|
|||||
Игра словДата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1614
Пресечение инициативы собеседника «Ваш доклад действительно хорошо подготовлен и нелишен смысла, мои комплименты, вам, должно быть, потребовалось много времени?» «Бы нравы, ваш же комментарий, в свою очередь, излишен». Заманчивое приглашение «Эй, не пора ли освободить гриль для детей?» вместо: «Освободи, наконец, гриль, чтобы приготовить колбаски для детей!» Ну, кто в такой ситуации сможет удержаться от демонстрации остроумия в ответ? Ожидаемый отпор «Вы не можете держать свое слово, канцлер Коль!» «Напротив, я даже речь держать могу!» (Бывший канцлер Г. Коль). «Так, я никак не могу вас уговорить?» «Нет, но у вас был шанс меня убедить. Но вы его упустили!» Нам всем знакомы подобные методы находчивого ведения дискуссий с помощью легкомысленной игры слов. Иногда, когда мы действительно в ударе, они просто льются сплошным потоком. А иногда против воли слетают с нашего языка. А именно; при досадных обмолвках, так называемых оговорках по Фрейду. Игра слов бывает разной, она может достигаться: • заменой слов на похожие по звучанию; • заменой части слова, например первой буквы или порядка слов; • с помощью словесных и образных ассоциаций; • с помощью намеренно неправильного ударения или искаженной интерпретации смысловой нагрузки слова посредством замены частей предложения или слов; • употреблением речевых «перлов» или двусмысленностей; • с помощью измененного порядка слов в контексте; • с помощью «перепутывания» слов, похожих по звучанию, но различных по значению; • наконец, с помощью изменения или искажения смысла посредством пропуска букв или целых слов; • употреблением оговорок по Фрейду, которые, на самом деле не просто оговорки.
Игра слов, или каламбур, — это крючок, на который мы нанизываем мысли и высказывания, «оружие, наносящее раны, которые могут никогда не затянуться» (Клаус Бёллинг) или же они просто свидетельствуют о легкости стиля. В индустрии развлечений игра слов — поистине сильнейший наркотик обожествленной «коммуникации всех со всеми». Цель использования приема игры слов состоит в том, чтобы сознательно — ориентируясь на определенный контингент слушателей! — придумать такие высказывания, которые мы называем остроумными и находчивыми ответами и благодаря которым можно продемонстрировать свое остроумие перед публикой/слушателем. В разговоре с глазу на глаз мы, жители северных областей Германии, называем это «подтрунивать», когда один из двух собеседников делает из другого «жертву». Игра слов — это «шахматы для ума» — требует образного мышления, жонглирования языковыми и образными ассоциациями, которые распространяют на нас свое волшебное очарование, притягивают словно магнит. Вместе с тем мы к ним не привыкли, в повседневной жизни мы используем так называемый Restricted Code1» суть которого состоит в серьезной аргументации. А каламбуры используют Elaborated Code2, цветистый стиль. Подумайте об этом; речь идет об игре слов, остроумных и колких замечаниях, имеющих, как говорят в рекламе, высокую развлекательную ценность. Каламбуры могут стать костром инквизиции для оппонентов в деловых разговорах и эмоциональными минами для серьезного собеседника. Таким образом, каламбуры пускаются в ход для противодействия серьезным аргументам, так как игра слов призвана не «выключить» соперника, а воздействовать на предметный уровень спора, и, надо сознаться, не без удовольствия для одной из сторон.
Примеры «Вы же в этом ни черта не смыслите, господин Мюллер» «В любом случае, я подчеркиваю, что касается нашего проекта, то поезд уже тронулся, вы же хотите на этот уходящий поезд запрыгнуть!»3
В данном примере речь идет о восприятии высказывания и его трансформации в образы: вокзал — тронувшийся поезд — вскочить на подножку уходящего поезда.
«Я не могу этого понять!» «Sorry, но я бы мог вам помочь, если бы вы меня не слышали. Если вы не понимаете, это уже, к сожалению, ваша проблема». 1 Restricted Code (англ.) лингв. — ограниченный код. — Прим. пер. 2 Elaborated Code (англ.) лингв. — расширенный код. — Прим. пер 3 Игра слов основана на том, что фраза «Вы же в этом ни черта не смыслите, господин Мюллер» в оригинале звучит; «Sie verstehen wohl nur Bahnhof, Herr Mueller?»; причем слово Bahnhof в обычном контексте означает «вокзал». — Прим. пер. Здесь похожие слова употреблены в разных значениях, причем необходимое толкование было опущено, вместо этого высказывание намеренно было воспринято дословно.
«Госпожа Майер, вы хоть однажды мыли свою машину!» «Естественно, чью же машину мне еще мыть,.. а больше одного раза — нет смысла».
Этот пример содержит замену слов и дословное восприятие. «Я буду становиться только старше!» «Правильно, это же естественный процесс, но в любом случае вы выглядите по-старому, а не старше!»
Здесь было добавлено слово, изменившее смысл.
Данный прием работает и в рекламе: общеизвестная пословица «Кто умней, должен уступить» была перефразирована для рекламы зубных щеток марки Dr. Best-Zahnburste в эффективную в рекламном отношении и легко запоминающуюся фразу «Более умная зубная щетка должна уступить!» Поставим все точки над i: осторожнее с каламбурами. • Всеобщий смех стимулирует установление контакта. • Всеобщий смех требует установления контакта.
Подумайте об этом.
|
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.) |