Закономерности и специфика философии Древнего мира


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1074


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Рубежом в истории человечества, на котором в трех центрах Древнего мира (Китай, Индия, Греция) фактически одновременно возникло философское знание, стала середина первого тысячелетия (VI – V вв. до н.э.). Сложилась философия в процессе кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. Она предложила человеку новую жизненную позицию, опирающуюся не столько на привычку или традицию, сколько на собственный разум и знание, почерпнутые в процессе познания и интеллектуального поиска. Однако общность исторически-временного генезиса философии не исключает специфики формирования систематизированного философского знания в Древней Индии и Древнем Китае, в многочисленных полисах античной Греции.

Возникновение философии на Востоке и Западе при всей её самобытности и специфичности имело ряд общих закономерностей.

Во-первых, философия зародилась в лоне мифологии как начальной формы общественного сознания.

Во-вторых, философия на Западе и на Востоке зародилась как форма общественного сознания в период возникновения классового общества и государства.

В-третьих, философия и Запада, и Востока была обращена к общечеловеческим ценностям, ибо она рассматривала такие процессы, которые волнуют человека всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать».

В-четвертых, закономерностью развития философии Запада и Востока выступало осмысление космологических проблем и личностного бытия человека.

В-пятых, общей закономерностью развития философии Запада и Востока является методологическая значимость, поскольку и той, и другой было свойственно стремление к научному поиску истинного знания.

Впрочем, для философской проблематики Запада и Востока были характерны и существенные различия.

Во-первых, в отличие от философии Запада философия Востока больше концентрировала свое внимание на проблеме человека, которую рассматривала прежде всего с точки зрения практики.

Во-вторых, восточная философия развивалась в тесном взаимодействии с религией: здесь одно и то же философское течение зачастую предстает и как собственно философское, и как религиозное, например, брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство и др. Античная философия была более привержена научной методологии и отмежевывалась от религии.

В-третьих, античная и восточная философии имели cвою специфику в разработке категориального аппарата: на Востоке философия органически воспринимала многие категории, предлагавшиеся мифологией. Что же касается античной мысли, то она в большей мере оперировала традиционно философскими категориями (движение, противоположность, единство, материя, сознание, субстанция, пространство, время и др.)

В-четвертых, существенными были различия в решении проблем познания. В античной философии познание рассматривалось как эмпирическое или чувственное, а также как рациональное, логическое начало. В восточной философии логикой занималась лишь индийская школа: она подчеркивала важность умозрения и рассуждения для решения философских проблем.

В-пятых, зарождавшаяся социальная философия Древнего мира обращалась так или иначе к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, власти и имущественного деления общества, интересов и потребностей. В восточной философии чаще рассматривались проблемы вселенского человека, общечеловеческих ценностей.

Философия Древней Индии существует примерно с VI в. до н.э. В древнейших священных книгах Индии – Ведах (в переводе с санскрита – знание) наряду с религиозными идеями были представлены и философские суждения о едином мировом порядке. До наших дней дошло четыре Веды, содержащие священные гимны, описания ритуалов и другие знания – Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Религиозно-философские воззрения содержались прежде всего в Упанишадах (сборник комментариев к Ведам), которые во многом определили все последующее развитие индийской философской мысли: о взаимоотношении мироздания и человека, высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), бессмертии души и её перерождениях согласно закону воздаяния (карма).

В начале I тыс. в Древней Индии появился брахманизм, который освящал социальное неравенство, а страдания и бедствия людей объявлял несущественными, поскольку мир явлений для брахманизма был лишь иллюзией. Единственно реальным объявлялось существование мирового духа. Еще одним движением, критиковавшим ведические ценности, был с VI в. до н.э. джайнизм.

После V в. до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространилось религиозно-философское учение – буддизм. В философии буддизма выделяют следующие главные идеи.

Во-первых, четыре благородные истины: а) жизнь – это страдание; б) причина страданий – земные желания и стремления к удовольствиям; в) избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего пусты и суетны; г) существует «срединный», «восьмеричный» путь освобождения от страданий, указанный Буддой.

Во-вторых, теория причинности: нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, так как все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.

В-третьих, непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного, все изменяется. Это означает, что ничто в мире не может служить гарантией благополучия и избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.

В-четвертых, «срединный путь».Два «крайних» пути – жизнь в бедности и жизнь в богатстве – не освобождают от страданий. «Срединный» путь – самосовершенствование человека на пути к нирване.

В-пятых, «восьмеричный путь». Это «срединный» путь постепенной трансформации сознания и способностей человека. Он предполагает формирование правильных взглядов, стремлений, речи, поведения, образа жизни, помыслов, созерцания и избавление от желаний.

Важнейшей особенностью индийской философии является её интеллектуальная толерантность, терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают ведические учения, а дополняют их, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Еще со времен раннего Средневековья в Индии сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии, так называемые даршаны, на две большие, но взаимосвязанные группы: ортодоксальные, то есть признающие авторитет ведических источников (веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика), и неортодоксальные, не признающие авторитет ведических источников (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм).

Возникновение древнекитайской философии относят к I-му тыс. до н.э. Философские знания зарождались также в недрах мифологических представлений и на начальном этапе активно опирались на них. Несмотря на то, что человек в Древнем Китае отождествлялся с природой и космосом, его проблемы занимали центральное место в китайской философии.

В период V – III вв. до н.э. происходит дальнейшее развитие китайской философии. Начинается стадия возникновения «ста философских школ», среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм – школа законников (Шан Ян).

Центральной идеей даосизма была теория дао. Лао-цзы считал, что в мире существует единый и общий для всех вещей путь (дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека – следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел – покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубление, достижение духовного очищения, овладение своей телесностью. По теории даосизма, человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма – теория недеяния.

Другой важной темой древнекитайской философской мысли была идея нравственного совершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов, изложенная в конфуцианстве. Основоположником данной философской концепции был Конфуций. Главные принципы конфуцианства сводятся к следующему:

– принцип «жэнь» требует гуманности и человеколюбия. «Чего не желаешь себе, того не делай другим»;

– принцип «ли» связан с почтительностью и ритуалом. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим»;

– принцип «чжэн-мин» ориентирует на исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии со своим званием и должностью. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын»;

– принцип «цзюнь-цзы» отражал образ «благородного мужа». Все люди способны быть высоконравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором;

– принцип «вэнь» раскрывал значимость образованности, просвещенности, духовности в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим;

– принцип «ди» требовал повиновения старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других»;

– принцип «чжун» выражал преданность государю, нравственный авторитет правительства. В соответствии с ним правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило ядро учения конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировали этико-политические императивы. Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов. На фоне этих рассуждений на второй план отступали общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы.

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э. – III в. н.э.). В истории античной греческой философии выделяют следующие этапы: доклассический или натурфилософский (VII – V вв. до н.э.); классический (V – IV вв. до н.э.); эллинистический (III – I вв. до н.э.).

Доклассический период в развитии античной греческой философии называют также досократическим (или досократовским). В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милет, Эфес и др. Его особенностью была неразделенность собственно философских и естественно-научных знаний. Первые греческие философы-досократики: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Демокрит были также естествоиспытателями, механиками, математиками и пр.

Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначалах мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Анаксимандр – «апейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит – атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор – число как символ гармонии мира. Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выделению понятий о всеобщем. Символы всеобщего одушевлялись и даже обожествлялись. Такая точка зрения сегодня обозначается гилозоизмом – учением о всеобщей одушевленности материи. Крупнейшими достижениями доклассической философии стали так называемый стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демикрита.

Расцвет античной греческой философии приходится на V – IV вв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического, социального и гносеологического характера.

Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии софистов (греч. sophist – мудрец, искусник, знаток). Софистами стали называть просветителей V – IV вв. до н.э., за деньги обучавших мудрости и красноречию. Это были первые философы-профессионалы. Наиболее известными из них были Протагор, Горгий и Гиппий. Особенностью философии софистов стало критическое отношение к окружающей действительности, отрицание значимости опыта прошлых поколений и культур, стремление отбросить старые нормы, традиции и привычки. В рассуждениях софистов доминировал субъективизм, значительное внимание отводилось логике в практике и процессе познания.

Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учили не столько знаниям, сколько умению рассуждать, доказывать свое мнение.

Человек находился и в центре всех философских рассуждений Сократа. Сократ (469–399 гг. до н.э.) не оставил письменных сочинений, свое учение он излагал в беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. Основные положения философии Сократа дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона. Сократ впервые сделал предметом анализа понятие, а не саму действительность. Поэтому его часто называют «первым философом», «отцом философии».

При обосновании своих взглядов Сократ пользовался методом искусной постановки вопросов, логически связанных между собой. Этот метод в дальнейшем получил название сократического. Сам Сократ называл свой метод «майевтикой», т.е. «повивальным» искусством, которое ведет к установлению истины. Проблемы познания и особенно самопознания занимали видное место в рассуждениях философа. Изречение «Познай самого себя», начертанное на колонне Дельфийского храма, стало его основным тезисом жизни.

В учении Сократа гносеологические вопросы были тесно связаны с проблемами этики. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание», – передавал слова Сократа Платон. Основными добродетелями Сократ считал бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость. В конце жизни он был приговорен к смерти по фальшивому обвинению за «введение новых божеств и развращение юношества». Философ мог оправдаться, но не стал этого делать и выпил яд.

Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из его учеников – Платона (427–347 гг. до н.э.). Его настоящее имя было Аристокл. Платоном («широкоплечим») его прозвал Сократ. После знакомства с Сократом Платон оставил свои увлечения (спорт, музыку, стихи) и всю дальнейшую жизнь посвятил философии. После смерти учителя Платон много странствовал, а в возрасте 40 лет, вернувшись в Афины, основал собственную школу, названную Академией.

Большинство сочинений Платона, написанных в основном в жанре диалогов и писем, сохранилось. Наиболее известными из них являются «Диалоги», «Софист», «Парменид», «Теэтэт», «Государство». Методом философствования Платона был сократовский метод беседы с наводящими вопросами и анализа понятий. Сократ к тому же являлся главным действующим лицом диалогов Платона. Автором философского учения о триаде – все существующее состоит из трех субстанций: «единого», «ума», «души», опять-таки является Платон.

Философия Платона состоит из трех частей:

– диалектики как учения о бытии;

– физики как учения о природе;

– этики как учения о нравственности. Но важным в философии Платона является то, что он впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу объективно-идеалистической линии в философии.

Предшественники Платона – Гераклит, Зенон, Протагор и др. – доказывали относительность и изменчивость всего существующего. Относительны и ценности человеческого бытия, в частности, нормы морали. Если и есть какие-то «вечные» истины и добродетели, то они не могут быть познаны вследствие слабости и противоречивости ума. В связи с этим общечеловеческие ценности: добро, справедливость, красота – не могут быть абсолютными или они непознаваемы для разума.

Платон, напротив, утверждал, что есть вечные ценности бытия, нормы и принципы морали, постигаемые умом. Доказывая это, он полагал, что мир, в котором живут люди, есть мир «становления», который не вечен, в нем все изменяется. Но есть и другой мир, мир неизменного бытия или «мир идей». Этот мир вечный, несотворимый; по-настоящему реален не материальный мир, мир чувственных вещей, а мир сознания, мир идей. По Платону, идеи, «эйдосы» (греч. idea – вид, образец, мысль) – прообразы всех вещей, существующие вне и независимо от человека и от самих этих вещей. Они первичны. Материальные предметы вторичны, так как являются лишь подобием своих идеальных образов. Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства. Материальные предметы постоянно изменяются; вечно, неизменно существуют лишь идеи вещей.

Познавать мир идей возможно, но не через ощущения, которые не дают достоверного знания, а через понятия, через систему понятий, проверенных логикой. Умопостигаемый «мир идей», по Платону, определяет изменчивый и относительный «мир становления». В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в реальном мире они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека». «Красоту саму по себе», «справедливость саму по себе» человек познает умом с помощью диалектики, индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий (по законам логики). Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали или государственного устройства не через интуицию, а посредством ума. В рамках своей идеалистической философии Платон разработал учения о добродетелях и идеальном государстве.

Наивысшего расцвета античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Главные положения философии Аристотеля обычно сводят к следующим пунктам:

а) философию делил на теоретическую (умозрительную), цель которой – знание ради знания, практическую, цель которой знание ради деятельности, и пойетическую (творческую), цель которой – знание ради творчества. По Аристотелю, «первая философия» (позже названная метафизикой, букв. «то, что после физики») – наука об умодостигаемом. Предмет «первой» философии – общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира;

б) учение о категориях. Основные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять таких понятий, называя их категориями. Основная из них – «сущность», отождествляемая с бытием, с сущим. Остальные девять: «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «состояние», «действие», «страдание», «обладание» – соотносятся с бытием через категорию «сущность», отражая свойства бытия. Категории – это родовые понятия, к которым сводятся остальные понятия;

в) наука о законах мышления – логика. Формальная логика Аристотеля – силлогистика – тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия;

г) учение о материи и форме, где материя – пассивная возможность, потенция становления объектов, а форма – активное начало, сущность бытия, действительность, то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование объекта в актуальное сущее;

д) учение о душе. По Аристотелю, душа есть у человека, растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа. Человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл деятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку.

В отличие от объективного идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристотель находил в самих вещах, хотя и считал, что форма – идеальное начало вещей, главенствующая над их материальным содержанием. Материальное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего».

После классической эпохи в развитии античной философии наступил период спада, получивший название эллинистического (от Эллады – наименования Греции на родном, греческом языке). Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Данная проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений ранне-эллинистического периода (III – I вв. до н.э.) – киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Таким образом, становление и развитие философии античного мира имело ряд существенных отличий от философии Древней Индии и Древнего Китая.

Во-первых, спецификой древнегреческой философии, особенно в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека.

Во-вторых, все объяснения первооснов бытия были наивными и противоречивыми, основывались на наблюдениях или умозрительных рассуждениях. Но им было присуще и нечто общее, единое: все они стремились объяснить мир, космос из него самого.

В-третьих, переход в античной мысли от изучения природы к познанию человека и его сознания завершают софисты и Сократ.

В-четвертых, перенос акцента в философских размышлениях с природы на человека означал коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики.

В-пятых, Платон и Аристотель осуществили систематизацию всей предшествующей мысли и своих идей, выделив четыре главных составляющих философского знания: онтологию, космологию, гносеологию и этику.

В-шестых, особенностью древнегреческого эллинизма и древнеримской философии было новое изменение мировоззренческой ориентации. Интерес философии сосредоточился на жизни отдельного человека.

Античная философия как исторический тип сформулировала основную проблематику исследования, которая сохранилась до настоящего времени. Возникла дифференциация философского знания, которая была представлена авторскими учениями, школами и направлениями.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.074 сек.)