|
|||||
Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889 гг.)Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1598
Н.Г.Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове. От отца (педагога) идет любовь Чернышевского к книге. Летом 1846 года Чернышевский уезжает в Петербург и поступает в университет на историко-филологический факультет. Свои думы о России он выразил в формуле: «Неодолимое ожидание близкой революции и жажда её». После окончания университета он два года работает учителем словесности в Саратовской гимназии, где положил в основу преподавания чтение и разбор произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. «Художественная литература - учебник, который обогащает интеллектуальный мир человека, помогает ему понять жизнь людей, самого себя, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, формирует гражданское чувства». В ноябре 1853 года Чернышевский знакомиться с Некрасовым и начинает сотрудничать в журнале «Современник». В 1856 году началась творческая дружба Чернышевского и Добролюбова. Основной идеей всех работ Чернышевского является пламенный патриотизм, с позиции которого оценивается прошлое страны. Рассматривая литературу как важнейшее средство политического воспитания народа, просвещение масс следовало начинать с простых проблем, и постепенно ведя их к пониманию важнейших вопросов политического устройства, подчеркивал Чернышевский. Он публикует ряд работ по острейшим вопросам экономической науки. «В России свобода и социализм нерасторжимо слились, истинное народовластие возможно лишь в условиях социализма». Важной частью программы политического воспитания масс явились выступления Чернышевского, касающихся организации школьного дела. Причины пагубного состояния школьного дела в России усматривались им в самом социально-экономическом и общественно-политическом строе, отсталости педагогической теории. Он указал на диалектическую связь между политической властью, материальным благосостоянием и образованием. «Кто находится в нищете, тот не может развить свои умственные силы, тот не может спастись от угнетения». По мнению Чернышевского, без политической свободы невозможна жизнь, развитие общества, наук, просвещения. В статье «Суеверие и правила логики» он указывает на тесную связь экономического уровня развития с политическим устройством и уровнем образованности общества. «Только просвещенный народ может успешно работать» («Июльская монархия»). Большое значение придавалось формам трудовой деятельности. «Только в обществе, где хозяевами являются люди труда, будут созданы условия для развития просвещения, для гармонического развития всех членов общества. Цель воспитания - формирование личности живущей общественными интересами, борющейся за народное благо». «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественном деле, без влияния чувств, побуждаемых участием в них». Чернышевский отмечал, что «пока в стране еще мало хороших школ и педагогов». Казенная школа пронизана духом сословности. Он поставил во главу угла принцип сочетания в обучении естественных и гуманитарных наук, одновременно указывая на необходимость связи их с жизнью. В цикле гуманитарных наук ведущее место, по его мнению, занимает родной язык и отечественная история. Чернышевский развил идею народности воспитания «Народность ведет не только к познанию, но и к правдивому отражению жизни народа, но и к активной борьбе за народные интересы. Жизненные позиции формируются через художественную литературу. Поведение человека определяет разум, продуманный расчет направленный на удовлетворение своих и общественных потребностей». В нравственном воспитании большое значение отдавалось ТРУДУ. Показателем зрелости человека является практическая деятельность, активность включения молодежи в борьбу за народное счастье, благосостояние. В 1862 году Чернышевский призвал педагогическую общественность включиться в революционную борьбу. Особое значение имеет прокламации Чернышевского «Барским крестьянам» и «Великоросс» - политические листовки. В 1862 году в статье «Научились ли?» защищал студенческие демонстрации. Чернышевский был арестован 7 мая 1862 года, приговорен к лишению политических прав, каторжным работам и поселению в Сибири. Свой идеал воспитания он описал в романе «Что делать?» - воспитание и самовоспитание революционера, борца за благо народа, за свободу и социальную справедливость. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.048 сек.) |