ФИЛОСОФИЯ ГЕШТАЛЬТА: ЖИЗНЬ СОЗНАНИЯ И ПОДВИГ СОЗНАВАНИЯ


Дата добавления: 2014-09-05 | Просмотров: 1504


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

Среди множества определений и формулировок того,

что такое гештальт-терапия - как уже существующих, так и

возможных - наверняка найдется место и такому: это по-

мощь человеку в поиске подлинной жизненности, способ-

ности получать удовольствие от жизни в настоящем, здесь

и теперь, не откладывая радость и счастье на неопределен-

ное "когда-нибудь потом". Быть здоровым и счастливым,

довольным собой, уверенным в своих силах, любить друзей

и близких, не терзая их претензиями, а себя - вечными

сомнениями, стать ответственным и зрелым, оставаясь ве-

селым и спонтанным - вот главная цель гештальта, а по-

тенциальный клиент великолепно описан основоположни-

ком подхода Фрицем Перлзом:

 

Современный человек живет на низком уровне жизнен-

ности. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но

при этом столь же мало знает об истинно творческой жиз-

ни. Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предла-

гает ему много возможностей для более богатой и счаст-

ливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего

он хочет, и еще хуже - как этого достичь. Он не чувствует

возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни.

 

Он, по-видимому, полагает, что время веселья, удоволь-

ствия и роста - это детство и юность, и готов отвергнуть

саму жизнь, достигнув "зрелости". Он совершает массу

движений, но выражение его лица выдает отсутствие како-

го бы то ни было реального интереса к тому, что он делает.

Он либо скучает, сохраняя каменное лицо, либо раздража-

ется. Он, кажется, потерял всю свою спонтаннность, поте-

рял способность чувствовать и выражать себя непосредст-

венно и творчески.

 

Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с

ними справляется. Он сводит свою жизнь к словесным и

интеллектуальным упражнениям, он топит себя в море

слов. Он подменяет саму жизнь психиатрическими и псев-

допсихиатрическими ее объяснениями. Он тратит массу

времени, чтобы восстановить прошлое или определить бу-

дущее. Его деятельность - выполнение скучных и утоми-

тельных обязанностей. Временами он даже не сознает

того, что он в данный момент делает... (10, с. 10).

 

Эти слова, вынесенные в начало одной из книг Перлза,

показывают, какой широкий круг проблем затрагивает геш-

тальт-терапия. В сущности, гештальт - это целая филосо-

фия (экзистенциального толка), это практическая филосо-

фия подлинности жизни. В ее основании лежит специфи-

ческое представление о том, как улучшить человеческую

жизнедеятельность - знаменитая "модель Просветления",

роднящая гештальт с дзен-буддизмом. Описывая эту мо-

дель, ученик Перлза Джон Энрайт говорит, что существуют

три фундаментально различных точки зрения на то, как по-

мочь человеку стать более совершенным.

Первая основана на так называемой патологической мо-

дели - представлении о том, что человек, у которого есть

проблемы или трудности, рассматривается как больной, не

соответствующий норме. Ему нужна помощь квалифициро-

ванного специалиста, и терапия осуществляется по меди-

цинскому образцу (врач - пациент). Самолечение (чтение

соответствующих книг, попытки вести "задушевные" бес-

еды с друзьями) лучше, чем ничего, но особой пользы при-

нести не может. Сюда относится, например, классический

психоанализ.

Вторая - это модель роста, в рамках которой клиент

рассматривается как соответствующий норме, но у него

всегда есть возможность достичь большего. Нормальная

личность должна постоянно развиваться и расти - в про-

тивном случае наступает застой и постепенная деградация.

Отсутствие роста - тревожный признак, и нормой считает-

ся постоянное стремление быть выше нормы. Помощь со

стороны желательна, но не так уж необходима, поскольку

стремление к росту - естественное свойство человека, как

и всякого живого существа. Процесс личностного роста требует

определенных усилий, которые вознаграждаются сторицей,

поскольку быть выше нормы - лучше, чем быть просто нор-

мальным. К этой группе можно причислить терапию на основе

идеи самоактуализации, психосинтез, роджерианство.

Наконец, третья модель - модель Просветления - ос-

новной упор делает на том, что нет никакой нормы, необ-

ходимости куда-то идти или что-либо делать. "Вы уже со-

вершенны, всегда были и всегда будете совершенны. Фор-

ма совершенства может изменяться, но то, что вы "о кей",

не зависит от формы. Бутон - это совершенный бутон, а

не несовершенная роза" (19, с.4). В рамках данной модели

актуальное ощущение счастья и благополучия не зависит

от уровня достижений, наличия или отсутствия проблем,

успешной стратегии управления производимым впечатле-

нием. Все, что необходимо - это сдвиг самовосприятия.

Он заключается в том, чтобы рассматривать себя не с точки

зрения того, что могло или должно было быть сделано, а

увидеть то, что есть в данную минуту, здесь и теперь, - и

насладиться этим. Известные гештальт-терапевты Ирвин и

Мириам Польстер относят принцип "здесь и сейчас" к со-

временному этосу - выражению основных нравственных и

духовных норм общественной жизни, считая процесс пол-

ноценного переживания актуальной реальности средоточи-

ем человеческого существования.

Данный процесс в гештальт-терапии называется созна-

ванием (awareness). Сознавание - это естественный, не-

прерывный контакт человека с его собственным опытом,

далекий от самокритики. Это прямое осознание себя и ок-

ружающего в данный момент времени, все ощущения, ко-

торые испытывает личность, отделенные от ее мнений и

оценок по этому поводу. Может показаться, что сознавание -

самая простая вещь, однако это вовсе не так. Большинство

людей часто совершенно не сознают, что и как они делают,

что именно происходит с ними и в них каждую минуту.

Предположим, человек решил пойти поесть мороженно-

го. Сразу после того, как ему этого захотелось, он начинает

 

думать примерно так: придется идти до ближайшего кафе,

а это две трамвайных остановки. Он идет и решает, стоит

ли портить себе аппетит сладким перед обедом, и сколько

денег он может потратить. Вспоминает, как видел вчера

свою подружку с другим в этом же самом кафе, и начинает

думать о женском непостоянстве или о том, как со стороны

выглядят их отношения. Он не замечает улиц, по которым

идет, а когда, наконец, приходит, все его мысли поглощены

личными проблемами. Он делает заказ механическим то-

ном, не взглянув на официантку, на ее улыбку-он погружен

в себя. Но вот приносят мороженное, он отвлекается от

своих мыслей, смотрит на официантку - и начинает заиг-

рывать с ней (или испытывает раздражение от ее внешнос-

ти), и поглощает мороженное, совершенно не чувствуя его

вкуса. Он расплачивается, между тем как его мысли витают

вокруг завтрашних дел или вчерашней ссоры. Все эти пол-

часа он пробыл не в кафе, а в так называемой средней

зоне - зоне интерпретаций и оценок, мнений и установок,

далекой от реального мира и его свойств.

В гештальт-терапии принято выделять три зоны контакта

с миром: внутреннюю, образованную ощущениями от собст-

венного тела (напряжение мышц, ком в горле или тяжесть в

желудке, поза, в которой человек сидит или стоит, головная

боль, жажда, утомление); внешнюю-ощущение и осознание

свойств окружающей действительности (серые камни на зе-

леной траве, визг автомобильных тормозов, запах мокрой

одежды в метро в дождливый день, ссутуленные плечи иду-

щей навстречу девочки) и среднюю - зону воображения и

фантазии, а также многочисленных мысленных игр, играя в

которые с самим собой, человек неизбежно проигрывает.

Когда человек говорит "Мне холодно" или "Я вижу твою

улыбку", он находится соответственно во внутренней или

во внешней зоне. Но когда он говорит "Я вижу твою ехидную

(теплую, иадевательскую, дружескую, идиотскую, нахаль-

ную, ласковую, виноватую и т.п.-до бесконечности) улыб-

ку", то он уже в средней зоне, в зоне интерпретации, и

главным становится не то, что он видит на самом деле

(улыбка), а его страхи, фантазии, предубеждения, ожидания

или оценки. Он сам делает улыбку ехидной, идиотской или

дружеской, и ведет себя соответственно тому, что сделал.

Как правило, убеждать его, что улыбка на самом деле была

теплой, а не издевательской - напрасный труд: он лучше

знает, что за штучка его собеседник. Они еще не успели

поздороваться, а уже враги. Фраза "Я ее насквозь вижу"

фактически означает, что в поле зрения говорящего вообще

никого нет - кроме его собственных предубеждений или

невротических установок, разумеется. Насквозь можно ви-

деть лишь через прозрачную пустоту.

Средняя зона - это не только пространство, в котором

существуют свойственные нам страх и предубеждение, за-

висть и гордыня, но также и арена мысленных игр - более

продолжительных фантазий на тему "Какой я плохой", "Если

бы не ты", "Везет, какутопленнику" и любимейшей (по моим

наблюдениям) - "Ах, боже мой, что станет говорить княгиня

Марья Алексевна". Описания этих (и многих других) игр

можно найти в любой книге по гештальт-терапии - напри-

мер, у Дж. Рейнуотер (13) или у самого Перлза (9,10). При-

веду пример мысленной игры-монолога "Как-нибудь про-

скочу", в которую часто играют студенты перед экзаменом

и непосредственно на нем:

"Ну вот, не успела зайти, а он (преподаватель - Н.К.) так

зыркнул. Он меня весь семестр не любил, он любит только

таких, как Лашина, которые на первой парте сидят, в рот

смотрят и все определения красной пастой подчеркивают.

Господи, так и знала - именно этот проклятый билет, самый

сложный. Вопросы совершенно дурацкие. "Разработка про-

блемы воли в психологии" - я как раз на этой теме не была,

с Сергеем мы тогда по парку бродили...А Ленка как строчит!

Небось, сумела шпору достать, а я сижу неудобно, ему все

видно будет. Данилов пошел отвечать, голос у него против-

ный, скрипучий. Что же там с этой волей? Попробую начать

с третьего вопроса, тут надо на гуманизм напирать -

помню, как он на лекции распинался, что все личностями

являются. Что-нибудь да наплету. Сам-то себя-считает ге-

нием, а пиджак вечно мелом испачкан, и карманы оттопы-

риваются...

Ну что он пристал - "Не по существу", "Обыденные жи-

тейские представления вместо научных знаний", "Не вла-

деете специальной терминологией" - как будто я сама не

знаю. Рассказала же кое-что. На кой черт вообще эта тер-

минология - чтоб ему на кусок хлеба было чем зарабаты-

вать. "Какую тему лучше всего знаете?" - еще и издевает-

ся. Да никакую - все одинаково. Темперамент - это про

Гиппократа: жидкости там - черная желчь, желтая... о, у

меланхолика - слизь преобладает. А дальше? Учила же...

Иван Петрович Павлов выделил свойства темперамента...

Или нервной системы? Собаки у него... Вот собака, наце-

лился двойку ставить. Эту сессию я точно не сдам. Слезу

пустить, что ли? Не поможет все равно. А сегодня в обще-

житии все праздновать будут, радоваться. Ну все, бросаю

дурака валять - засаживаюсь за учебу с завтрашнего дня.

Лучше с послезавтра - завтра куча дел. Как-нибудь обойдет-

ся. Родителям пока ничего не скажу. Плакала стипендия..."

Сходные описания мысленных игр можно найти в рома-

нах Джерома Д.Сэллинджера, Сола Беллоу, Франсуазы

Саган - это один из любимых приемов современной пси-

хологической прозы. Ее персонажи, умело "списанные" с

обыкновенных людей, утратили способность входить в кон-

такт с окружающей действительностью, подменяя его бес-

цельным и бесконечным пребыванием в средней зоне.

Самый простой способ прервать такой монолог - задать

себе несколько коротких вопросов: Что я сейчас делаю? О

чем думаю? Что я в данную минуту чувствую? Чего хочу?

В гештальт-терапии важным является понятие контакта.

Контакт возможен и без сознавания, но сознавания не бы-

вает без контакта. Для того, чтобы жить и удовлетворять

свои потребности, человек должен контактировать с реаль-

ным миром. Но контакт без сознавания не оставляет места

для психических переживаний - впечатлений, мыслей и

чувств. Подобно тому, как мы не чувствуем простыней во

время сна, мы не воспринимаем окружающий мир без со-

знавания. Находясь в средней зоне, человек сознает лишь

то, что придумал сам, и такая иллюзорная реальность уво-

дит его из мира и помещает в тесный кокон вялого, неце-

лостного, невротического существования.

Поэтому, наряду с принципом "здесь и теперь", Фриц

Перлз пользовался также выражением "теперь и как" (now

and how), считая, что эта формула лучше передает суть геш-

тальт-подхода, его интерес к феноменологии, форме пси-

хической переживаний, а не к объяснению причин. Такая

терапия позволяет вернуться от мыслей и разговоров о

вещах (это явление называют эбаутизмом, от английского

слова "about" - "о чем-то, про что-то") к ним самим. Самое

главное - не утратить непосредственности переживания,

причастности к тому, что происходит в данную минуту.

В учебниках по гештальту приводится множество упраж-

нений, с помощью которых можно научиться сознаванию, и

все они одинаково хороши. Мне хотелось бы привлечь вни-

мание к другим способам, которые лишь отчасти напоми-

нают получасовое сосредоточенное разглядывание стула

(9, с.270) или правого ботинка (13, с.22). Этоттип воспри-

ятия был характерен для жителей средневековой Японии и

достиг своего расцвета, по-видимому, в эпоху Хэйан (Х-1Х

век). Окружающий мир воспринимался ими сквозь призму

сложных эстетических и литературных канонов, а целью че-

ловеческой жизни было постижение так называемого моно-

но-аварэ - печального очарования вещей.

Это понятие выражает непосредственное, смешанное с

восхищением удивление, с которым должен относиться чело-

век к окружающим его прекрасным, но недолговечным ве-

щам, в том числе и к собственной жизни. "В эпохи более

ранние, - пишет Т.Л.Соколова-Делюсина, - понятие "аварэ"

обозначало безыскусно-простодушное удивление, рождав-

шееся в душе человека при виде окружающих предметов и

явлений, сочувствие, сопереживание, сожаление, направлен-

ные непосредственно на объект. "Аварэ" выражало чувствоп-

рямое и ясное, пронизанное ощущением вечности, таящемся

в изменчивости. В эпоху Хэйан в понятии "аварэ" появился

печально-трагический оттенок, оно стало выражать ощуще-

ние мимолетности бытия и неотвратимости увядания.

Посредством "аварэ" выражается сущность "моно". "Мо-

но" же-это вещь (предмет или явление), лишенная облика,

вещь вне ее отдельного проявления, сущность вещи. "Мо-

но-но-аварэ" - стремление души к вечным истокам вещей,

желание уловить их ускользающий смысл" (6, т.5, с.47).

Постижение моно-но-аварэ позволяет понять взаимоо-

бусловленность природы и человеческой судьбы, найти и

пережить гармонию внутреннего с внешним, оценить не-

повторимый миг человеческой жизни, прелестный именно

своей краткостью и невозвратимостью. Для этого необхо-

 

дима известная утонченность, которая вырабатывалась го-

дами - разумеется, только в аристократических семьях.

Люди, достигшие умения чувствовать дух моно-но-аварэ,

назывались "проникшими в сущность вещей". Это умение

было совершенно необходимо для придворных, императо-

ра и его многочисленных прислужниц, высших чиновников.

В наиболее яркие и значительные моменты полагалось

складывать стихи, передающие ощущение моно-но-аварэ,

но его легко почувствовать даже в простом перечне назва-

ний покоев императорского дворца: ворота Спокойной ра-

дости, дворец Созерцания истинной чистоты, покои Летя-

щих ароматов, павильон Светлых пейзажей, дворец Явлен-

ного блеска, дворец Восхождения к цветам, покои Гряду-

щей прохлады, ворота Одаривающие светом, дворец Узор-

чатых шелков, покои Застывших цветов...

Вершиной хэйанской культуры принято считать литератур-

ные произведения той эпохи, главное из которых - "Повесть

о принце Гэндзи" ("Гэндзи-моногатари") является непревзой-

денным руководством по сознаванию непрочной прелести

каждого мгновения человеческой жизни. Герой ее, утончен-

ный и прекрасный принц Гэндзи, достиг подлинного совер-

шенства в умении жить "здесь и теперь", и хотя не все мо-

менты его судьбы можно назвать безмятежными, их почти

всюду сопровождала радость спокойного сознавания окружа-

ющего, будь то роскошные дворцовые покои или унылый мор-

ской берег, где Гэндзи провел в изгнании три года. Эта по-

весть относится к классическим образцам литературы геш-

тальта, и чтение любой главы, будь то "Вечерний лик", "Сад,

где опадают цветы", "Юная дева", "Ветер в соснах" или "Дра-

гоценная нить", будет не только действенным, но также пре-

красным и изысканным упражнением в сознавании.

 

Сколь необычным для нашей культуры является такое сознавание,

показывает следующий факт. В процессе подготовки настоящей

главы к изданию редактор и издатель несколько раз предлагали

сократить перечень названий в конце двух предыдущих абзацев.

Ощущение их прелести и очарования реальности, стоящей за именем

(прозвища героинь "Повести": Укифунэ - "ладья в волнах", Аои -

"свидание-цветок", Уцусэми - "пустая скорлупка цикады") оказыва-

ется несовместимым с привычным представлением о беглом чтении

текста, где не должно быть длиннот или остановок для раздумий. Я

предлагаю читателям вернуться к названиям дворцовых павильонов

Сознавание и контакт являются условием активной и пол-

ноценной жизни и удовлетворения человеческих потребностей.

Целостный акт жизненной активности, цикл опыта, согласно

взглядам Перлза, представляет собой непрерывный процесс

созидания и разрушения гештальтов. Гештальт - это целост-

ная структура, описывающая единство и взаимозависимость

потребностей личности, ее собственной активности и окружа-

ющей среды. В гештальт-терапии принята гомеостатическая

модель личности, согласно которой удовлетворение потреб-

ностей необходимо для восстановления равновесия в системе

"организм-среда". Дополненная принципом холистичности

(целостности), который утверждает неразрывное единство и

взаимозависимость тела и психики, эта модель рассматривает

жизнедеятельность здоровой личности как непрерывную цепь

контактов с окружающей реальностью. В ходе последних вос-

приятие под влиянием доминирующей потребности выделяет

главное (фигура) и второстепенное (фон), а удовлетворение

потребности завершает гештальт. С возникновением очеред-

ной потребности этот цикл повторяется.

 

ПЕНТАГРАММА

Когнитивное измерение

 

Аффективное

измерение

 

Соматическое

измерение

 

Социальное

измерение

 

Духовное

измерение

 

Перлз подчеркивал значимость телесных аспектов личнос-

ти и был против их разделения, так называемого mind-body

split-"расщепления на тело и дух"), указывая на изначальную

целостность человеческой природы. Его ученик, основатель

Парижской школы гештальта Серж Женжер, иллюстрирует

многомерность и целостность гештальт-подхода с по-

мощью пентаграммы измерений человеческой активности:

В здоровой психике формирование гештальтов подчиня-

ется принципу first things first - сначала самое важное, и

велика гибкость взаимных переходов фигуры и фона. За-

бота, внимание, интерес, возбуждение и удовольствие ха-

рактеризуют нормальное формирование фигуры/фона, а

спутанность, скука, тревожность, "застревание", смущение

и неуверенность показывают, что этот процесс затруднен.

Любые нарушения и сбои в цикле опыта, а также изъяны кон-

тактной границы трактуются в гештальт-терапии как невроти-

ческие проявления. Рассмотрим их несколько подробнее.

Актуализация потребности приводит к тому, что человек

начинает активно искать возможность ее удовлетворить,

так что в его окружении все, связанное с нею, выступает на

первый план, оттесняя остальное. Ощущение нужды или,

наоборот, ненужности чего-либо усиливает сознавание и

возникает возбуждение, способствующее началу действия.

После того, как потребность удовлетворена и гештальт за-

вершается, следует прерывание контакта или "уход". Одна-

ко цикл опыта может быть нарушен в любом из своих звень-

ев, и такие нарушения являются источниками невротичес-

ких проблем личности.

Нормально функционирующий человек легко и плавно

переходит от цикла к циклу, присутствуя "здесь и теперь" в

каждом из них. Нарушения и сбои оставляют гештальты не-

завершенными, цикл прерывается, и субъект вынужден ос-

таваться в "там и тогда". По мнению Перлза, невротик -

это человек, который не получает удовольствия от жизни в

настоящем, находясь в той или иной форме контакта со своим

прошлым опытом. Незаконченные, непрожитые ситуации бу-

дут стремиться жить за счет актуальных, отнимая у них энер-

гию, а у личности в целом - чувство уверенности в себе.

Незавершенные, "незакрытые" гештальты превращают

человеческую жизнь в хаос проблем, которые постепенно

становятся неразрешимыми. Невротическую личность бук-

вально раздирают на части отдельные фрагменты ее не-

прожитого опыта. "Невротик, - пишет Перлз, - утерял

(если он когда-либо располагал ею) способность органи-

зовывать свое поведение в соответствии с необходимой

иерархией потребностей. Он не может сосредоточиться. В

терапии он должен научиться различать множество потреб-

ностей и поочередно иметь дело лишь с одной из них. Он

должен научиться обнаруживать свои потребности и ото-

ждествлять себя с ними, в каждый момент времени быть

полностью вовлеченным в то, что он делает, оставаясь в

ситуации достаточно долго, чтобы завершить гештальт и

перейти к другим делам" (10, с.ЗЗ).

Гештальт-терапия, используя в качестве рабочего поня-

тия слово "организм" вместо терминов "индивид" или "лич-

ность", постоянно подчеркивает роль потребностей в цикле

жизненной активности. Под их влиянием человек формиру-

ет свое отношение к объектам окружающей среды, оцени-

вая их как положительные, отрицательные или нейтраль-

ные. Он все время колеблется между нетерпением (impati-

ence) и испугом (dread). Сильная потребность требует не-

медленного удовлетворения. Если его не происходит, лич-

ность испытывает нетерпение и испуг-по Перлзу, это эмо-

циональные формы возбуждения при нарушении равновесия.

Оно восстанавливается посредством присвоения позитивных

объектов либо уничтожения, избегания негативных. При этом

почти нет разницы между воображением и действительно-

стью: мы стараемся удалить вредные мысли, неприятные об-

разы или разрушительные чувства из нашего сознания, как

будто те являются нашими реальными врагами.

Самый надежный способ уничтожить врага- разрушить

его или, по крайней мере, обезвредить. Многие люди ли-

шены возможности это сделать, и тогда они прибегают к

магическому уничтожению: закрывают глаза и уши, чтобы

не видеть и не слышать неприятного для себя, или другим

способом уходят из реальности. Магический уход не унич-

тожает саму опасность, а лишь разрывает контакт с ситуа-

цией, воспринимаемой как угроза - идет ли речь о физи-

ческом теле (травма или болезнь), Я-образе (унижение),

модели мира (экзистенциальный вакуум), материальном

благополучии (нищета) или о чем-либо еще.

Уходи контакт сами по себе не являются чем-то здоро-

вым или, наоборот, болезненным. Невроз состоит скорее в

невозможности полного контакта или правильного ухода.

 

Навязчивые действия являются примером неспособности

уйти, а скука (частая жалоба невротиков) возникает в тех

ситуациях, когда человек пытается остаться в контакте с

тем, что не вызывает у него интереса. Диалектика контакта

и ухода составляет сущность психологических событий,

происходящих на контактной границе между субъектом и

предметным полем (организмом и средой). "Контакт со

средой и уход из нее, принятие и отвержение - наиболее

важные функции целостной личности, - считает Перлз. -

Психологические теории, придерживающиеся дуалистичес-

ких воззрений на человека, видят в них противоположно

действующие силы, разрывающие человека на куски. Мы

же рассматриваем их как аспекты одного и того же: спо-

собности к различению (выделено мною - Н.К.). Эта спо-

собность может замутиться и начать плохо функциониро-

вать. В таком случае индивид не способен к естественному

поведению, и мы считаем его невротиком" (10, с.37).

Приведу пример из собственной практики. В одной из

групп студентов, изучавших психотерапию, была девушка

(Лариса P.), предъявившая однажды довольно необычную жа-

лобу: она не могла смотреть фильмы ужасов, триллеры - од-

ним словом, все, относящееся к жанру напряженного дейст-

вия. Она подробно описывала свой страх, истерические ре-

акции (слезы, крик), чувство "упадка" после окончания филь-

ма. В то же время встать и уйти из кинотеатра или от теле-

визора она тоже не могла. Участники группы сперва сочли

проблему мнимой: дескать, не можешь смотреть-не смотри,

и не делай из этого событие. Однако девушка не согласилась

и продолжала настаивать, что эта проблема для нее дейст-

вительно важна. На вопрос о том, почему Лариса так считает,

она дала интересный ответ: я не чувствую себя из-за этого

взрослой, зрелой личностью, раз веду себя как маленький

ребенок (боюсь, хотя знаю, что все "понарошку").

В ходе дальнейших расспросов выяснилось, что сильных

чувств в других ситуациях своей жизни Лариса практически

не испытывает. Она жаловалась на скуку, одиночество, ощу-

щение ирреальности окружающего. Студентка была недо-

вольна своими отношениями с близкими, считала себя бес-

толковой и заурядной, не способной к достижениям и боя-

лась, что люди видят все это и презирают ее. Постепенно

мне стало ясно, что Лариса, как это ни парадоксально, спо-

собна находиться в полном контакте только с фильмами

от них уходит. Неспособность к различению действитель-

ности и фантазии и была причиной того компульсивного

(навязчиво повторяющегося и усиливающегося) поведения,

которое имело место при просмотре таких фильмов. Лари-

са не могла их не смотреть - ей нужно было хотя бы время

от времени находиться в настоящем контакте. После об-

суждения этого в группе Лариса предприняла несколько по-

пыток реального контакта со своими товарищами, привед-

ших к инсайту. Постепенное развитие способностей к контак-

ту в конце концов позволило ей решить свою проблему.

Поскольку невротические затруднения возникают из не-

способности индивида находить и поддерживать правиль-

ное равновесие между собой и миром, то различные виды

невротических защит в гештальт-терапии трактуются как

дефекты контактной границы между личностью и средой, в

том числе и социальной. Размышляя о социальной природе

невроза, Перлз пишет: "Невротик - это человек, на кото-

рого слишком сильно давит общество. Его невроз - защит-

ный маневр, помогающий уклониться от угрозы переполне-

ния миром, который берет над ним верх. Это оказывается

наиболее эффективным способом поддержания равнове-

сия и саморегуляции в ситуации, когда, как ему кажется, все

против него"(10, с. 46). Первоначально автор гештальт-под-

хода описал четыре типа нарушений контактной границы, со-

ответствующих невротическим защитным механизмам-про-

екцию, слияние, ретрофлексию и интроекцию, позднее к ним

добавились еще два - дефлексия и изоляция.

Интроекция - это склонность неразборчиво поглощать

и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгля-

ды, мнения и ценности, без попытки разобраться в них и

критически переосмыслить. Этот механизм лучше всего

объяснить посредством метафор, связанных с едой, как это

сделал Перлз в своей первой книге "Эго, голод и агрессия"

(1947). Интроекция похожа на заглатывание огромных кус-

ков, без ощущения вкуса, неразжеванных. Такую пищу ор-

ганизм не в состоянии переварить и усвоить, так что интро-

екты остаются чужеродными телами. Личность, "набитая"

непереваренными интроектами, постоянно чувствует

экзистенциальный голод, несмотря на тяжесть в желудке от

того, что уже проглочено. Несовместимые друг с другом

установки и мнения приводят к колебаниям, неуверенности,

тревоге. Всю свою энергию интроецирующая личность тра-

тит не на развитие и рост, а на безуспешные попытки при-

мирить внутренние противоречия, избавиться от психоло-

гической "тошноты", составляющей фон ее существования.

Типичными примерами интроектов являются родительс-

кие поучения, мнения учителей, социальные стандарты,

подталкивающие человека к конформному поведению. Не

соотнося все эти внешние требования с потребностями и

желаниями, личность, по образному выражению Перлза,

превращается в нечто вроде комнаты, настолько завален-

ной чужими вещами, что в ней не хватает места для своих

собственных. Интроекция "превращает нас в мусорную кор-

зину, наполненную чуждой и ненужной информацией. Са-

мое худшее состоит в том, что этот материал имел бы для

нас огромную ценность, если бы мы обдумали его, изме-

нили и трансформировали его в себе"(10, с.49).

Проекция, в противоположность интроекции, представ-

ляет собой вынесение вовне внутриличностных процессов

или их причин, попытка сделать среду ответственной за то,

что исходит из самого человека. Он видит мир и других

людей холодными, враждебными, агрессивными, в то вре-

мя как в действительности это его собственные чувства.

Скованная запретами и предрассудками, сексуально оза-

боченная старая дева, подозревающая всех мужчин пого-

ловно в непристойных намерениях - хороший пример нев-

ротической проекции. Другой пример - свойственное мно-

гим представление, будто бы окружающие только и заняты

обсуждением их внешности, поступков или промахов. В

этом случае люди делают предположения, основанные на

их собственной фантазии, не сознавая, что это всего лишь

гипотезы, далекие от реальности. Кроме того, они не осоз-

нают происхождения своих догадок.

В проекции граница между Я и остальным миром как бы

немного сдвигается "в свою пользу", что дает возможность

снять с себя ответственность за те аспекты личности, с ко-

торыми трудно примириться, ибо они кажутся непривлека-

тельными, низкими, примитивными. "Проецирующий нев-

ротик, - пишет Перлз, - неспособен различать грани соб-

ственной целостной личности, которые действительно при-

надлежат ему самому, и то, что навязано извне. Он рас-

сматривает свои интроекты как себя самого, а те части се-

бя, от которых хотел бы избавиться - как непереваренные

и несъедобные интроекты. Посредством проецирования он

надеется освободить себя от воображаемых "интроектов",

которые в действительности являются аспектами его само-

го" (10, с. 53).

Существует несколько видов проекции: зеркальная, при

которой человек находит в других свои черты или свойства,

которые ему нравятся и желанны; дополнительная (комп-

лементарная), когда другим приписываются характеристи-

ки, с помощью которых можно оправдать свои действия и

поступки; катартическая, состоящая в том, что человек осво-

бождается от своих негативных свойств, приписывая их дру-

гим; атрибутивная, когда окружающие наделяются собст-

венными мотивами и потребностями.

Проекция и интроекция тесно связаны между собой, эти

два процесса взаимно дополняют друг друга, образуя про-

странство внутренней несвободы и внешней скованности.

Большинство интроектов связаны с "надо" и "ты должен",

так что, чувствуя их стеснение, личность возлагает ответст-

венность за них на внешний мир (родителей, начальника,

государство) - это и есть проекция. Интроецирующий ин-

дивид теряет свою личностную идентичность, собирая "кусоч-

ки" чужих, проецирующий - разбрасывая ее вокруг себя.

Слияние (конфлюенция) состоит в том, что человек во-

обще не чувствует границы между Я и не-Я, полагает что

он и среда-одно, часть и целое неразличимы. В состоянии

слияния (ребенка с матерью, индивида с группой, влюблен-

ного со своей возлюбленной) происходит полное отождес-

твление с другим или другими, отказ от различий и непо-

хожести, утрачивается чувство реальности собственного Я.

"Человек, находящийся в патологическом слиянии, связы-

вает свои потребности, эмоции и действия в один тугой

узел, и уже не сознает, что он хочет делать, и как он сам

себе не дает этого делать"(10, с.55). Невозможность пре-

рвать контакт (уйти), свойственная слиянию, блокирует пос-

 

ледующие контакты, субъект как бы "зацепляется" за то,

чего уже более не существует.

Механизм слияния лежит в основе множества невроти-

ческих проявлений: это и поведение матери, неосознанно

препятствующей взрослению своего ребенка, и болезнен-

ная ревность, при которой муж или жена не имеют права

провести хотя бы несколько свободных друг от друга часов,

и пресловутое "наших бьют", после которого завязывается

тотальная драка между подростками. Особенно часто пато-

логическое слияние имеет место в семейных (супружеских

и детско-родительских) отношениях. "Неразрывные узы"

хороши лишь в романах, ибо реальные взаимоотношения

не превращаются в оковы только в тех случаях, когда есть

ощущение другого, непохожего и отличного от нас самих.

В таких ситуациях тот, кто перестал выполнять свой "дого-

вор" о слиянии, испытывает чувство вины и раздражение,

а тот, кто продолжает его выполнять, - боль и обиду. Все

это очень далеко от супружеского счастья.

Ретрофлексия значит буквально "обращение назад, на

себя", при этом контактная граница проходит как бы посе-

редине самой личности, и субъект начинается относиться к

себе как к другому человеку. Могут наблюдаться два раз-

личных процесса: или человек делает себе то, что он хотел

бы делать другим (упрекает, обвиняет, наказывает), или

сам делает себе то, хотел бы получить от других (жалеет,

восхищается). Типичные выражения ретрофлексии - "Я до-

лжен владеть собой", "Я стыжусь самого себя", "Я не за-

служиваю своих несчастий/успехов". По словам Перлза,

"интроецирующий индивид делает то, чего от него хотят

другие; проецирующий делает другим то, в чем он сам их

обвиняет; находящийся в патологическом слиянии не знает,

кто кому что делает, а ретрофлексирующий делает себе то,

что хотел бы сделать другим" (10, с. 56).

Дефлексия (уклонение) позволяет избегать нежелатель-

ного контакта (с определенным человеком или аспектом

реальности, слишком тесного или угрожающего). Иногда

дефлексия направлена на уклонение от контакта со своими

собственными желаниями или чувствами. Уклоняющееся

поОведение позволяет личности отгородиться от мира и от

себя самой, усиливая контактную границу, в пределе -

 

делая ее непроницаемой. Дефлексия противоположна сли-

янию, в чрезвычайных ситуациях эти механизмы иногда пе-

реходят друг в друга - и человек мечется от экзистенци-

ального одиночества к публичной демонстрации любви ко

всем и вся.

Изоляция или эготизм - возможно, наиболее тяжелый

тип нарушений контактной границы. Субъект изолирован

как от внешнего мира, так и от внутреннего, он отторгает

других людей с их чувствами и поступками и свои собст-

венные глубинные импульсы. Его поведение большей час-

тью соответствует уровню "клише" и состоит из автомати-

зированных, стереотипных действий, которые никому не

нужны и никого не радуют. Он редко понимается даже до

уровня "ролей", на котором выражена тенденциями мани-

пулировать другими в собственных интересах. Но в состо-

янии изоляции легко достигнуть уровня "тупика", на кото-

ром любое поведение влечет за собой переживание бес-

помощности и безвыходности.

Приведу несколько примеров. Оксана Т., 25-летняя ас-

пирантка, обратилась, как она выразилась, "за консульта-

цией" по поводу того, как ей строить отношения с научным

руководителем, которые зашли в тупик. Она жаловалась на

то, что руководитель (назовем его Сергеем Петровичем)

плохо к ней относится, необъективно оценивает ее работу,

умаляет и принижает все сделанное ею, и совсем по-иному

ведет себя с другими своими учениками - "любимчиками".

Вот фрагменты ее высказываний:

О (Оксана): Сергей Петрович только недавно стал ру-

ководить аспирантами и соискателями, нас у него человек

десять. Он с самого начала выделил некоторых и не то что

помогал - все им делал. И книги давал, и публикации за

них писал, и на кафедре всегда хвалил - где надо, где не

надо. Демидова сделает на копейку, а у него восторгов по

этому поводу - на рубль. Кравченко вообще у него дневал

и ночевал, я такого подхалима давно не встречала. Семе-

нов, тупица известный, раньше лаборантом работал, а те-

перь - прямо надежда отечественной лингвистики.

А я всегда все сама делала, раньше всех диссертацию

на обсуждение сдала. И публикации всегда самостоятельно

писала, никто меня не подгонял. Андрею Кравченко он чуть

ли не запятые в тексте сам расставлял, а у меня прочтет

главу - хвалит, на другой раз принесу уже две - говорит,

что первая никуда не годится. Ему мне нервы помотать -

одно удовольствие. При обсуждении на кафедре других

прямо грудью прикрывает, а в мою сторону - шуточки яз-

вительные.

1 Т (Терапевт): Как Вы думаете, почему Сергей Петрович

jK Вам так относится?

1- О: Он привык, чтобы перед ним все голову наклоняли,

ввалили, комплименты любит- как женщина. Потом, у него

вообще все зависит отличных симпатий и антипатий - если

уж кого невзлюбит - как меня вот - то все.

Т: Можете ли Вы вспомнить какой-нибудь конкретный

эпизод, когда Сергей Петрович отнесся к Вам несправед-

ливо и предвзято?

О: Да хоть десять! Взять, например, поездку в Новоси-

бирск, к предполагаемому оппоненту, профессору Н. День-

ги, хлопоты... Мог ведь заранее мне сказать, что туда ездить

ме стоит. Так нет-вроде договорился, все будет в порядке

мол, езжай. А когда я ни с чем вернулась и рассказала, как

Н. надо мной издевался, Сергей Петрович стал говорить,

что я сама во всем виновата. Дескать, не умею ладить с

людьми. А потом, и месяца не прошло, - предложил мне

распространять журнал, где этот самый профессор Н. -

главный редактор. Я, конечно, сказала, что не буду этого

делать после всех его издевательств надо мной.

Т: Как же Н. издевался над Вами?

О: Ну, я пришла к нему с диссертацией, он раскрыл ти-

тульный лист, прочел название - и отодвинул, говорит, что

ему это не интересно. Я, конечно, стала его просить хотя

бы "по верхам посмотреть", так он почти час не соглашался,

выламывался всячески, на компьютере меня тестировал...

А потом, когда посмотрел, говорит, что все надо менять -

и предмет исследования, и методы, и эксперимент сплани-

ровать по-другому.

Т: Вы иначе представляли себе разговор с профессором Н.?

О: Ну конечно, он должен был посмотреть работу, а не

отказываться сразу после названия. И вообще он двулич-

ный такой, снаружи - Сахар Мёдович, а внутри свои цели.

 

Т: А почему Сергей Петрович предложил Вам принять

участие в распространении журнала профессора Н.?

О: А нарочно. Правда, там была помещена моя статья

про дифтонги в ретророманских наречиях...

Т: Как Ваша статья туда попала?

О: Сергей Петрович "пристроил".

Т: А другие Ваши работы Сергей Петрович тоже "прис-

траивал"?

О: Ну, у нас еще вместе монография вышла, в соавтор-

стве. Так, брошюрка небольшая о каталонском диалекте.

Он ее за свои деньги издал.

Т: А Вы в этом принимали участие?

О: Нет, я только свою часть написала. У меня таких денег

нет, чтобы платить издательству. Ну, ему это и самому нужно

было - иначе бы не потратился. Он скупердяй известный.

Т: А Вашу совместную брошюру Вы помогали распрос-

транять?

О: Нет, я хотела было ее в Москву завезти, но поездка не

состоялась. Он ее сам продавал, а мне дал десять штук -

мол, на, подавись.

Т: Бесплатно дал?

О (гневно): При чем тут "бесплатно"! Я его ни о чем не

просила, идея эту книжку написать вообще моя была - как

методическое пособие. А сколько раз я переделывала, с

набором компьютерным мучилась, деньги за это платила!

Т: Как я поняла, с помощью Сергея Петровича у Вас

вышло две больших, солидных научных публикации. А дру-

гим своим аспирантам он тоже так помогал?

О: А другие и написать-то ничего толкового не способны.

 

Как видно из рассуждений Оксаны, наиболее характер-

ным типом невротической защиты для нее является проек-

ция - преимущественно катартическая и комплементарная.

В отношениях с другими аспирантами и соискателями про-

является дефлексия - Оксана уклоняется от подлинного

контакта и одновременно испытывает одиночество и тоску.

Ревнивая зависть и подсознательное ощущение собствен-

ной неполноценности являются прямым следствием невоз-

можности вступать в искренние, подлинные отношения со

значимыми лицами. Ее представления о том, что должны

 

делать другие люди (руководитель, предполагаемый оппо-

нент) - это мощные проекции, находясь под властью кото-

рых, Оксана совершенно не способна к объективной оценке

их реального поведения. А поскольку патологическая про-

екция составляет такую же часть субъекта, как и импульсы,

которым она противодействует, личность фактически "вою-

ет" сама с собой - со своими негативными представлени-

ями и чувствами, т.е. налицо тяжелая изоляция, эготизм,

замкнутость и "зацикленность" любых действий и поступ-

ков. Судя по всему, отношения с Сергеем Петровичем у

Оксаны достигли тупика - третьего уровня невротического

поведения, поскольку на уровне ролей отношения оказа-

лись исчерпанными, а настоящий контакт с ним она уста-

новить не способна.

Целью гештальт-терапии является разблокирование со-

знания и обретение способности сознательно регулировать

контактную границу. Интроекты должны быть опознаны и

пересмотрены, часть из них может быть отвергнута (многие

терапевты, вслед за Перлзом, описывают красочные сцены

"отрыгивания" непереваренных интроектов в форме рвоты

и плевков), другая часть ассимилируется, усваивается кли-

ентом. Проекции заменяются подлинными реальными дей-

ствиями и отношениями, освобождается ретрофлексивный

энергетический потенциал, укрепляется (при слиянии) или

ослабляется (при дефлексии) контактная граница. Однако

терапевтическое вмешательство не ограничивается одной

только коррекцией невротических механизмов, такая задача

обычно является частной, одной из многих. Стратегия геш-

тальт-терапии определяется помощью в достижении зрелости.

Перлз считает, что люди обращаются за помощью к пси-

хотерапевту в том случае, когда не удовлетворяются их

самые главные, экзистенциальные потребности. Не обла-

дая тем, что называется опорой на самого себя, самопод-

держкой (self-support), невротик пытается обрести эту под-

держку извне. В отличие от зрелого, взрослого индивида,

способного доверять своему мнению и интуиции, контро-

лирующего свои ресурсы и автономного, невротик стремит-

ся управлять другими людьми так, чтобы они удовлетворяли

его потребности, в том числе (и в первую очередь) экзис-

тенциальные. Он может достичь совершенства в искусстве

манипулирования. "Проблема невротика состоит не в том,

что он не умеет манипулировать, а в том, что его манипу-

ляции направлены на поддержание и лелеяние его непол-

ноценности, а не на освобождение от нее. Если бы столько

же ума и энергии, сколько невротик вкладывает, чтобы за-

ставить окружающих поддерживать его, он посвятил тому,

чтобы научиться опираться на самого себя, он непременно

преуспел бы в этом" (10, с. 63).

Отсутствие автономности и зрелости является прямым

следствием невротического самопрерывания контакта с

миром: невозможно положиться на себя, так функциони-

рующего. Это похоже на человека, который одновременно

идет по мосту через пропасть и выдергивает у себя из-под

ног доски этого моста. Здесь и сейчас он стоит всего на

одной доске, и именно она удерживает тело над пропастью.

Научиться сознавать каждое мгновение своей жизни - зна-

чит идти по мосту, твердо ступая именно на ту доску, кото-

рая сейчас под ногами. Перефразируя слова известного

романса, можно сказать: есть только миг между прошлым

и будущим, именно в нем переживается жизнь.

Итак, в любой момент времени человек способен к пол-

ноценному, подлинному контакту с миром. Он знает, как

вступать в такой контакт, но у многих это знание сопровож-

дается запретом: нельзя смотреть на незнакомого человека

больше минуты, совершенно недопустимо прикасаться к

собеседнику, если он не близкий друг, нельзя чувствовать

то, что ты чувствуешь, следует чувствовать то, что следует.

Таких запретов множество, и каждый из них запускает раз-

нообразные механизмы невротической защиты. А форми-

руются они еще в детстве, когда, например, трехлетнего

ребенка угощают особенно липким и противным лакомст-

вом. Жизнерадостного малыша, собравшегося зашвырнуть

эту гадость подальше, немедленно призывают к порядку:

"Ты же не хочешь обидеть дедушку, который тебя так лю-

бит? А то он в следующий раз не принесет тебе паровозик,

как обещал." И ребенок начинает есть, а чувство отвраще-

ния он должен преобразовать в благодарность дедушке и

любовь к нему. Конечно, столь рафинированным формам

невротического поведения трудно выучиться сразу, но

большинство людей успешно овладевают всеми типами не-

вротических защит уже в 10-12 лет. И дальше годами тре-

нируются, добиваясь порой подлинного совершенства. Вот

пример:

Клиентка (К) - молодая женщина, испытывающая труд-

ности в отношениях с мужем, в которых она винит свекровь,

слишком сильно, по ее мнению, вмешивающуюся в их се-

мейные дела. Она рассказывает:

К: Больше всего мне не нравится, как мой муж строит

нашу повседневную жизнь. Мы оба работаем, но он боль-

шую часть времени может работать дома (он программист).

Когда я прихожу с работы, все сразу наваливается: и готов-

ка, и уборка, и ребенка уже из садика привели. А он требует

внимания, говорит, что за целый день без меня соскучился.

Я же не могу все дела бросить, потому что ему срочно надо

со мной пообщаться, и злюсь, что он этого не понимает. А

когда я все переделаю, он сидит надутый и говорит, что ему

ничего этого не надо, он меня целый день ждал и т.д.

Т: А если ему поручить часть домашних дел?

К: Ох, это еще хуже. Я себя такой виноватой чувствую...

И начинаю думать, что такое вряд ли кому из мужчин пон-

равится - заниматься домашними делами, пока жена на

работе. Я и на работе постоянно дергаюсь, если задержи-

ваюсь - представляю себе, что вот он сам начал еду гото-

вить, или, еще хуже, мамочка его пришла и у нас распоря-

жается.

Ts Когда приходит свекровь, что она делает?

К: Ну как же, начинает демонстрировать, какая я плохая

жена - обязательно найдет что-нибудь, что я забыла сде-

лать, хотя давно пора было, и займется этим. И, конечно,

на глазах у мужа. Я молчу-сказать мне нечего, хотя внутри

все прямо кипит. Но как это выскажешь? Придерусь к чему-

нибудь, и мы поссоримся - вроде из-за пустяка, но каждый

знает, из-за чего на самом деле. Мы часто ссоримся по

мелким поводам, но внутри всегда есть другая причина.

Т: Какие конфликты Вы считаете самыми неприятными?

К: Ну, эти... На почве секса. Вы уж извините, но моему

мужу может захотеться когда угодно - и он начинает при-

ставать в самые неподходящие моменты. И страшно злится,

что я отказываюсь, хотя должен понимать, что ради этого

нельзя все бросать по его первому зову. А вечером, когда

мы ложимся спать, я говорю - мол, давай. А он отвечает:

"Секс-дело спонтанное". И нарочно повернется к стене и

спит. Идиотизм какой-то. А утром, когда времени нет, и на

работу бежать надо, и ребенка в садик вести, он опять го-

тов, как пионер. Но я не могу потакать всем этим дурацким

капризам, в жизни должен быть какой-то порядок...

В семейной жизни у этой женщины сложился целый "бу-

кет" невротических форм поведения. Придя с работы, она

"запускает" поведение, основанное на бог весть когда про-

глоченных интроектах на тему "у хорошей хозяйки всегда

порядок в доме". Контакт с мужем она блокирует, система-

тически обесценивая и подавляя проявления его любви, не-

жности и заботы, отталкивая его ради второстепенных хо-

зяйственных дел. Естественно, тот обижается - кому при-

ятно быть шестым приоритетом после стирки, уборки и кор-

мления рыбок в аквариуме. Подлинные мотивы поведения

свекрови ее совершенно не интересуют - та плоха уже по

определению (потому что свекровь). Если с мужем контакт

время от времени все-таки происходит, то со свекровью,

скорее всего, его никогда и не было. Сексуальная сторона

брака вообще напоминает ситуацию из мультфильма "О

том, как гном покинул дом, и что произошло потом": гном

и дом разыскивают друг друга, бродя по лесу, и никак не

могут встретиться ("Гном вернулся - дома нет. Дом вер-

нулся - гнома нет"). Не удивительно, что, когда "В лесу

густом повстречались гном и дом", эта встреча приносит

молодым супругам не слишком много радостей.

А ведь ликвидировать всю эту неразбериху очень про-

сто - стоит лишь научиться сознаванию и контакту. Ощу-

тить свои подлинные потребности и желания, выразить их.

Услышать и понять мужа, свекровь. Позволить себе хоть

немного спонтанности и сколько угодно нежности и ласки -

в любое время, в любом месте, проявлять самой и прини-

мать от мужа. Объединить в одном акте жизненной актив-

ности сущность и существование в целостный гештальт се-

мейного счастья.

О том, что полное сознавание не только возможно, но и

легко достижимо при желании, прекрасно сказал известный

гештальтист Джон Энрайт: "Мы живем по одну сторону сте-

ны. По другую сторону - полная свобода и полное осозна-

ние, а мы по эту сторону. Толщина стены, самое большее,

90 секунд, и в каждый момент есть дверь сквозь стену, но

дверь все время меняет положение. Дверь, которая про-

пускала вчера, не пропустит сегодня, но всегда есть дверь,

которая откроется. Если только вы найдете ее, вы будете

свободны за секунды, это не потребует большего. Вы всег-

да можете прожить целую жизнь за 90 секунд в этом месте

свободы" (19, с. 20).

Свобода и полное сознавание - слишком опасные цен-

ности для невротической личности, которая предпочитает

гораздо комфортнее устроится в жизни посредством конт-

роля. Разумеется, чем более значимым является объект,

тем более полным должен быть контроль. Поэтому наибо-

лее жестким бывает контроль над своими чувствами, жела-

ниями, потребностями, а также над Значимыми Другими. В

отличие от любых объектов внешнего мира другой человек

в поле восприятия всегда представлен как ТЫ. Если, конеч-

но, не присутствует проекция (приравнивающая ТЫ к Я),

интроекция (превращающая ТЫ в ОНО внутри меня), слия-

ние (Я растворяется в МЫ), ретрофлексия (разделяющая

на Я и не-Я), дефлексия (поблизости вообще никого нет,

никакого ТЫ не существует). Наверное, самый простой спо-

соб взаимодействия Я и ТЫ содержится в знаменитой "Мо-

литве гештальтиста":

 

Я - это я, а ты- это ТЫ.

Я делаю свое дело, а ты свое.

Я живу в этом мире не для того,

чтобы соответствовать твоим ожиданиям,

А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим.

И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно.

Если нет - ничего не поделаешь.

 

Но большинство людей не знают этой молитвы, и с утра

до вечера озабочены только одним - как удержать контроль

над своими близкими и друзьями, как сделать его еще

более эффективным? Желание контролировать свойствен-

но прежде всего тем, кто не чувствует себя в безопасности.

Но люди, которые достигли особых успехов в стремлении кон-

тролировать Других, обычно очень несчастны. Стоит лишь

вспомнить о чувствах, которые возникают, когда кто-нибудь

пытается контролировать Вас. На самом деле любить челове-

ка - значит давать ему достаточно свободы для собствен-

ного роста и развития. Любовь, как и нравственность, на-

чинается там, где кончаются рамки запретов и предписа-

ний - а человек все-таки любит, не убивает и не крадет,

хотя его никто не контролирует и не накажет за невыпол-

нение обета. Как замечает Дж.Рейнуотер, возлюбленные,

которые вольны уйти, всегда возвращаются, возлюблен-

ные, которые вольны в своих чувствах, всегда интересны.

И мужчина, который приходит к Вам по своему желанию,

скорее будет держать Вас всю ночь в своих объятиях, чем

тот, которому просто негде спать (13).

Самые крайние формы контроля являются настоящим

шантажом, это болезнь и угроза самоубийством. Я думаю,

многие люди сталкивались с таким поведением со стороны

своих близких. Время от времени об этом заходит речь на

группах гештальта, и поразительно то огромное чувство ви-

ны, которые испытывает шантажируемая сторона. Во мно-

гих случаях дело обстоит так, как будто шантажист имеет

право на то, что он делает. Вот пример:

В одной из учебных групп своим невротическим поведе-

нием привлекала внимание молодая женщина (Татьяна P.).

От нее, что называется, разило неблагополучием, но при

этом она ни разу не захотела рассказать о своих проблемах.

В групповой работе наиболее часто выражаемыми чувства-

ми у нее были гнев, ярость и агрессия, причем направлен-

ные строго на участников-мужчин. Подводя итоги очеред-

ного занятия, терапевт однажды сказала о своем чувстве

неудовлетворенности тем, что делает Татьяна и спросила,

верна ли ее догадка, что ей самой это не нравится. После

этого Татьяна пришла на индивидуальную встречу с тера-

певтом, где рассказала следующую историю. Более двух

лет назад у нее начался роман с молодым человеком, Алек-

сандром Т. Отношения поначалу складывались очень хоро-

шо, хотя у Александра были, как она выразилась, "некото-

рые трудности в постели".

В течение года они "были очень счастливы", а затем с

обеих сторон началось постепенное охлаждение. Татьяна

обладала властным характером, любила командовать, а бо-

лее мягкий Саша подчинялся. Этот привычный паттерн от-

ношений не .нравился ни ему, ни ей - клиентка называла

Александра рохлей и слабаком, он, естественно, обижался,

приятели посмеивались... К тому же завершилась работа,

которая раньше их объединяла, интересы все больше рас-

ходились, общих ценностей осталось мало. Было очевидно,

что отношения исчерпали себя.

И тут, по словам Татьяны, Саша повел себя более чем

странным образом: он настаивал на продолжении связи,

так как в качестве сексуальной партнерши Татьяна ему

"идеально подходила". Разговоры о разрыве быстро выро-

дились в серию бурных скандалов, в ходе которых Алек-

сандр упрекал клиентку в том, что она "сделала его импо-

тентом, а теперь хочет бросить". Татьяна злилась, говорила

ему "ужасные гадости", и в то же время чувствовала свою

вину. Александр обратился к сексопатологу, особого толку

из этого не вышло, и в конце концов он стал угрожать Тать-

яне самоубийством, если она его бросит. Эта ситуация и

стала предметом обсуждения.

Т: Как Вы сами воспринимаете сложившуюся ситуацию?

К.Ї Вообще все это ужасно и позорно. Я его видеть не

могу, особенно когда начинается это нытье о "подорванном

здоровье". Никогда в жизни не подумала бы, что мужик мо-

жет так себя вести. А самое противное - что любой, самый

грандиозный скандал тут же прекращается, стоит мне лечь

с ним в постель.

Ts Как бы Вы хотели поступить?

К: Самое горячее желание - не видеть его никогда в

жизни. Временами он меня так донимает, что я бы его уби-

ла, честное слово. Но в то же время я понимаю, что ом во

многом прав - это жизнь со мной его таким сделала. Ко-

нечно, я сама во многом виновата, хотя и он хорош-лучше

некуда.

Т: Но, если судить по Вашему поведению, Вы не очень-то

стремитесь к полному разрыву. Что же мешает Вам уйти,

если этого так хочется?

К: Понимаете, я ведь во всей этой истории выгляжу тоже

не лучшим образом. Его обвинения не то чтобы совсем

справедливы, но в них есть доля истины.

Т: Вы испытываете вину? Расскажите о своем чувстве

подробнее.

К: Сейчас я скажу одну странную вещь. Когда он грозит-

ся с девятого этажа прыгнуть, я понимаю, что это я его

довела. И говорю ему такое, что действительно прыгать

впору. Получается, что я ему мщу за то, что он по моей вине

несчастен. Он, наверное, прав, когда говорит, что я - ис-

чадие ада.

Т: Вы мстите сознательно?

К: Практически да. Иногда мне прямо хочется, чтобы он,

наконец, прыгнул - и все это закончилось. Но, с другой

стороны, все эти угрозы - скорее всего, пустой звук. Но

как он вообще смеет мне угрожать! Одним словом, ситуа-

ция безвыходная. Конечно, Вы, наверное правы - надо

уйти. Но ведь он способен нарочно что-нибудь с собой сде-

лать, чтобы я потом всю жизнь себя злодейкой чувствовала.

Т: Мы недавно разбирали в группе ситуации такого рода.

К: Да, я прекрасно понимаю, что это самое что ни на

есть невротическое слияние. Но у меня проблема не в том,

чтобы из такого слияния выйти. Тут другое. Я


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.051 сек.)