Значение культурных изменений для взаимодействия культур


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1500


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Процессы глобализации и культурной динамики, как показы­вает практика, не ведут к формированию единой мировой культу­ры. Современная культура остается множеством самобытных куль­тур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом. Куль­турные изменения ведут только к универсализации, но никак не к однообразию.

Но эти процессы заставляют критически взглянуть на собствен­ную культуру и присущий ей тип человека, выявить их межкультур­ные границы. Современные исследования культурной антропологии показывают, что культурная самобытность любого народа неотдели­ма от культурной самобытности других народов, что все культуры подчиняются «законам» коммуникации. Поэтому все большее зна­чение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ оснований собственного поведе­ния, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существо­вания многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Происходящие культурные изменения все больше подчиняются логике культурной коммуникации.

Сосуществование людей в современной цивилизации невозмож­но без стремления к согласию между культурами, которое может быть достигнуто только путем диалога между ними. В этом диалоге ни одна культура не может претендовать на право исключительного голоса или единственно верного миросозерцания. Отношения меж ду культурами должны строиться на принципах консенсуса и плюра­лизма. Реальным основанием для такого типа отношений служит наличие в каждой культуре позитивных общечеловеческих ценнос­тей, которые можно использовать для межкультурного консенсуса.

, Таким образом, культурная динамика развивается в направлении сотрудничества между культурами, основанного на культурном плю­рализме. Культурный плюрализм представляет собой адаптацию че­ловека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Он пред­полагает овладение человеком ценностями еще одной культуры без ущерба для ценностей своей собственной культуры. При культурном плюрализме ни одна культура не теряет своей самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает добровольное ов­ладение представителями одной культуры привычками и традиция­ми другой, обогащающее собственную культуру.

 

литература \

1. Ёелик А.А. Социальная форма движения. — М., 1982.

2. Динамика культурных и социальных связей. — М., 1992.

3. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. — М., 1989.

4. Левяш И.Я. Культурология. — Минск, 2000.

5. Морфология культуры: структура и динамика. — М., 1994.

6. Пригожий А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. — М., 1989.

7. Факторы и механизмы развития культуры. — М., 1984.

8. Ширшов И.Е. Динамика культуры. — М., 1990.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятия культура и объясните его многозначность.

2. В чем состоит актуальность культуры сегодня?

3. Что такое традиция, обычай и норма в культуре?

4. Что такое ценность (дорогая вещь; нравственный идеал; то, без чего культура является ущербной)?

5. Бывают ли бескультурные люди и в чем проявляется это их качество?

6. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наиболее важ­ными и почему?,

7. В чем сущность понятий свой и чумой7 Чем они отличаются друг от друга?

8. Что такое этнос и этническая принадлежность?

9. Является ли этническая принадлежность формой этноцентризма?

10. Каковы естественные основания этноцентризма?

11. Как вы понимаете термин идентичность и какие ее формы присущи

лично вам?

12. Что такое функция и какие функции выполняет культура в жизни че­ловека?

13. Можно ли делить культуры на хорошие и плохие, сильные и слабые, развитые и неразвитые? Насколько оправдано такое разделение?

14. Как вы оцениваете свою культуру в сравнении с другими?

15. Что такое инкультурация и социализация? В чем их отличие друг от друга?

16. Чем отличаются первичная и вторичная стадии инкультурации?

17. Кто такие агенты инкультурации? Какова их роль в процессе инкуль­турации?

18. Что вы знаете о психологическим механизме инкультурации?

19. Сравните понятия динамика и развитие7

20. Каково соотношение изменчивости и устойчивости в культуре?

21. Какие формы социокультурной динамики вы знаете?

22. Что такое глобальная эволюция7

23. Возможна ли единая мировая культура без национальных различий? \


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.051 сек.)