Предмет и методы теории государства и права


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1533


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Любая область знаний в качестве необходимого элемента включает теорию. Теория - это система знаний, которая фиксирует внутреннюю природу явлений, то, какими они должны быть согласно своей сущности. Таким же образом, теория государства и права является областью знаний, которая посвящена сущности права. Теория государства и права является общей наукой о государственно-правовых формах жизни общества, она изучает право и государство в теоретическом обобщенном их понимании. Предметом теории государства и права являются общетеоретические аспекты права и государства. К предмету относятся общие закономерности возникновения и развития права и государства как социальных явлений, особенности функционирования их в различные исторические эпохи и в разных странах, главные черты, характеризующие право и государство, отличие права от других норм. Предмет теории государства и права раскрывает сущность права и государства в их взаимосвязи с другими социальными явлениями, даёт возможность получить представление о функциях права и государства в обществе. Государство и право тесно взаимосвязаны, взаимно обуславливают друг друга. Государство устанавливает правовые нормы и обеспечивает их исполнение. Право закрепляет структуру государства, его функции, компетенцию и тем самым вносит чёткую определённость в осуществление государством политической власти. Теория государства и права изучает эти институты в единстве, выявляет общие закономерности возникновения и развития права и государства.

Специфика каждой науки выражается не только в ее предмете, но и в способах его познания. Как любая наука, теория государства и права, исследуя закономерности возникновения, функционирования и развития этих социальных институтов, также использует широкий арсенал приемов научного познания как мировоззренческого, философского, так и прикладного, предметного характера. С помощью методов постигается сущность государственно-правовых явлений. Потому, без понимания методологии невозможно понять природу права, государства, законности, правопорядка, юридической ответственности и других юридических явлений.

В юриспруденции закрепилось деление всей совокупности приемов и способов научного познания по степени их обобщающего характера на четыре основных вида: всеобщие общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

Всеобщие методы используются во всех науках и на всех стадиях научного познания. Это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

Государственно-правовые явления изучаются с различных философских, мировоззренческих позиций:

1. метафизики (материалистическая и идеалистическая);

2. диалектики .

Одни теории связывают появление государства и права с божественной силой либо объективным разумом (объективный идеализм). В другом случае появление права связывается с сознанием человека, его психикой, переживаниями, ощущениями, а государство объявляется результатом согласия воли, договора людей (субъективный идеализм). Третье направление акцентирует внимание на материально-диалектических причинах (объективный материализм). Государство и право рассматриваются как институты, появляющиеся на определённой стадии развития общества и соответствующие его уровню. Диалектико-материалистический метод характеризуется двумя основными чертами: во-первых, признанием в качестве определяющего фактора общественной жизни материальных, производственных отношений, а во-вторых рассмотрением всех объективных явлений как находящихся в постоянном развитии благодаря присущим им внутренним противоречиям. Таким образом, применительно к государству и праву материалистический подход означает признание того, что глубинным источником их возникновения и развития является экономический базис общества, т.е. производственные отношения. Диалектический подход рассматривает государство и право в непрерывном историческом развитии и взаимодействии не только между собой, но и с другими социальными явлениями.

Помимо этого также существуют теории, которые связывают форму государства и права с географическими характеристиками территории, этническими и национальными особенностями людей (субъективный материализм). Также есть теории, представляющие государство и право явлениями постоянными (они существовали, существуют и будут существовать вечно) и неизменными, глубоко не связанными друг с другом и иными общественными явлениями Необходимо отметить, что религиозные теории отвергают саму возможность познания государства и права, утверждают примат веры над разумом. Каждому из этих методов присущи свои законы, принципы, категории.

Методологической основой теории государства и права является философия , представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Принципы философии реализуются посредством различных общих, специальных, частных методов. Философский (всеобщий) метод оставляет при этом большую свободу для выбора и использования конкретных, в том числе общенаучных, методов с учетом специфики предмета исследования, поставленных задач, уровня самой науки. Методологической основой юридических исследований помимо диалектико-материалистического метода могут служить такие философские направления, как неокантианство, неогегельянство, определенная религиозная идеология, позитивизм, экзистенционализм, утилитаризм и др. Однако, философские направления не могут дать ответов на вопросы юридических наук. Они только дают общие подходы к разрешению проблем. Поэтому в юридической науке также используются общенаучные и частнонаучные методы сбора, обработки, осмысления информации.

Общенаучные методы, которые применяют разные науки с учетом специфики своего предмета.

Это методы сравнения, системного подхода, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. Анализ как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. В ходе анализа устанавливаются логические связи и отношения между исходными, составными элементами. В свою очередь синтез используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. В результате формируется представление о государстве и праве в целом. Логический приём индукции заключается в изначальном познании отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов). Дедукция, напротив, организует логические умозаключения от общих суждений к частным или другим общим выводам. Затем они постепенно расчленяются на определенные группы, единичные образования, и каждому явлению дается научная оценка. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, а затем перейти к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы. Среди общенаучных методов применяется моделирование. Это мыслительное, идеальное воспроизведение исследуемых объектов. Такая операция позволяет формулировать научные понятия, отражающие общие свойства явлений, абстрагироваться от их конкретных, случайных свойств. Например, таким образом формулируется и изучается понятие "государство", хотя в реальности абстрактного государства не существует, есть только конкретные государства. Выработка общих понятий имеет большое значение для постижения сущности, для поиска оптимального варианта развития государственно-правовых явлений. Также распространены исторический и логический методы. Среди общих методов изучения предмета "Теории государства и права" они занимают существенное место. Исторический и логический методы имеют и самостоятельное значение. Исторический метод для исследования использует конкретно - исторические, эмпирические материалы, а логический - абстрактно-теоретическими формы. Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства и права является логическое, то есть наиболее существенные, закономерные процессы. Исторический и логический методы рассматривают государство и право не просто в развитии а в последовательной смене одного исторического плана другим, как правило более прогрессивным и совершенным, при этом ни один из исторических темпов не может рассматривается в качестве исторического образца. Синергетический подход в числе общенаучных методов выявляет общее в системах самого различного рода, природных и социальных. Он позволяет обнаруживать спонтанное образование структур, качественные изменения на макроскопическом уровне, внезапное возникновение новых качеств, выявлять процессы самоорганизации в открытых системах. Системный подход основа на рассмотрения объектов как систем. Он ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, на выявление в нем многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину.

Специальные методы разрабатываются и используются специальными науками, но широко применяются и другими, в том числе юридическими.

Сюда относятся математические, статистические, конкретно-социологические, формально-логические, психологические и другие методы. В связи с широким распространением специальных методов часто их не отделяют от общих методов. Конкретно-социологический метод позволяет рассматривать государство и право как реальные явления общественной жизни, взаимосвязанные с другими социальными явлениями. Существование и функционирование государства подчинено общесоциальным законам. Объектом конкретно-социологических исследований является функционирование государственно-правовых институтов. С помощью конкретно-социологических методов может быть исследован, например, кадровый состав тех или иных государственных органов с разных позиций (образование, уровень профессиональной подготовленности, уровень правовой культуры и т.д.). В результате конкретно-социологических исследований могут быть выявлены дефекты в деятельности отдельных органов, влияние неправовых факторов в принятии решения. Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования включают три стадии: сбор статистического материала (регистрация единичных явлений), сведение материала к единству по определенному критерию, обработка данных и формулирование выводов. Например, можно провести количественный учет совершенных за определенный промежуток времени преступлений. С помощью математического метода проводятся исследования в области криминалистики, судебной экспертизе, при квалификации преступлений и в других сферах правовой деятельности.

Частнонаучные методы вырабатываются и применяются только одной отдельной наукой.

Сюда относятся такие специально-правовые методы, как формально-юридический метод, сравнительно-правовой, метод толкования правовых норм. Главная особенность частных методов заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. Наиболее широко используется формально-юридический метод исследования, который зачастую отождествляют с методом толкования норм. Он представляет собой определенную систему обработки и анализа действующих норм права и существующей юридической практики. Суть его заключается в определении юридических понятий, в выявлении внешних признаков правовых явлений, их отличия друг от друга, установлении классификаций, создании логических конструкций на базе законодательных (легальных) понятий и определений. Специфической чертой метода является отвлечение от сущностных сторон права. Ставится задача уяснить и объяснить систематического устройства права для целей правоприменительной и правотворческой практики. Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют правовые нормы и которые оказывают влияние на их содержание. Важная роль отводится сравнительно-правовому методу. С его помощь выявляются сходство и различие, общее и особенное в правовых явлениях, производятся их классификация, систематизация и т.д. Данный метод используется в исследовании различных правовых систем или отдельных элементов правовых систем. Метод толкования правовых норм представляет собой особый способ уяснения смыслового содержания норм права. Он основан на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Юридический анализ предполагает применение юридического инструментария, т.е. научных познаний, позволяющих изучить содержательную сторону юридической конструкции нормы и технико-юридических средств. Во многих случаях только с помощью специальных юридических знаний возможно раскрытие точного смысла и содержания правовых норм и тем самым обеспечение правильного применения закона.

Общие и частные методы имеют одинаковое значение для развития теории государства и права . При этом, необходимо иметь ввиду, что градация научных приемов и способов исследования условна, так как методы применяются во взаимодействии и взаимообусловленности. В частности, всеобщие методы реализуются посредством применения общенаучных и частных методов. А последние позволяют достичь поставленных целей исследования, только если опираются на определенную философскую базу. Так же и частнонучные методы реализуются на основе требований общих методов. Например, метод толкования правовых норм предполагает использование приемов сравнения, формальной логики, системно-структурного анализа и т.д. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права. Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия. Таким образом, теория государства и права является теоретической и научной базой для других юридических и гуманитарных наук. Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко–правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно–правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы.

Так, в рамках теории государства и права существует несколько основных теорий возникновения государства и права. Теологическая или божественная теория является выросла из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Согласовано этой теории Бог сотворил мир, а значит, государство и право также имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов XIII века Фома Аквинский . Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем , видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец – своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, зародилась в Древней Греции в учениях софистов, Эпикура , Гиппия – философов V-IV вв. до н.э. Затем эта теория была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители Дж. Лильберн , Т. Гоббс , Дж. Локк , Ж.-Ж. Руссо , Ш. Монтескье , А.Н. Радищев и другие рассматривали государство и право как продукт человеческого разума. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, которые были оговорены в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Потому, если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, они могут быть лишены власти.

Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон , например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Г. Спенсер - крупнейший представитель этой теории, утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право, таким образом, есть продукт органической эволюции . Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции. Идею насилия как первоисточника возникновения государства отстаивает и теория насилия. Её наиболее характерные черты изложены в работах Е. Дюринга , Л. Гумпловича , К. Каутского и других учёных. В соответствии с этой теорией государство есть результат вражды, завоевания одних племен другими. Насилие - первооснова государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс. Так появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

Психологическая теория основные причины возникновения государства и права сводит к тем или иным свойствам психики людей. Согласно данной теории человек имеет психологическую потребность жить в организованном обществе, ему изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Для подавления агрессивных влечений человека понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

Расовая теория, появившаяся в эпоху рабовладения, выводила государство из деления населения на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о том, что разные люди принадлежат либо высшей, либо низшей расе. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. Расовая теория активно пропагандировалась в фашистской Германии.

Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Объективным результатом этих процессов стало возникновение государства и права, которые гарантировали разделение общества при помощи специальных средств подавления. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Теории возникновения государства определяют и подход к делению исторических и существующих государств на типы. Так, в рамках формационного подхода, разработанного в рамках марксистско-ленинской теории государства и права, под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, который основан на определенном способе производства.

Основные признаки проявляются в общности экономической базы государств, их классовой структуры и социальном назначении. Для определения типа государства при формационном подходе учитывается соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Согласно формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому. Таким образом, выделяются следующие типы государств : рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Достоинствами формационного подхода являются продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов и возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. Но при этом формационному подходу присуща односторонность, игнорирование духовных факторов.

Другое направление представляет цивилизационный подход. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия "цивилизация" . В соответствии с этим выделяется несколько видов цивилизационного подхода. Например, довольно часто под "цивилизацией" понимают культуру, развитие общества в целом. В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. В рамках цивилизационного подхода предпринимается попытка объединить ряд признаков: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др. С цивилизационным подходом связывают теорию "стадий экономического роста" (У. Ростоу ), теорию "единого индустриального общества" , теорию "менеджеризма" , теорию "постиндустриального общества" , теорию "конвергенции" и др.

Таким образом, положительными чертами цивилизационного подхода является выделение духовных, культурных факторов и более четкая типология государств. Однако, при этом недооценивается социально-экономический фактор, типология общества преобладает над типологией государства.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.039 сек.)