Развитие хореографической самодеятельности в СССР 1930-х – начала 1950-х гг.


Дата добавления: 2014-05-29 | Просмотров: 621


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Особенности развития хореографии 1930-х – нач. 1950-х гг.

- создание устойчивой институциональной сети танцевального искусства;

- обеспечение хореографической самодеятельности новой идеологией;

- формирование репертуарного канона.

 

А. Институциональная история советской хореографической самодеятельности 1930-х – нач. 1950-х г.

1) 1931 – 1932 гг. – первые недели, слеты, олимпиады республик и народов. (Впечатление И. Моисеева об одной из них: «К черту теперь классиков! Я нашел здесь себя!»).

2) Август 1932 г. – Всесоюзная олимпиада самодеятельного искусства.

3) 1932 – создание «секции художественного движения» (школы танца), затем – студии классического танца ЦКПиО.

4) Развитие сети хореографических (эстрадно-балетных) кружков: 20 – 50 участников без четкой репертуарной направленности.

5) 1935 – Международный фестиваль народного танца в Лондоне.

6) 1936 – Театр народного творчества (главный балетмейстер – И. Моисеев).

7) 1936 – Всесоюзный фестиваль народного танца (свыше 200 народных танцев 42-х народов СССР).

8) 2-я пол. 1930-х гг. – формирование профессиональных ансамблей песни и пляски. Эталонный – Государственный ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева (1937).

9) Формирование хореографических коллективов двух типов:

- хореографические кружки общего типа;

- ансамбли народного танца.

10) 1930-е гг. – образование всесоюзного и республиканских Домов народного творчества и профсоюзных домов самодеятельности).

11) 1941 – организация ансамблей песни и пляски во всех армиях.

12) Расширение географии классического танца за счет эвакуации музыкальных театров и хореографических училищ.

13) 2-я пол 1940-х гг. – влияние военных ансамблей на формирование ансамблей народных танцев в Болгарии, Чехословакии, Польше и др. будущих соцстранах.

14) Нач. 1950-х гг. – иерархия советской хореографии:

- «русская классическая школа» (советский балет);

- постановки «по народным мотивам» (ансамбли народного танца);

- студии бальных народных танцев;

- «танцы народов СССР»

Б. Идеологическое обеспечение советской хореографии (подробно см. приложение к лекции 2):

- советская «народность» (фольклор как материал для профессиональной переделки, отождествление народного и социалистического);

- реабилитация «бодрого искусства танца» (визуальное обеспечение оптимизма эпохи).

 

В. Формирование репертуарного канона

1) Основа репертуара – на изучении основ классического, историко-бытового, характерного и народного танца.

2) Однообразие репертуара (московский смотр 1938 г. – 90 танцевальных номеров, в том числе 17 гопаков, 17 русских, 10 белорусских, 10 северокавказских, 6 матросских, 5 молдавских).

3) Игнорирование чистоты национального стиля (напр., включение элементов лезгинки, гопака, цыганского танца в русский танец).

4) Отказ от гендерной специфики (напр., женская присядка).

5) Ориентация на профессиональных хореографов (популярность упрощенных переложений классики («Яблочко» из «Красного мака», половецкие пляски из «Князя Игоря»).

6) Преобладание сюжетного танца на колхозную тему, тему нового быта, достижений или войны (на смотрах с 1943 г.).

 


1 | 2 | 3 | 4 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.13 сек.)