Современная зарубежная философия


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2208


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Современную зарубежную философию отличает большое разнообразие направлений и школ. Причем если в предшествующие этапы философия обладала определенным цельным обликом и явными общими чертами, то к концу XIX – началу XX в. философское знание предстает все в более разрозненных формах и зачастую в противоречивых идеях и концепциях. Если ранее различие философских систем преодолевалось общностью целей и задач философии, то сейчас эта общность теряется и происходит выделение отдельных философских и псевдофилософских проблем, в ходе разработки которых формируются самостоятельные направления. Если раньше философией занимались гении-одиночки, то современный этап западной философии формируется творческими усилиями философских сообществ (например, марбургская и баденская школы философии, венский философский кружок и др.).

Мир в видении ряда современных философов становится полицентричным, а решение философских проблем – поливариантным. При этом не остается незыблемых ориентиров, абсолютных точек отсчета, непререкаемых авторитетов. Строгая единообразная методология классических философских школ в современной философии уступает место методологическому разнообразию, а в крайних проявлениях – методологическому анархизму. Философия перестала быть обособленной сферой, где формировались завершенные теории, претендующие на всеобъемлющее объяснение мировых реалий. Философы стали служащими государственного аппарата, партийными и общественными деятелями, сотрудниками научно-исследовательских учреждений, средств массовой информации, писателями, представителями творческой интеллигенции. Философия все более обретает новые черты и особенности. В ее рамках пересматриваются основы самой рациональности, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма (лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), считающего, что один разум, без воли, интуиции, внерационального компонента, мистических озарений, не в состоянии охватить все разнообразие мира и человека в нем.

Центральной становится антропологическая проблема, при этом человек рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, тонко чувствующее, находящееся на стыке целого ряда проблем.

Вместо поиска всеобщих принципов, предельных сущностей и универсалий происходит формирование идей самоценности уникального, единичного, индивидуального, своеобразного.

В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте – переходе от философии сознания к философии языка. От монологического назидательного стиля мышления, характерного для философской традиции, неклассическая философия переходит к диалогической, «субъект-субъектной» стилистике.

Вместе с тем современная зарубежная философия возникла не на пустом месте, и ее характеризуют не только неклассические новации. В ее рамках развиваются традиционные направления, которые в определенной мере продолжают философские традиции предшествующих этапов философского мышления. Западная философская традиционалистика представлена такими течениями, как неокантианство, неогегельянство, а также некоторыми философско-религиозными моделями мышления. К последним можно отнести неотомизм, философию православия, протестантистские религиозно-философские идеи, философию ислама, восточные философские учения, развивающиеся в рамках буддизма, даосизма, конфуцианства, джайнизма и др.

В рамках современной западной философии на пороге ХIХ – ХХ вв. формулируются новые проблемы, требующие философского осмысления. Если традиционная философия рассматривала проблемы бытия, развития, сознания, познания и иную, «чисто философскую» проблематику, то в рамках антитрадиционных направлений происходит постановка новых ориентиров в исследованиях. Так, одна из проблем философии связывается с определением культуры как ключевой категории и путей ее исторического развития. При этом формируется концепция культурно-цивилизационного историзма в философии.Причем до конца XIX в. мыслителей удовлетворяла трактовка понятия культуры как «второй природы» – совокупности научно-технических и гуманитарных достижений, созданных людьми и позволяющих личности достойно жить в обществе, воспроизводить ценности культуры и максимально пользоваться благами.

Определение центральной, ключевой проблемы характерно для всякого философского направления. При этом в одном из значимых направлений современной западной философии такая проблема связана с центральной категорией – «жизнью». Само же течение так и называется «философия жизни».Важную роль в формировании данного течения сыграла так называемая академическая философия жизни В. Дильтея (1833–1911) и Г. Зиммеля (1858–1918). Эти авторы изначально определили жизнь как фактор воли, чувств и переживаний. Дильтей рассматривал жизнь как сложнейшее образование, которое основано на психологическом, волевом начале. Посредством вводимой категории жизни он связывал личность и окружающую ее действительность.

Зиммель также представлял жизнь в виде интегральной категории, связывающей одушевленного человека с неодушевленным космосом. К основным параметрами жизни он относит переживание и жизненный опыт. При этом, по взглядам Дильтея и Зиммеля, сама жизнь, ее функционирование, жизненный опыт не сводятся к разуму, они имеют иррациональную природу. Жизнь, по образной характеристике авторов, представляет собой неосязаемый поток «излучений», которым пронизан обитаемый мир. При изучении жизненных феноменов данные «академические» философы большое внимание уделяют психологическому фактору, рассматриваемому ими в качестве основы душевной жизни человека, ее мотивов, целей и приоритетов. В вопросах гносеологии сторонники философии жизни скептически относятся к самой возможности получения достоверного знания о человеке и мире. Это связано с их представлениями о жизни как о сложнейшей, иррациональной категории. Жизнь, как основа мира, согласно их концепции, может быть постигнута лишь частично, в отдельных параметрах, на конкретно-индивидуальном уровне.

Иррационалистическую позицию «философии жизни» продолжает фрейдизм («философия психоанализа»). Его основоположник – австрийский врач З. Фрейд (1856–1939). Исследуя характер неврозов, он выявил их причины, открыл ту область человеческой психики, которая ранее не изучалась, но имела большое значение для жизнедеятельности человека, – это бессознательное. По взглядам Фрейда, психика человека состоит из трех взаимосвязанных уровней:бессознательного, предсознательного и сознательного. При этом бессознательное он считал центральным компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное – надстройкой над бессознательным.

Модель личности, по З. Фрейду, включает комбинацию трех компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» относится к сфере бессознательного и представляет собой совокупность глубинных инстинктов, сравниваемых автором с «кипящим котлом». Основными инстинктами Фрейд считал половое влечение и инстинкт самосохранения. Абсолютизируя их значение, философ писал о формировании непреодолимых бессознательных побуждений, стремящихся реализоваться, вырваться «наружу». «Я», по мнению Фрейда, – это сфера сознательного, которая рассматривается как посредник между «Оно» и внешним миром. Задачей «Я», по Фрейду, является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы вразрез с социальными требованиями к личности. «Сверх-Я» – это внутренняя совесть личности, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу конфликта между ними. «Сверх-Я» является высшим уровнем личности, отвечающим за внутреннее усвоение ею социально значимых норм, запретов, рекомендаций и предписаний. Не найдя из-за внутренней «цензуры» прямого выхода, «Оно» «прорывается» наружу в виде в неврозов, снов, бессознательно возникающих идей, образов, а также таких неконтролируемых действий человека, как, например, оговорки и описки. Учение Фрейда, не являясь строго философским, имело значительный мировоззренческий и методологический потенциал, связанный со специфическим осмыслением человека, исходя из индивидуально-бессознательных начал человеческой психики.

Современная западная философия в своем отношении к науке предстает в двух основных направлениях – сциентизме и антисциентизме (лат. scientia – наука). Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на жизнь человека и общества. Антисциентизм выдвигает требования об ограничении всесторонней экспансии науки, уравнивании ее с другими формами общественного сознания – религией, искусством, философией. Идеологи антисциентизма призывают взять под контроль научные открытия и даже запретить целые направления научных исследований, например в области ядерного синтеза, генной инженерии, медико-биологических опытов клонирования и др. В своих крайних формах антисциентизм предлагает вообще отказаться от дальнейшего развития науки и техники. В этой связи известны концепции «нулевого роста», «всеобщего научного моратория» и др.

Под сциентизмом понимается философско-мировоззренческая ориентация, связанная с верой в науку, с обоснованием способности науки решать сложные проблемы современной жизни. Сциентизм составляют многочисленные теории и концепции так называемого научного и технологического детерминизма. Среди них – теории «революции ученых», «индустриального» и «постиндустриального общества», «микроэлектронной революции», «технотронного общества», «информационного общества», «всемирной компьютеризации» и др.

Сциентистские направления современной западной философии зачастую характеризуются отказом от исследования традиционных для философской классики мировоззренческих проблем бытия, развития, сознания, познания и др. При этом происходит переход к производным философским проблемам: анализу содержания языка, исследованию «позитивных» (эмпирически выявляемых) начал окружающего мира, нахождению способов проверки достоверности полученного знания по образцам естественных и математических наук.

Такая направленность научно-философских исследований характерна для ряда течений, среди которых значительная роль принадлежит позитивизму. Данное направление современной философии формирует новую методологию научно-философского познания. При этом в содержательном плане происходит возврат к философским концепциям прошлого. Позитивизм (лат. positives – положительный) в своем развитии прошел четыре стадии.

На основе идей аналитической философии зародился постпозитивизм, теоретические основы которого сформулированы в работах английского философа, логика и социолога К. Поппера. Принцип фальсификации (лат. falsus – ложный и facio – делаю), выдвинутый им, явился главным принципом постпозитивистской концепции «критического рационализма». Этот принцип был введен Поппером в противоположность принципу верификации. Исходным тезисом постпозитивизма о фальсификации является утверждение, что научная теория не может согласовываться со всеми фактами, отдельные противоречащие ей факты при этом должны из нее исключаться. Чем больше фактов опровергает, т.е. фальсифицирует, теория, тем более она научна.

Важным для понимания современной западной философии направлением выступает философский прагматизм (греч. pragma – дело, действие). В обыденном сознании понятие «прагматизм» связано с обозначением практического характера той или иной деятельности, направленной на достижение максимально полезного результата. Поэтому нередко прагматизм воспринимается как одна из форм житейской мудрости. В научно-философском смысле употребление данного термина, казалось бы, бросает вызов сугубо философскому, созерцательному по сути подходу к миру и создает мнение о невозможности решения теоретических научно-философских задач в сугубо практическом ключе. Современная западная философия, однако, опровергает подобное мнение. В качестве «опровергающих свидетельств» можно привести, например, шотландскую «философию здравого смысла» (конец XVIII – начало XIX в.) и возникшее несколько позднее движение утилитаризма, а также некоторые другие сходные философские концепции.

Гуманистическое направление современной западной философии представленоэкзистенциализмом («философией существования»). Это философское течение возникло в начале XX в. в Германии, затем распространилось во Франции и других европейских странах. С 1960-х гг. оно стало известно в США. Идейными истоками экзистенциализма явилось религиозно-мистическое учение о человеке С. Кьеркегора, который впервые употребил этот термин, а также философско-антропологические идеи Ф. Ницше, В. Дильтея, феноменология Э. Гуссерля и философские взгляды Ф.М. Достоевского.

Экзистенция (лат. existentia – существование) – центральная категория учения. Она отражает способ бытия такого сущего, которым является человек. Экзистенциальный способ бытия человека состоит в самоопределении того, кем он решил быть. Экзистенция – это самоконструирование как возможность соотнесения себя, своего внутреннего «я» с определенной внешней проблематичностью, за пределы которой должен выйти человек, чтобы достичь подлинной свободы. Экзистенция – не сущность человека и не его свойства, данные от природы. Она – результат собственных усилий человека, как внутренне напряженный способ жизни, как превращение внутренне возможного во внешне действительное.

В зависимости от того, куда направлены экзистенциальные усилия человека: к Богу, природе, обществу, самому себе или в «ничто» – сложился ряд экзистенциальных учений. В этом смысле выделяют религиозный, натуралистический, социальный, антропологический, персоналистический и другие разновидности экзистенциализма. Известными представителями экзистенциальной философии являются немецкие ученые М. Хайдеггер (1889–1976) и К. Ясперс (1883–1969); французы Г. Марсель (1889–1973), Ж.-П. Сартр (1905–1980) и А. Камю (1913–1960). Русские философы Л. Шестов (1866–1938) и Н. Бердяев (1874–1948), находясь в эмиграции, также активно занимались экзистенциальной проблематикой, разрабатываемой ими на основе философии личности и свободы, трактуемой в рамках христианского мировоззрения, феномена веры. Истинную свободу человек, как они считали, приобретает, если он движется к Богу. При этом Бог должен восприниматься не где-то вне человека, а быть в душе у каждого.

Тестирование /1 модуль/

1. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
а) философия является частью науки;
б) наука является частью философии;
в) философия и наука частично включаются друг в друга;
г) философия и наука исключают друг друга;
д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.


2. Философии присущи функции:
а) мировоззренческая и познавательная; в) аксиологическая и ориентационная;
б) методологическая и прогностическая; г) все эти функции вместе взятые.

3. Философия объясняет мир с помощью:
а) мифологических образов; г) рациональной аргументации;
б) откровения; д) математики.
в) интуитивного прозрения;

4. Основные разделы философии (укажите все возможные варианты):
а) онтология; д) социология;
б) фразеология; е) антропология;
в) политология; ж) гносеология.
г) аксиология;


5. Термин «философия» означает:
а) рассуждение; г) любовь к мудрости;
б) компетентное мнение; д) логика
в) профессиональную деятельность;

6. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:
а) мировосприятие; г) мироощущение;
б) мирочувствование; д) мировидение.
в) мировоззрение;

7. Центральной проблемой онтологии является:
а) смысл жизни человека; г) изучение законов мышления;
б) познаваем ли окружающий нас мир; д) смерть и бессмертие человека.
в) соотношение материи и сознания;

8. Аксиология — это учение о:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

г) о духовной культуре общества и человека;
б) о красоте;

д) учение о сущности человеческой истории.
в) о добре и зле;


9. К вечным философским вопросам относятся (укажите все варианты):
а) каковы точные размеры вселенной?

г) в чем смысл жизни?
б) в чем сущность человека?

д) какова родословная славян?
в) из каких элементов состоит живая клетка?

10. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:
а) философия – это разумное миропонимание;
б) философия – это богом данное мировоззрение;
в) философия – это истинное мироощущение;
г) философия – это специфическое мировосприятие.

11. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:
а) 3 философия; б) 1 мифология; в) 4 наука; г) 2 религия.


12. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно; г) попытаюсь узнать;
б) знания увеличивают скорбь; д) другие не знают и этого.
в) знать что-то вовсе и не нужно;


13. По Аристотелю, человек- это:
а) двуногое без перьев; г) смеющееся существо;
б) нравственное существо; д) политическое животное.
в) душа в темнице тела;

14. Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.

15. Один из основных императивов античной философии:
а) «Познай самого себя»; г) «Не лги»;
б) «Узнай как можно больше»; д) «Надейся и жди».
в) «Следуй установленным правилам»;


16. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения; г) грехопадения;

б) предопределения; д) спасения.

в) откровения;

 

17. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»; г) «знание — сила»;

б) «во всем должно сомневаться»; д) «познай самого себя».

в) «любовь движет солнца и светила»;

 

 

18. Кант обосновывает нравственный за­кон, согласно которому человек является «целью в себе», по­скольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением име­ет характер прямой необходимости;

б) человек — это существо, способное к абсолютно сво­бодной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

д) человек создан по образу и подобию божьему.

 

19. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.

 

20. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:

а) внешняя причина;

б) множество конечных вещей;

в) мышление и протяжение;

г) воздействие и связь;

д) энергия и материя.

 

21. Исходный принцип философствования Декарта:

а) сомнение; г) озарение;

б) диалектика; д) логика.

в) интуиция;

 

22. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм; г) диалектический материализм;

б) наивный материализм; д) антропологический материализм.

в) механистический материализм;

 

23. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:

а) космос – это беско­нечность, как вечное несотворенное бытие (бог);

б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;

в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);

г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;

д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

 

24. Первооснова всего сущего есть, по Гегелю:

а) материя;

б) сознание;

в) абсолютная идея (мировой дух);

г) бог;

д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

 

25. По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

д) непреложное нравственное требование, моральный закон, сформули­рованный Кантом.

 

26. С помощью закона единства и борьбы противоположностей Гегель обосновывает:

а) идею саморазвития; г) существование бога;

б) невозможность познания истины; д) отсутствие бога.

в) связь чувственного и рационального познания;

 

27. По Канту, предмет и явление в мире, данные в вос­приятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе; г) иллюзия;

б) феномен; д) интуитивное схватывание.

в) ноумен;

 

28. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

г) все, что разумно — действительно.

 

29. «Новая этика и религия человека», к которой при­зывал Фейербах, это религия и этика:

а) права; г) любви;

б) государства; д) бога.

в) абсолюта;

 

30. Фейербах главным объектом познания считал:

а) природу; г) познание;

б) бога; д) общество.

в) человека;

 

31. По Марксу, в основе развития общества лежит раз­витие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы;

д) взаимодействия бога и человека.

 

32. Известное утверждение прагматизма:

а) истина — то, что доказано;

б) истина — то, что полезно;

в) истина — то, что привычно;

г) истина — то, что непостижимо;

д) истина – это откровение.

 

33.Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

а) воля к жизни; г) воля к богу;

б) воля к власти; д) воля к человечности.

в) воля к богатству;

 

34. Идеальный человек будущего по Ницше это:

а) человек-коллективист; г) человек-машина;

б) человек-масса; д) сверхчеловек.

в) маргинальный человек;

 

35. Архетип, согласно К. Юнгу, — это

а) начальные моменты всякого научного познания;

б) образ лидера, вождя;

в) исходные составляющие человеческой психики;

г) коллективные формы и образы, исходящие из мифологического сознания и образа жизни;

д) парадигма познания.

 

36. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением; г) рассудком;

б) бессознательным; д) опытом.

в) разумом;

 

37. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

б) уменьшении чувства вины человека;

в) снижении тревожности индивида;

г) сублимации первичных комплексов;

д) стремлении к труду.

 

38. Жизнь есть абсурд, согласно:

а) Ницше; г) Фрейду;

б) Дильтею; д) Сартру.

в) Камю;

 

39. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:

а) любовь; г) совесть;

б) свобода; д) разум.

в) вера;

40. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в:

а) прагматизме;

б) персонализме;

в) феноменологии;

г) структурализме;

д) экзистенциализме.

 

41. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, на­правленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:

а) мышление; г) научный факт;

б) переживание; д) движение материи.

в) экзистенция;

 

42. Установите принадлежность философа той или иной философской школе (направлению):

а) 2 Сартр, Камю, Хайдеггер;

б) 1 Ницше, Шопенгауэер;

в) 5 Виндельбанд, Риккерт;

г) 3 Фрейд, Юнг;

д) 4 Миль, Спенсер

1) б «философия жизни»;

2) а экзистенциализм;

3) г психоанализ;

4) д позитивизм;

5) в неокантианство

 

43. Русский философ, основавший философскую школу «всеединства»:

а) Бердяев; г) Сковорода;

б) Соловьев; д) Франк.

в) Ильин;

 

44. Центральной категорией в философии Н. Бердяева является:

а) разум; г) эмпирический опыт;

б) бессознательное; д) мир идей.

в) свобода;

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.037 сек.)