ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ЭКОЛОГИЯ


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1701


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

Тема экологии становится одной из ведущих во всем документальном и художественно-игровом телевидении. Фильмы и спектакли, построенные на лучших литературных произведениях, посвященных благородному делу борьбы за чистоту и искренность, любовь и бережное отношение человека к природе, украшают наш домашний экран. Может быть, не так часто, как этого хотелось бы, но тем заметнее они в программах республиканских и региональных.

У документального телевидения свои проблемы и сложности. Оказавшись погруженными в состояние гласности, печать, телевидение и радио, рожденные от природы ради этой гласности, не всегда готовы к работе в новых условиях. Для организации нового интеллектуального прорыва силами СМИ нужны новые резервы, новые поиски сближения органов информации с народом, преодоление отчуждения их от населения.

Одним из таких резервов и становится овладение экологическими проблемами, которые волнуют всех людей независимо от политических воззрений, национальности, пола, возраста и т. д. Трудно найти другую область человеческих запросов и интересов, кроме экологии, где так бы сходились чаяния и надежды всех слоев общества. Наполнение экологическим содержанием программ телевидения в центре и на местах помогает преодолевать еще одну тенденцию, которая проявилась в последние годы в телевизионном вещании.

В стремлении уйти от назидательности, однообразной политической суеты в эфире, неразберихи политических оценок и позиций телекомпании первые бросаются в другие крайности: насыщают свои программы сплошь развлекательными передачами, оправдывая это тем, что люди устали от политики. Но политика политике рознь. Есть политика, погруженная в мелочную борьбу за власть отдельных лиц и групп, политиканство, но есть и такие сферы общественной, политической жизни, где решаются судьбы людей, обозначаются границы и возможности их выживания.

Эту тенденцию к развлекательности раскрыла французская газета «Монд», которая тонко подметила, что стремление развлекать охватило и такие сферы вещания, как политическая жизнь властных структур, о которой телевидение нередко сообщает в форме политических шоу.

«Телевидение стало прекрасным развлекательным инструментом, уводящим от безработицы, снижения покупательной способности, от терроризма, — критически оценивая ситуацию, писала парижская газета «Монд». — Само общество стало развлекательным. Это общество видимости. Политическое шоу заменяет дебаты. Звезды медицины или религии дают по телевидению спектакли по этическим проблемам, которые стоят перед человечеством. Бедность становится «новостью». Телегазеты, информационные журналы позаимствовали форму спектакля» (Монд. 1987. 18 апр.).

Сложность профессии журналиста-эколога состоит в том, что эта область знаний включает в себя познания как в сфере общественных наук, так и в естествознании. При этом проблемы экологии, взаимоотношений человека и природы, человека и общества приобретают с годами не только все более острый, актуальный характер, но и обогащаются непрерывно новыми знаниями, новыми достижениями науки и техники, отражающими самые современные научные направления.

Предотвращение грозных катастроф, преодоление их возможных последствий жизненно необходимы для выживания не только отдельных регионов, но и всего человечества. Поэтому забота журналистов о чистоте воздуха, воды, земли — это не «местная» тема, вернее, не столько «местная», сколько тема глобальная. Экологические проблемы в этой связи должны освещаться на международном уровне, на уровне мировых стандартов тележурналистики. Это чрезвычайно важно и проявляется прежде всего в телевизионных перекличках городов разных стран, когда в ходе одной передачи можно сравнить качество и художественный уровень сюжетов, подготовленных тележурналистами разных телекомпаний мира. Телемарафоны, переклички телекомпаний разных континентов требуют от журналистов огромного напряжения сил, длительной предварительной подготовки на уровне разработки замысла, сценарного плана передачи.

Телевизионная перекличка в международном масштабе не может, как правило, идти в видеозаписи. Обычно это передачи прямого эфира, прямых включений. Прямой эфир, работа на ходу, возможные неожиданности, непредвиденные технические помехи требуют молниеносной реакции всей творческой бригады, ведущей передачу, прежде всего, конечно, режиссера и журналиста, работающего в кадре. Важно при реакции на неожиданные ситуации добиться все-таки реализации задуманного плана, такого освещения темы, которое соответствовало бы лейтмотиву экологической темы передачи.

Мастерство журналистов проявляется и в их способности использовать неожиданные ситуации во благо передачи. Но это не всегда удается на телевидении. Специфика профессии эколога-журналиста состоит также и в том, что здесь самым тесным образом переплетаются рациональные знания с эмоциональными факторами, законы естествознания с правом и моралью. Пронизывать все темы экологических передач человеческими переживаниями, «очеловечивать» природные явления и процессы — прекрасный и благородный долг тележурналистов. Такое соединение человеческого и естественнонаучного подходов в экологическом фильме, передаче создает особо благоприятные условия для производства подлинно публицистических программ, а не только передач научно-популярного жанра.

Не противопоставляя одно другому, не выявляя, какая из сторон тележурналистики действует сильнее на зрителя, можно утверждать, что в подготовке экологических телепередач нельзя обойтись без вложения своих собственных человеческих чувств и эмоций в эту работу.

Стоит приглядеться к тому, как ведут передачу лучшие наши экологи-тележурналисты — В. Песков, Н. Дроздов, А. Николаев и др. Сколько любви к природе, к животным —братьям нашим меньшим — звучит в их словах с телеэкрана! Всем своим поведением в кадре, отношением к природе эти популярные ведущие показывают, как освещать сложные экологические проблемы.

Передачи «В мире животных», «Клуб кинопутешествий», «Очевидное — невероятное» стали любимыми для многих телезрителей нашей страны, на их гуманистических и экологических принципах воспитывалось не одно поколение.

Экологическая проблематика телевизионного вещания обогащается творческими подходами и жанрами, которые наиболее плодотворны именно в области экологической теории и критики.

К этим формам и жанрам «экологических» телепередач, кроме традиционных выпусков новостей, сюжетов, а также очерков, можно отнести заранее продуманную, последовательно осуществляемую кампанию по реализации отдельных экологических проектов, ведение телепередач на одну тему.

При этом важно определить сроки кампании, событие, определяющее ее начало, старт, кульминацию, вовлечение телезрителей в решение конкретных экологических проблем, определить тот момент, факт, который может подвести итоги конкретных усилий тележурналистов в ходе самой кампании.

По срокам такая телевизионная экологическая кампания заранее трудно определима, но ее протяженность во многом зависит от подготовки выступлений телевидения на конкретную тему, от энтузиазма и силы воли организаторов.

Наглядным примером такой экологической кампании и журналистской неуспокоенности служит в буквальном смысле сражение известного телекомментатора Д. Белова за поставку нефтяникам Западной Сибири качественных труб. Весной 1986 г. его группа снимала очередную передачу на севере Тюменской области. С первых же дней своего пребывания там журналисты столкнулись с фактами поставки в огромных количествах бракованных труб для бурения нефтяных скважин. Брак в этих трубах стал причиной проникновения нефти в почву многих районов Тюменской области. Считая сложившееся положение недопустимым, требующим срочного вмешательства, Д. Белов выступил с резкой критикой в телепрограмме «Время».

Затем был подготовлен специальный выпуск в рубрике «Ускорение». По его следам состоялось заседание коллегии министерств, на которое пригласили и тележурналистов. Здесь же присутствовал директор трубопрокатного завода, поставлявшего бракованную продукцию. Договорились о встрече на заводе, которая произошла летом того же года. На ней были вскрыты причины выпуска брака, в том числе и необеспеченность современным оборудованием. Материалы этой встречи легли в основу очередного цикла телепередач.

Основные факторы активизации экологической публицистики — это процессы демократизации, гласность на фоне огромного количества фактов преступного отношения к окружающей среде, накопившихся за период застоя и старательно замалчиваемых официальной пропагандой. Отсюда «взрывной» характер экологической пропаганды и шоковая терапия как инструмент переориентировки экологического сознания. Телевидение включается в борьбу с основными «врагами» экологии — экологической безграмотностью на всех уровнях и ведомственным подходом к единой природе.

Метод журналистского расследования — один из новых методов воздействия на решение реальных экологических проблем и на формирование общественного мнения.

Сложность и противоречивость экологических проблем наших дней приводят к необходимости оперативного личного вмешательства журналиста в их разрешение. Предпринятое самостоятельное расследование позволяет журналисту взглянуть на проблему как бы изнутри, выявить и проанализировать противоречивые тенденции в ее развитии, обнаружить яркие и острые факты и на основе собранного материала прийти к определенным выводам.

Личное вмешательство журналистов в повседневную экологическую практику — отличительная особенность и несомненное достоинство данного метода. Другая особенность — использование этого метода, как правило, в критической экологической ситуации, требующей незамедлительного принятия решений, когда официальные организации либо отмалчиваются, либо дают уклончивые, успокоительные ответы. Метод журналистского расследования — возможность для журналистов самим отвечать на поставленные читателями, общественностью вопросы.

Термин «расследование», взятый из области юриспруденции, свидетельствует о том, что журналистика наших дней принимает на себя новые, ранее не свойственные для нее функции. Наряду с пропагандой, агитацией и организацией, с социальным ориентированием читателей и контролем за исполнением решений на всех уровнях журналистика стремится активно и оперативно вмешиваться в конкретные критические экологические ситуации, используя весь арсенал возможностей, в том числе и те, которые ранее ею не использовались.

Этот метод можно применять при расследовании экстремальных экологических ситуаций.

Журналистское расследование как новый метод ведения экологической темы — действенное средство нашей журналистики, не использованное еще в полной мере.

Дискуссия, полемика, журналистское расследование — активные методы воздействия журналистики на разрешение экологической напряженности в различных регионах Содружества, на формирование и отражение экологического мнения.

Овладение методом составления личного досье по экологической проблематике — необходимое «умение» журналиста, пишущего на экологические темы. Сложность такого типа творчества состоит в том, что экология — это не просто предмет журналистского исследования, но и комплексная, многогранная, сложная наука о взаимодействии общества, экономики и природы. Без постоянной, кропотливой и профессиональной самоподготовки невозможно быть компетентным и добросовестным журналистом.

Важнейшие задачи экологической журналистики — не только достоверное экологическое информирование, экологическое образование и воспитание людей, но и формирование, отражение общественного мнения, организация практического действия, контроль за принятием и исполнением решений.

Особенность экологической журналистики,— оперативный анализ конкретных и актуальных факторов и событий, наиболее характерных для процесса взаимодействия общества, экономики и природы.

Наряду с традиционными методами журналистской деятельности, такими, как интервью, наблюдение, работа с документами, экологическая тележурналистика предполагает и овладение сравнительно новыми: экологическая дискуссия, экологическая полемика, журналистское расследование, экологический анализ и составление досье по экологической проблематике.

Основная задача журналистов — выдвижение и проработка конкретной программы действия, последовательная борьба за ее реализацию. Экологизация экономики — наиболее сложный и болезненный процесс в нынешних условиях. Переход на рыночные отношения — способ разрешения биоэкономических проблем, оздоровления экономики: закрытие ненужных производств, внедрение безотходных технологий, гарантированная экологическая чистота производства.

Экологизация нравственности — жизненно важная проблема. Прямая зависимость процесса гармонизации отношений между человеком и природой от нравственного, интеллектуального и культурного уровня человека. Повышение культурного и духовного уровня общества как необходимое условие изменения экологического сознания каждого отдельного человека. Взаимосвязь этих процессов.

Экологизация сознания, мышления, особенно научного, происходит более высокими темпами, чем экологизация нравственности. Извращенное обыденное экологическое сознание, ощущение вседозволенности, существовавшее десятилетиями, породили уродливую нравственность.

Противоречие: духовное и нравственное обновление общества невозможно без возврата к тем ценностям, на которых тысячелетиями строились отношения людей друг к другу и ко всему живому на Земле. За последние десятилетия мы не придумали ничего нового, что могло бы их заменить, а потому возвращение к общечеловеческим заповедям, осознание их значимости обеспечат возврат к нашей человеческой сущности.

По мере накопления знаний и опыта будущие журналисты-экологи уже смогут в основном определиться в своей «внутренней» специализации исходя из личностных качеств и журналистских приоритетов. Теоретические знания относительно специфики деятельности репортера-эколога, аналитика-эколога и публициста-эколога должны помочь в их выборе. «Внутренняя» специализация журналиста-эколога происходит в связи с осознанием уровней подхода к экологической проблематике: информация — анализ — размышления — обобщения — выдвижение конструктивной программы действий.

Телевидение непосредственно участвует в распространении знаний и передового экологического опыта, удовлетворяя потребности личности и общества, преодолевая социальную апатию и пассивность его членов. Но этого мало. Телевидение еще обнаружило способность отражать и выражать заботу общества о состоянии дел в самой системе экологического образования, становиться частью налаженного демократического контроля, который серьезно уменьшил бы, а то и свел бы на нет случайности в определении структуры и логики построения этой системы, ее гибкости и изменений в зависимости от потребностей общества.

Телевидение является наиболее универсальным средством, способным синтезировать все виды искусства и информации. Эта универсальность открывает большие возможности экологического обучения, позволяя решать такие сложные задачи, как развитие творческой активности, познавательных способностей молодых экологов.

Для эколога-журналиста важно также иметь в виду, что телевидение обладает уже доказанной способностью успешно применять принцип наглядности в экологическом просвещении населения, в образовании молодежи.

Необходимость повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса диктует потребность в поиске прежде всего таких дидактических пособий, которые приблизили бы ученика к действительности. И здесь телевидение является незаменимым помощником учителя. Оно может отражать реальную борьбу за экологию наиболее полно, объемно, предметно и детально.

Телевидение с его зрительностью, наглядностью, образностью помогает будить эмоции в процессе обновления и углубления экологических знаний, преодолеть стереотипы в общественном сознании, когда люди все вершины в науке и естествознании связывают с именами великих деятелей, а интеллектуальные прорывы в науке нередко остаются безликими. Здесь, вероятно, сказались закрытость и отчуждение, отстранение экологических проблем от народа в прошлые годы. Но сегодня телевидение, тележурналисты помогают преодолеть обезличенность науки, втом числе и достижения экологии, помогают заселить «мир зеленых» яркими личностями, которые и способны очеловечить процесс познания, раскрыть ни с чем не сравнимую прелесть постоянного совершенствования знаний и побед в борьбе за новое отношение человека к природе.

«Где только возможно, изучение должно стать переживанием, и этот принцип, наверное, будет проведен в жизнь будущей реформой школы», — говорил А. Эйнштейн. Будем надеяться, что в этой реформе школы, всей системы образования и воспитания решающую роль сыграют средства массовой информации, и прежде всего телевидение.

Образное, динамичное, зрелищное, эмоциональное телеизложение повышает эффективность воздействия тех научных, общественных, нравственных идей, которые содержатся в книгах, кинофильмах. Вместе с тем телевидение влияет на характер преподавания учителя, побуждая его искать более эффективные формы и приемы изложения экологических знаний, общения с учениками.

Благодаря в первую очередь развитию средств массовой информации внешний мир обрушивает на учащихся больше информации, чем организованное обучение. Средства массовой информации представляют для просвещения стимулирующий вызов в смысле отмены устаревших элементов содержания, форм и методов, обновления экологических знаний.

Педагог, обладая знанием учебного процесса, будучи носителем обучающей и несущей содержание информации, должен день ото дня создавать, организовывать в систему педагогический процесс. Сам преподаватель должен выступать в роли источника информации и поэтому не в состоянии учесть индивидуальный уровень, темпы усвоения материала, особенности отдельных учеников. Учету индивидуальных особенностей отдельного класса, ученика ТВ не в состоянии помочь. Не случайно применение аудиовизуальных носителей информации не имеет всеобщего распространения, хотя педагоги все чаще получают необходимые для этого условия. Учителя не всегда могут справиться с организацией их в систему, проявляют ревность к еще одному учителю в классе — телеэкрану.

Учеба, развитие личности осуществляются путем усвоения информации и форм деятельности. Это несущая содержание информация, усвоение которой в большинстве случаев управляется жизненными ситуациями. Если несущую содержание информацию зафиксировать в каком-то носителе информации (книге, кино- или видеофильме), есть возможность выучить ее, независимо от того, возникает необходимая ситуация или нет. Процесс усвоения экологических знаний, например, в ходе просмотра (кино-, видеофильма или чтения книги) управляется структурой зафиксированной информации, т. е. не действительной жизненной ситуацией. И только телевидение с его возможностями прямых трансляций способно лучше других СМИ соединить оба подхода, вдохнуть в экологическое обучение живую, актуальную мысль, жизненную силу.

Воздействие на ситуацию и среду экологического просвещения — в длительной перспективе — в итоге меняет не только средства, методы и процессы обучения, но и цели, функции, структуру и формы всей воспитательной системы в области экологии. Этим воздействием вызваны те значительные «движения» в области просвещения, протекающие на уровне всего общества, о которых сейчас так много говорят: учеба на протяжении всей жизни; обучение по системе конструктивных элементов, которое объединяет в единое целое задачи обучения и повышения квалификации; сближение общественного воспитания и общественного просвещения; распространение различных форм обучения на расстоянии. Вот почему в будущем экологическая наука и практика будут в большей степени опираться на теорию и практику средств массовой, информации, на пограничные с ней науки и социальный опыт. А это, в свою очередь, ставит перед журналистом-экологом задачи овладения основами знаний этих наук.

Подводя итоги участию тележурналистов в экологическом движении, можно сделать вывод, что влияние процессов гласности и демократизации общества на содержание, характер, функции и формы деятельности телевидения, в частности в области экологии, проявляется в следующем:

— телевизионное вещание становится более демократичным, открытым, преодолевающим закрытые ранее зоны и темы для критики, анализа, для всеобщего обсуждения, прежде всего проблем экологии, выживаемости человека;

— люди получили широкий доступ к участию в передачах, возможность использования телевидения как подлинно народной трибуны экологов, выражающей и отражающей мнение «зеленых»;

— в содержании вещания произошел поворот от чисто производственных тем к проблемам политической и социальной жизни населения: моральному очищению общества, борьбе за социальную справедливость, чистоту отношений общества и природы и т. д.; телевизионное вещание перешло к формам коллективного обсуждения проблем, обнаружило способность раскрывать плюрализм мнений, показывать разные позиции и разные точки зрения в борьбе за поиск лучших путей преодоления последствий экологических катастроф и злодеяний человека в отношениях с природой;

— активные формы вещания, вовлечение телезрителей в обсуждение острых проблем экологии привели к дальнейшему укреплению обратных связей телевидения, к росту его авторитета, несмотря на ряд крупных ошибок и промахов в последние годы при освещении жизненно важных связей человека и природы.

Свобода информации возвысила социальную роль и ответственность регионального телевидения. Сотни тысяч людей разных национальностей получают сегодня информацию о состоянии экологии, независимо от места проживания, на родном языке.

На новом этапе развития нашего общества выдвигается задача создания такого механизма власти и управления, где был бы четко налажен действенный демократический контроль за решением экологических проблем, выработаны соответствующие правовые процедуры, которые серьезно бы уменьшили, а то и свели на нет элемент случайности в решении важнейших экологических вопросов, исключили возможность субъективизма на всех этажах нашей политической системы при последовательном решении экологических проблем в различных регионах.

В более широком плане — это проблема взаимоотношений системы управления и системы СМИ, которые в период культа личности и в годы застоя были значительно деформированы. Для этих взаимоотношений раньше определяющим было представление, что пресса лишь средство, своеобразный транслятор решений директивных органов в массы, что она только инструмент органов управления.

Роль четвертой власти — таким социальным феноменом становятся средства массовой информации и телевидение — на новом этапе развития нашего общества будет расти, что является решающим фактором гармонизации отношений человека, природы и общества.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.047 сек.)