Сущность культурных ценностей и их место в межкультурной коммуникации


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1488


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домаш­ней среде, с помощью вербальных и невербальных способов об­щения. В повседневной житейской практике человек сам опреде­ляет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценно­сти образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную цен­ность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отноше­ние человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость.

Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и об­щества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними про­исходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чув­ства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, по­скольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого пони­мания К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «слож­ные, определенным образом сгруппированные принципы, прида­ющие стройность и направленность разнообразным мотивам че­ловеческого мышления и деятельности в ходе решения общих че­ловеческих проблем» (KluckhonС., StrodbeckF.; 157).

В человеческом сознании существует одновременно множе­ство ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они оп­ределенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на ус­тоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценнос­тей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каж­дой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкно­венно представляет собой иерархию, в которой ценности распо­лагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечелове­ческих. По этой причине в науке принято все культурные ценно­сти систематизировать на две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, ху­дожественного и религиозного творчества. В эту группу включа­ются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические рари­теты. Во-вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпрета­ции и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимо­понимания между людьми, их комплиментарности, солидарнос­ти, взаимопомощи и т.д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее не­повторимый характер.

В процессе межкультурных контактов обнаруживается огром­ная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценно­сти людьми разных культур. Среди громадного числа разнообраз­ных восприятий, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Та­кого рода ценности получили название универсальных, или об­щечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологичес­кой природе человека и на всеобщих свойствах социального взаи­модействия. Так, например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство. В каж­дой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна.

Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ста­вит вопрос о формах их существования и сферах распростране­ния. В культурной антропологии принято выделять четыре основ­ные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и ху­дожественную культуру. В контексте межкультурной коммуника­ции из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей.

Несмотря на наличие идеологии, религии и искусства бытовая культура и сегодня остается основополагающей для формирова­ния личности, поскольку это формирование начинается еще в дет­стве, когда человек не способен к освоению культурных ценнос­тей идеологии, религии и искусства. Специфика бытовой культу­ры состоит в том, что она вырабатывает те ценности, которые имеют основополагающее значение для межкультурной коммуни­кации. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и ре­лигии и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования идеологии,

религии и искусства. Нормы и ценности бытовой культуры явля­ются самодостаточными. Это значит, что, пользуясь только цен­ностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ори­ентиры для жизни в условиях соответствующей культуры. Допол­нительное значение бытовой культуре при межкультурной ком­муникации придает ее стихийный характер. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют ути­литарную направленность. Поэтому они не Нуждаются в обосно­вании и доказательстве, носители данной культуры воспринима­ют их как естественные и само собой разумеющиеся. Их оказыва­ется вполне достаточно для приобщения человека к культуре.

-Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каж­дого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди явля­ются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценнос­тей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь счи­тает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую оче­редь считают себя членом социума и только потом индивидом. Когда люди с такими разными ориентациями вступают в обще­ние, особенно деловое, всегда возникают ситуации непонимания. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и веде­ние, и, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет вознагражден. В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэто­му в Японии никогда не выделяют кого-либо из общей массы.

Какие ценности имеют для людей важное значение и облада­ют большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют сво­еобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринима­ется как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и об­наруживаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство обиды, злости, от­чуждения, оскорбления.

Исключить ситуации непонимания и добиться положитель­ных итогов в межкультурных контактах возможно лишь с помо щью знания особенностей ценностных ориентации партнера. Это знание помогает предсказать его поведение, цели, устремления, желания; оно обеспечивает успех в общении даже с незнакомыми людьми. Например, американский юноша-студент познакомился с арабской девушкой, приехавшей вместе со своим братом учить­ся в США. Допустим, юноша знает ценности арабского общества, в таком случае он знает, что арабский мужчина считает своим долгом защищать добродетель своей сестры. Во взаимоотношени­ях с девушкой в его поведении не должно быть и намека на воз­можный сексуальный контакт. Если же юноша-американец не знает ценностей арабского общества, он и не будет скрывать, что ему нравится девушка, и своими откровенными намеками в присут­ствии брата непреднамеренно нанесет ему оскорбление.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.045 сек.)