|
|||||
Обучение и воспитание в период Средневековья и в эпоху ВозрожденияДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1625
В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось к XVII в. Период Средневековья охватывает время с V в. по ХУ1 в. Выделяют: раннее Средневековье (У-1Х вв.), Средневековье (Х-ХШ вв.), Эпоху Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.). В это время действовали факторы, которые цементировали европейское общество и определяли специфику обучения и воспитания. Это, прежде всего, христианская традиция, это влияние античной традиции и, наконец, ментальность личности. Средневековья нельзя представить без варварской, дохристианской традиции (человека следует интегрировать в определенный клан). Особую роль играла трехчленная система разделение труда сложившиеся к XI в.: духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане. Каждое сословие имело свой имидж. Добродетелью крестьянина считалось трудолюбие; лучшей чертой аристократа – доблесть; главное качество духовенства - благочестие и пр. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Философско-педагогическая мысль Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души. Носителями христианской педагогики были служители католической церкви. Идеалом выступала верующая личность. Образец воспитания должно было давать монашество. Идеалом монашеского воспитания было нравственное воспитание (чистота сердца путем постов), устранения от земных благ, самоконтроля над желаниями, усердного чтения религиозных текстов, но это не исключало необходимости приобретения светских знаний. Важную роль в раннем Средневековье играласхоластика. Будучи универсальной философией, она преобладала в Западной Европе Х1 -XVI вв. как педагогика - подавала в стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Она заложила культурные ценности, опирающиеся на христианское богословие. Важную роль в создании новой идеологии обучения и воспитания сыгралФома Аквинский (1225/26 - 1274гг.). Он пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Его сочинения служили источником изучения богословия в Средневековой школе. Итак, в практике воспитания и обучения раннего Средневековья переплетались языческая, античная, христианская традиции. Так в Галлии еще долго жили традиции языческого нравственного, физического, военного воспитания. Они сохранились и на Севере Европы. Варварские традиции более всего проявились в семейно-домашнем воспитании, при этом они окрашивались в сословный характер. В наиболее организованном виде сословное домашнее семейное воспитание широко представлено в системе: ученичества (8-10 лет) и рыцарского воспитания (аристократического). В рыцарском воспитании были заложены идеи послушания, жертвенности, личной свободы. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставляли программа «Семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, игра на музыкальном инструменте, пение стихов собственного сочинения, но прежде юношу обучали военному делу. Юным феодалам полагалось осваивать военную науку и весь круг необходимых в жизни знаний и умений, находясь при дворесюзерена. С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, выполняя обязанности пажей при супруге сюзерена и её придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях. Они должны были усвоить: вежливость, великодушие, знание этики, умение слагать стихи, благородные манеры и речь, военные умения. В 21 год происходило посвящение в рыцари. Постепенно рыцарское воспитание утрачивалось, но не бесследно. После распада Римской империи в школьном деле существовали старые формы и сравнительно новые: Школы грамматиков, риторические школы; Церковные школы, ученичество, обучение феодальной знати. К VII веку школы античного типа полностью исчезли. Это произошло в силу ряда причин: постоянные войны; отсутствие педагогических кадров; конкуренция церковных учебных заведений; исчезновение античного общества, которое обслуживало эти учебные заведения. Вновь организованныецерковные школы стали приемниками античной традиции. Прежде всего, это проявлялось в латыни. С V по ХУ века церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебными заведениями. Школьное дело У-УП вв. оказалось в плачевном состоянии. Неграмотной была верхушка общества. Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях возрастала. Католическая церковь стремилась исправить положение. Инициировать развитие образования пытались и светские власти (Карл Великий). В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений:кафедральные и монастырские школы. Школы готовили служителей культа - внутренняя школа и обучали мирян – внешние школы. Учебные заведения элементарного образования именовалималыми школами, а учебные заведения повышенного образования– большими школами. Учились только мальчики и юноши. В малых школах – дети 7-10 лет, а в больших школах - старше 10 лет. В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол) обучал всем предметам. По мере возрастания числа учащихся к нему присоединялся учитель, преподававший церковное пение. В больших школах кроме учителей за порядком следилициркаторы. Епископальные школы до IX века являлись церковными учебными заведениями основного типа, где преподавали богословие. В течение IX века кафедральные школы переживают упадок, но в Х веке их рост вновь возобновился. Среди создателей первых монастырских школ Средневековой Европы следует назватьФлавия Кассиодора (490-583 гг.). При школе в монастыре работала библиотека. Заметно выделялись школы (монастырские) Англии, Ирландии. Создана учебная литература по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе. Первые монастырские школы были учреждены орденомАНАХОРЕТОВ. Родители отдавали на попечение ученых монахов мальчиков в возрасте 7 лет. Затем было организовано обучение мирян. Но постепенно первенство в организации монастырских школ захватили ордена:КАПУЦИНОВ--ФРАНЦИСКАНЦЕВ(основан в 1212г.)и ДОМИНИКАНЦЕВ (создан в 1216г.) У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли Роджер Бэкон и Фома Аквинский(1226-1274 гг.). Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Почти в полном пренебрежении было физическое воспитание. Пользуясь догматом «Тело - враг души» школы не уделяли физическому воспитанию должного внимания, хотя иногда проводились «дни веселья», каникул формально не было. В школах царили жестокие наказания: карцер, лишение еды, избиение и т.д. До XI века учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине. В Х1У-ХУ вв. розгу, палку, плеть сменил бич. Наказания выступали как естественное и богоугодное дело. Школы ордена АНАХОРЕТОВ три года учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных обрядов. Немного шире была программа школ КАПУЦИНОВ, где знакомили с религиозным учением, давали общую подготовку (счет, письмо, пение) иногда к этому добавляли изучение астрологии. Основными книгами были АБЕЦЕДАРИЙ и ПСАЛТИРЬ. АБЕЦЕДАРИЙ – пособие, написанное на латыни, является прообразом букваря. Пособие приобщало к основам христианской веры. При изучение этого пособия происходило деление учащихся на тех, кто завершал обучение на элементарном уровне, и кто продолжал обучение. ПСАЛТИРЬ (Книгу Псалмов) сначала заучивали, а затем читали. Затем учили письму. Писали на вощеных деревянных дощечках металлической заостренной палочкой (стило). Лишь избранные использовали дорогой пергамент, перья, чернильницы из рогов животных. Считать учили на пальцах рук и ног с помощью определенных жестов. Церковные школы, которые давали повышенное образование, исчислялись единицами.Несколько таких школ было в Англии, Ирландии, Шотландии. Обучали в церковных школах повышенного образования по программе семи свободных искусств. Такая программа включала следующие дисциплины: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, астрономия, музыка, арифметика. Программа семи свободных искусств делилась на две части:тривиум (низшая) - грамматика, риторика, диалектика; квадриум (высшая) - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Особо досконально изучались - грамматика и музыка. Грамматика была главным предметом. Обучение диалектики опиралось на произведения Аристотеля. Риторику изучали, опираясь на трудыКвинтилиана. Уроки географии и геометрии давали представления об устройстве обитаемого мира (пространства) с помощью чисел (работы Евклида). Астрономия носила прикладной характер и была связана с вычислением многочисленных церковных праздников. В музыкальном образовании наибольшее внимание уделялось игре на инструментах. Главным считалось знакомство с духовной и светской музыкой. Арифметика была устремлена на усвоение мистического толкования чисел. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизводство образов. В период с ХП по ХУ вв. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это проявилось в появлениигородских школ и университетов. Это было связано с ростом городской инфраструктуры, укреплением социальных позиций горожан. Первые городские школы появились во второй половине ХП - начале XIII вв. в Лондоне, Париже, Милане, Гамбурге и др. Городские школы рождались из систем ученичества, цеховых школ, гильдейских школ, школ счета для детей ремесленников и торговцев, Возникшие в ХIП - XIV вв.цеховые школы содержались на средства Латинские школы и ряд других учебных заведений в свою очередь давали образование повышенного типа. Городские (латинские) школы возникали на фоне развития торгово-промышленной Европейской цивилизации. В Центральной Европе в реформировании городских школ сыграли роль педагоги реформации. Программа высшей городской школы постепенно усложнялась. Было добавлено преподавание древнегреческого и древне европейского языка. В центр учебного процесса поставлено изучение латинского языка и литературы. Определены три этапа 5-6 летнего изучения грамматики, чтения греко-римских классиков. В обычной городской школе господствовали вербальность и заучивание. В старших классах популярны были диалоги, диспуты на латыни. Состав классов определялся по уровню их подготовки. Были распространены театральные представления(мистерии), которые содействовали эстетическому развитию учащихся. Кроме городских школ в Центральной Европе были созданышколы иезуитов (ХУ1-ХУП вв.). Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым захватить влияние на политическую и общественную жизнь Европы. У иезуитов обучался цвет католического дворянства. Во многом от иезуитов идут традиции жесткой централизации и регламентации школьной жизни. Значительное число учебных заведений Лойолы были интернатами. Иезуиты стремились к тому, чтобы дети забыли своих родителей и перешли под влияние ордена. Главный принцип жизни - слепое подчинение авторитету наставника. Чтобы приобрести такой авторитет предлагалось: заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бояться. Педагог должен был убедить ученика в том, что любой его проступок будет известен и будет наказан. Вколледжах иезуитов заботились о здоровье учащихся: гимнастика, верховая езда, плавание, фехтование. Школьные помещения были просторными и чистыми. Учебный год - 180 дней. Наказания поручались товарищам провинившегося. В колледжах процветала нездоровая обстановка: доносительство, нездоровое соперничество. В программу обучения входили: латинский и греческий языки, география, математика, естествознание. Усердно осваивались Древние языки и литература. В конце XVII века произошли изменения: при изучении истории, географии стали использовать карты, стали давать сколько-нибудь серьезные естественнонаучные знания. Был популярен лозунг: важнее обоснованность, чем объем знаний. Широко использовались различные соревнования как дидактический прием: соревнование групп; старших и младших классов; старост - деку-рионов и т. д. Прививалась верность католической церкви. Кроме этого были образованы: гимназии, коллежи, грамматические школы, школыиеронимитов, дворянские школы, а так же развивается система университетов. Университеты родились в системе церковных школ в конце XI - начале XII вв. Отдельные кафедральные и монастырские школы превратились в крупные учебные центры - университеты. Парижский университет(1200 год), Университет в Неаполе(1224 год,)Университетв Оксфорде (1206 год), Университет в Кембридже(1231 год), Университет в Лиссабоне(1290 год. Университеты учреждались светской властью. Их рождение и их права подтверждались ПРИВИЛЕГИЯМИ - особыми документами, закрепленными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию, освобождали студентов от военных повинностей. Появление университетов вызвано оживлением общественной жизни, торговли, увеличением городов и доходов. Вот почему города соглашались на открытие университетов. Но его открытие сопровождалось рядом условий: минимальное число студентов и др. Церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. Главным предметом в университетах было богословие. Большинство преподавателей были выходцы из духовенства. Церковь держала в университетах своих представителей – канцеров, которые подчинялись архиепископам. И в сеже университеты играли роль светской альтернативы церковному образованию. Важная черта университетов - наднациональный, демократический характер. Порядок записи студентов в университет был весьма вольным. Обучение было платным. К XIV века сложилась категориястранствующих студентов, которые перебирались из одного университета в другой. Первые университеты были весьма мобильными: могли переместиться в другой город, страну. Студенты и преподаватели объединялись в национальные коллегии. В Парижском университете было четыре коллегии: французская, пикардийская, английская, германская. Во второй половине XIII века в университетах появляется новый тип учебного подразделения - факультет. Коллегии и факультеты определяли жизнь университета. Представители наций и факультетов (деканы) выбирали Созданные университеты обычно имели несколько факультетов. Содержание определялось программой семи свободных искусств. На факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике, метафизике. Одновременно идет усиление специализации: Парижский университет - теология и философия; Оксфордский университет - гражданское право; университеты в Италии - римское право. Университеты противопоставляли схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Таково было возникновение университетов, и в дальнейшем они активно развивались. |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.) |