|
|||||
Педагогическая мысль и образование начала Нового времени.Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1862
В XVII-XVIII вв. педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в экономических и социальных условиях, переломных для человечества. Появляется педагогическая проблематика как приоритет научных исследований. Новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса. Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостное явление. В XIX в. завершается формирование классической педагогики Нового времени. В поле зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана само ценность и неповторимость человеческой личности. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. В этот период значима деятельность Бекон Веруламский и Вольфган Ратке. Френсис Бекон Веруламской родился в Лондоне в 1561 году.Королева называла его маленьким канцлером. Не достигнув 16 лет Френсис Бекон поступил в одну из коллегий Кембриджского университета, где изучал Аристотеля. После окончания университета он отправляется в Париж. После возвращения на родину он не застал отца в живых. Королева дала ему место при ней в чине советника. В его науке на место идеализма ставится реализм, на место догматизма - критицизм. Он показал превосходство эмпирической методы над умозаключительной. Он старался перестроить все здание науки. Поэтому первую часть своего капитального труда он назвал «Великое восстановление наук», делая обзор в ней всех наук, а во второй - «Новый Органон» - излагает методу новой основанной им науки. Реформа наук зависит от двух условий: объективное - возращение науки к опыту и философии природы; субъективное - очищение разума и чувств от всяких отвлеченных теорий и перешедших по преданию предрассудков. Выполнение этих условий дает правильную методу естествознания, которая есть не иная, как индукция (наведение). От правильного наведения зависят все успехи, все процветание науки. Первая задача методы в том, чтобы твердо установить отдельные факты, таким образом собрать материал, образующий элементарный состав науки. Затем правильная индукция ведет от одного пункта к другому, одинаковые факты во множестве сравниваются. Из этого сравнения выводится общий верный закон, принцип, аксиома, по которой действует природа. Вот ключ к знанию природы, по мнению Бэкона. Опытное исследование фактов ведет к открытию причин. В познании причин и кроется всякое истинное знание. Цель знания: увеличение власти человека над природой. Френсис Бекон разрабатывает таблицы присутствия, отсутствия, степеней различия того или иного предмета, факта, явления различных классов для обоснования индуктивного метода. Все науки делились им в соответствии с тремя способностями человеческого разума: память – история; воображение – поэзия; рассудок - философия (наука о боге, человеке, природе). Человек выступает частью природы, следовательно, Френсис Бекон признает природосообразный принцип познания и воспитания. Науку следует освободить от схоластики и религиозной догматики. Высшая цель науки: познать конечное единство, общую причину всех причин. Цель образования: умение пользоваться методами приобретения знаний, а не накопление некоторого объема знаний. Френсис Бекон является родоначальником английского материализма. В Германии явился последователь беконовской методы, применения ее к воспитанию - это Вольфган Ратке (Ратихий). Он родился в Вильстере в 1571 г., образование получил в Гамбургской гимназии, а затем в Ростокском университете, где изучал философию и теологию. В Амстердаме он занимается математикой и арабским зыком. В 1612 году он послал свой «Мемориал» на заседание сейма, в котором обстоятельно излагался новый план учения и осуждался существующий. Была одобрена идея о преподавании на родном языке. В 1614 году он приглашен в Аугсбург для преобразования тамошних школ, но успех не оправдал ожиданий. Ратихий перебирается в Веймар в качестве учителя латинского языка. Он стал осуществлять свою методу в Кётене, но опять потерпел неудачу. В 1619 году Ратихий был заключен в тюрьму и вышел через год, стал вести переговоры со Швецией о преобразовании школьного дела, но не успел. Умер в бедности в 1635 году. Он сторонник природосообразности в обучении. Учитель без принуждения, постепенно, разнообразно, чередуя занятия, черпая опыт, использует одни предметы для других. В работе «Всеобщее наставление» высказывается идея о создании демократических учебных заведений. Предмет дидактики - формирование личности. Он предлагал реформу школы и общества. Был убежден, что в школьном обучении необходимо использовать средства наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически использовать упражнения, поддерживать интерес детей к учению. Предложил звуковой метод обучения на родном языке. Вот основные положительные методы Ратихия: 1. В воспитании все должно сообразовываться с ходом и порядком самой природы. 2. Не все сразу, ибо ничто так не затруднительно для нашего ума как постепенность и излишество сообщения знаний. 3. Необходимо частое повторение, ибо повторение верно и прочнее отпечатывается в нашем уме. 4. Все обучение должно начинаться на родном языке. 5. Более всего следует избегать всякого принуждения. Ученик должен не бояться, а уважать учителя. 6. Ничего не учить исключительно на память, ибо учивший много наизусть утрачивает гибкость и остроумие ума. 7. Во всем обучение должно быть единство. 8. Сначала давать сам предмет, а затем толковать о нем, не сообщать правил пока ученик не ознакомился с материалом. 9. Все исследовать собственным опытом по частям, а затем заключить в целое. Вольфган Ритихий - автор работ методического характера, учебников, пособий для учеников и учителей. Его взгляды близки к идеям Я.А. Коменского. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670гг.). Его по праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла ответить прежняя педагогика. Родился Я.А.Коменский в Ривнице, в Моравии. Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я.А. Коменский получил образование в братской школе. Блестяще закончил городскую латинскую школу. Получил образование в Пражском Карловом, Гернборнском, Гейдельбергском университетах. После путешествия по Европе он возвращается в Чехию, где становится руководителем латинской школы. Через четыре года переезжает в Фульпек, где возглавляет школу. В результате гонений римско-католической церкви Я.А. Коменский покинул родину и с 1628 года начинает вести жизнь скитальца. Перебирается в Лешно (Польша), где жил 28 лет. За это время посетил: Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды. Тут им написан ряд школьных учебников. Он закончил педагогическое сочинение «Великая дидактика», где рассмотрены вопросы обучения и воспитания, школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. В трактате сформулированы сенсуалистские педагогические принципы Коменского. Он призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции, в природе, а, следовательно, и в воспитании, не может быть скачков. «Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей». В трактате преследуется мысль о необходимости поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Последняя призвана обеспечить процесс, в результате которого личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. В 1641-1642 гг. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф.Бекона в Англии. В Венгрии Коменский издает ряд педагогических работ. Он завершает труд «Мир чувственных вещей в картинках». За годы изгнания он потерял детей, жену, немало друзей и близких. В 1656 году в Лешно сгорели рукописи ученого. Последние годы жизни педагог проводит в Амстердаме. За четыре года до смерти Я.А.Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих», где призывает человечество к миру и сотрудничеству. Провозглашены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа, демократизации и преемственности школьной системы, приобщение подрастающего поколения к труду, приближение образования к потребностям общества, нравственное воспитание на основе гуманизма. Мировоззрение ученого складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, протестантизма, идей Возрождения. Ею взгляд на человека противостоял догматам Средневековья. Великий педагог видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Огромное значение придавал воспитанию и образованию, которые должны формировать человека способного служить обществу. Считал, что познание должно приносить пользу в практической деятельности и провозглашал обязательность реального общественно полезного обучения. Он уделял особое значение развитию системы органов чувств ребенка. Я.А.Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшимпринцип природосообразности в воспитании. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой, следовательно, необходима самостоятельность учащихся в освоении мира. Эта идея развита в работе «Выход из школьных лабиринтов». Аргументация этого принципа стала громадным шагом вперед в генезисе педагогической науки. Коменский провозглашал волю, деятельность, понимание воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Педагогическая система в его «Великой дидактике», а применена в труде «Мир чувственных вещей в картинках», в котором наглядно изображено все, что может занимать и питать детский мир: как мир небесный, раскрываемый человеку религией, так и мир земной - достояние науки. Здесь впервые положены философские основания не только воспитательному обучению, но и начертана вся система физического, умственного, нравственного, эстетического, религиозного воспитания. Здесь положено первое начало народному, женскому образованию на основе демократизма, гуманизма, природосообразности. Подобающее место отводилось родному языку. При обучении требуется соблюдение правил: 1. Обучать только тому, знание чего есть долг человека; 2. При обучении каждый предмет обозревать как данный налицо, познавая его со стороны пользы; 3. Знание должно быть непосредственным и реальным; 4. Все изучаемое изучать, как оно есть и бывает (в связи с причиной и следствием); 5. Каждый предмет нужно брать прежде в целом, а потом уже дробить на части; 6. Все даже мельчайшие части предмета, располагать в системе отно- сительно их порядка, положения, взаимосвязи и др.; 7. Держаться строгой последовательности, переходя от одного к другому; 8. Останавливаться на каждом предмете до тех пор, пока он не уяснится у ученика смотря по возрасту и степени развития; 9. Обращать внимание на различие признаков предмета, так как это содействует ясности об отчетливости знания. Когда все условия: типичный обзор, материал, орудия - уже даны, теория каждого искусства требует далее правильного употребления, внимательного руководства и частого упражнения. Далее даются правила относящиеся к каждому из трех условий: · Каждое дело изучается на самом же деле; · Кто берется за него, тому должна быть присуща известная норма; · Употреблению орудий следует учить примером, а не словами; · Упражнение должно начинаться с простейшего; · Первые упражнения должны относиться к наиболее знакомому материалу; · Сначала все ограничивается подражанием образу, а свобода в творчестве является в последствии; · Образы должны быть совершенными для ускоренного приведения учащихся к совершенству; · Подражание должно как можно ближе подходить к образцу; · Ошибки должны тотчас исправляться. Положения, касающиеся нравственного воспитания: 1. В душе юноши следует насаждать все добродетели без исключения; 2. Но сначала следует, позаботься о главном; благоразумие, умеренность, твердость, справедливость; 3. Благоразумие приобретается от хорошего обучения; 4. Умеренность приобретается в: еде, питье, во сне, в бодрствовании; труде, играх, поступках - в поведении; 5. Твердость приобретается через самообладание; 6. Справедливость проявляется в отказе от оскорблений, лжи и коварства, но в признанииправ человека; 7. Развивать добродетели следуетранее, чем разовьются пороки; 8. Добродетели усваиваются в деятельности, при этом важен личный пример; 9. Удалять детей от дурного общества, в котором они могут заразиться; 10.Держать строгую дисциплину, дабы не было недостатка в надлежащем противодействии. Природосообразность означала признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно полном умственном и нравственном воспитании, так как это принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но Коменский не отрицал наличия индивидуальных задатков. Считал, что ребенку присуща склонность к деятельности. Коменский ставил цель воспитания: посредством развития чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, усваивают образцы окружающего мира, учатся активно действовать. Принцип природосообразности представлен идеей подражания природе (естественный метод образования) - приведение в соответствие законов педагогической науки и законов природы. Эта идея хорошо представлена в работе «Выход из школьных лабиринтов». Коменский разрабатывает четыре стадии этих законов; I.Автопия (самостоятельное наблюдение) II.Автопраксия (практическое осуществление) III.Автохресия (применение знаний и умений в новых условиях) IV.Автолексия (самостоятельное изложение результатов своей деятельности). В работе «Выход из школьных лабиринтов» показано, что многие школы не имеют четких и твердых целей, средств, и, наконец, для применения средств - никаких определенных правил. Отсюда видна необходимость нового метода - естественного метода: основанного на человеческой природе. Тогда целью школы должно быть то, чтобы человек соответствовал своему назначению, то есть он должен получить такое образование, которое совершенствует человеческую природу. Важно, что школы движимые и исполненные потребностями природы, должны учить: теории; практике; употреблению всех хороших и полезных вещей. Естественный метод - исследовать все достойное изучения, осуществлять попытки сделать, то, что должно быть сделано достойное, применять все подлежащие применению. Следовательно, школы будут хорошо снабжены средствами, если будут иметь для исследования образцы всею подлежащего познанию, орудия для всего, чем выполняется данная работа, и если, относительно правильного употребления всех вещей они будут снабжены указаниями во избежание злоупотреблений. У учеников следует развивать самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике, в применении, как единственную основу прочного знания, добродетели и блаженства. Этот метод освобождает умы от всяких лабиринтов и предлагает им немногое, но необходимое для жизни, немногое, но прочно усвоенное посредством упражнений, немногое, но такое, что обеспечивает применение его на деле. Кроме того, нужно желать, чтобы метод стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать, учиться и что будут делать, не могло не иметь успеха. Всякий ребенок, принимаемый в мастерскую гуманности должен выйти оттуда человеком - истинным господином вещей, настоящим властелином самого себя и своих дел. При механической структуре какой-либо машины необходимо обращать внимание: I. На имеющуюся цель - ту работу, которую машина должна произвести; 2. На средства - на то, что машина в состоянии произвести; 3. На способы упорядочения и распределения этих средств, чтобы желаемый результат последовал как бы сам собой. И для дидактической машины необходимо отыскать: 1. Твердо установленные цели; 2. Средства, точно приспособленные для достижения этих целей; З. Твердые правила использования этих средств для достижения целей. Твердо установленная цель механического метода троякая: # Знание # Деятельность #Речь, то есть все правильно познавать, все хорошее уметь правильно исполнять и то, что необходимо, уметь сообщать другому. Механический метод требует так поставить дело, чтобы все подлежащее изучению изучалось: легко,скоро, основательно. Средства, могущие привести нас к этому, суть; три универсальных объекта, созерцая, которые мы потом открываем в себе мудрость, суть: Бог, мир, человек. Важно, что три стороны особо должны подлежать в нас образованию: ум, воля, способности к действию. Орудий для этого образования тоже три: чувства, разум, изложение. В работе показан механизм применения этих средств для достижения целей метода. В работе сформулированы дидактические законы чрезвычайной прочности: I. Он хочет знать многое? Предлагай ему многое и не обманывай его незначительным количествомпредметов. II.Он требуетодного вслед за другим,следовательно, не загромождай и не рассеивай его одновременно многим, но давай ему одно за другим через известные промежутки времени. III. Ум радуется созерцанию разнообразного? Следовательно, соединяй полезное с приятным и увлекай его сменой впечатлений. IV. Он постоянно требует новых объектов? Старайся же и ты ежедневно предлагать ему как бы нечто, новое, чтобы он не встречал вещей ему противных. V. Он предпочитает изучать то, что предлагается его наблюдению лучше в целом виде с внутренней и наружной стороны, нежели только одну только часть. Следовательно, показывай сперва в целом виде, потом по частям, с внешней и внутренней стороны. VI. Что ум знает, то желает он знать твердо, ошибка в какой-либо вещи отпугивают его. Следовательно, предлагай ему только истинное, остерегайся обманывать его ложным. VII. Он радуется прочной истине, и сомнение его смущает. Итак, не предлагай ему ничего сомнительного или разрешай скорее его сомнения, чтобы его дух был освобожден от беспокойства. VIII. Ум всегда требует доказательств утверждаемой истины. Следовательно, если ты предлагаешь какое-либо утверждение, делай так, чтобы в доказательствах не было недостатка. IX. Ум требует несомненных свидетелей, самых ближайших: таких, которые бы он знал, а не только верил в них. X. Так как ум в познании вещей идет постепенно, то, во-первых, он должен знать, что что-либо существует; во-вторых, что это такое по своим причинам; в-третьих, он должен знать, как использовать свое знание. Дидактические правила, касающиеся воли: I. Как ум требует истинною, так воля - благою. П. Большее количество добра побуждает волю более, меньшее - менее. 111. Тут нужно величайшее благоразумие, IV. Воля есть бездна, которую нельзя наполнить немногими благами, но которая жадно стремиться ко многому. V. Воля испытывает отвращение, если её задерживать на одном и том же месте и предмете, и протестует, если её кормить одним и тем же. VI. Воля предпочтительнее наслаждается благом в его полноте, нежели какой-либо его частью. VII. Воля требует наслаждения действительными благами и отвергает кажущиеся. VIII. Воля в стремлении к благам идет постоянно и др. В работе выделено три ступени человеческой мудрости: · Теорию, которая разрешается при помощи представления предмета, анализа и автопсии. · Практику, которая требует образца, синтеза и авгопраксии. · Применения, которое охватывает правила и автохресию. Таким образом, в искусстве обучения все будет как бы механическим: все составные части будут между собой упорядоченными, связанными и дающими свои результаты. Однако никакая техническая машина не может быть устроена так, чтобы не нужно было присматривать за ней и наблюдать все ли в порядке, и восстанавливать и переделывать, если что-то пришло в расстройство, наконец, усовершенствовать новыми изобретениями, так и дидактическая машина постоянно стремится к полному совершенству. Подчеркивалось, что в преподавании следует идти от реального. Для лучшего результата можнопосоветовать обратиться к самойработе. Стержневой идеей педагогики Я.А.Коменского является -пансофизм - обобщение добытых цивилизацией знаний и донесение этого знания через школу на родном языке до всех людей. Ученый мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию -пансофии. «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям». Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного мышления, способность к разнообразному труду. Он отстаивал гуманистическую программу школьного дела. «Идеальная школа - лаборатория подготовки гуманных людей обученных эффективно действовать на поприще труда». Задачивоспитания:познание самого-себя, управление самим собой, стремление к богу (подготовка к жизни загробной). Вся дидактическая система строится на принципах: природосообразности, гуманизма, демократизма. Я.А. Коменским была предложена возрастная периодизация и система воспитания: до 6 лет – детство - Воспитание в семье. «Руководство по воспитанию в семье». с 6 до 12 лет - школа родного языка. «Чувственный мир в картинках». Следует использовать наглядный метод. с 12 до 18 лет – юность - обучение в латинской школе, практическая подготовка ребенка . «Открытая дверь к языкам». с 18 до 24 лет - возмужалость - академии и университеты. Я.А.Коменский - основоположник системы традиционного обучения. В рамках классно- урочной системы учебный предмет делился на учебные единицы -УРОК Коменский исповедовал свободный урок, определил границы учебного года, ввел четверти и промежуточные испытания, определил количество учащихся в классе (300 человек), открыл дифференцированный подход. Был убежден в том, что в классе должен быть одновозрастной состав учащихся. Главное - четко ставить цель. Коменский был убежден, что следует обеспечивать: - знание; - деятельность; - речевое развитие. Предложилшколы родного языка. Я.А.Коменский разработал структуру урока: # организационный момент # предметноенаблюдение # разъяснение учителя # упражнения # домашнее задание. Сегодня идеи, предложенные А.Я.Коменским, нашли свое развитие, а классно-урочная система существует по сей день. Наиболее заметная роль в критике сословной школы и в разработке новых педагогических идей принадлежит представителям позднего Возрождения и возникшего движения Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII вв.). Творчество философа и педагогаДжона Локка (1632-1704 гг. )сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он родился в Брингтоне в 1632 году. Его отец (капитан армии) отправил его в Вестминстерскую школу, а затем в Оксфорд. Здесь он до 19 лет изучал философию Аристотеля, но затем перешел к изучению сочинений Декарта и медицины. Далее, во время гражданских смут и борьбы партий, Локк со своей семьей удаляется от преследований католической церкви в Голландию. По возвращению, 1689 году издает философское сочинение «Опыт о человеческом разумению", в котором деятельность, познавательные способности человека рассматривались с необыкновенной глубиной, а изложение было ясным, точным, объективным. Его «Мысли о воспитании» вышли, когда Локку было за 60 лет. Под старость он изучал Священное Писание. И окруженный любовью и уважением друзей Джон Локк умер в своем поместье на 73 году жизни - в 1704 году. Джон Локк увлекался естественными науками, накопил огромную библиотеку. Представления Джона Локка о воспитании складывались в контексте его философских воззрений и на основе наблюдений, которые он сделал в качестве наставника детей в дворянских семьях. Дж.Локк по своему подошел к решению конкретных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о целях, задачах, содержании обучения, методах обучения. Локк утверждал, что человеческое знание является следствием, прежде всего, внешнего чувственного опыта. По теории Локка, у человека нет врожденных идей и представлений. «Многие думают, что есть прирожденные идеи, которые душа получает при своем зарождении и приносит вместе с собой в мир. При этом, ссылаясь на то, что они у всех людей имеют одинаковое общее значение. Но этот факт ошибочен. На самом деле ни в теории, ни в практике нет таких основных положений, которые бы признавались всеми бы. Если бы идеи были прирожденными, то все должны были знать их с самого раннего детства. Без размышления никто не приходит к сознанию общих начал, первые пробуждения познания вообще не суть, общие положения касаются только частных впечатлений. А последние являются гораздо позже в сознании человека, а, следовательно, бывают, не прирожденны, а приобретены опытом, Этот опыт двояк: или он происходит через познание внешних предметов посредством органов чувств - ощущение, либо он есть результат внутренней деятельности нашей души - рефлексия». «В уме нет ничего такого, чтобы не было прежде в чувственном восприятии, наш ум или душа от природы есть пустое пространство, белая бумага, на которой ничего не написано, все понятия и идеи происходят из опыта» - вот сущность тех убеждений, которых придерживался Джон Локк. Цель воспитания: воспитать нравственно воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена (светское - элитарное образование). Дж.Локк был сторонником принципа: в здоровом теле – здоровый дух. Побольше свежего воздуха, побольше телесных упражнений, умеренность сна, устранение вина и всяких пряных и наркотических веществ в пище детей, поменьше лекарств, голова и ноги в холоде - условия гигиены, делающие тело крепким и способным служить душе. В духовном отношении дети должны воспитываться как самостоятельные, разумные существа. Следует детей приучать к самообладанию и самоотвержению. Не менее важно образование практического ума: вежливости, такта, благовоспитанности, любви к хорошей репутации. Средства: похвала и порицание. Из своих питомцев Дж.Локк желаетсделать не только в полном смысле здорового, но и светского человека. При этом в воспитании, прежде всего, действует пример. Локк выдвигает требования к учителю: положительность, умеренностьхарактера, любовь к детям, усердие и благоразумие, знание латыни,владение научным познанием, репутацияположительного человека. «Кто хочетбыть любим в обществе,тот должен выражать в своихпоступках не только силу и твердость,но и грацию (слова, взгляды,движения), чтобыони были в строгой сообразности с лицами, к которым мы относимся илис окружающими обстоятельствами.Хорошие манерыукрашают человека и делают его приятным членом любого общества – суть понятия «джентльмен». Задачи воспитания: 1. Физическое воспитание 2. Этически-нравственное воспитание 3. Умственное воспитание 4. Трудовое воспитание. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность зависит от воли и умения сдерживать свои желания. Воля развивается при преодолении трудностей. Следует удовлетворять любознательность детей, их стремление к бескорыстному знанию. Даже то, что детям надо выучить, в начале не должно иметь характера обязательного урока. Лучше когда учащиеся сами попросят учителя (тем самым показывается роль мотива). В обучении следует возбуждать самостоятельность. В набор дисциплин Джон Локк включил: латинский язык, французский язык, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, делопроизводство, философию, религию, рисование, ремесла (садоводство, путешествия), музыку, навыки социального поведения (хорошие манеры, знание света). Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять из десяти становятся тем, что они есть - благодаря воспитанию. Оно и создает огромную разницу между людьми». Обучение, по Локку - процесс формирования общественных и нравственных устоев личности. Он размышлял о практическом направлении обучения «для деловых занятий в реальном мире». Джон Локк был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Вот почему он предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов для верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитания неимущих (детей рабочих) в рабочих школах, где дети с 3 до 14 лет приучались к физическому труду. А лучшее воспитание в семье. Таковы взгляды на воспитание и обучение Джона Локка.
Литература: 1. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов педвузов. – М.:ГИЦ «Владос».1999. 2. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов /Под ред Шабаевой М.Ф. – М.:Просвещение.1981. 3. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского:пер. с чеш. – М.:Просвещение.1991. 4. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.Ч 1. –СПб.:Алетейя.2000.
Педагогическая мысль и образование эпохи Просвещения
Наиболее заметна роль в критике сословной школы и разработке новых педагогических идей принадлежит представителям позднего Возрождения и возникшего движения Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII вв.). Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к меняющимся социальным условиям, учитывая природу человека. Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями и традициями. Главным центром идей Просвещения оказалась Франция. Предшественниками этого движения во французской педагогике были, прежде всего:Франсуа Фенелон и Шарль Голлен. Одной из сторон деятельности представителей французского Просвещения была борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования. Её начало связано с публикацией «Духа законов» (1748г.) Шарля Луи Монтескье(1689-1755 гг.). Он выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятие деспотии абсолютной монархии, замена сословной школы системой демократического национального образования. Но среди французского Просвещения особенно ярко выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.). Ж.-Ж. Руссо родился в Женеве и уже при самом рождении своем потерял мать. Отец его был небогатым часовщиком. Когда отец Ж.-Ж. Руссо должен был оставить Женеву, поступил к пастору, но потом был отдан в учение гувернеру. В 1741 году отправляется в Париж, надеясь составить себе карьеру ученого. За его плечами остались странствия по дорогам Италии, Швейцарии, Франции. В столице Руссо знакомится с Д.Дидро, К.Гельвецием. Руссо был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократизации педагогической программы Просвещения. В основе педагогических идей Ж.-Ж.Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение. Он выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и путем воспитания, тем самым, отводя обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных перемен общества. Переломным для Ж.-Ж.Руссо оказался 1749 год. Он случайно узнал о конкурсе трактатов, объявленном Дижонской академии, на тему «Содействует ли успехи наук и искусств улучшению нравов?». Руссо работал дни и ночи - трактат был подготовлен. В нем мы видим критику общественного уклада, противоречащего природе человека, который рожден добрым, счастливым и равноправным Он выступал против социальной несправедливости. Творческий взлетЖ.-Ж.Руссо пришелся на 1756 - 1762 гг. В этот период им написаны «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или о воспитании», «Письма о морали» и др. В «Письмах о морали» (1758г.) поставлен вопрос о сущности человеческой личности. Руссо провозглашает природную доброту человека, с учетом которой предполагалось его воспитание. В том же 1758 году Ж.-Ж. Руссо завершает «Юлию или Новую Элоизу». В работе осуждаются пороки и предрассудки общественного уклада, высказываются идеи о воспитании человеческих чувств. Роман – трактат о воспитании на началах гуманизма и бережного отношения к природе человека. В «Общественном договоре» (1760 г.) развиты идеи о происхождении и сущности государства, суверенитете народа, социальных и природных условиях становления человека. Идет речь о достижении гармонии природного и социального в человеке. В своем главном труде «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) Руссо подверг критике существующую практику организации воспитания. Показал кастовость, ограниченность воспитания и обучения в аристократической среде, когда ребенок находится в пансионате в отрыве от родителей. Руссо предлагал сделать воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавалось право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания. Средство нового воспитания – свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и сложное искусство наставника – ничего не делать с ребенком – парадокс теории свободного воспитания Руссо. Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа (развивает чувства и способности), люди (учат, как ими пользоваться), общество (обогащает опыт человека). Действуя все вместе, эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Главная задача воспитателя – привести в гармонию действие этих трех сил. Наилучшим воспитателем Руссо считал такого, который предоставлял бы воспитаннику возможность самостоятельного накопления жизненного опыта. Центральным пунктом педагогической теории Руссо является естественное воспитание – развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. При естественном воспитании отказываются от ограничений, установленных наставником, отучают от слепого повиновения. На смену искусственных наказаний приходят естественные последствия неверных поступков детей. В естественном воспитании с одной стороны учитываются детские склонности и потребности, а с другой стороны не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренняя мотивация педагогического процесса - стремление ребенка к самосовершенствованию. Составной частью концепции естественного воспитания ребенка является идея отрицания воспитания, которое предполагает ограничения в педагогическом процессе. Задачи воспитания: развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Особое место отводилось физическому воспитанию - средство для установления гармонии между человеком, природой и социумом для формирования нравственных идеалов. С раннего детства следует вести интенсивную закалку ребенка. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были расчи-таны на условия жизни близкие к среде, близкие к природе, ручному труду. Ручной труд (огородничество, столярное дело, кузнечное дело и т.д.) - незаменимое средство воспитания. «Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь». В «Эмиле» сделана попытка выделить основные периоды развития человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них. Возрастная периодизация: I. От рождения до 2 лет - здоровое физическое развитие ребенка. Руссо предостерегал от попыток форсировать развитие детской речи, считая, что могут возникнуть дефекты произношения. Словарный запас должен совпадать с накопленными представлениями. //. От 2 лет до 12 лет - создание условий для приобретения ребенком как можно более широкого круга представлений, оказание помощи в правильном восприятии окружающих предметов и явлений. Руссо предлагал упражнения для развития слуха, зрения, осязания. Он рекомендовал обучать без книг - ребенок должен на практике усвоить элементы различных естественных и точных наук. Вредно учить нравственным идеалам пока они не стали потребностью ребенка. III. От 12 лет до 15 лет - дети подготовлены к систематическому умственному воспитанию. При отборе образовательных предметов Руссо настаивал на обучении полезным знаниям: природоведение, математика. IV. С 15 лет до 25 лет (совершеннолетие) - заканчивается формирование нравственного облика человека. В эти годы он знакомится с нормами и установлениями окружающего мира. Нравственное воспитание приобретает практическое значение: развитие добрых чувств, воли. Средством нравственного воспитания выступает чтение исторических сочинений. До 15 лет Эмиль не будет торопиться с чтением, понятия собственности и уважения к другому человеку и его труду Эмиль приобретает в саду. У Эмиля не должно быть другой книги кроме мира, ни другого обучения кроме факта, опыта. Эмилю следует видеть все собственными глазами, почувствовать собственным сердцем, не поддаваться авторитету, кроме авторитета своего разума. Таким образом, Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Он критиковал сословное воспитание и классно-урочную систему, которые подавляют личность ребенка. Цель воспитания у Руссо: воспитание естественное, свободное, природо-сообразное, воспитание человека борца (протест против авторитета наставника). Ратовал за индивидуализацию обучения. Предлагал активные обучения: исследовательский; поисковый; практические работы. «Эмиль» прозвучал подобно грому, возвестившему о скорой гибели старого воспитания и обучения. Особую ярость монархистов вызвала четвертая книга «Эмиля», где Руссо выступает против догматов любых религий и церковных организаций. После выхода «Эмиля» на него был наложен запрет, книга была признана богохульной. Римский папаКлементий Ш предает Ж.-Ж. Руссо анафеме. Спасаясь от расправы, Руссо бежит в Швецию, а затем в Англию. И лишь в 1767 году под чужим именем он возвращается во Францию. Здесь он завершает свои последние труды «Исповедь» и др. У Жан-Жака Руссо были многочисленные последователи. Например, в России - Лев Николаевич Толстой и др. Яркими представителями французского Просвещения являются: Клод Анри Гельвеций и Дени Дидро. Клод Анри Гельвеций (1705 1771гг.) К. Гельвеций прославился работой "Об уме", которая вышла в 1758 году. Она была запрещена и приговорена к сожжению. Еще более обстоятельно он развил свои идеи в книге "О человеке ", раскрыв процесс развития умственных способностей человека. Эту книгу, написанную в 1769 году, Гельвеций завещал опубликовать только после его смерти. Она вышла в свет в 1773 году. В своих работах К.Гельвеций раскрыл факторы формирования человека. Как сенсуалист он утверждал, что все понятия и представления у человека образуются на основе чувственного восприятия - сводил мышление к способности ощущать. Важнейший фактор формирования человека -влияние среды. Человек - продукт общественный среды и воспитания. Полагал, что мнения правят миром. Воспитание является средством переустройства мира. Основываясь на этом, К. Гельвеций сформулировал цель воспитания: стремление к благу всего общества в согласовании каждого личного интереса человека с благом нации - воспитание общественного деятеля. К. Гельвеций требовал вырвать общественное воспитание из рук духовенства и сделать его светским. Он прелагал покончить с засильем в школах латыни и вооружать детей реальными знаниями: естественнонаучные предметы, родной язык, история, мораль, политика, поэзия. Резко осуждая схоластические методы, Гельвеций требовал, чтобы обучение было наглядным и строилось на личном опыте ребенка. Учебный материал должен быть простым и понятным учащимся. Гельвеций признавал право всех людей на образование. Он считал, что все люди от природы обладают равными способностями и возможностями к развитию. Он отвергал мнение о неравенстве умственного развития людей, обусловленного их социальным происхождением, национальной или расовой принадлежностью. Гельвеций доказывал преимущество общественного воспитания перед семейным. Настаивая на том, чтобы учителя были людьми просвещенными, считал необходимым улучшать их материальное положение. Ребенок, по мнению Гельвеция не рождается злым или добрым, тем или иным его делает общественная среда и воспитание. В трактате " О человеке" он называет ребенка «материалом для лепки» задуманного воспитателем. Призывал строить образование на идеях демократизма, посредством индивидуализации обучения. Людям, обладающим различиями в интеллекте необходимо и различное образование. В воспитании преследуется социальная ориентация. Дени Дидро (171-1784 гг.) Стоял на позициях материалистического сенсуализма. Считал источником знания - ощущения, но не сводил к ним сложный процесс познания. а признавал его второй ступенью: переработка ощущений разумом. Связывал возможность переустройства общества с совершенствованием просвещения, правильным воспитанием. Свои мысли о воспитании он изложил в произведении «Систематическое опровержение книги Гелъвеция "О человеке ". Дидро отвергал утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствия у людей индивидуальных природных различий. Признавая, однако, что при помощи воспитания можно многого добиться. Дидро отмечал значение для формирования человека его физической организации, его анатомо-физиологических особенностей. По его мнению, умственные операции зависят от определенного состояния и организации мозга. "Люди имеют разные природные задатки и особенности». Природная организация, физиологические особенности людей предрасполагают их природные задатки к развитию, но их проявление целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Воспитание будет эффективным, если оно будет стремиться развивать присущие ребенку от природы положительные задатки и заглушать дурные. Он прелагал изъять школы из ведения церкви и передать их в руки государства. Дидро был против засилья классического образования в школах и на первый план выдвигал естественные и гуманитарные науки. Дидро выступал против сословного воспитания. Признавал роль воспитания в становлении личности. "Если предоставить сыну расти, как растет трава, то когда этот маленький дикарь вырастет к ребячьей глупости прибавятся буйные страсти 30-летнего мужчины". В работе "План университета для российского правительства» представлены важные педагогические вопросы. Дидро был убежден, что гений, талант скорее выйдет из хижины, чем из дворцов. Он советовал концентрировать обучение в каждом учебном году по определенному разделу программы: механике, анатомии и т.д. Параллельно предусматривалось три блока образования: философия, мораль, история, география; рисование, архитектура; музыка, фехтование, танцы, верховая езда, плавание. Дени Дидро требовал, чтобы учитель глубоко знал предмет, был скромным, честным, обладал высокими нравственными качествами. Предлагал создать учителю хорошие материальные условия, позаботиться о нем, в случае болезни и инвалидности./3/.
Литература: 1. Модзалевкий Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен. – СПб.2000. 2. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов педвузов. – М.:ГИЦ «Владос». 1999. 3. История педагогики: Уч.пособие для пед.ин-тов /Под ред. Шабаевой М.Ф.. – М.:Просвещение.1981.
Классики западной педагогики Х1Х века В XIX веке завершается формирование классической педагогики Нового времени. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школа развивалась при поступательном движении экономики, развитии промышленности, росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы развития системы образования определялись особенностями каждой страны. В XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. Важная часть программы демократизации школы была к концу века оформлена законодательно, но эту демократизацию еще только предстояло осуществить на практике. Произошло становление национальных школьных систем. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы. В Германии обращение к проблеме школы стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с проведением государственного курса. Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался в одной из «горячих точек» государственной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов явилось поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне. С одной стороны были проведены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, к ослаблению церкви на школу. С другой стороны, значительная часть населения Запада осталась без какого-либо образования. Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И. Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В. Дистервег. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) Родился в Цюрихе 12 января 1746 года. Отец был хирургом и принадлежал к дворянской фамилии. В пять лет Песталоцци лишился отца. Желая найти семейное счастье у мирного сельского очага, Песталоцци в 1769 году женился и поселился в деревне. Он считал земледелие, домашнее хозяйство, промышленную деятельность единственными средствами для развития. Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под влиянием идей Ж.-Ж.Руссо. В его планы входило обучение крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. В 1775 году была открыта. Нейгофская школа. Воспитанники работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они также приобретали минимальное общее образование: чтение, письмо, счет, пение. В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. В 1780 году школа в Нейгофе разорилась и была закрыта (идея содержания приюта за счет производительного детского труда потерпела крах). Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда», который принес ему громкую славу. «Еще при колыбели ребенка надо стараться оторвать воспитание из рук слепой причудливой природы и передать его в руки лучшей, разумной силы, которая опытом тысячелетий училась размышлять о сущности и принадлежности, действующих в ней законов…» В труде определяются методы воспитания. Метод должен быть естественным. «Сама жизнь во всем объеме, как она действовала на детей, как она поражала их, как они пользовались ею - вот источник их учения, а это есть метода Гертруды». В 1782 г. Песталоцци начал издавать газету «Швейцарский листок», в котором помещались его рассказы. В 1798 году открывается приют в городе Станце, и Песталоцци вновь приступает к практической педагогической деятельности. Тут организуется и исследуется воспитательный труд, развивающее обучение. Идет исследовательская работа по этим вопросам. У Песталоцци сформулированаидея элементарного умственного, нравственного и физического воспитания. Но и этот приют просуществовал недолго. В 1799 году Песталоцци переезжает в Люцерн, а затем в Берн. В 1800 году открывает учебное заведение в Бургдорфе. Изучали: отечественный и французский языки, геометрию, арифметику, музыку, отечественную историю. Было шесть классов. Каждый день по семь часовых уроков, а день начинался в семь часов утра. Наиболее известное его сочинение «Лебединая песня» Песталоцци выдвинул ряд принципов воспитания и обучения; 1. Основные начала воспитания должны не сочинять, но отыскивать; они лежат в природе человека 2. В природе человека лежит живое стремление к развитию - свойство органической природы. 3. Воспитание должно устранять со своего пути препятствия, действуя более отрицательно, чем положительно. 4. Положительное действие - возбуждение. 5. Развитие человека начинается с чувственных ощущений, впечатлений. 6. Средство к самостоятельности и самоопределению - самостоятельность, 7. Практическая ловкость человека зависит от количества духовных и физических сил, следовательно, главное дело воспитания: нормальное развитие сил. 8. Религиозность зависит от влияния на ребенка благочестивой матери и энергичного отца. Религиозное воспитание должно находиться в руках матери. 9. Главнейшие предметы формального образования или развития сил: форма, число, язык. «Изнутри должен развиться человек: помочь ему в этом обязано воспитание» - идея Песталоцци о воспитании. И.Г. Песталоцци видит природу человека двойственно. В ней сосуществуют: животные потребности и человеческие потребности. Он отмечал, что для удовлетворения человеческих потребностей следует сначала удовлетворять животные потребности. От всего обучения Песталоцци требует основательности. Он делил все подлежащее изучению на: географию, физику, естественную историю, астрономию. А в каждом разделе было 40 отделов. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знания человеческой психологии. Общий психологический источник приемов воспитания и обучения -элементы (простейшие составные части человеческого знания). Воспитание Песталоцци рассматривал как многообразный социальный процесс и утверждал, что обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Путем реализации своей педагогической теории Песталоцци разработал метод элементарного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Идея элементарного образования: -развитие в ребенке основ веры и любви через средства хорошей семьи. Песталоцци разложил педагогический процесс на простейшие элементы: число, форму; язык -первичные элементы умственного воспитания. Например: обучение языку следовало начинать с учения о звуках (средство развития органов языка), затем учение о словах: (средство достижения известного). Учение о звуках (звуковой метод) делится на: учение о звуках в слове, учение о звуках в пении. Отношения ребенка с матерью, чувства гармонии, упорядоченности, красоты -элементы нравственного воспитания. Умение ударить, кинуть, перенести и прочее- элементы физического и трудового воспитания. В первом методическом пособии "Азбука умений" Песталоцци рассмотрел простейшие трудовые умения: бросать, переносить, бить и пр. Указанные элементы прелагалось сделать первоосновой для разностороннего развития личности. Песталоцци считал, что все элементное нравственное воспитание строится на трех основаниях: выработка с помощью чистых чувств хорошего морального состояния; упражнения нравственности на справедливых и добрых делах; формирование нравственного воззрения через размышления и составления правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится. В качестве элементов физического и трудового воспитания предлагались различные упражнения на развитие суставов, а также метод элементарного образования. Это определенная система развития способностей, а также система упражнений. Метод предполагает самостоятельность учащихся. Цели и средства педагогических воздействий раскрываются Песталоцци, прежде всего, в содержании элементарных понятий. Например, программа воспитания бедняков, направленная на обеспечение физической тренировки в купе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей, включая такие пункты: #Ум (способность к самостоятельным суждениям) #Достоинство (способность к "самозащите" и "самопомощи") #Нравственность (любовь к ближним) # Физическое здоровье # Профессия и культура труда # Система мировоззренческих ценностей. Цель воспитания: воспитание разносторонне развитого человека: физически, умственно, нравственно, эстетически развитого, готового к труду. У Песталоцци модель школы приближена к семье. В ней сочетается умственное и трудовое воспитание, соединяется обучение с ремесленным трудом, преследуется принцип развивающего обучения, - от простого к сложному. По мнению Песталоцци, воспитание должно идти в семье и школе на протяжении всей жизни. Он основоположник начального (формального) образования. Песталоцци оказал заметное влияние на Западноевропейскую педагогику. За И.Г. Песталоцци закрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя народной школы. Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841 гг.) Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене. Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г. Песталоцци Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению«тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствоватьпяти главным критериям: # внутренняя свобода # совершенствование # благожелательность # законность # справедливость. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания): · Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет. · Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства. · Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в дело. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности. Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса: # эмпирический интерес (к окружающему) # симпатический интерес (к близким) # социальный интерес (ко всем людям) # религиозный интерес (к Богу). Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую"естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени: # Ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала) # Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся) # Система (приведение знаний в систему - активность учителя) # Метод (применение знаний на практике - активность учащихся). Это и есть ступени обучения. Гербартом определены три универсальных метода обучения: # Описательный # Аналитический (анализ свойств, характеристик предмета) # Синтетический (связь уже воспринятого и представлений). Все эти методы следовало применять в совокупности. И. Гербартом были намечены шесть практических способов нравственного воспитания: /. Сдерживающий 2. Направляющий 3. Нормативный 4. Взвешенно ясный 5. Морализаторский 6. Увещевающий. Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов. Важно, чтобы практический опыт был осмысленно оценен. Средствами нравственного воспитания выступали: # удержание границы # создание условий для этого # разработка четких правил поведения и следование им # поддержание в душе ясность и спокойствие # волнение одобрением и порицанием, Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования: упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, дает структуру урока. Идеи Гербарта во многом определили развитие западной педагогики XIX века. Его последователи: Т.Циллер, В.Рейн (Германия), но формализм, консерватизм отличают его идеи от прогрессивных демократических взглядов Ж.-Ж.Руссо, Я.А.Коменского. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег(1790-1866 гг.) Родился в городе Зиген в Вестфалии в семье судебного служащего. Учился сначала в обычной народной школе, а потом в латинской школе, которые практически не дали ему нужного образования и оставили самые тяжелые воспоминания: формализм и схоластика обучения, ничтожный круг сообщаемых знаний, подавление интереса к самостоятельности. Эти детские и юношеские впечатления явились первым толчком к пробуждению у него интереса к проблемам народной школы. С недостаточной подготовкой, но с большим стремлением к знаниям в 1808 году Ф.А.В.Дистервег поступил в Гернборнский университет, в котором некогда учился и Я.А.Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет. Окончил его в 1811 году, защитив докторскую диссертацию. Нужно заметить, что занятия в университете по своей организации и методам преподавания мало отличались от школьных и поэтому у Ф.А.В.Дистервега выработалось стойкое негативное отношение к постановке образования в Германии. После окончания университета началась практическая деятельность Дистервега. Некоторое время он был домашним учителем, работал учителем гимназии. Будучи учителем во Франкфурте на Майне, он знакомится с рядом педагогов -песталоццианцев, общение с которыми определило направление всей его жизни - забота о народной школе как школе развития у детей самостоятельного мышления, активности, а также стремление найти пути подготовки учителей для такой школы. Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Германии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятилетия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнской области (1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им подготовлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, естествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». С 1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники». Ф.А.В.Дистервегу принадлежит авторство несколько сот педагогических статей и очерков, которые можно условно разделить на три группы: I. Излагаются общие вопросы воспитания: «О высшем принципе воспитания», «0 природосообразности и культуросообразности в обучении», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования » и др. II. Обосновываются идеи воспитывающего и развивающего обучения: «Воспитывающее обучение - обучающее воспитание», «Принцип элементарного обучения», «Дидактический катехизис» и др. III.Излагаются размышления обучителе, значении еголичности, его профессиональном самосознании, профессиональных требованиях к нему: «О самосознании учителя», «Об учительской образовании» и др. Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропагандировал эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе депутатов прусского национального собрания Дистервег поставил свою подпись под нашумевшим «Письмом 23-х», авторы которого требовали организации единой народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен от должности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его активная общественно-педагогическая деятельность: в качестве редактора педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей. В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату депутатов, |
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.) |