Первичная и вторичная стадии инкультурации


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1546


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цик­ла. Это — детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется свои­ми результатами и достижениями. В зависимости от этих дости­жений обычно выделяют две основные стадии инкультурации — начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юнос­ти, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжа­ется до окончания подросткового возраста. Она представляет со­бой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного вос­питания и частично на собственном опыте. По мнению известно­го американского культурного антрополога Мартина Херсковица, ребенок, хотя и не является пассивным элементом инкульту­рации, но выступает здесь скорее как инструмент, нежели как иг­рок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрения, огра­ничивают его возможность выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут. Это приводит к тому, что они видят мир в черно-белом цвете и не способны на компромиссы.

Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

• физические, тренирующие и развивающие физическую ак­тивность;

• стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оце­нивать вероятность этих результатов;

• стохастические, знакомящие ребенка со случайными про­цессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельства­ми, риском;

• ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, ко­торые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интел­лект, фантазия, воображение, способность к обучению.

Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных. Им свойственна уединенная независимая игра. Чуть позже они начинают копировать поведение других детей, не всту пая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей. Они играют в соответ­ствии со своими желаниями, но учитывают и чужие — объединен­ная игра. И, наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих действий и поступков с другими.

Значимое место в процессе первичной инкультурации принад­лежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Также важно, чтобы ребенок научился учить­ся. Параллельно осваиваются другие ценности, формирующие от­ношение человека к миру, закладываются основные модели пове­дения, словом, выстраивается «культурный айсберг». Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обя­зательные общекультурные знания и навыки, носящие неспеци­фичный в профессиональном отношении характер. В этот период их приобретение и практическое освоение становятся ведущими в образе жизни личности. Соответствующими институтами являют­ся детские дошкольные и школьные учреждения. Ребенок прово­дит там значительную часть своего времени. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социо-культурной жизни.

Способы первичной инкультурации зависят от того, к какому полу принадлежит воспитатель. Женщина чаще стремится при­ласкать ребенка, оградить его от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоцио­нальный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоцио­нальную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятель­ность и собственную активность ребенка. Тем самым первичная инкультурация закладывает основы половой идентификации. Маль­чики играют в военные игры, а девочки — в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, а девочек — мягкими, хозяйственными, заботливыми.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению ста­бильности культуры, поскольку основным здесь являются воспро­изведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Разумеется, не следует

преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной тра­диции. Ее результатом может стать как практически полное и бе­зусловное усвоение культуры новым поколением (с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми), так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых лю­дей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек счи­тается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

• достижение необходимой степени физической зрелости орга­низма, как правило, несколько превышающей сформировавшую­ся способность к воспроизведению потомства;

• овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфе­рах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

• овладение достаточным объемом культурных знаний и со­циального опыта через практическую деятельность в составе раз­личных социокультурных групп и знакомство с различными «на­выками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

• принадлежность к одной из социальных общностей, состоя­щей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и откры­тия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному ос­воению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбиниро­вать полученные знания и навыки для решения собственных жиз­ненно важных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он приобретает право участвовать в дей­ствиях, которые могут Привести к значительным социокультурным изменениям. Ведь взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется серый цвет. Вторая стадия инкультурации обеспечива­ет членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Иными словами, индивид может прини­мать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он по­лучает доступ к дискуссии и к творчеству.

В этот период основное внимание уделяется профессиональ­ной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времени личности. Необходимые знания и навыки в основном приобрета­ются в средних специальных и высших учебных заведениях. На этой стадии также большое значение имеет освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положе­ния, накопление собственного жизненного опыта.

В более позднее время, когда человек совершенствует свои профессиональные навыки уже на рабочем месте, инкультурация бывает связана в основном с непосредственными (формальными и неформальными) социокультурными контактами. Кроме того, жизнь взрослого человека невозможна без включенности в целый ряд других социальных групп: семью, компанию друзей, группы по интересам и т.д. В это время человек полностью включен в общественную жизнь, выполняя гражданские обязанности и пользуясь определенными правами. И наконец наступает старость, когда человек выходит на пенсию. У него появляется много сво­бодного времени, часто меняются обстоятельства (дети живут от­дельно, умирают друзья и т.п.). Для человека в этот период очень легко утерять смысл жизни, поэтому инкультурация пожилых людей — очень актуальная проблема в современном мире.

Инкультурация/ в период зрелости открывает дорогу измене­ниям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в за­стой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.05 сек.)