Аналогия


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1522


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Аналогия - греч. analogia соответствие, соразмерность. Сходство в каком-нибудь отношении между предметами, явлениями, понятиями.

Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо предмета, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам предмет; такие умозаключения - один из источников научных гипотез.

Например, аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), — один из основных принципов католической схоластики; обосновывает возможность познания бытия Бога из бытия сотворенного им мира.

Аналогия представляет собой вывод о принадлежности единичному предмету или явлению определенного признака, основанный на сходствеэтого предмета в существенных при­знаках с другим единичным предметом или явлением.

К аналогии обычно прибегают тогда, когда имеют дело с единичными явлениями и историческими событиями, отно­сительно которых еще не получены окончательные теоретические и практи­ческие обобщения, т.е., чаще всего, к гипотезам.

В этих случаях оказывается невозмож­ным ни дедуктивный способ рассуждения, ни индукция, ко­торая предполагает обобщение множества однородных собы­тий. Аналогия позволяет использовать прежний опыт и уже накопленные научные знания о единичных событиях.

Существенна роль аналогии и при объяснении принятых той или иной правящей или оппозиционной партией стратегических задач или тактической линии в конкретных общественно-историче­ских условиях.

Использование, например, в современных усло­виях исторического опыта реализации буржуазного («Западного») и советского («Красного») проектов является применением метода исторических параллелей и аналогий в политической, политико-экономической и социальной практике.

Аналогия как способ рассуждения является сложной фор­мой умозаключения. Однако при умелом, логически грамот­ном подходе, когда соблюдаются правила этого вида умоза­ключения, с ее помощью можно убедительно строить аргу­ментацию.

При обращении к аналогии надо соблюдать следующие правила.

Во-первых, аналогия состоятельна лишь тогда, ког­да два явления сходны между собой не в любых, а в суще­ственных признаках. С полным основанием это требование может быть отнесено не только к историческим, но и ко всяким иным аналогиям.

Иногда в практике встречаются случаи уподобления раз­личных явлений, которые не имеют сходных признаков или имеют черты, которые лишь внешне кажутся сходными. Та­кая поверхностная аналогия — либо результат неглубокого понимания самих явлений, либо софистический прием, с помощью которого пытаются запутать существо конкретного во­проса и навязать выводы, объективно не вытекающие из фак­тического материала.

Во-вторых, при уподоблении двух явлений или событий следует учитывать различия между ними. В природе и обще­стве не бывает абсолютно одинаковых явлений, при самом большом сходстве всегда имеются различия.

Они по-разному влияют на вывод по аналогии. В одних случаях различия бы­вают несущественными, второстепенными. Они не мешают выводу по аналогии.

Если же два явления существенно отли­чаются друг от друга, то, несмотря на наличие сходных при­знаков, их нельзя уподоблять. Аналогия в этом случае бу­дет несостоятельной.

Учет различий особенно, важен, когда отождествляют ис­торические события и факты. Помимо правил логики здесь необходимо соблюдать системный и диалектический под­ход к анализу конкретно-исторической обстановки, соблюдать принцип конкретности истины, ибо в этой области, как ни в какой другой, события, поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической об­становке, приводят к совершенно разным результатам.

Поскольку аналогия общественно-исторических явлений не всегда дает безусловные и окончательные заключения, отсю­да следует, что ею можно пользоваться лишь в качестве до­полнения к дедуктивному или индуктивному рассуждению.

Умозаключение по аналогии является не только одним из действенных методов аргументации, но и выполняет роль одного из важнейших средств пояснения и иллюстрации сложного и нуждающегося в разъяснении материала.

Есть еще и то, что имеет вид научной гипотезы, предположения о возможности поиска истины путем «интуитивного мышления» (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть), т.е. путем отыскания решения задачи истинности при недостаточности логических оснований с опорой на собственную интуицию.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.051 сек.)