Функции философии права


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1715


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

Условно функции философии права можно разделить на две подгруппы: мировоззренческие и методологические. Среди мировоззренческих функций философии права выделяют: гуманистическую, социально-аксиологическую, культурно-воспитательную и отражательно-информационную.

Главенствующее значение среди функций философии права имеет гуманистическая функция. Философия права раскрывает роль права в жизни отдельной личности, правовые гарантии личного волеизъявления, осмысливает понятие естественных прав человека, исследует гуманистический потенциал той или иной правовой системы. Вместе с тем необходимо, чтобы гуманизм и либерализм, в особенности реализация их начал и принципов в правовой действительности, имели достаточно глубокие философские предпосылки. Представляется весьма важным и то, чтобы гуманистические и либеральные начала, существующие в самой философии, нашли выражение в природе права. Философия права раскрывает не только нормативные рамки поведения людей, но и выявляет гуманистическую роль права в обществе, связанную с реализацией естественно-правовых требований свободы личности.

Социально-аксиологическая функция философии права проявляется в нескольких аспектах. Так, разрабатывается представление о ценностях, имеющих непосредственное отношение к праву: добре, справедливости, достоинстве и др.; формируется представление о правовом идеале (идеальной правовой системе). С конструктивно-ценностными задачами философии права переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации существующей правовой реальности и по критике ее структур, состояний, тех или иных правовых действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, правовые идеалы, с оценкой правовой действительности.

Одной из функций философии права является культурно-воспитательная. Знание философии права способствует формированию правовой культуры личности, ориентирует ее на правовые идеалы, разумно-этические начала жизни общества.

Наряду с уже рассмотренными мировоззренческими функциями философии права выделяется еще и отражательно-информационная. Одна из главных задач философии права – осмысление мировоззренческих вопросов, соответствующих современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям общества и человека. Философия права «вписывает» накопленные юридическими науками знания в общий мировоззренческий контекст, дает мировоззренческую оценку этим знаниям. И вместе с тем она общие мировоззренческие принципы распространяет на юридические знания, являясь, таким образом, соединительным звеном между юридическими науками и мировоззренческими идеями, знаниями конкретной эпохи.

Со стороны своего метода философия права способна выполнять следующие функции по отношению к юридическим наукам: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.

Сущность эвристической функции философии права состоит в содействии приросту знаний в области юридических наук. Экстенсивное и интенсивное изменение всеобщих категорий, развитие собственно философии права оказывают заметное влияние на развитие юридического знания. Содержание той или иной юридической теории базируется на философских основаниях. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань юридического знания, участвуют в генезисе юридических теорий, функционируют в них как часть, необходимый элемент самой теории. Понятия и принципы философии права проникают в юридические науки не только через онтологию, но и через гносеологию и регулятивные принципы этих наук.

Сформированная юридическая теория осуществляет, в свою очередь, селекцию философских идей, принципов, понятий. Здесь происходит своеобразная проверка философских принципов и всеобщих категорий в практике юридического познания.

Сущность координирующей функции философии права состоит в координации методов в процессе частного научного исследования в юриспруденции. Отметим, что методологическую роль в юридических науках выполняют не только законы и категории общей философии, но и междисциплинарные общенаучные принципы, методы и понятия (например, интерпретация, моделирование и т.д.). Всеобщая философская методология устанавливает логическую связь между отдельными группами методов. Применяя принципы философии права, ученый-юрист имеет возможность скоординировать между собой те или иные уже имеющиеся методы, избежать односторонности в их оценке, использовать и выявлять недостающие звенья исследования. Философско-методологические принципы философии права способны быть координирующим началом в общей системе методов науки.

Философский метод не может дать эффективный результат, если при решении конкретных задач юридической сферы он применяется в отрыве от общенаучных и специальных методов. Законы и категории философии права не просто «иллюстрируются» правовым материалом, а модифицируются, трансформируются, преобразуются сообразно специфике исследуемых объектов. «Современный опыт развития познания в области философии права свидетельствует о своеобразном двуедином процессе: с одной стороны, происходит «адаптация» философского знания к правовой «среде», философизация правового знания, а с другой – сама эта «среда» все чаще порождает такие уровни осмысления правовой реальности, которые достигают высот философского обобщения»[5]. Так, например, общая теория правотворчества (один из разделов философии права), будучи абстрактным отражением реального процесса создания правовых норм, является в силу этого методологическим ориентиром, в соответствии с которым осуществляется движение познания в сфере формирования норм специальных отраслей права. Плодотворное координирующее методологическое воздействие философии права осуществляется не автоматически. В предпосылки, содействующие успешному решению задачи исследователем, входят глубокое знание им специального предмета исследования, владение всем необходимым комплексом частных методов и т.д.

Интегрирующая функция философии права заключается в том, что благодаря ей происходит формирование системы методов, включающих общие философ­ские, общенаучные и специальные методы. Философия права позволяет свести воедино все имеющиеся юридические дисциплины, представив их как целостную систему знания. Кроме того, она интегрирует юридические науки в систему знания вообще. Сюда входит и общекультурная интегрирующая функция философии права, которая связана с мировоззренческой функцией.

И наконец, логико-гносеологическая функция философии права заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании понятийных и теоретических структур юридического знания. Так, будучи примененными к построению теорий в юридическом знании, принципы диалектики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.

Конечно, отраслевые юридические науки могут вырабатывать и вырабатывают отдельные методологически значимые для ряда частных проблем положения, но отсюда не следует, что функциональное назначение этих наук состоит в разработке методологии. Именно эта задача является одной из главных в философии права. Философия права обладает в большей мере, чем любая другая отрасль юридического знания, методологической значимостью, выполняет основные методологические функции в системе юридических наук.

Благодаря философии права создаются методологические основания юридической науки, вырабатываются общие принципы, пути и методы познания правовой действительности, применяемые всеми отраслевыми юридическими науками. Вместе с тем философия права опирается и на достижения отраслевых юридических наук, обобщает, синтезирует и систематизирует их выводы. При этом в методологическом контексте эти выводы обобщаются, совершенствуются на высшем уровне синтеза.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.048 сек.)