Проектирование иерархического меню


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1547


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Функциональная часть информационной системы (ИС) обычно имеет иерархическую структуру, то есть содержит комплексы задач, подкомплексы и, наконец, отдельные задачи. Выбор требуемой задачи в этом случае удобно осуществлять с помощью иерархического меню.

Например, на верхнем уровне иерархии могут находиться такие комплексы задач, как:

· поддержка (формирование, ведение базы данных);

· обработка (планирование, учет, анализ и т.д.);

· справки (отчеты, ответы на запросы).

В скобках указаны подкомплексы задач. Пользователю предоставляется возможность последовательно конкретизировать выбор интересующего подкомплекса задач и, наконец, отдельной задачи, которую он собирается решать.

Порядок проектирования меню следующий:

· проектирование содержания меню;

· проектирование формы меню;

· программное обеспечение меню.

Проектирование содержания меню требует изучения предметной области обоснования состава задач, образующих функциональную часть системы, и их иерархической взаимосвязи. Для этого необходимо выяснить должностные обязанности пользователя системы, которые зависят от назначения подразделения, в котором он работает. А место и роль подразделения, в свою очередь, зависит от характеристик предприятия в целом.

Выбор пункта меню может завершаться:

· появлением на экране меню следующего уровня;

· выполнением команды (например, возврат в системное меню);

· выполнением процедуры (например, процедуры ввода или вывода информации, функциональной обработки);

· появлением «заглушки» – сообщения о том, что данный пункт еще не реализован или же другого комментария.

Пример таблицы, отражающий выбор пункта меню для АРМ кладовщика склада материалов представлен ниже (см. таблицу 1).

В главном меню следует предусмотреть пункт «Выход», который позволяет вернуться к системному меню, что удобно при отладке системы.

 


 

Таблица 1.

Содержательное проектирование иерархического меню

Пункт главного меню Пункт подменю Экранная форма для ввода информации Выходная форма (отчет)
Помощь Приход Расход Отпуск на сторону Внутреннее перемещение Отпуск по лимитно-заборной карте Справки Наличие материала на складе   Движение материалов за период Выход – Приходный ордер Подменю Товарно-транспортная накладная Требование Лимитно-заборная карта Подменю Наличие материала на складе   Движение материалов за период – Текст инструкции Приходный ордер – Заглушка Требование Лимитно-заборная карта – Отчет о наличии материала на складе Отчет о движении материалов Системное меню

 


Иерархическое меню обычно содержит главное меню в виде горизонтально расположенной линейки. Выбор пункта этого меню приводит к появлению всплывающего меню. Выбор пункта всплывающего меню может вызвать появление каскадного меню. Все меню, начиная с третьего уровня, называются каскадными. Свое название они получили потому, что располагаются на экране уступами, частично перекрывая друг друга.

Существует ряд правил, которыми следует руководствоваться при проектировании меню. Эти правила соответствуют международным стандартам по проектированию пользовательского интерфейса. Один из этих стандартов – CUA (Common User Access).

Назовем следующие рекомендации:

1. Количество уровней в меню должно быть не более 2‑3.

2. Пользователь должен знать, в какой точке иерархического меню он находится, то есть следы предшествующих уровней должны оставаться.

3. Пункты меню не нумеруются.

4. Название пунктов горизонтального меню должно быть коротким.

5. Заглавной должна быть только первая буква названия пункта.

6. Пункт меню может быть выбран по первой (выделенной) букве его названия. Если первая буква названия пункта меню не является уникальной, то можно назначить любую выделенную букву.

7. Для выбора пункта всплывающего меню может быть предназначена «горячая клавиша» (hot key), поскольку путь к нему через главное меню может быть долгим.

8. Пункты, к которым часто обращаются, должны быть расположены в начале меню. Если присутствует пункт «Помощь», то он располагается в начале главного меню, а пункт «Выход» – в конце.

9. Логически взаимосвязанные пункты всплывающего меню объединяются в группы сплошной горизонтальной линией и могут получить свои подзаголовки.

10. При оформлении меню может быть выбрана своя световая схема (color scheme). Вертикальное (всплывающее) меню может быть выделено тенью.

 
 

Результат проектирования иерархического меню следует представить в графическом виде в форме дерева (рисунок 1):

1 – имя меню;

1.1; 1.2; …; 1.n – пункты меню 1-го уровня;

1.2.1; …; 1.n.i – пункты меню 2-го уровня.

Рис. 1. Представление иерархического меню

в графическом виде


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.046 сек.)