Анализ и синтез


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1522


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Творческим не обязательно может быть только один из ранее выделенных видов мышления, например словес­но-логическое. Другие виды мышления, например практическое, наглядно-образное, также могут быть творческими.

Определение мышления как творческого зависит от того, по отношению к чему оно оценивается как таковое: творческое для данного человека не обязательно выступает как открывающее нечто новое для всех людей.

Творческое мышление само по себе, вне творчески настроенной личности, не существует, и в его характеристику обязательно входят индивидуальные свойства творческой личности, такие, ко­торые и делают человека склонным к творчеству. На этот факт давно обратили внимание многие психологи.

На вопрос о том, что такое творческое мышление, одним из пер­вых попытался дать развернутый ответ Дж. Гилфорд. Он полагал, что «творческость» мышления связана с проявлением в нем следующих четырех особенностей:

1) оригинальность, необычность (нетривиальность) высказывае­мых идей, ярко выраженное стремление человека к интеллекту­альной новизне.

Творческий человек почти всегда и везде стре­мится быть не таким, как все, старается найти свое собственное, отличное от предлагаемых другими людьми решение задачи;

2) семантическая гибкость, т. е. способность видеть проблему под новым углом зрения, обнаруживать новые способы использова­ния известных объектов и решения, расширять сферу их функ­ционального применения на практике.

Творческий человек все­гда находит неожиданные, оригинальные способы применения вполне обычных предметов;

3) образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить свое восприятие проблемы (задачи) таким образом, чтобы в уже изве­стном или хорошо известном увидеть новые, скрытые от не­посредственного наблюдения стороны;

4) семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуци­ровать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в част­ности такой, которая не содержит в себе очевидных намеков на искомое решение задачи.

В данном случае речь идет об умении человека искать и находить подсказку в решении задачи там, где ее не видит или не замечает большинство других людей (людей нетворческого склада ума) [подробнее см.: 31].

В ходе экспериментальных исследований творческого мышления были выявлены следующие условия, которые препятствуют поиску творческого решения задачи:

1) если в прошлом определенный способ решения человеком неко­торого класса задач оказался успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться именно данного способа решения.

При встрече с новой задачей человек стремит­ся применить в первую очередь этот способ решения;

2) чем больше усилий человеком было потрачено на то, чтобы най­ти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему и в будущем.

Психологические зат­раты на обнаружение нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его в практике как можно чаще;

3) возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и присту­пить к поиску нового, более подходящего пути решения задачи;

4) интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи автоматически по­является при встрече с новой задачей. Она порождает у человека своеобразную защитную реакцию, которая мешает его творческо­му мышлению (он воспринимает новое как связанное с риском для собственного «Я»).

В итоге человек теряет веру в себя, у него на­капливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему твор­чески мыслить. [ подробнее см.: 44]

Все вышеперечисленное — это трудности, касающиеся творческого мышления как процесса.

Что же препятствует человеку стать творческой личностью и проявлять оригинальность своего мышления; только ли отсутствие у него развитых творческих способностей и те недостатки, о которых говорилось выше, или также нечто иное, не имеющее пря­мого отношения к творчеству как таковому?

Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут стать не только недостаточно развитые умственные способности, но и следу­ющие личностные качества человека:

1) склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем стрем­лении быть похожим на других людей, не отличаться от них в сво­их суждениях, действиях и поступках;

2) боязнь оказаться «белой вороной», т. е. выделиться среди других людей, показаться смешным и глупым в глазах окружающих людей;

3) боязнь показаться странным, экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии критики в свой адрес со стороны других людей;

4) боязнь личностного неприятия со стороны другого человека, чьи интеллектуальные способности он превосходит;

5) завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что человек сам придумал или создал, нравится ему гораздо больше, чем мысли, высказывания или деяния других людей, при­чем настолько, что у него возникает желание свое собственное ни­кому не показывать и ни с кем не делиться;

6) высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим каче­ством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, про­являет боязнь открыто высказывать свои идеи.

Интеллектуальные способности человека, как выяснилось, сильно страдают от частых неудач. Если человеку в течение длительного вре­мени предлагать решать только трудные задачи, с которыми он не справ­ляется, а затем дать ему более легкие задачи, то и с ними человек после долгих неудач может не справиться.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)