Структура и функции религии


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1591


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Религия представляет собой сложное образование, в структуре которого следует выделить четыре основных элемента: религиозное сознание; религиозный культ; религиозную организацию и религиозные отношения. Рассмотрим их подробнее.

Религиозное сознание – одна из форм общественного сознания, воспринимающая мир и человека как созданные Богом. Оно имеет два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология – это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, разделяемых верующими.

Религиозная идеология – это стройная система идей и теорий, в которых изложены основы вероучения той или иной религии, их социальное значение. Разработкой идеологии религии занимаются специально подготовленные специалисты (жрецы, служители культа, позднее – богословы и религиозные философы).

Теология (от греч. theos – бог, logos – учение), или богословие, является центральной частью религиозной идеологии. Она включает систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии – «священные книги», содержащие совокупность «богооткровенных истин», на базе которых формулируются положения вероучения (догматы). В христианстве, например, это книги Библии, в исламе – Коран. Структура и содержание теологии зависят от конкретно-исторических условий, в которых осуществлялась ее разработка. Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качеств и отношений с миром, обоснование истинности догматики, богодухновенности священных книг, богоданности нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии.

В качестве примера может быть рассмотрена христианская теология. Современное христианское богословие, несмотря на некоторые конфессиональные различия, имеет следующие разделы: а) догматику, излагающую главные принципы данной религии, признание которых является обязательным для каждого верующего; б) основное богословие (апологетика), занимающееся оправданием веры в «безусловную истинность коренных основ» данной религии и критикой других религиозных учений; в) нравственное богословие, включающее нормы, принципы, правила христианской морали, имеющей якобы божественное происхождение; г) экзегетику (библейскую теологию), трактующую и разъясняющую смысл божественного откровения, содержащегося в Библии; д) церковную археологию, описывающую обряды, обычаи и устройство раннехристианской церкви; е) патрологию, излагающую биографии и комментирующую произведения «отцов и учителей церкви»; ж) историю Ветхого и Нового Заветов; з) историю церквей; и) литургику, содержащую предписания о порядке проведения церковной службы; к) гомилетику – учение о церковной проповеди и ряд других дисциплин, регламентирующих различные стороны деятельности церкви.

Религиозная организация – добровольное объединение последователей той или иной религии и выраженное юридически санкционированной или самопровозглашенной организацией. Ее основными функциями являются: удовлетворение религиозных потребностей верующих через отправление религиозного культа; распространение своего вероучения в обществе непосредственно или через средства массовой информации; религиозное обучение и воспитание членов организации и защита прав верующих.

Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом. Первичной ячейкой религиозной организации является религиозная община. Религиозные общины для организации своей жизни имеют институт священства, что делит общины на духовенство (клир) и мирян. Над общинами надстраивается комплекс звеньев управления вплоть до высшего звена – центра религиозного объединения.

В объединении могут существовать и другие составные элементы, имеющие специфическое предназначение, например монастыри. Эти элементы имеют свою особенную структуру. Механизмами управления деятельностью индивидов и различных элементов религиозной организации являются нормы религиозного права и морали (нормы поощрения и взыскания). Говоря о религиозных организациях, надо особо остановиться на понятиях «церковь» и «секта». Первое понятие весьма многозначное. Например, им обозначают целое религиозное направление (например, Русская Православная Церковь). Им же обозначают ту или иную конкретную религиозную общину (например, церковь Преображения) и само культовое здание. Секта – терминвнутрицерковный, обозначающий объединение верующих, противопоставляющих себя тому или иному авторитетному религиозному течению.Образование сект имеет место во многих религиях. Широкое распространение сектантство получило и в христианстве.

Религиозный культ (понятие «культ» в переводе с латинского означает почитание) это совокупность действий верующих людей и средств, которые они применяют для выражения ими веры в своего Бога, преданности его учению и надежды на его покровительство.

Религиозный культ объективирует религиозное сознание и таким образом служит формой существования религии. В своём конкретном проявлении религиозный культ во многом определяет образ жизни верующих людей, обусловливая их поведение необходимостью соблюдения целого ряда норм и обычаев. Религиозный культ включает в себя средства культа и культовую деятельность.

К средствам культа относятся культовые здания (храм, мечеть, синагога, дацан и т.п.), культовые предметы (крест, свечи, одежда священнослужителей и т.п.), культовое искусство (живопись, скульптура, музыка). К культовой деятельности относятся: богослужение, молитвы, обряды, таинства, посты, религиозные праздники и т.д.

Отметим, что культовая деятельность составляет важную часть религиозной деятельности. Помимо культовой, к религиозной деятельности относится внекультовая религиозная деятельность: активность по пропаганде религиозной веры среди неверующих, религиозное воспитание детей и т. п.

В свою очередь, религиозная деятельность составляет часть деятельности религиозной организации, куда помимо религиозной деятельности входит деятельность религиозных организаций в экономической, а также в политической, социальной и духовной сферах жизни общества. Она может быть религиозно окрашена, то есть в качестве одного из её мотивов может выступать религиозный мотив, но по своему объективному содержанию, предмету и результатам это внерелигиозная деятельность.

Религиозные отношения – это социальные связи поведения и деятельности, которые формируются в соответствии с религиозным сознанием в процессе религиозной активности и охватывают собой разнообразные формы взаимодействия между верующими людьми, отношение верующих людей к окружающей их природе и обществу, отношение верующих людей к Богу и всему «потустороннему» миру. По содержанию эти отношения могут моделировать отношения господства и подчинения («Господь», с одной стороны, и «раб Божий» – с другой), отношения судопроизводства (Бог – «судья», грешники – «судимые»), семейные отношения («Бог Отец», «брат», «сестра»).

По видам религиозные отношения можно разделить на внекультовые и культовые. Внекультовые религиозные отношения связаны с внекультовой религиозной деятельностью. Это отношения, которые складываются, например, в процессе религиозного воспитания между родителями и детьми, между преподавателями духовных учебных заведений и обучаемыми, между религиозными миссионерами и их слушателями. Во внекультовых отношениях преимущественное значение имеют связи между религиозными индивидами, а также между религиозными организациями.

Культовые отношения формируются в процессе культовой деятельности. В культовых религиозных отношениях преимущественное значение имеют отношения верующих людей к Богу и ко всему остальному потустороннему миру. Такие, например, отношения складываются между верующими людьми и Богом во время молитвы. В православии такие отношения складываются и при исполнении таинств. Культовые отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимосвязях людей. Так, например, во время богослужения между верующими людьми складываются особые отношения евхаристического соединения. Православное венчание включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церковного брака; крещение устанавливает связь «крестного сына (дочери)» с «крестными родителями (отцом и матерью)».

По характеру религиозные отношения могут быть отношениями: а) солидарности; б) нейтралитета; в) конкуренции (борьбы). Преобладающим видом отношений в этой группе являются отношения третьей группы.

К функциям религии относятся те ее существенные признаки, которые проявляются при решении главных задач религии в обществе и в отношении к верующим. Именно функции религии в решающей степени определяют роль и место религии в жизни общества. К числу наиболее значимых относятся: функция удовлетворения религиозных потребностей верующих людей, а также мировоззренческая, воспитательная, компенсаторная, утешительная, консолидирующая, тестирующая, культуротранслирующая.

Удовлетворение религиозных потребностей верующих людей является главной функцией религии. Она обеспечивает, как считают верующие люди, их связь с Богом. Главный видимый результат этого общения – тот высокий уровень духовного наслаждения, который получает верующий человек, находясь в системе религиозных отношений.

Мировоззренческую функцию религия выполняет, создавая определенную картину строения мира. Центром этой картины является тот или иной Бог – творец или верховный участник видимого и невидимого мира. Религиозное мировоззрение включает в себя миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем на основе системы религиозных понятий и суждений), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и др. Можно сказать, что религиозное мировоззрение является своеобразной призмой, через которую верующий человек смотрит на окружающий его мир и оценивает все явления, происходящие в нём.

Воспитательную функцию религия выполняет, побуждая человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему моральных ценностей. Каждая религия имеет определенный механизм контроля за соблюдением верующими предписываемых данной религией норм и правил поведения, а также определенную систему мер поощрения и взыскания по результатам этого контроля. В православии значительным воспитательным потенциалом обладает, например, обряд исповеди. Во всех религиях мощным воспитательным эффектом обладает «божий суд», который ждет каждого верующего после его земной жизни.

Компенсаторную функцию религия выполняет, утверждая наличие в мире всемогущего начала, которое может помочь человеку и обществу в трудной для них ситуации: в борьбе со стихийными бедствиями, в борьбе со злом, в борьбе с собственными слабостями, в борьбе с болезнями и т.д. Примерами помощи людям со стороны Бога, после того как они обращались к нему за ней, полны Библия, Коран, Тора, священные книги всех других религий мира.

Утешительную функцию религия выполняет, утверждая в сознании верующих людей тезис «Всё по воле Бога».

Консолидирующую функцию религия осуществляет путем создания для той или иной общности верующих людей единой системы духовных ценностей. Религиозные ценности придают целостность социальному организму, наделяют его смыслом жизни, противодействуют разобщению людей в ходе разделения общественного труда, которое ведет к социальному расслоению. Тем самым религия демократизирует в той или иной мере отношения между сословиями, классами, партиями, народами, провозглашая их равенство перед Богом.

Тестирующую функцию религия выполняет постольку, поскольку принадлежность к той или иной религии обусловливает наличие у сторонника этой религии определённых социальных, в том числе моральных, качеств, которые соответствующим образом оцениваются в данном обществе (со знаком «+» или со знаком «–»). Это определяет соответствующее отношение общества к личности верующего человека. Если тот или иной человек исповедует высокоавторитетную в данном обществе религию, то он получает и соответствующее общественное признание. Если человек исповедует религию, которая в данном обществе не признается, то он оказывается в условиях духовного, а часто и социального, давления.

Выполняя свои функции, религия по отношению к обществу в целом предстает как общественная подсистема. Историческая практика и современная общественная жизнь показывают, что роль этой подсистемы в том или ином обществе различна. В зависимости от исторического типа общества и конкретной ситуации в нём религия может занимать два основных общественных положения.

Первое положение – когда религиозное сознание доминирует, пронизывает общественное, групповое и индивидуальное сознание, когда религиозная деятельность составляет непременное звено общей социальной деятельности и религиозные отношения «налагаются» на другие социальные связи, а религиозные институты могут соединять в себе религиозную и светскую власть, когда религиозные общности фактически совпадают с этническими.

Второе положение – когда религиозное сознание занимает второстепенное место в общественном знании, а доминируют другие идеологические системы, когда религиозная деятельность и религиозные отношения являются частным видом деятельности и отношений, когда духовная и светская власть принадлежит разным институтам, а религиозные группы отличны от этнических общностей.

Таким образом, в разных типах общества, на разных этапах истории в разных странах и регионах роль и место религии в жизни общества различны.

Тестирование /3-й модуль/

 

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм; г) экзистенциализм;

б) субъективный идеализм; д) томизм.

в) диалектический материализм;

 

2. «Бессознательное» в современной философии это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) опыт, не поддающийся логическому анализу;

г) нечто, присущее только отдельному человеку;

д) общественное, социальное в личности.

 

3. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм;

д) томизм.

 

4. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:

а) сознание - функция мозга по отражению действительности;

б) сознание – божественный дар;

в) сознание – свойство человеческого организма;

г) сознание – душа.

 

5. Философское понятие рефлексии относится к феномену:

а) эмпирического познания;

б) логического познания;

в) интуитивного познания;

г) самосознания;

д) подсознания.

 

6. Личность в философии понимается как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

д) социальная «маска».

 

7. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, — это:

а) индивид; г) субъект;

б) индивидуальность; д) особь.

в) личность;

 

8. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному на­значению человека;

в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно бо­лее разнообразные, здесь и сейчас;

г) жить — значит из всего извлекать пользу;

д) жить – это стремление к богу.

 

9. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

а) исследует биологические параметры человека;

б) исследует происхождение и становление человека;

в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;

д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.

 

10. Предметом этики является

а) Общество; г) Смысл жизни;

б) Человек; д) Система ценностей;

в) Мораль; е) Идеал.

 

11. Аксиология — это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о добре и зле;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) учение о сущности человеческой истории

 

12. Ответственность человека за свои поступки воз­можно только при наличии:

а) выбора; г) необходимости;

б) вины; д) предопределенности.

в) непреодолимой силы;

 

13. Что появилось у человека раньше — мышление или язык:

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, поэтому во­прос некорректен.

 

4. Дополните недостающие парные этические категории:

а) добро – зло; в) жизнь – смерть;

б) свобода – г) права –

 

15. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни

а) онтология; г) этика;

б) аксиология; д) антропология;

в) эстетика; е) социология.

 

16. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

а) антропосоциогенез; в) космогенез;

б) социал-дарвинизм; г) историософия.

 

17. Наиболее закрытой социальной группой является:

а) род; г) сословие;

б) класс; д) страта.

в) каста;

 

18. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе, носит название:

а) конвенциональной;

б) социал-экономической;

в) патерналистской;

г) теократической;

д) психологической.

 

19. Выделите формы социальной стратификации, не рассматриваемые П. Сорокиным.

а) экономическая;

б) политическая;

в) профессиональная;

г) возрастная.

 

20. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

а) Хангтинтоном;

б) Данилевским;

в) Шпенглером;

г) Моисеевым.

 

21. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

а) конец политики; г) конец государства;

б) конец истории; д) конец человека.

в) конец экономики;

 

22. По мнению А. Тойнби всякая историческая общность людей развивается по принципу:

а) причины и следствия;

б) вызова и ответа;

в) борьбы классов;

г) борьбы расс.

 

23. Составлением глобальных прогнозов занимается:

а) информатика; г) космология;

б) евгеника; д) футурология.

в) глобалистика;

 

24. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

а) духовная сфера; г) стратосфера;

б) семиосфера; д) биосфера.

в) ноосфера;

 

25. В современности господствующим типом культуры является:

а) поп-культура; г) антикультура;

б) элитарная культура; д) маргинальная культура.

в) контркультура;

 

26. Какому типу философии принадлежит утверждение о том, что Бог и человек являются высшими ценностями

1) Античной философии

2) Русской религиозной философии

3) Средневековой философии

4) Восточной философии

5) Материалистической философии

Ответ: 2

 

27. Кому принадлежит утверждение, что человек – это «совокупность всех общественных отношений…люди суть продукты обстоятельств и воспитания»

1) В. Соловьеву

2) К. Марксу

3) Н. Бердяеву

4) В. Вернадскому

Ответ: 2

 

28. Человек как живая система представляет собой единство (отметьте лишнее)

1) Биологического

2) Духовного

3) Социального

4) Наследственного

5) Психического

6) Религиозного

Ответ: 6

 

29. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага, моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии

1) Позитивизм

2) Альтруизм

3) Платонизм

Ответ: 2

 

30. Яркие черты, присущие отдельной личности; совокупность его опыта, знаний, мнений, убеждений, темперамента, характера, таланта, мотивации, особое видение мира, оригинальное мировоззрение

1) Индивидуальность

2) Личность

3) Человек

Ответ: 1

 

31. Социальная проблема свободы личности состоит в том, чтобы

1) гармонизировать индивидуальную свободу и закон

2) освободить человека от притязаний общества

3) актуализировать личностные потребности человека

Ответ: 1

 

32. Этика – это наука о… (Выбрать правильный ответ)

1) моральных принципах

2) универсальных законах

3) частнонаучных законах

Ответ: 1

 

33. Духовная деятельность– это (дайте комбинацию ответов)

1) Художественное творчество

2) Развитие научных знаний

3) Участие в экономических мероприятиях

4) Религиозная активность

Ответ: 1, 2, 4

 

34. Духовная жизнь общества является (дайте комбинацию ответов)

1) Первичной по отношению к производственной сфере

2) Вторичной по отношению к производственной сфере

3) Является только системой эстетических представлений

4) Фактором формирования социальности субъектов

Ответ: 2, 4

 

35. Объективными предпосылками научной интуиции являются:

1) опыт деятельности в данной деятельности

2) наличие проблемной ситуации

3) необходимость решения проблемы

4) научная компетентность исследователя в данной области

Ответ: 1, 2, 3, 4

 

36. Субъективными предпосылками научной интуиции являются:

1) способности индивида к творческому мышлению

2) наличие проблемной ситуации

3) талант

Ответ: 1, 2, 3

 

37. Критерий истинности знания – полезность, утверждают сторонники:

1) прагматического подхода

2) религиозного подхода

3) конвенционалистского подхода

Ответ: 1

 

38. Критерий истинности знания – соглашение, утверждают сторонники:

1) конвенционалистского подхода

2) прагматического подхода

3) религиозного подхода

Ответ: 1

 

39. Содержание практической деятельности человека – это:

1) преобразование природы

2) создание артефактов

3) участие в социальных преобразованиях

4) участие в экологических мероприятиях

5) создание научных теорий

Ответ: 1, 2, 3, 4

 

40. Содержание духовной деятельности человека – это:

1) художественное творчество

2) создание научных теорий

3) участие в общественных организациях

4) участие в философских семинарах

5)создание педагогических теорий

Ответ: 1, 2, 4, 5

 

41. Содержание практической деятельности человека – это:

1) преобразование природы

2) создание артефактов

3) участие в социальных преобразованиях

4) участие в экологических мероприятиях

5) создание научных теорий

Ответ: 1, 2, 3, 4

 

42. Содержание духовной деятельности человека – это:

1) художественное творчество

2) создание научных теорий

3) участие в общественных организациях

4) участие в философских семинарах

5)создание педагогических теорий

Ответ: 1, 2, 4, 5

 

43. Самостоятельность волевых притязаний личности, право на самостоятельное мышление, на самостоятельное целеполагание – это

1) Автономность личности

2) Гетерономность личности

Ответ: 1

 

44. Способность личности вступать в социальные связи, создавать собственное социальное пространство, быть одновременно членом различных социальных групп, начиная с семьи и заканчивая принадлежностью к нации

1) Автономность личности

2) Гетерономность личности Ответ: 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)