Диффузные, слаборасчлененные формы сенсомоторной и перцептивной организации


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1403


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Фундаментальной особенностью первичных форм диффузно организованной гомогенной перцепции Вернер считает то, что каждая ее часть содержит нечто от качества целого, что все части «наполнены ситуативным значением более широкого значения целого». Как видим, здесь его точка зрения совпадает с тем, что уже говорили раньше Филькельт и Коффка, а для ее аргументации он приводит ряд фактов, которые также уже рассматривались этими авторами. Это результаты эксперимента Гейса, показавшие, насколько трудно маленьким детям (3—5 лет) найти недостающую деталь к заданной фигуре, если она является частью другой конфигурации, и результаты эксперимента Фолькельта и Музольд, из которых следует генетическая первичность восприятия сферы по сравнению с более простыми абстрактными фигурами. Анализирует Вернер и данные Фолькельта о нередком предпочтении детьми примитивно-глобальных копий объектов по сравнению с их более точными расчлененными изображениями. К этим данным он добавляет некоторые другие наблюдения и собственные данные о развитии у детей вокализации мелодий. Надо сказать, что некоторые из этих наблюдений также хорошо известны, но обычно не рассматриваются в контексте дифференционной теории психического развития.

Один из примеров, приводимых Вернером, — это случай, когда ребенок, испугавшись паука, боится паутины и даже ее кусочков. Второй пример — это поведение двухмесячного ребенка, который переставал просить есть, когда на него надевали нагрудник. Но несколько позднее эта процедура уже не заставляла его прекращать выказывать нетерпеливое желание есть. Очень выразительно следующее наблюдение. Дядя поднял на руки ребенка 3,5 лет и тот стал искать его грудь. Оказалось, что в лацкан пиджака родственника была вдета роза, а кормилица ребенка всегда носила на груди букетик фиалок. Т. о. поднятие на руки, вид и запах цветка выступили как части, окрашенные целым, и вызвали импульс к поиску и сосанию груди. В связи с предыдущим и последним примером надо сделать одно отступление. У читателя может возникнуть мысль, что все рассуждения о гомогенности перцепции и взаимопроникновении частей и целого в данном случае совершенно излишни, т. к.

78

все наблюдение можно понять как образование обыкновенного условного рефлекса. Однако на самом деле оба объяснения не противоречат, а дополняют друг друга. Это нетрудно понять, если вспомнить павловских собак, одна из которых лизала электрическую лампочку, на которую был выработан пищевой положительный условный рефлекс, а другая хватала ртом звук звонка, служившего условным пищевым сигналом. В двух последних случаях налицо и условный рефлекс, и явная нерасчлененность возбуждений со стороны пищи и со стороны индифферентного раздражителя, ставшего условным пищевым сигналом.

То, что принцип образования временной связи ни в какой мере не находится в противоречии с принципом дифференциации, видно из результатов следующего эксперимента, приводимого Вернером. У детей и взрослых вырабатывали положительную двигательную реакцию на изображение круга и отрицательную — на несколько фигур, составленных из углов и прямых линий. Когда положительная реакция была выработана и упрочена, изображение круга заменяли несколькими другими изображениями с целью выяснить, на какие из них реакция сохранится, а на какие — нет. Среди проверочных фигур были контурный круг, конус и высокий цилиндр. Оказалось, что если у взрослых контурный круг вызывал положительную реакцию в 100% случаев, то у дошкольников только в 40%. В то же время конус и высокий цилиндр давали у взрослых 46% и 37% положительных реакций, а у детей — 86% и 79%. Т. о. эксперимент дает определенные основания заключить, что же именно является сигналом реакции. Из его результатов видно, что дошкольники по преимуществу реагируют на достаточно смутные глобальные впечатления округлости, а взрослые — на круглую форму. Отсюда вполне правомерен вывод, что развитие оптической перцепции идет по линии возрастания ее артикулированности, расчлененности. Но столь же правомерно заключение, что по мере развития условными сигналами становятся не общие глобальные внешние воздействия, но отдельные, достаточно определенные свойства объектов.

Для обоснования положения, что развитие зрительной перцепции идет по линии возрастания ее внутренней расчлененности, Вернер обращается также к результатам исследований по изучению копирования детьми разного рода фигур. Он выделяет пять признаков воспроизведений, в которых проявляется диффузность и гомогенность детских перцептивных образов. Эти признаки следующие:

1. Фигуры воспроизводятся при копировании как более единые и неделимые. Например, квадратные формы воспроизводятся в виде окружностей.

2. Открытые фигуры завершаются.

3. Различающиеся части фигур воспроизводятся как более схожие.

79

4. Происходит упрощение, уменьшение разнообразия взаимного расположения элементов фигур.

5. Асимметричные фигуры имеют тенденцию превращаться в симметричные.

Если точные воспроизведения сложных фигур свидетельствуют о расчлененности, гетерогенности зрительных образов, то все типы перечисленных ошибок отражают их недостаточную расчлененность, большую диффузность и гомогенность.

Малой расчлененностью и диффузной гомогенностью зрительных образов объясняется, с точки зрения Вернера, тот известный в детской психологии факт, что для маленького ребенка явление часто выступает как совершенно новое и изменившееся, если меняется какая-либо даже незначительная его часть. Например, маленький ребенок может не узнать своего отца в новом костюме или мать в новой шляпе и платье. Возрастное развитие константности формы ставится Вернером в тот же ряд фактов и так же объясняется как проявление роста расчлененности и гетерогенности перцептивных образов.

Вернер, по-видимому, был один из первых, кто обратил внимание на внутреннюю общность развития восприятия зрительной и музыкальной формы. Изучая спонтанное пропевание мелодий и их репродукцию, он установил, что генезис мелодии подчинен тому же закону перехода от целостных гомогенных форм к формам более расчлененным, который характерен для зрительной перцепции. Это проявляется в том, что в мелодиях самых маленьких детей вначале имеет место только одно направление звуковысотного движения (обычно нисходящее) и присутствует не более двух-трех тонов. Большее количество тонов и комбинация обоих направлений изменения звуковысоты появляются позднее. Наряду с этим при анализе репродукций мелодий были обнаружены по существу те же самые трансформации, свидетельствующие о гомогенности и диффузности музыкальных образов, которые имеют место при копировании зрительных изображений: тенденции к упрощению, к увеличению сходства частей, к симметризации.

Когда Вернер говорит о синкретичном характере перцептивной сферы детей, он имеет в виду не только недостаточную дифференцированность элементов образов и слитность частей и целого, но и слабую дифференцированность афферентаций со стороны объекта и собственного тела. В этой связи он анализирует эксперимент Эмерсона. В нем дети разного возраста (от 2 до 11 лет) наблюдали, как экспериментатор вешал кольцо на один из 42 гвоздиков, расположенных в определенном порядке на находящейся перед ними панели. Затем кольцо снимали и просили ребенка вновь повесить его в том же месте. При этом в ряде случаев панель поворачивали на определенный угол. Поворот панели мало влиял на успешность исполнения у старших детей, но значительно

80

ухудшал исполнение младших. И автор эксперимента, и Вернер объясняют этот результат тем, что у маленьких детей в установлении и воспроизведении местоположения указанного экспериментатором гвоздя большое значение имеют сигналы от собственного тела, тогда как у более старших доминирующая роль переходит к установлению собственно перцептивных отношений. Вернер отмечает, что правильные воспроизведения у самых старших детей часто основываются на счете, но включение счета необязательно. Поэтому он выделяет три уровня, на которых осуществляется решение задачи: уровень, когда ответ основывается по преимуществу на телесных сигналах, уровень установления перцептивных отношений и уровень вербально-концептуальной активности (дети считают).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.047 сек.)