История возникновения


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1488


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

В каждой стране существуют стереотипные представления о не только самих себе, но и о других народах. Среди последних часто встречаются стереотипные представления о русских, кото­рые весьма существенно различаются между собой. Очевидно, что стереотип русских в некоторых странах Европы, например в Гер­мании или Франции, будет в чем-то совпадать, хотя каждый куль­турный регион будет придавать ему свою окраску и свои особен­ности. А вот стереотипы русских в Китае или, скажем, в Японии будут заметно отличаться от стереотипов, бытующих среди тех же немцев или французов. В этой связи представляется некорректным говорить о стереотипных представлениях о русских за рубежом, по­этому в дальнейшем речь пойдет только о Европе, причем, основ­ной акцент будет сделан на ее немецкоязычное пространство.

Первые более или менее устойчивые представления о русских появились в Европе еще в XVI в. Основой для их возникновения послужила книга австрийского дипломата Сигизмунда фон Гер-берштейна «Записки о московитских делах», вышедшая в 1549 году на латыни и 1557 году на немецком языке под названием «Московия», неоднократно издававшаяся впоследствии. Основное вни­мание автор уделял быту москвичей, подробному описанию стра­ны, людей, экономике, торговле, обычаям, традициям, религии и этикету. Книга стала очень скоро бестселлером и служила своеоб­разным «руководством» для людей, приезжающих в Россию. Мно­гие иностранные послы, побывавшие с дипломатическими мис­сиями в России, также способствовали восполнению информаци­онного вакуума о России. Большой известностью пользовался труд немецкого дипломата и ученого Олеария, который в период с 1633 по 1635 гг. был послом гольштейнского герцога Фридриха III в Москве. Результатом его проживания в Москве, а также путеше­ствия с торговой экспедицией по Волге к Каспийскому морю и затем в Персию стали его знаменитые «Описания путешествия в Московию и Персию», вышедшие в свет в 1647 году.

Значительная часть представлений о русских того времени скла­дывалась под влиянием описаний царствования Ивана Грозного, что способствовало формированию образа «дикой Московии». В полном соответствии с этим образом русские купцы, например, рисовались как неуступчивые, жесткие и не склонные к компро­миссам люди. Это объяснялось тем, что русские хорошо осознава­ли почти безвыходное положение иностранных купцов, у которых был небогатый выбор торговых партнеров на востоке, и они, ко­нечно, были заинтересованы в том, чтобы продать товар здесь, а не везти дальше или возвращаться с ним обратно. Неуступчивость и стремление к абсолютизму проявлялось не только в торговле, но и в других сферах. Принцип «или пан — или пропал» вызывал сильное непонимание и страх иноземцев. Поэтому успеха в торго­вых переговорах добивались только опытные, хладнокровные люди. Тем не менее, страх, боязнь перед русскими и Россией появились несколько позднее, причем, потенциал России, ее территория и расположение и в Европе, и в Азии сыграли здесь не последнюю роль. Настороженность в отношении русских объяснялась в ос­новном непредсказуемостью их действий и, в конечном итоге, стра­хе перед неопределенностью и некоторой фатальностью мировос­приятия в сознании русских.

В те времена еще не сложился образ русского человека как много пьющего и стремящегося напоить своих гостей, столь ши­роко упоминаемый в наши дни во многих странах Европы. Тогда он только начинал формироваться. В частности, Олеарий во вре­мя своего посещения Москвы не заметил чрезмерного употреб­ления алкоголя. В те времена крепкие напитки еще не был , --^„^,,.я «.рели русских и являлись в основном пр<ерогативой богатого сословия бояр. Чертой, на которую чаще всего обращали внимание европейцы, являлось отсутствие поряд­ка и законов в России. Так, прусский чиновник и ученый барон Авдуст Гакстгаузен, посетивший Россию в 1843 году, написал «Ис­следование о внутреннем состоянии жизни народа и особеннос­тей сельскохозяйственного устройства России». В своих наблюде­ниях он указал, что русские не имеют представления о правилах и законах. Они чувствуют себя везде совершенно свободно, незави-симго от того, находятся ли они у себя дома или нет; не имеют никакого представления о порядке и бережливости и не слушают иикаких советов. Наряду с этим отмечалось гостеприимство рус­ских и стремление выглядеть представительными в глазах окружа­ющих. Обратной стороной этих качеств можно было назвать хва-ctobictbo, проявляющееся в том, что люди охотно показывали свое богатство, подчеркивали свое социальное положение и происхож­дение. Доходившие до Европы слухи о богатых землях России и Щедрости ее правителей нередко перевешивали в основном нега­тивные представления, сдерживающие европейских путешествен­ников. Это являлось несомненным стимулом для посещения Рос­сии, что впоследствии привело к созданию ряда поселений.

 

5.1.2.1. Особенности русской культуры с точки зрения немцев

Даже сегодня трудно выделить те конкретные моменты вос­приятия немцами ценностей русской культуры, которые стали определяющими для формирования стереотипов о русских. К тому же речь идет о тех глобальных культурных и исторических про­цессах, оказавших сильное влияние на Россию и русских, оценка которых в самой Германии далеко не так однозначна. Тем не ме­нее, в Германии существует некое общее представление обо всей палитре значимых ценностей русских, которые, по мнению нем­цев, обусловливают их образ жизни и стиль поведения.

То, что Россию и русских трудно понять рационально, издав­на отмечалось и отмечается многими немцами. Основываясь на представлениях самых широких слоев населения Германии, мож­но выделить несколько отправных моментов, которые служат ис­ходной базой для рассуждения об особенностях русской культу­ры, если об этом заходит речь.

Первый комплекс причин русской «особости» кроется в силь­ном влиянии востока и восточных культур. Сильное влияние отводится татаро-монгольскому игу и связывается с ярко выражен­ной традицией деспотии, которая, по мнению многих немцев, является характерной чертой русских. Влияние восточных куль­тур предопределило развитие таких ценностей, как общинный ха­рактер жизни, соборность, коллективизм, что в свою очередь по­служило истоком для таких качеств, как сильная зависимость ин­дивида от коллектива, терпение, жестокость, чувство солидарнос­ти. Естественно, что отсутствие демократических традиций в Рос­сии объясняется долгой закрытостью от западных стран, а также влиянием самодержавия и тоталитаризма, которые в свою очередь формируют такую черту, как преклонение перед авторитетом.

Второй комплекс особенностей русской культуры связывается с гигантскими по европейским меркам расстояниями, «размахом» России, ее непознаваемостью и неисчерпаемыми ресурсами. Любовь русских к большому пространству ассоциируется с такими чертами, как отсутствие самоограничения, разбрасывание ресур­сами (в бытовом проявлении — деньгами), не заботясь о завтрашнем дне. Оборотной стороной этих качеств является щедрость, гостеприимство, искренность и прямота, высокая эмоциональность. Пространственная протяженность России вызывает и чувство опас­ности, давления с востока. Страх немцев перед Востоком вообще обычно проецировался на русских в частности. По мнению нем­цев, стратегия русских «все или ничего», спонтанность действий как раз являются подкреплением их опасений.

Не будет преувеличением особо подчеркнуть то значение, ко­торое придают немецкие интеллектуалы русскому православию, объясняя для себя многие черты русских. Это можно отнести к третьему комплексу причин особенностей восприятия немцами русской культуры. Эта точка зрения наиболее полно выражена в работах известного немецкого социолога Макса Вебера. Соглас­но его идеям, поведение людей в обществе может быть понятно лишь тогда, когда поняты и проанализированы их религиозные догмы, а также толкование и интерпретации этих догм. В соот­ветствии с ними взглядами, основные причины тех или иных поступков русских тесно связываются со степенью ортодоксаль­ности русского православия. В частности, фатализм русских, их покорность судьбе, невероятное, по мнению немцев, терпение и способность преодолевать трудности следует искать в православных традициях христианства. Второстепенность материальных условий жизни, всепрощение и доброта также являются право­славными ценностями. Однако корни халатного отношение к работе, необязательность, нежелание доводить начатое до конца также нередко объясняются особенностями русского вероиспо­ведания и мировосприятия.

Одним из основных факторов восприятия русских и России в целом является «загадочная русская душа», которая представляет собой не просто распространенный стереотип присущих русским качеств, как, например, гостеприимство, открытость, музыкаль­ность или игра в шахматы. Понятие «русская душа» вмещает в себя и объяснение многих причин поведения русских. В частно­сти, экстремальная биполярность России и русских, вся само­бытность, неясность, не поддающиеся рациональному объясне­нию поступки как отдельных людей, так и России в целом, могут объясняться именно «русской душой». С точки зрения немцев, «русская душа» является достаточно универсальной категорией, весьма «удобной» для объяснения внезапных скачков, неожидан­ных поворотов, невозможности предугадать дальнейшее разви­тие и т.д. Это понятие может трактоваться позитивно, негатив­но, иронически, но оно охотно принимается немцами для объяс­нения иррациональности поведения русских.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.051 сек.)