно включались в информационную программу «Моамбе» и шли отдельными выпусками под рубрикой «Ваше мнение». Их печатали республиканские газеты «Молодежь Грузии» и «Ахалгазрда комунисти» («Молодой коммунист»). По многочисленным письмам зрителей была подготовлена вторая передача — «Почему похитили души мальчиков?» (отклики на первое выступление).

Несколько лет назад в Грузии были зафиксированы случаи особо опасного преступления — похищения людей, в том числе детей, с целью вымогательства. Несколько появившихся в связи с этим газетных публикаций не вызвали реакции общественности, так как не проанализировали морального аспекта беспрецедентного преступления. Когда в селе Какабети Сагареджойского района было совершено очередное подобное преступление, в дело вмешалось телевидение. Телевизионная передача «Колокола Какабети» запечатлела сельский сход, гневно осудивший преступников. Он стал настоящим событием в жизни республики. После телепередачи свыше 500 человек позвонили в студию, а более 100 человек пришли в редакцию. Почти во всех районах республики состоялись публичные обсуждения и митинги. Вместе с тем передача «Колокола Какабети» показала, как трудно поддаются управлению раскрепощенные эмоции людей, если рассказ о преступлении не привести к логическому концу — обоснованию справедливости, законности приговора преступникам. Авторы передачи не скрыли от зрителей, что на сельском сходе людской гнев плохо поддавался контролю. Позже телевидение дало зрителям возможность высказаться с экрана по поводу случившегося в Какабети. После передачи «Колокола Какабети» похищения людей в республике прекратились.

Реальным путем всемерного расширения возможностей телепублицистики и повышения ее эффективности является учет социально-психологических закономерностей информационного процесса, личностного восприятия телеинформации массовой аудиторией. С этой точки зрения опыт грузинского телевидения убедил в действенности использования в телепередачах критического направления, методов так называемой шоковой пропаганды, условием которой является повышенная эмоциональная нагрузка, призванная в первую минуту ошеломить, а затем взбудоражить, привести в движение всю общественность. В сочетании с доверительностью и откровенностью эмоциональное воздействие на аудиторию значительно усиливает эффект убеждающей информации. Вместе с тем фактор эмоционального внушения, дополняющего воздействие на аудиторию с помощью убеждения, играет особо важную роль и в острых, исключительных ситуациях.

Известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве заложены в правовой пропаганде, правовом воспитании и обучении. Социологические исследования показывают, что большинство людей не удовлетворены объемом полученной информации, три четверти опрошенных знакомятся спубликуемыми законами от случая к случаю. За такой уровень правовых знаний несут ответственность и средства массовой информации.

В центре и на местах телевидение стало чаще бывать в залах суда, где вершится правосудие. Одной из характерных черт развития телевизионной публицистики стала тенденция к относительной комплексности содержания, функциональной дифференциации и жанровому разнообразию.

В прошлом телевидение осуществляло правовое воспитание преимущественно в публицистической форме, сводя передачи к полудраматической реконструкции судебного разбирательства и созданию модельных ситуаций, снабженных анализом и нравоучением. Но тем не менее преобладание прямых и косвенных ответов на вопросы зрителей, имевших форму юридической консультации, было заметным явлением. Более того, на их основе создавались публицистические серии передач о конкретных преступлениях, они преподносились в форме стилизованной реконструкции с помощью актеров.

Первоначальная задача судебной хроники — информировать общественность о происходящем. Позднее ее характер изменился, а с ним и функции. Судебная хроника, предлагаемая в драматической форме, в теории публицистических жанров нередко рассматривается как вид фельетона или беллетристики, где действие разворачивается в зале суда. Зал в этом случае выступает метафорой целой системы причин, следствий и аспектов отдельных правонарушений. Журналист при этом становится интерпретатором публичного судебного разбирательства по отношению к гражданам, которые не могли лично следить за работой постоянных органов; он передает информацию о судебных делах и о том, каким образом протекало разбирательство, избрав произвольную форму подачи материала. От его творческой, этической и моральной позиции зависит успех передачи.

Подлинность происходящего усиливается показом зала суда, его реальностью. Публицистический текст (речь юристов, выступления экспертов и т. п.) перемежается с драматическим, однако тоже публицистической направленности. В результате возникает принципиально новый тип телевизионной публицистической передачи.

Иногда реконструкция заседания суда внешне выглядит как прямой репортаж (точнее, репортаж, ведущийся в прямой трансляции или показанный после записи на видеопленку, но с элементами симультанности и полной достоверности), но с точки зрения жанровой обособленности это не имеет принципиального значения. Документальность передачи заключается в конкретности содержания и в форме отображения процессов, разворачивающихся по всем правилам судопроизводства. Журналист (автор) при этом обращается не к описательному способу рассказа, а к передаче своей точки зрения через происходящее, через позицию суда, разъяснения экспертов и т. д. Он общается со зрителем не прямо, а через людей, непосредственно участвующих в судебном разбирательстве: экспертов, председателя суда, подсудимых и свидетелей.

Документальность передачи подчеркивается тем, что мы неизменно стоим перед фактом индивидуального рассказа о реальном судебном деле, слушание которого уже закончено, но на данный момент возвращено в реальное время. В таком виде оно предстает перед зрителем на экране телевизора.

Широкий интерес зрителей вызывает крупномасштабная телепередача — телемарафон. Это многочасовая, непрерывная телепередача, посвященная одной крупной социальной проблеме, в которой принимают участие многие коллективы, частные лица, организации.

Как правило, основное действие происходит в зале, где находится публика и куда на встречу приходят участники марафона; в передачу включаются различные города одной страны, ряда государств. В таком случае телемарафон становится международным.

В телемарафоне большая роль принадлежит ведущему или ведущим программы, от умения которых соединить разнохарактерные сюжеты, выступления во многом зависит успех и эффективность марафона.

Телемарафон может состоять из нескольких телемостов.

Телемост — это телевизионная передача, в которой ее субъекты находятся не в одной, а в разных местностях.

Преодоление физического пространства происходит в ходе самой передачи с помощью телевизионной техники, наземных, космических средств связи. Диалог на расстоянии, одновременное действие разных участников из разных пунктов города, страны, мира.

При этом единство самой передачи, единство ее композиции основывается на одном замысле, на общем сценарном плане, в заранее обдуманной последовательности сюжетов, включений городов, при точно определенной цели, функции всей передачи.

Таким образом, за последние годы по существу новый облик приобрела телевизионная публицистика.

Усилилась социальная и политическая заостренность передач: они стали ярче, аргументированнее. Правда и открытость, критика, борьба с косностью и старыми подходами за обновление всех сторон жизни общества все больше утверждаются как закон и норма развития нашего вещания. Тележурналисты стремятся проникнуть в глубину происходящих перемен, понять и высветить их закономерность, найти новые решения.

Процессы перестройки на ТВ имеют и некоторое цифровое выражение. Более чем в 20 раз увеличился объем прямых передач, телевизионное вещание обновлено почти на 35%, на смену передачам-долгожителям пришли более современные и по форме и по содержанию программы.

Телевидение чутко прислушивается к так называемым «больным» проблемам. Это прежде всего заметно в широком обращении к социальной проблематике, которая раньше чаще всего игнорировалась. Жилье, труд и зарплата, пенсии, медицинское обслуживание, работа транспорта, служба быта, общественное питание — все это стало предметом пристального внимания тележурналистов.

Революционное преобразование нашего общества с небывалой ранее силой и с новым историческим значением выдвинуло задачу нравственного, духовного обновления человека. Вдруг с особой остротой общество — не без участия телевещания — почувствовало жгучую потребность в духовном, нравственном укреплении, в приобретении опоры в жизненных бурях. Политика и нравственность, их влияние друг на друга, приоритет нравственности как проявление верности государству и его структурам, прежде всего общечеловеческим ценностям, — все эти проблемы стали в наше время центром внимания общественности.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.048 сек.)