Тема 1.3. Развитие взглядов на общество


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 2862


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

С давних пор люди пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы — это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т.д. Совокупность мифов называется мифологией. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах об отношении мироздания с его законами и людей также пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным.

Многие основные положения его были сформулированы еще в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Так Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквинский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и который развивается в соответствии с волей Бога. В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, который заключили люди для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители договор­ной теории (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.) раз­вили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых "естественных прав", то есть таких прав, которые человек получает от рождения.

В этот же период философами было выработано и по­нятие "гражданское общество". Гражданское общество рассматривалось ими как "система всеобщей зависимо­сти", в котором "пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действи­тельны и обеспечены" (Г, Гегель).

В XIX веке часть знаний об обществе, которые посте­пенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе — со­циологию. Само понятие "социология" было введено в на­учный оборот французским философом и социологом О.Контом. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функ­ционирования всей общественной системы в целом. В этом же разделе рассматриваются основные обществен­ные институты: семья, государство, религия, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия. Предметом изу­чения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О.Конта, выступает духовное и умственное развитие че­ловечества.

Новым этапом в разработке проблем социального раз­вития стала материалистическая теория марксизма, со­гласно которой общество рассматривалось не как простая сумма индивидов, а как совокупность "тех связей и от­ношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Определяя характер процесса развития общества как естественноисторический, со своими специфическими социальными законами, К.Маркс и Ф. Энгелье разрабо­тали учение об общественнэкономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие oопределяется его экономической сферой. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства тем самым они производят свою материальную жизнь которая является основой общества, его фундаментом Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т.д. А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей.

Человеческое общество проходит в своем развитий пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующему:

1. Данное понимание исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства в реальной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т.е. гражданское общество.

2. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т.д., и какое влияние оказывает на них материальное производство.

3. Оно считает, что каждая ступень развития общества задает определенный материальный результат определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обуславливает социальные, политические и духовны процессы, происходящие в обществе.

Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретациям, которыми сам он был очень недоволен. В конце XIX века, когда марксизм занял одно из ведущих мест в европейской теории общественного развития, многие исследователи начали упрекать Маркса в том, что все многообразие истории он свел к экономическому фактору и те: самым упростил процесс развития социума, состоящий из самых различных фактов и событий.

В XX веке материалистическая теория общественно; жизни была дополнена. Р.Арон, Д.Белл, У. Ростоу и др. выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе не просто развитием его экономики, а конкретно изменениями техники и хозяйствен ной деятельности людей, которыми были сформулированы в теории индустриального и постиндустриального общества. Первая — теория индустриального общества (Р. Арон) — описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому "индустриальному" обществу. Основные признаки индустриального общества

а) широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества;

б) механизация и автоматизация производства и управления;

в) научно-техническая революция;

г) высокий уровень развития средств связи и транспорта;

д) высокая степень урбанизации;

е) высокий уровень социальной мобильности.

С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обуславливают процессы во всех иных сфер общественной жизни. 1

Данная теория была популярна в 60-х годах XX вея В 70-х годах она получила дальнейшее развитие во взглядах американских социологов и политологов Д. Белл З. Бржезинского, А. Тоффлера. Они считали, что любит общество проходит в своем развитии 3 стадии:

I стадия — доиндустриалъная (аграрная);

II стадия — индустриальная;

III стадия — постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (З. Бржезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй — промышленность, на третьей сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно и технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сфера общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.

Начиная со второй половины XIX века предпринимались многообразные попытки объяснить социальную реальность при помощи данных конкретных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г. Спенсер, М. Ковалевская,
З. Фрейд, Ж. Пиаже, И. Пригожий и др.).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)