|
|||||
Павел Петрович Блонский (1884 – 1941 гг.)Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1618
П.П. Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография «Трудовая школа» (1919г.) рассматривалась как теоретический ориентир в создании новой школы. П.П.Блонский автор более 200 педагогических, психологических, философских работ. В 20-х гг. активно участвует в разработке учебных программ, организовал Академию социального воспитания. С середины 20-х гг. интересы Блонского сконцентрировались на проблемах педологии. После постановления ЦК РКП (б) «О педагогических извращениях»(1936 г.) началась политическая травля Блонского, его имя было предано забвению. Он полагал, что педагогика как наука требует философского обоснования, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Важнейшим инструментом научной педагогики – объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученных при помощи тестов. Подлинная любовь к истине и личности состоит в глубоком знании и учете в воспитании половых, возрастных особенностей учащихся. Воспитывать и обучать можно при условии знания норм и ценностей школьного класса (сложная система выполняющая интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки лидеров). Концепция трудовой школы предполагала, что ученики приобретают знания посредством трудовой жизни и отношений людей с окружающим природным миром. Обучение строится в соответствии с различными фазами детского развития. Особе внимание уделялось развитию интеллекта в процессе образования. Блонский считал архаичной вопросно-ответную систему и экзамены. Целесообразно упражняться ребенку в решении различных учебных и нравственных проблем.
Литература: 1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ в.):Уч. пособие для ст-тов пед.уч.заведений /Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. – М.:ИЦ «Академия».2000. 2. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М.:Педагогика.1974. 3. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов педвузов. – М.:ГИЦ «Владос».1999. 4. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов /Под ред Шабаевой М.Ф. – М.:Просвещение.1981. 5. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения/Сост. Губко А.Т. – М.:Педагогика.1991. История зарубежной педагогики Воспитание в первобытнообщинном обществе и древнем мире Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение памятников материальной и духовной культуры, языка, фольклора. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда, орудия быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр. Мировая наука предлагает несколько подходов к происхождению воспитания: -Эволюционно-биологический подход (М.Летурно; Дж.Симнсон). Представители этого подхода сближали всю воспитательную деятельность человека первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. -Психологический подход (П.Монро). Происхождение воспитания объяснялось проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. П.Монро говорил, что воспитание есть лишь приспособление к среде. /1, 2/ Итак, исторически первый тип воспитания - это воспитание в первобытнообщинном обществе. Можно выделить три этапа в этом периоде: дородовый, родовой, переход к рабовладельчеству. Зарождение воспитания относят к тому же времени, когда появился человек современного физического типа (40 - 35 тыс. лет назад). Окружающий мир— воспринимался человеком как нечто живое, наделенное сознанием. Стихийно возникшие цели воспитания заключались в подготовке к простейшему существованию. Зачатие педагогической мысли развивались только на уровне обыденного сознания - практическое воспитание. Воспитание зародилось одновременно как умственное, физическое, нравственно-эмоциональное взросление. Оно не было системным. Его содержание обогащалось по мере обогащения общественного опыта и познания человека. В начале воспитание сводилось к передаче жизненного опыта (2-3 млн. лет назад). Выделение человека из животного мира сопровождалось переходом к сознательной передаче опыта. Предкам современных людей следовало знать: съедобные растения, рельеф местности, повадки животных, обладать силой и выносливостью. Мощным средством передачи опыта явилось возникновение речи. Постепенно воспитание стало переходить в ранг особой деятельности (оно явилось частью повседневной борьбы человека за выживание). Воспитание возникло из потребности людей в общении и оказалось в тесной связи с эволюцией форм примитивного труда. Труд выступал условием существования людей. При этом была важна передача практического трудового опыта. Без помощи взрослых дети таким опытом овладеть не могли. Таким образом, возрастает роль взрослых в организации обучения детей в условиях трудовой деятельности. Специфической чертой человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Первобытное воспитание готовило всех детей одинаково к повседневной жизни. Единственными ориентирами в воспитании являлись пол и возраст детей. Воспитание проистекало из общинного образа жизни и было связано с развитием орудий труда, обычаями и традициями старших поколений. В 9 - 8 тысяч. до н.э. в ряде регионов мира (Малая, Передняя, Средняя Азия) происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой становитьсясемья. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращается в сословно-семейное. Дети воспитывались, прежде всего, на примере родителей. Складывается воспитание различных представителей общины: вождей, жрецов, воинов и др. Дети со слов родителей и путем подражания, в практической деятельности воспринимали опыт и информацию. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Люди первобытной эпохи использовали неосознанно отдельные дидактические приемы при передаче опыта. Детям показывали, что и как делать: как действовать палкой, разделывать шкуру, находить и собирать съедобные растения и др. Основным приемом эмоционально - психологического воздействия взрослых являлось механическое повторение. Но по мере усложнения жизнедеятельности менялись и приемы передачи социального опыта. Появились зачатки организационных форм воспитания. Постепенно воспитание сосредоточилось в руках специально назначенных для этого лиц. В общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкамбытовой трудовой деятельности. В этот период дети много времени проводили в играх, имитируя жизнь взрослых. Старейшины следили за тем, чтобы дети не нарушали уставленных общиной запретов. По мере взросления мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и др. Женщины обучали девочек- подростков ведению домашнего хозяйства. Маленьким членам общины предоставлялась значительная свобода в поведении. Наказание не могло быть жестоким (удар палкой по следу ребенка). Но постепенно положение меняется - расслоение общины ужесточает воспитание. Часто стали применять физическое наказание. Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных «Домов молодежи» для детей и подростков. Это были прототипы школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям. Основной формой занятий оставались совместные игры. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7-8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, а в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков, полностью переходит к старейшим и жрецам. По мере имущественного расслоения общины появляются отдельные дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины (племена ацтеков, майя). Все подростки обоего пола, достигнув 10- 15 лет, проходилиинициацию - процедуру посвящения во взрослую жизнь. У мальчиков она была более сложной и длительной, чем у девочек. Она проходила в виде религиозного обряда и сопровождалась песнопениями, ритуальными танцами. Подготовка к инициации у мальчиков включала усвоение знаний и умений необходимых воину, земледельцу, охотнику и др. Программа для девочек - приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Запоминание наставлений, закрепление отдельных навыков сопровождались болевыми ощущениями от удара, укола, нанесенных наставником. /1, 2/. Таким образом, дома молодежи носили всеобщий характер, воспитание было бесклассовым, естественным и практическим, ненасильственным. К 5 тысяч. до н.э. зарождаются цивилизации Древнего Востока. Цивилизация - совокупность материальных и духовных достижений общества. Но сюда входит и культура и образование. /1,2/. Начало истории школы и воспитания, как особых сфер общественной деятельности, восходит к эпохе цивилизаций древнего Востока. В целях специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться новый социальный институт -школа. Школа и воспитание в древнейших государствах Древнего Востока развивались под влиянием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека. Воспитание становится более жестким и авторитарным. Качественно меняются способы передачи культурного наследия предков от взрослых к детям. С 3-го тысяч. до н.э. речь и пиктографическое письмо, как главные способы передачи информации, начали дополняться письменностью - клинописной и иероглифической. Возникновение и развитие письменности важный фактор в развитии образования и воспитания, и цивилизации в целом. Школа и воспитание Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья, церковь и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делается на жесткие формы и методы воспитания. Обучение и воспитание длительное время носило ритуальный характер. Содержание было узкоспециальным и закрепляло человека в рамках определенного общественного положения. К 1-му тысяч. до н.э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение условий труда, рост городского населения, расширение городской инфраструктуры способствовало расширению круга людей, которым стало доступно обучение и воспитание./1,2/. Выделяют ряд мировых цивилизаций: Дальневосточная, Южно-азиатская, Ближневосточная, Западная. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.) |