Лекция 4. Философия развития


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2330


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

В современной философии бытие осмысливается не только по его сущности, содержанию, структуре, атрибутивным свойствам, видам и способам существования. Оно исследуется и с точки зрения выявления тех связей, которые характерны для бытия в целом, для конкретных его видов и форм. Иными словами, учение о всеобщих связях и развитии бытия – важнейший элемент теории всеобщего. Следует отметить, что философия бытия (онтология) как теория всеобщего включает в себя: а) определение бытия и объяснение его общей структуры; б) изучение соотношения материи и сознания, материального и духовного (идеального) в бытии; в) анализ детерминизма в бытии, связей бытия и особенно – связей развития.

В различных философских системах и школах учение о связях и развитии бытия называется по-разному или не имеет специального названия. Но чаще всего оно обозначается термином «диалектика». Учение о развитии исторически формировалось из признания изменчивости бытия, его видов и форм. В современной философии понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:

1. Диалектика – совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения и развития (объективная диалектика). Часть познанного в этом аспекте систематизирована в философском учении (теории), которое и называется диалектикой. Это – субъективная диалектика. Она отражает и объясняет объективную диалектику системой понятий, принципов и законов.

2. Диалектика – это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой мышления, или логикой. Логику можно считать также элементом субъективной диалектики в том смысле, что она изучает логические формы и законы мышления, которые выступают косвенным и формализованным отражением объективной диалектики.

3. Диалектика – один из всеобщих методов познания, который используется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия. Диалектический метод познания является одним из основных в методологии познавательной деятельности.

Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия. Причем внимание обращается не столько на само изменение (движение), сколько на одну из его разновидностей – развитие.

Диалектика в философии – учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества, человека и его мышления; бытия материального и бытия нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектического учения, что обусловило его историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов.

Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных аспектах. Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к объяснению изменчивости бытия. Во-вторых, сформировались относительно самостоятельные по отношению к диалектике учения, которые также представляют ее альтернативы. В-третьих, диалектика как теория и метод познания имеет противоположное по содержанию учение в гносеологии.

К первому аспекту относится существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и материалистической диалектики.

Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей «оппозицию». Внешнюю альтернативность диалектике как учению о развитии и методу познания составляет метафизика. Характеризуя метафизику как альтернативу материалистической и идеалистической диалектике, важно учитывать, что термин имеет несколько значений: а) метафизика – это синоним философии; б) метафизика означает способ рационального, абстрактно-логического обоснования или опровержения философских и иных положений. Часто данный смысл термина «метафизика» отождествляется с термином «спекулятивная философия»; в) метафизика – это противоположное диалектике учение о связях и развитии бытия, еще один всеобщий метод познания.

Противоположность диалектики и метафизики можно представить по следующим важным положениям.

Во-первых, по пониманию связей бытия. Принцип связи в диалектике выражен суждением: все предметы и явления бытия взаимообусловлены, зависимы и взаимодействуют. Сторонники метафизики считают, что предметы и явления бытия независимы или слабо связаны. В диалектике определяющими признаются внутренние связи, а в метафизике – внешние связи бытия.

Во-вторых, по объяснению развития бытия. В диалектике источником и движущими силами развития считаются внутренние противоречия и борьба противоположностей, а в метафизике – внешний толчок и внешние силы.

В-третьих, по пониманию методов познания. Диалектика отстаивает позицию, согласно которой изучение бытия в его связях и развитии должно осуществляться с использованием совокупности методов, позволяющих многогранно и всесторонне раскрыть объективную диалектику бытия. Сторонники метафизики полагают, что важнее познавать бытие в покое, в отдельных его связях, обращаясь не столько к чувственности и рациональности, сколько к постижению и иррациональности.

В третьем аспекте диалектика противоположна альтернативам как методу познания.

Таким образом, общее понимание связей и связей развития бытия многообразно и разнопланово. Диалектика представляет собой многоплановое концептуальное учение, имеющее свое устойчивое содержание.

Устойчивое содержание диалектики (как идеалистической, так и материалистической) представляет система принципов, законов и категорий. Они раскрывают процесс развития применительно к духовному (идеальному) и физическому (материальному) бытию. Но более практически важным является изучение характеристик материалистической диалектики. В ней анализируется не только развитие, но и диалектика познания, диалектика мышления, другие значимые аспекты развития духовного (идеального) бытия.

Система принципов, законов и категорий диалектики выражает целостность учения о связях и развитии бытия, указывает на его функциональность, структурность, наличие в учении подсистем, способность диалектики как системы сохранять свою целостность под воздействием негативных внешних и внутренних факторов. Система принципов, законов и категорий диалектики представляет, в свою очередь, одну из подсистем теории бытия (онтологии). Кратко рассмотрим основные элементы материалистической диалектики.

1. Принципы диалектики. Принцип в теории – основное, исходное положение какого-либо учения, конкретной науки, а также убежденность исследователя в чем-либо, норма или правило его мышления и социальной активности. Принцип в философии – основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности.

Принципы диалектики – всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики, являются их обобщением. Выделяют два основных принципа диалектики: а) принцип всеобщей связи и б) принцип развития.

Существуют и другие принципы диалектики: принцип детерминизма; принцип противоречивости; принцип количественно-качественного развития бытия; принцип преемственности; принцип необходимости и др. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, в процессе познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе конкретизации характеристики связей бытия.

Принцип связи – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все взаимосвязано».

Связь – философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, чувственных и логических образов сознания. Принцип ориентирует также на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи самому бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так как обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство.

Связи бытия объединяются в группы (классифицируются) по многим основаниям. Общая классификация связей представлена видами и характером связей.

Виды связей бытия включают: а) связи видов движения: социальные, психические, биологические, химические, физические и др.; б) связи форм бытия: пространственные, временные, структурные, функциональные, причинные и др.

Характер связей бытия представлен связями, определяющими закон (закономерность) и связями, не определяющими закон (ситуативными связями). К связям, определяющим закон, относятся: внутренние, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся и др. К не определяющим закон – внешние, несущественные, случайные, неустойчивые, разовые и др.

Связи бытия характеризуют также положение покоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Объяснение диалектических связей дает возможность определить закономерную связь, закон.

Закон в философии – внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия, конкретного его вида или формы. Если удается аргументировать какую-либо связь с позиций существенных признаков, то она с полным основанием признается законом. Понятие «закон» соотносится с другим близким понятием – «закономерность». Чаще всего они употребляются как синонимы. Но существует также подход, когда понятие «закономерность» приобретает смысл проявления нескольких законов, образующих тенденцию, какой-либо последовательно выраженный вектор изменений или развития. Закономерный характер общественной жизни, например, выражает ее подчиненность общим законам бытия и социальным законам.

Человек, познавший какие-либо законы, может управлять их действием, создавать или исключать условия их проявления. Особенно важно изучать законы общественного развития и совершенствования человека. Классификация законов также многообразна. Они бывают всеобщими, общими и специальными. Существуют законы бытия природы, общества и человека, а также законы мышления, функционирования сознания, мировоззрения, всего духовного мира человека. Известны законы структуры, законы функционирования и законы развития. Выделяются законы динамические и законы статистические. Особое место в классификации законов занимают законы диалектики, которые характеризуют динамику развития объектов бытия.

Принцип развития – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все развивается».

Развитие – философская категория, отражающая такое движение (изменение) бытия от прошлого и настоящего к будущему, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм возникновения нового. Оно приводит к изменению качества, к превращению объекта в иное состояние или иной объект.

Принцип развития характеризует поступательное и необходимое изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого через переход от менее совершенного к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики. Применительно к человеку и обществу развитие оценивается как прогрессивное и регрессивное. Важным всегда является выяснение закономерного характера развития, чтобы человек имел возможность управлять им. Например, можно участвовать в войне, полагаясь на ее и свою стихии. Но для человека важнее и полезнее знать законы войны, чтобы использовать их для своего целесообразного участия в ней, для достижения победы.

2. Законы диалектики. Важным структурным элементом диалектики являются законы. Они условно делятся на две группы: основные и неосновные. Основные законы раскрываются с помощью нескольких категорий диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики, например: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного), сущность и явление, возможность и действительность и др.

К основным законам диалектики относятся: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей (или закон противоречивости) выражает устойчивые, существенные, необходимые внутренние и повторяющиеся связи, состоящие в зарождении источника развития, возникновении, обострении и разрешении противоречий через борьбу противоположностей. Закон раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Смысл закона состоит в том, что в объектах бытия всегда имеются взаимовлияющие признаки и элементы, которые могут изменяться как в сторону взаимодополнения и объединения, так и в сторону взаимоотрицания друг друга и разъединения.

В общественной жизни проявление закона единства и борьбы противоположностей имеет особенности. Одна из них состоит в том, что необходимо управлять действием закона. Важно не допускать обострения социальных противоречий до уровня антагонистических (т.е. враждебно непримиримых) противоречий, когда гибнет одна из противоборствующих сторон или обе вместе. Такие проявления антагонизмов, как социальные конфликты, терроризм, государственные перевороты, политические революции, войны и другие формы военного насилия в современном мировом сообществе чрезвычайно опасны. Если социальные и иные, в том числе и всеобщие, диалектические законы познаны человечеством, они должны использоваться на благо земной цивилизации. К сожалению, человеческая история имеет огромное количество примеров корыстного использования объективных законов против людей и природы, что свидетельствует о несовершенстве человека. В этом состоит еще одна особенность проявления закона единства и борьбы противоположностей в общественном развитии.

Основными понятиями закона являются: «диалектическое тождество», «несущественное различие», «существенное различие», «противоположность», «противоречие», «борьба противоположностей». Понятие «диалектическое тождество» отражает примерное равенство, уравновешенность внутренних элементов содержания объекта или между объектами без какого-либо заметного их противодействия. Но такая уравновешенность уже содержит в себе различия в изменении признаков и состояний, других конкретных показателей объекта как источник развития. Состояние диалектического тождества предполагает последующие этапы развития. Этим диалектическое тождество отличается от абстрактного равенства.

Категории «диалектическое тождество», «несущественное различие», «существенное различие», «противоположность» раскрывают различную степень несовпадения признаков и других характеристик объекта развития. Термин «противоположность» включает два значения: а) противоположность как всякое различие по отношению к другому различию на всех уровнях его развития; б) противоположность как сущность или качество, противопоставленные иной сущности или другому качеству.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации механизма всякого развития на основе взаимодействия количественных и качественных показателей объекта в пределах меры или ее нарушения. Динамика действия закона состоит в том, что от состояний уравновешенности количественных и качественных параметров объект в результате изменений приобретает новое соотношение количества и качества, которое нарушает меру или со стороны количества, или со стороны качества.

Основные понятия закона – «количество», «качество», «мера», «скачок». Количество характеризует объект и его качество в конкретных показателях. Оно проявляется в такой совокупности показателей объекта, изменение которых не тождественно изменению его сущности. Количественные показатели всегда соотносятся с качественными показателями объекта. Например, такие количественные показатели армии, как ее численность, количество оружия и боевой техники, штатная структура всегда соотносятся с ее качествами: боеготовностью, боеспособностью, мобильностью и др.

Качество определяется как внутренняя и внешняя определенность объекта, совокупность таких признаков, утрачивая которые объект перестает быть тем, что он есть. Понятие «качество» является близким по отношению к понятию «сущность». Если качество демонстрирует определенность и целостность объекта, то сущность выражает закон существования объекта как самостоятельного элемента бытия.

Категория меры раскрывает пределы изменений количественных и качественных показателей объекта, когда не нарушается их соответствие (тождество), а объект сохраняет свою определенность. Категория «скачок» указывает на переход объекта от одного качественного состояния в другое качественное состояние, но в пределах одной сущности. Скачок отражает также изменение одного соотношения количественно-качественных соответствий и других количественно-качественных показателей. Наконец, скачок означает переход одного объекта со своим качеством и сущностью в другой объект с новым качеством и иной сущностью.

Таким образом, действие закона приводит или к уничтожению старого качества и самого объекта, или к такому его видоизменению, которое характеризуется «слиянием» противоположностей и совершенствованием объекта. В социальной сфере важным является положение о том, в каких формах и какими средствами осуществляется скачок при замене одного качества другим, старого – новым. Эффективность и целесообразность управления социальными процессами более непосредственно связаны с эволюционным развитием, чем с революционным, более с планомерным и устойчивым развитием, чем с резкими социально-политическими поворотами, конфликтами и войнами.

Закон отрицания отрицания (или диалектического синтеза: тезис-антитезис-синтез) выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым. Согласно данному закону развитие от старого к новому осуществляется через скачки в количественно-качественных изменениях, через возникновение и разрешение противоречий, через частичный переход старого в новое. Закономерность диалектического отрицания (отрицания отрицания) состоит в том, что осуществляется преемственная связь между старым и новым, сохраняется ранее достигнутое, но уже в новом качественном состоянии объекта.

Преемственность отрицания старого новым состоит также и в том, что в новом сохраняются как положительные, так и отрицательные процессы и признаки старого. Если в природном бытии такая тенденция не всегда имеет место из-за отсутствия «оценивающего» субъекта, то в общественной и индивидуальной жизни людей негативная преемственность выражена весьма последовательно. Например, агрессивность, вооруженное насилие, наркомания, пьянство, грубость и хамство, преступность имеют, к сожалению, свои «традиции» и «преемственность». Подобное можно сказать и о многих других проявлениях негативной преемственности. Попытки людей преодолеть массовидные и опасные негативные тенденции развития пока не дают положительных результатов. Сложившуюся ситуацию можно объяснить по-разному. Но важным, наверное, остается то, что их глубинные закономерные основы пока остаются непознанными, а многие конкретные группы людей не заинтересованы в их преодолении.

Основными категориями закона являются: диалектическое отрицание, преемственность, направленность. Диалектическое отрицание отражает объективные процессы разных состояний и фаз развития: исходное состояние объекта (тезис), другое состояние объекта (антитезис), взаимодействие тезиса и антитезиса и возникновение третьего состояния объекта – синтеза. Связи отрицания должны повториться минимум дважды, чтобы приобрести характер закона.

Диалектический процесс отрицания конкретизируется в понятиях «преемственность» и «направленность» развития. Преемственность выражает процессы отрицания-преобразования (трансформации). Изменение свойств, количественных и качественных показателей осуществляется при сохранении структуры и целостности объекта. Преемственность характеризует также процессы отрицания-снятия, когда переход одного качества к другому качеству отграничивается от результата самого перехода. Заключительная стадия протекания преемственности раскрывает процесс отрицания-синтеза как взаимодействие отрицания-преобразования и отрицания-снятия.

Направленность отрицания выражает усложняющееся или упрощающееся развитие, а также прогрессивность, регрессивность и нейтральность развития. Объяснение направленности общественного развития выражается в позициях нигилизма, прогрессизма или «круговороте истории». Для общества и человека важным остается сохранение и упрочение прогрессивного развития, осуществление жизнедеятельности без сложных конфликтов и катастроф, реализация смысла жизни и совершенствование планетарной цивилизации.

Таким образом, закон отрицания отрицания характеризует спиралевидность развития, указывает на то, что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и отрицательное. Возникающее новое не всегда оказывается «созвучно» прогрессу, интересам и идеалам людей. Применительно к обществу закон раскрывает единство и противоречивость прогрессивного и регрессивного развития при сложившейся культурно-исторической доминанте, которая и дает возможность выделять конкретную направленность исторического процесса.

3. Категории диалектики. Категории диалектики – основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это также исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.

Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от отражения процессов развития в видах бытия можно выделить категории, характеризующие развитие материального и идеального (духовного) бытия. Выделяются группы категорий, характеризующих особенности развития природы, человека и общества. Категории диалектики дифференцируются в зависимости от того, отражают ли они развитие объективного мира, процесса познания человека, его мышление или практическую деятельность людей с позиций прогресса или регресса.

Можно отметить, что значительная часть соотносительных категорий характеризуют детерминацию связей и развития бытия. Это относится прежде всего к категориям «причина и следствие», «необходимость и случайность», «возможность и действительность», «сущность и явление». Соотносительные категории отражают также самоорганизацию и системность бытия через связи структуры, существования и развития.

Важнейшими общими признаками соотносительных категорий диалектики являются:

– в отличие от несоотносительных, «одиночных» диалектических понятий соотносительные категории выражают закономерные связи и законы развития;

– отражают особенности взаимодействия различных по характеру и содержанию диалектических противоположностей, раскрывают конкретные стороны источника, процесса и результата развития;

– характеризуют объективную обусловленность (детерминацию) всякого развития;

– показывают процесс взаимоперехода существенного и несущественного, закономерного и второстепенного, внутреннего и внешнего и т.п.;

– в совокупности они раскрывают системный характер развития.

Подчеркнем, что все категории диалектики приобретают специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия они отражают. Если категории, объясняющие связи и развитие материального мира имеют, например, объективное содержание и субъективную форму выражения, то категории, объясняющие идеальное объективное бытие, субъективны и по содержанию, и по форме. Такие понятия, как «бог», «ангел», «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух», экспериментально-практически не обосновываются и не опровергаются. Они аргументируются логическими средствами или принимаются (не принимаются) без доказательств на основе мировоззренческого выбора и в логической характеристике имеют «нулевой объем», так как в материальной действительности не существует тех объектов, которых они отражают. Содержание и внешние образы «нулевых понятий» субъективно формируются людьми.

Таким образом, существует достаточно много учений о связи и развитии бытия. Одно из них – диалектика, представляющая единство принципов, законов и категорий. Диалектика играет важную мировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориентирующую роль для человека и общества.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.04 сек.)