Формирование политических партий и организаций на рубеже веков


Дата добавления: 2014-05-29 | Просмотров: 1554


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

В течение более 70 лет советская историография основной упор делала на изучение левого спектра в политической палитре России начала XX века и, особенно, в изучении истории РСДРП. Крупным обобщающим трудом по истории политических партий России в советской историографии является

коллективная монография “Непролетарские партии России. Урок истории” (М., 1984). В соответствии с принятой классификацией, партии разделены на три основные группы: помещичьи, буржуазные и мелкобуржуазные. Национальные партии, в зависимости от их политической ориентации, выделены в отдельную группу.

В последнее 20-летие были преодолены стереотипы, когда история российской многопартийности сводилась к борьбе КПСС с “помещичьими, буржуазными и мелкобуржуазными партиями”и основном преодолена “краткокурсовая” методология, включавшая в себя трактовку истории политических партий исключительно с позиции исторической правоты большевизма; В научный оборот был введен огромный комплекс документов, позволяющих осветить различные стороны деятельности крупнейших российских партий, опубликованы научные монографии по отдельным партиям, движениям и политическим лидерам, издана энциклопедия Политические партии России (конец XIX – первая треть XX века.) М., 1996.

и обобщающие труды. “История политических партий России” (под. ред. А.И. Зевелева, М., 1994) и “Политические партии России: История и современность” (под ред. А.И. Зевелева, Ю.П. Свириденко, В.В. Шелохаева. М., 2000)

.Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993,

Программы политических партий России. (Конец XIX – начало XX века.) М., 1995.

Самодержавие и политические партии в России. Вып. 1-2., М., 1995-1996.

 

Незавершенность социального структурирования общества и мощные традиции духовности, интереса и даже преклонения перед печатным словом способствовали тому, что политические партии создавались не столько на основе социальных интересов, сколько идей , причем эти идеи чаще всего были заимствованы на Западе. Российские партии, таким образом, складывались не столько на основе различных социальных общностей, сколько насаждались интеллигенцией. В условиях незавершенности классообразования и отсутствия представительных учреждений интеллигенция брала на себя роль выразителя интересов различных социальных групп, создавала и «обслуживала» практически все партии, действуя в партийном строительстве подобно катализатору. Она как бы компенсировала отсутствие мощной, политически консолидированной буржуазии. Активную, до сих пор недооцененную роль в создании партий играло и дворянство, а также земские и иные общественные структуры. На Западе большинство партий создавалось из парламентских фракций или во всяком случае в связи с выборами в представительные органы власти. В самодержавной России многие, в том числе и относительно массовые, партии, возникли еще до создания Думы (например, Бунд в 1904 г., по оценкам своих руководителей, насчитывал от 23 до 30 тыс. человек, РСДРП к лету 1905 г. — 26,5 тыс. членов).
Уникален был сам порядок образования партий в России. Прародителем российских политических партий выступала «Народная воля» (1879— 1882). Однако первыми в стране появились национальные партии, причем почти все они в той или иной мере использовали социалистическую идеологию: Гнчак (1887 г.), Дашнакцутюн (1890 г.), Социал-демократия Королевства Польского (1893 г.), Литвы (1896 г.), Бунд (1897 г.) и др. Несоциалистические национальные партии возникли несколько позднее — в начале XX века. (Исключение составляла, в частности, Польская национально-демократическая партия, образовавшаяся в 1897 г., а ее основа — Польская лига возникла еще в 1887 году.) Опережающему созданию подобных партий способствовали начало кризиса империи, рост национального самосознания (особенно заметный на фоне незавершенности формирования классов и классовой самоидентификации), а также наличие в составе России народов с относительно высокой культурой и мощными заграничными диаспорами.
На рубеже веков образовались собственно российские социалистические партии: РСДРП (1898—1903 гг.) и партия социалистов-революционеров (1901—1902 гг.) Возникновение нелегальных политических течений и организаций в ряде случаев начиналось с отпадения их будущих членов, групп интеллигентов от социал-демократии. Окончательно отколовшиеся от РСДРП «легальные марксисты» сыграли важную роль в создании в 1902 г. либеральной группы «Освобождение», во главе которой встал Струве.
В 1899 г. возник кружок «Беседа», а в 1903 г. — гораздо более влиятельные либеральные организации: Союз освобождения и Союз земцев-конституционалистов. Организационное оформление либералов, по их собственному признанию, подталкивал рост революционного движения, опасение того, что «в самый важный и критический момент» их могут потеснить другие элементы, «более крайние и решительные» [22]. В свою очередь, в ответ на активизацию либералов в 1900 г. возникла традиционалистско-монархическая организация (поначалу культурно-просветительского толка) Русское собрание. Рост революционного движения привел к образованию в 1901 г. первых зубатовских рабочих организаций — «Общества взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве» и «Еврейской независимой рабочей партии», рассматривавшейся как противовес Бунду.
В 1902 г. под руководством зубатовских организаций в Москве состоялась монархическая манифестация рабочих, в которой приняли участие 50 тыс. человек. В 1903 г. возникло гапоновское общество фабричных и заводских рабочих (порождение зубатовщины, но уже без Зубатова), которое к концу следующего года насчитывало до 20 тыс. членов и являлось самой массовой и мощной организацией Санкт-Петербурга. Рядом с ней сила нелегальных социал-демократической и иных революционных партий, по словам меньшевиков, «казалась почти ничтожной». Примечательно, что попытки социал-демократов организовать демонстрации в обеих столицах в ноябре — декабре 1904 г. провалились, а по призыву Гапона на улицы Петербурга 9 января 1905 г. вышло 150 тыс. человек, что застигло социал-демократов врасплох [23].
Таким образом, в начале XX в. организационно оформляются основные политические течения. При этом в ходе «утробного», скрытого формирования партийной системы явное преимущество получают партийно организованные социалисты и «националы». Образование либеральных и традиционалистско-монархических партий относится лишь к 1905—1906 годам. Такой «задержке» способствовали прежде всего относительная слабость, политическая пассивность российской буржуазии и существовавший политический режим, не допускавший легальных партий.
Относительная слабость либералов, то есть партийного центра (точнее, левого центра) и наличие мощных (к тому же непримиримо враждебных друг другу и либералам) флангов, представленных социалистическими и традиционалистско-монархическими партиями, составили особенность партийной системы России.

Само появление и деятельность партий отражали прежде всего нараставший конфликт между модернизацией и традиционализмом, наложившийся на глубокий социокультурный раскол «низов», и «верхов» общества и обостренный искусственным торможением социально-политического реформирования страны, резким ростом общественных ожиданий и массового движения в середине 90-х годов XIX века.
Проявлявшиеся в пореформенное время кризисные явления в православии способствовали «высвобождению» некоторого идейного пространства, которое и заполнялось постепенно различными идеологиями, в особенности социалистическими. Этому способствовали болезненность, конфликтность общественно-политического развития, рост социальной напряженности, оппозиционных и революционных настроений в обществе к началу XX века. Социалистические идеи, несмотря на свое «западное» происхождение, оказались близки некоторым духовным традициям, русскому национальному характеру своим радикальным, бескомпромиссным и коллективистским духом, стремлением к абсолютной справедливости, равенству, а в целом — известным сходством с евангельским христианством. «В особенности социализм служил, той колыбелью, в которой пестовалась наша политическая мысль», - подчеркивал кадет А.С. Изгоев. «Русский марксизм исполнил ту задачу, которая везде в других странах выпадает на долю либерализма», — делал вывод известный «легальный марксист», а затем либерал (кадет) П. Б. Струве .
Распространение либеральных идей затруднялось из-за относительной
слабости и аполитичности потенциально важнейшего их носителя — буржуазии, а отчасти и в силу политики властей. До 1895 г. правительство не обращало внимания на социал-демократическое движение. Да и затем оно спокойно относилось легальному марксизму, но боялось конституционализма. Главное же, идеи либерализма были объективно чужды системе ценностей и социальному положению большинства населения страны.

 

Большевизм в историографии

- "Вехи": продолжение народнической духовной традиции, примат силы над правом, связующее звено между патриархально-феодальным способом мировосприятия и производственно-техническими ценностями новой исторической эпохи.

- евразийство: большевизм - закономерная расплата за грехи "европеизации"

- меньшевистская концепция: для большевизма характерны якобинский максимализм, приверженность к авторитарным методам, претензия на тотальный контроль над революционным движением, боевизм, упрощение марксизма. пренебрежение демократическими традициями европейских стран, сильная политическая воля

- ленинская трактовка: большевизм - единственный наследник революционной теории марксизма, единственное политическое течение, которое верно уловило смысл новой исторической эпохи, создание партии нового типа отвечает историческим задачам пролетариата

- современные трактовки: это реванш за унижения. которые принес России Запад, это синтез традиционализма, усеченного либерализма и утилитаризма, это мобилизационная модель, наиболее полно учитывающая задачи общества и менталитет

 

5. Революция 1905-1907 гг.

Понятие революции -Понятие «революция» появилось в конце ХУШ в. в результате сравнительного анализа английской, американской и французской революций. Либералы (Гизо, Токвилль, де Сталь) заложили позитивное отношение к революциям, сравнивая их с локомотивами истории. В марксизме представление о революции как неизбежном, закономерном событии, предопределенном всем ходом общественного развития.

Революция - это социально-политический конфликт, такой конфликт, в который вовлечены широкие социальные слои, массовые движения, а также политическая элита. Это сопровождается расколом существующей социальной элиты и либо сменой властной элиты, либо ее существенным дополнением представителями иных социальных слоев. Важный признак революции (в отличие от локального бунта) - раскол в масштабе всего социума (общенациональный характер там, где сложилась нация); это социально-политическая конфронтация по поводу смены системообразующих принципов организации общества, преодолевающая существующую легитимность

В зарубежной историографии есть сомнение по поводу того, можно ли понятие революция применять к событиям 1905-1907 г. Дж. Кип в работе «Начало социальной демократии в России» пишет:«термин “русская революция 1905 года” слишком устоявшийся и удобный, чтобы от него отказываться», но есть все основания утверждать, что такого события не было». Ортодоксальный марксист мог бы оспорить определение «революция» по отношению к событиям 1905 года, поскольку политическая власть так и не перешла от одного класса общества к другому. У немарксистов, определяющих революцию как фундаментальное изменение системы законов, термин «революция» тоже мог вызвать сомнения, поскольку царская власть сохранила верховенство, хотя и была явно ограничена".


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)