Душа и Дух в Русской Культуре


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1878


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

«Душа» - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (учение о переселении душ, реинкарнация).

Идеи всеобщей одушевленности космоса явились основой учения о Мировой Душе (Платон, неоплатонизм). В теистических религиях душа человека — созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало. Сегодня это понятие чаще всего употребляется в следующих значениях: 1) внутренний, психический мир человека, его сознание; 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами (добрая душа, низкая душа и т.д.); 3)нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

В Русской (см. Толковый словарь В.И.Даля) народной культуре «душа» - бессмертное духовноесущество, одаренное разумом и волею; в самом общем значении - «человек, с духом и телом»; в более тесном – «…человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от Духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа». Словом, Душа - душевные и духовные качества человека:совесть, честь, любовь, внутреннее чувство, эмоциональная жизнь, инстинкты и пр.

Но при этом Душа есть бесплотное тело и для самого Духа и в этом значении Дух выше Души. Относя слово это к человеку, видят в Душе только то, что дает жизнь плоти, а в Духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к Небесному, к Всевышнему, к Истине и Правде.

Итак, считается, что Душа есть «тело» Духа, т.е. его «нижняя», лежащая ближе к Природе часть, связывающая Дух с материальной стороной жизни, с чувствами, эмоциями человека и инстинктами тела, с материальными потребностями и интересами, а «высшая» часть, т.е. собственно Дух, связывает человека с Космосом, Информационным полем Вселенной, с Абсолютом (Богом, Творцом).

Связывающим звеном (Души и Духа) является «совесть», характеризующая любую человеческую душу и являющаяся одновременно, как полагали наши предки, духовным звеном, соединяющим человека с Богом, с Создателем (см. рис.2).

 

Рис.2.

Предельно приблизительная Воля

схема «Тело-Душа-Дух» Дух

Душа

Физическое тело

 

«Покривить душой» - поступить против совести.

«Отдать Богу душу» - умереть.

«Положить за кого душу» - пожертвовать жизнью и честью.

«Заложить за кого-то душу» - ручаться в важном деле за человека, считая его честным, с совестью.

«Искать чужой души» - хотеть погубить ближнего, прежде всего, лишить его совести, чести, а то и самой жизни.

«Душой» у русских называется также ямочка на шее, над грудною костью, под кадыком; тут, по мнению народа, пребыванье души («Душа нараспашку» - широко открытый ворот рубахи).

У русских Дух есть отличительное свойство, сущность чего-то, кого-то, суть, смысл, направленье, значенье, сила, смелость, разум, честь.

В Духе - сила Души: доблесть и крепость, мудрость-разумность и самостоятельность, смелость, отважность и решимость, бодрость и воля.

«Собраться с духом, придать кому духу» - придать смелости.

«У меня на это не станет духу» - я не осмелюсь на это.

«Он с душком» - о человеке гордом и упрямом, своенравном и непокорном, способном игнорировать народную нравственность, традиции. Заметим, что наши предки исходили из того, что душа есть и у животных, а дух – только у человека.

«Дух», в отличие от эмоций и чувств «души», включает объективную, рациональную (интеллектуальную) значимость содержания осмысленного и относительно независим от стихии эмоциональных переживаний.

В «духе» (в отличие от «воли») на первый план выдвигаются смыслы явлений, предметов, взаимоотношений, их сущность, которые могут определять действия, цели и задачи субъекта не как акт свободного выбора («что хочу, то и ворочу»), а как осознанную необходимость осмысленно действовать для достижения этих целей в тех или иных осмысленных заранее условиях.

В отличие от «сознания», представляемого как относительно независимые уровни осмысления действительности (чувственно-эмоциональный, рассудочный и научный) и собственного «Я», в «духе» подчеркивается их живая взаимосвязь-взаимодействие индивидуальной картины мира («Я») и интеллекта индивида.

В отличие от понятия «ментальность», включающего в себя область подсознательного, несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок, «дух» включает в себя только осознаваемое, сущность, смысл этого осознаваемого, итоговую деятельность подсознательного, т.е. конечный процесс интеллектуальной деятельности.

Правда, степень этого осознания смыслов, сути предметов, явлений, считается зависимой от уровня культуры человека и/или его способности интуитивно постигать этот смысл. В последнем случае эта способность не зависит только от уровня образования и, как полагают некоторые исследователи, определяется способностью «подключения к Информационному полю Вселенной» (гипотеза).

В этой гипотезе человек и народ, как системы, представлены тремя подсистемами: 1) материально-осязаемое, физическое тело; 2) душа; 3) дух.

При этом физическое тело человека окружено рядом невидимых, но вполне материальных, наблюдаемых с помощью приборов, энергетических полей, взаимодействующих друг с другом и с физическим телом.

«Дух» как высшая «духовная» способность человека может быть представлен и как оппозиция, альтернатива Природе, обыденной жизни, материи вообще, утилитарной необходимости, практической бытовой активности и т. д.

Христианское учение о Святом Духе является для верующих основой для понимания Духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице Дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть Дух (Иоанн, 4:24), но в то же время существует и Злая духовность. Современное христианское понимание этого Духа в том, что он считается деятельно присутствующим в Мире и преображающей его через воздействие на Дух человека, народа.

Иногда под духом понимается внутренняя сущность, смысл чего-то (в выражениях типа «дух законов» или противопоставлениях типа «буква — дух»). Заметим, что в современной философии понятие «дух» непопулярно.

В русской культуре считается, что именно «дух» открывает возможность дополнить природную (биологическую) основу индивидуального и общественного (социального) бытия миром культурных (прежде всего, моральных и религиозных) ценностей и играет роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других природных способностей души.

Такое понимание «духа» позволяет нам использовать в дальнейшем операциональное понятие «социокультурный».Это широкое понятие, используемое в гуманитарных и общественных науках.

Мы будем оперировать этим понятием, когда речь будет идти о «духовности», т.е. обозначая «духовность» как примерно равное тому, что понимаем под понятием «социокультурная характеристика людей» - все, что относится к интеллектуальным возможностям и нравственности людей, проявляемых в их деятельности и различных социальных взаимоотношениях как внутри страны (внутри народа, между народами в своей стране, между народом и госаппаратом), так и с зарубежными народами, государствами.

Социокультурная характеристика людей описывает их духовные реалии и возможности. Но внутренние возможности чего-то, кого-то называются «потенциалом». Поэтому мы можем сказать, что эти «духовные внутренние реалии и возможности» есть духовный потенциал индивида и народа, а в операциональном смысле (при системно-логических операциях) – «социокультурный (гуманитарный) потенциал» индивида и нации.

«Духовный»относится, как правило, к личности (а не к массе, толпе, группе индивидов), но духовные личности, когда их много, задают уже другую характеристику обществу, социальной группе: разумность и возвышенность, ориентированность на честь, совесть, справедливость, смелость во имя добрых дел.

«Духовная личность» - личность, у которой преобладают духовные ценности над материальными. Это нужно понимать так: духовной личности свойственны и материальные потребности-интересы, т.к. есть, пить, одеваться и т.д. эта личность обязана, чтобы жить. Словом, удовлетворение материальных потребностей есть средство (а не цель) для полноценной духовной жизни по совести и по чести, во имя потребностей Духа и своего Рода.

Эта личность, если ее система ценностей базируется на Любви и Добре, не замыкается на материальных интересах, потребностях, а руководствуется в своей жизни высшими ценностями (христиане говорят «сверяет свою жизнь с Христом», «чтит отца и мать своих» и т.д.), т.е. честью, совестью, справедливостью, стремлением к знаниям, к профессионализму, уважением к старшим, к жизни и интересам других нормальных людей, интересами своего народа в выживании и в материальном и духовном развитии. Духовная личность, как правило, смела, храбра в отстаивании Добра и всегда готова прийти на помощь детям, женщинам и старикам.

Философы Индии, Востока, Руси-России полагали, что нужно отличать духовного человека доброго от духовного человека злого.Первый руководствуется любовью в своих делах, уважением к другим, готовностью помочь (если его просят об этом; насильно помощь не оказывают!), совестью, честью и т.д. А второй представляет «теневых братьев» (в христианстве они обозначаются как «демоны») и, если кратко, Зло в различных его проявлениях, олицетворяет «Злой дух».

Заметим, что понимание «доброй» духовности как высшей степени способностичеловека (как и наше понимание его «социокультурного» или «гуманитарного» потенциала), всегда подразумевает человека как представителя своего народа, нации, как индивида, руководствующегося национальной системой моральных ценностей.

И его открытости сигналам, идущим из прошлого и будущего, способности человека к саморазвитию. И, следовательно, и способности такого духовно развитого человека противостоять тому, что мешает индивидуальному развитию его как представителя какого-то народа. В том числе и способности противостоять внешним управляющим информационно-махинаторским воздействиям манипулятивного типа.

Тех воздействий (манипуляций) какой-то информацией на сознание и подсознание людей, которыми субъекты таких махинаций, стремятся подчинять себе действия и устремления атакуемых ими людей в собственных корыстных («злых») экономических и/или политических интересах, т.е. создают информационную угрозу безопасности индивидам, семьям, профессиональным и социальным группам, и народу (нации) в целом.

«Манипулирование»открытое и/или замаскированное воздействие одного индивида на другого, с целью выполнения последним воли первого, т.е. умышленное инициирование и стимулирование деятельности манипулируемого в интересах манипулятора.

В нашем случае понятие «манипуляция» объединяет все мошеннические, т.е. обманные, недобросовестные (жульнические) приемы, используемые для информационного воздействие на сознание и подсознание человека; махинации с информацией, использующие ложь (т.е. намеренное искажение истины, неправда, часто умышленно неточная, неполная информация для обмана), правдоподобную (похожую на правду, но ложную) информацию, дезинформацию, гипноз, дистанционное внушение и т.п., а также злоупотребление доверием людей в целях достижения манипулятором какой-то личной выгоды.Хотя, разумеется, в жизни имеются случаи неумышленного манипулирования (об этом будет идти речь далее).

Конкретизируя наш разговор о духовности, подчеркнем, что сама духовность есть, прежде всего, результат работы мысли, логического мышления, воспитания и образования людей, воздействия на них тех взаимоотношений, в которые они оказались включенными, и т.д.

Социокультурный (гуманитарный) потенциал индивида, базирующийся на истории и культуре нации, содержит образы и смыслы явлений, предметов, их взаимоотношений, образы своей страны, народа, самого себя, образы действий и взаимоотношений между людьми, своих потребностей и интересов. Словом, образы всего того, что рационально определяет действия, цели и задачи индивида.

При этом мы помним, что помимо рационального уровня сознания индивида существует и очень сильно воздействует на его деятельность область его подсознания, относительно которой существуют самые различные гипотезы.

Поэтому разрушение социокультурного потенциала индивида и внедрениев его сознание и подсознание иных ценностей и образов поведения, которые будут инициировать и стимулировать уничтожающую индивидуальность человека виды деятельности (и возникновение при этом таких взаимоотношений с другими людьми, которые ведут к самоликвидации личности и народа) и будет являться целями и задачами информационной войныпротив личности, семьи, профессионала, народа и национально-ориентированного госаппарата.

Интересы. Потребности.Потребности – нужда в чем-либо, что объективно необходимо для выживания и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры.

Осознанные народом (нацией), социальной группой и индивидами потребности выступают как их интересы. Или: национальные интересы есть осознанные народом, нацией(франц. народ) потребности в том, что объективно необходимо для выживания и развития народа (нации).

Как мы уже отмечали, «элита народа» есть та его часть из любого сословия, класса, имеющая моральный и профессиональный авторитет у большинства народа, которая, опираясь на историческое прошлое народа и его культуру, принимает на себя ответственностьза его будущее, за его выживание и развитие и задает всему народу образцы нравственного поведения, духовности.

Критерии определения содержания понятия «элита народа» с помощью принципа русского рационального обоснования детальнее могут быть даны с позиции логического закона «достаточного основания».

Именно эта часть народа и формулирует национальные интересы, которые могут учитываться или не учитываться госаппаратом, т.е. той, с системной точки зрения управленческой подсистемой системы «страна», которая находится под контролем правящего класса, или правящей сословной группировки, или союза классов.

Если политика госаппарата основывается на национальных интересах, т.е. на том, что обеспечивает выживание и развитие народа (народов, в многонациональном государстве), то мы имеем дело с национально-ориентированным государством, его политикой.

Если политика госаппарата направлена только на эксплуатацию имеющегося промышленного и сельского хозяйства, на добычу природных ископаемых и вывоз их страны сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, валютно-денежных средств, квалифицированных кадров и технологий, то этой направленности будет соответствовать и политика госаппарата в области науки и образования в такой стране. И в этом случае государственную политику, отражающую концентрированно экономическую модель, с системной точки зрения можно назвать инонационально-ориентированной политикой или, как принято в политологии, компрадорскойполитикой.

ТНКтранснациональные корпорации, поставившие себе на службу госаппарат западных стран; владельцы и высшие менеджеры ТНК (корпоратократия) являются богатейшими (супербогатыми) людьми планеты, которые ставят перед собой задачи так или иначе контролировать ресурсы (природные, финансовые, человеческие и т.д.) планеты и ее транспортные коммуникации. В XXI веке правильнее было бы говорить не о ТНК, а уже о Глобальных корпорациях и глобальных «игроках», глобальных «корпоратократах».

«Задача»«…то, что требует исполнения, разрешения для достижения конечного желания – цели; все, что задано или что задается, т.е. вопросы для решенья. Разрешенье– (1) действие по решению задачи, достижению искомого и (2) известныйтот или иной способнаходки его». «Доброжелательное разрешение – разрешение задачи на пользу и правду народу, людям».

«Способ» – известные образ, род, порядок действия, устройства, прием, средство, предмет, приспособление для достижения чего-то.

«Проблема»задача, способ решения которой нам пока не известен.

«Процесс» - развитие какого-то явления, ход деятельности; отражение последовательной, поэтапной смены состояний объекта, субъекта (системы), состояния его самого и его взаимосвязей-взаимоотношений (в фазах-этапах возникновения, развития, расцвета или упадка и гибели системы).

«План деятельности» - заранее намеченная система деятельностидля достижении поставленных субъектом задач,котораяпредусматривает: (1) порядок, логику последовательности деятельности, (2) ресурсы (кадровые, финансовые, материально-технические и информационные), необходимые для этой деятельности, (3) сроки (этапы) выполнения тех или иных действий и (4) указание лиц, ответственных за решение поставленных в плане задач.

«Программа деятельности» – (I) план деятельности с (II) описанием алгоритмов решения задачи, основанных на определенных принципах (общих правилах) их решения, т.е.:

(1) план деятельности, содержащий какую-то систему действий, операций, и

(2) применяемых по определенным общим правилам (принципиальным для субъекта управления деятельностью; важным, опирающимся на какую-то систему моральных ценностей и/или научно открытые или практически найденные закономерности) для решения этих задач,которые и обеспечивают достижение поставленной цели.

«Функция» - (от лат. functio — исполнение, осуществление). В социокультурном смысле это – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, проявление в деятельности, в его «обязанностях», в роли, которую выполняет определенный институт по отношению к целому (например, функция семьи, основы народа, в обществе, или функция государства в стране).

«Цель»- идеальный или реальный предмет стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс; итоговый предмет стремления, всей деятельности, то, что надо, желательно осуществить.

В основе всех наших доказательств лежат логические (и психологические) технологии «правильного мышления» [подробнее см. далее]. "Правильное мышление" основывается на соблюдении определенных законов формальной логики и вытекающих из них принципов (общих правил). Словом, «правильное логическое мышление» это:

Во-первых:

(1) соблюдение законов и принципов формальной логики при размышлении и формулировании собственных суждений в приятельской беседе, в дискуссии и полемике, в студенческом реферате, в ответе на экзамене и т.д.;

(2) умение выявлять нарушение этих законов и принципов и классифицировать их как неумышленную (от незнания законов и принципов формальной логики, от неумения «правильно мыслить») или умышленную попытку манипулирования выступающего (политика, преподавателя, студента, журналиста и т.д.) сознанием и/или подсознанием аудитории в каких-то своих целях.

Во-вторых, «правильное мышление» человека базируется на том, что его любое серьезное умозаключение (о какой-то теории, о высказываниях преподавателя или приятеля, о речи политического лидера или статье в СМИ, о том, где и как потратить оставшуюся часть стипендии и т.д.) должно быть:

(1) четко определенным и однозначным; (2) логически последовательным (т.е. без скачков, «перепрыгиваний», отклонений от предмета обсуждения в рассуждениях); (3) непротиворечивым (т.е. без присутствия в суждениях взаимоисключающих высказываний, понятий или признание подобных высказываний как одинаково приемлемых для обсуждение предмета дискуссии, спора, обмена мнениями); (4) доказательным и достаточно обоснованным ( т.е. рассуждения не только не должны включать взаимоисключающие суждений, аргументы, но и демонстрировать аргументы, которые и (а) всесторонне (или в главном) очерчивают предмет дискуссии, и (б) являются однозначными и убедительными своей основой на доказанных наукой, практикой фактах.

Именно в этом случае студент, например, может рассчитывать, что его правильно поймут, с ним будут считаться как с самостоятельно мыслящим человеком. Да и сам он будет в состоянии понять других, соглашающихся или не соглашающихся с его высказываниями.

При всех логических доказательствах ипри описании процесса доказывания используются следующие понятия:

«алгоритм» -логически относительно стройнаясовокупность действий, правил и процедур для решения какой-то задачи;

«аргумент» - логический довод, служащий основанием доказательства (в математике - независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины);

«демонстрация» - публичный (перед другими людьми) показ чего-то (аргумента, тезиса, примера и т.д.);

«дискуссия» - обсуждение какого–то вопроса на каком-то собрании людей, в печати, в беседе; спор; предполагает, обычно, наличие аудитории (но бывает и заочная);

«доказательство» - установление (обоснование) истинности высказывания, суждения, теории; в логических доказательствах аргументация проводится по правилам и средствам формальной логики;

«критерий» - мерило оценки, суждения, умозаключения. Научный критерий базируется на познанных объективных законах Мира;

«полемика» - завязавшийся спор при обсуждении, выяснении каких–то проблем, вопросов;

«содержание и форма» - философские категории. При этом «содержание» - определяющая сторона целого, совокупность его частей, а «форма» - способ существования и выражения содержания;

«софизм» - внешне правильное доказательство ложной мысли с помощью преднамеренногонарушения логических законов. А это и есть один из видов манипуляции сознанием собеседника, оппонента, аудитории;

«спор» - нами употребляется в следующем значении: словесное состязание, т.е. такое обсуждение чего–то, кого-то, в процессе которого каждый отстаивает своё мнение. «Спору нет» - безусловно, конечно так;

«тезис» - положение, кратко излагающее какую-то идею; «стартовое» и итоговое умозаключение при доказывании; положение, излагающее одну из основных мыслей лекции, доклада, научного сочинения или отдельного выступления.

Дальнейшее изложение этой темы нами не мыслится без благодарности тем, чьи работы нами были использованы. Это исследователи ораторского искусства и информационного противоборства В.JI.Артемов и А.И.Фурсов, С.И.Попов и С.Г.Кара-Мурза, П.Н.Федосеев и Л.К.Лебедев, а также философы А.А.Зиновьев и Д.А. Гусев.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.048 сек.)