Партии социалистической ориентации.


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 866


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

В состав партий социалистической ориентации входили партии двух направлений — социал-демократического и социал-революционного (неонароднического). Наиболее крупными из первых были большевики, меньшевики, бундовцы, украинская социал-демократическая партия, социал-демократия Королевства Польского, социал-демократичес-кая партия Литвы и др.; из вторых — социалисты-револю-ционеры (эсеры), народные социалисты (энесы); эсеры-максималисты, трудовики и другие.

Из всех партий социалистической ориентации наиболее интенсивно в конце XIX — начале ХХ веков шел процесс формирования партии рабочего класса — РСДРП. После I съезда, состоявшегося в 1898 году, в партии разразился серьезный кризис, который проявился в идейной и организационной слабости и раздробленности. Пришедшие в социал-демократическое движение «новые» люди исповедовали взгляды Эдуарда Бернштейна, видного деятеля германской социал-демократии и II Интернационала. Он выступил с ревизией марксизма в духе замены революционной борьбы за завоевание политической власти борьбой за реформы и сотрудничество классов. Хотя идеи Бернштейна и не получили массового распространения в европейском социал-демократическом движении, но они нашли своих сторонников в России. Приверженцы Бернштейна сводили роль пролетариата лишь к борьбе за свои экономические права, а поэтому их назвали «экономисты». По их мнению, партия рабочего класса должна не бороться против капитализма, а выступать за его реформирование в сторону демократизма. Поэтому сама партия рабочих представлялась ими не как политическая, а как профессиональная организация. Задачу русских марксистов «экономисты» сводили по существу к задаче буржуазных либералов.

Взгляды «экономистов» были изложены в 1899 году Е.Д. Кусковой, членом заграничного «Союза русских социал-демократов», в документе, получившем название «Кредо» — символ веры. В нем она заявляла о том, что марксизм себя исчерпал, не соответствовал состоянию рабочего движения в России, и призывала социал-демократов отказаться от политической борьбы, сосредоточив усилия на экономической борьбе пролетариата.

Программа «экономистов» вызвала резкий протест В.И. Ленина и его сторонников, находившихся в это время в сибирской ссылке. Во взглядах Кусковой Ленин увидел стремление «затушевать классовую борьбу пролетариата» и «сузить революционный марксизм до дюжинного реформаторства». Ленинская позиция была поддержана значительной частью социал-демократов, видевших главную задачу рабочего движения в создании самостоятельной революционной партии, нацеленной на захват политической власти пролетариатом.

Важным этапом в организации РСДРП стал выход за границей в декабре 1900 года общероссийской нелегальной политической газеты «Искра». В ее редакцию входили Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, А.Н. Потресов и В.И. Засулич. «Искра» пропагандировала идейные и политические установки революционных социал-демократов, вела энергичную полемику с «экономизмом». На страницах газеты были опубликованы проекты программы РСДРП, вокруг нее складывался костяк будущей революционной партии. Постепенно большинство комитетов российских социал-демократов встало на сторону искровской программы, организационного плана и тактики. Существенную роль в утверждении искровского направления сыграла книга В.И. Ленина «Что делать?», опубликованная летом 1902 года. В ней были сформулированы положения о создании, структуре, функциях нелегальной партии профессиональных революционеров. Вопреки утверждениям «экономистов» о том, что социалистическое сознание может быть выработано самими рабочими, Ленин подчеркивал, что «без революционной теории не может быть и революционного движения» и что «социал-демократическое сознание» не может вырасти из стихийного движения, а может быть внесено в рабочее движение только извне профессиональными революционерами.

Идейно-теоретическая и организационная работа, проделанная российскими социал-демократами, подготовила условия для созыва II съезда РСДРП, который состоялся в Брюсселе — Лондоне в июле — августе 1903 года. В работе съезда участвовало 43 делегата от 26 социал-демократических организаций. Состав делегатов был неоднороден: «твердые» искровцы, «мягкие» искровцы, антиискровцы и колеблющиеся. В острой полемике делегаты съезда обсудили проект программы, разработанный редакцией, и поименным голосованием приняли программу РСДРП.

Что же собой представляла принятая съездом искровская программа? Она состояла из двух частей — программа-максимум и программа-минимум. В программе-максимум была сформулирована конечная цель социал-демократии — социалистическая революция, установление диктатуры пролетариата и построение социализма. Программа-минимум определяла ближайшие цели: свержение самодержавия, введение демократической республики. Содержались здесь и такие требования демократического характера, как всеобщее равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Важным являлось и положение о праве нации на самоопределение, право населения получать образование на родном языке. Программа требовала ограничение рабочего дня восемью часами, полного запрещения сверхурочных работ, запрещения труда детей, государственного страхования рабочих на случай старости и потери трудоспособности и т. д.

В целях устранения остатков крепостничества и в интересах свободного развития классовой борьбы в деревне программа выдвигала отмену выкупных и оброчных платежей, учреждение крестьянских комитетов для возвращения сельским обществам земель, отрезанных у крестьян при отмене крепостного права. Однако аграрная часть программы не соответствовала практике крестьянской борьбы, поскольку крестьянство пошло дальше аграрных требований РСДРП и вело борьбу не за возвращение отрезков, а за уничтожение помещичьего землевладения.

Необходимо отметить, что программа РСДРП отразила типичные для российской и западноевропейской социал-демократии представления об общественном прогрессе. В те времена он понимался как продвижение к социализму на путях обязательной замены частной собственности общественной как в городе, так и в деревне и ликвидации многоукладности в народном хозяйстве.

Все эти и другие требования программы, выражая интересы рабочих, крестьян и других слоев русского народа, создавали основу для сплочения их в борьбе за революционно-демократическое преобразование России.

По вопросам тактики: об отношении к либералам, о социалистах-революционерах, о профессиональной борьбе, о демонстрациях и т. д. программа констатировала, что «РСДРП поддерживает всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против существующего в России общественного и политического порядка».

Организационное устройство РСДРП определял устав. Он был написан Лениным. Острые споры разгорелись по первому параграфу — об условиях членства в партии. Формулировка Ленина гласила: «Членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Это закрепляло постоянный контроль партии над ее членами.

Мартов внес предложение, что членом партии может лишь тот, кто признает ее программу и оказывает ей «регулярное личное содействие». Участие в работе местных партийных организаций при этом было необязательно. Мартов исходил из того, что марксизм получил значительное распространение среди интеллигенции и превратился в широкое идейное течение. Поэтому РСДРП, по его мнению, должна охватить это течение, не стремясь ставить под контроль каждого члена партии.

С небольшим перевесом съезд принял формулировку Мартова. Но это мало изменило общий дух ленинского устава, построенного на принципах централизма и жесткой дисциплины при широких полномочиях Центрального комитета.

Споры по первому параграфу устава резко обострили отношения между сторонниками Ленина и Мартова и тем ускорили раскол, завершившийся во время выборов центральных органов партии — ЦК, ЦО и Совета партии. После острой дискуссии большинство мест получили сторонники Ленина. Их стали называть большевиками, а сторонников Мартова — меньшевиками. Так российская социал-демократия раскололась на два самостоятельных течения. Они то отдалялись друг от друга, то сближались, но никогда полностью не сливались. Фактически на II съезде возникло две партии, имеющие общую программу. Раскол имел глубокие корни, которые проявились задолго до съезда. Они были связаны с опорой сторонников Мартова и сторонников Ленина на разные пласты наследия Маркса и Энгельса, а также различную оценку социально-экономической и политической ситуации в России, что обусловило неодинаковый выбор средств и методов борьбы.

Большевики абсолютизировали революционно-политическую сторону в марксизме, стремились с помощью субъективного фактора максимально ускорить революционный процесс и наступление мировой социалистической революции. Меньшевики в большей мере, чем большевики, ориентировались на общность революционного процесса в России и в Европе, на образцы западной демократии, на реформаторско-экономическую сторону марксизма. Вместо союза с крестьянством меньшевизм ориентировался на соглашение с либеральной буржуазией. Отрицая любые формы политического экстремизма, меньшевики предпочитали действовать методом конструктивного диалога с любым возможным союзником, как бы велики ни были расхождения с ним, носившие доктринерский характер. Трагическое поражение меньшевиков в России явилось результатом их отрыва от российской действительности. Общественный и политический строй в России не подготовил почвы, на которой мог бы развиваться буржуазно-демократический режим. Что же касается большевиков, то они в большей мере опирались на традиции российского революционного движения. «Марксисты-большевики,— отмечал в связи с этим Николай Бердяев,— оказались гораздо более в русской традиции, чем марксисты-меньшевики». Отражая интересы и настроения обездоленных слоев населения России, мечтавших о лучшей жизни, большевики с приходом к власти построили общество, которое в своих основных чертах коренным образом разошлись с коммунистическим идеалом.

После II съезда ленинский ЦК постарался поставить под свой контроль местные социал-демократические организации. Это вызвало недовольство меньшевиков. В редакции «Искры» произошел острый конфликт между Лениным и Плехановым. 3 октябре 1903 года Ленин вышел из состава редакции. «Искра» оказалась в руках меньшевиков, а большевики стали издавать свою газету «Вперед». Между двумя социал-демократическими газетами и руководством РСДРП развернулась бескомпромиссная борьба, которая не сразу дошла до низовых звеньев. Рядовые члены партии по-прежнему считали себя социал-демократами, не примыкая ни к одной из фракций и не находя между ними существенной разницы.

Влиятельной политической силой в России в начале XX века наряду с социал-демократией была партия социалистов-революционеров (эсеров), выражавшая интересы крестьянской демократии. Она относилась к неонародническому направлению, выросла из кружков, образовавшихся после разгрома «Народной воли». Хранителями наследства народников были эмигрантские организации: «Фонд вольной русской прессы», «Аграрно-социалистическая лига», «Союз русских социалистов-революционеров» и др. Молодое поколение народовольцев тяготело к Бернскому союзу социалистов-революционеров.

Формирование партии эсеров началось в 1896 году с организации «Северного союза социалистов-революционеров» в Саратове во главе с А.А. Аргуновым. В 1900 году возникла Южная партия эсеров в Харькове. А осенью 1901 года произошло слияние саратовского «Северного союза» и «Южной партии эсеров». Было принято официальное название новой партии «Партия социалистов-революционе-ров», создан единый Центральный комитет и печатные органы эсеров: газета «Революционная Россия» и теоретический журнал «Вестник русской революции», которые сыграли немаловажную роль в объединении неонароднических сил. В январе 1902 года на страницах «Революционной России» было помещено сообщение о создании партии социалистов-революционеров.

Название партии «социалисты-революционеры» было выбрано не случайно. Оно подчеркивало отличие как от социал-демократов, так и от либеральных народников, и задачей преобразования общества провозглашались социалистические начала. Своим названием эсеры стремились четче зафиксировать свое место в общественном движении. С одной стороны, они дистанцировались от недовольства, которое в общественном движении связывалось с террором и заговорщичеством, и от либерального народничества с его идеей «малых дел». С другой стороны, эсеры стремились провести разграничение с социал-демократами, которых обвиняли в классовой узости, в забвении ими интересов многомиллионного российского крестьянства. Одновременно эсеры подчеркивали свою тесную связь с российской революционной традицией, верность идеям революционеров предшествующих поколений.

Необходимо отметить, что накануне первой революции в России эсеры еще не имели утвержденной общепартийной программы, не было выработано и тактической линии, шел непростой поиск организационных форм партии. Эсеры претендовали на роль «крестьянской» партии, но на первых порах по своему составу она была преимущественно интеллигентской. Ее основной костяк составляли адвокаты, инженеры, техники, врачи, агрономы, учителя. Были в ней и выходцы из семейств буржуазии и дворян, например, В.М. Чернов, А.А. Аргунов, А.Л. Гоц и др. Имелись в партии представители рабочих и крестьян.

В мае 1904 года в 46-м номере «Революционной России» был опубликован проект программы партии социалистов-революционеров, автором которого был крупный теоретик неонародничества В.М. Чернов. Дискуссия по проекту продолжалась до конца 1905 года и завершилась на I съездеПСР, состоявшемся в декабре 1905 — начале 1906 года в полулегальной обстановке в Финляндии. На съезде присутствовали представители 43 местных эсеровских организаций из существовавших к тому времени 62 комитетов и групп в России.

Программа и устав партии эсеров, принятые на I съезде, отражали народнические взгляды эсеровских теоретиков. Каковы основные положения программы эсеров?

В программе эсеров имеется общетеоретическая часть, где дается понимание ими революционного социализма: это сознательное выражение движения огромного большинства против основ буржуазной эксплуатации. Далее определяются задачи партии. Указано, что «основная практическая задача сводится к тому, чтобы все слои трудового и эксплуатируемого населения осознали себя единым рабочим классом, видели в своем классовом единстве залог своего освобождения и путем планомерной организованной борьбы совершили социально-революционный переворот; программой которого является: освобождение всех общественных учреждений из-под власти эксплуататорских классов; уничтожение вместе с частной собственностью на естественные силы природы и общественные средства производства, самого деления общества на классы; уничтожениесовременного классового, принудительно-репрессивного характера общественных учреждениях, при сохранении и развитии их нормальных культурных функций,— то есть планомерной организации всеобщего труда на всеобщую пользу». Можно видеть, что цели и задачи борьбы в программе прослеживаются нечетко. Сказалось резкое расхождение идей эсеров и социал-демократов, например, в понятие «рабочий класс» эсеры включали пролетариат, крестьянство и интеллигенцию. Особые надежды они возлагали на крестьянство, упрекая Ленина и большевиков за то, что они исключали крестьянство «из активного социального творчества». Эсеры вслед за народниками утверждали, что наиболее гармоничные условия для развития личности человека создает земледельческий труд и быт, поэтому, в силу своего положения, крестьянство является самым социалистическим классом современного общества и невозможно думать о воплощении в жизнь социалистического строя помимо участия крестьян.

Программа партии эсеров выдвигала широкий перечень демократических преобразований: свободу совести, слова, печати, собраний и союзов, свободу передвижений, неприкосновенность личности и жилища; обязательное и равное для всех общее и светское образование за государственный счет; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение армии и замена ее народным ополчением.

Отдельные положения программы касались будущего политического устройства России. Предусматривалось установление демократической республики с широкой автономией областей и общин; признание права наций на самоопределение; прямое народное законодательство; выборность, сменяемость и подсудность всех должностных лиц; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет при тайной подаче голосов.

В экономической части программы эсеров намечалось решение рабочего вопроса: охрана духовных и физических сил рабочего класса, введение 8-часового рабочего дня, установление минимального размера оплаты труда, создание на каждом предприятии фабричной инспекции, избираемой рабочими и следящей за условиями труда и исполнения законодательства, свободы профсоюзов и др. Эсеры положительно относились ко всем мероприятиям, имеющим целью обобществление в рамках буржуазного государства, но предостерегали рабочий класс от того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса» отчасти же — своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради ее фискальных и политических целей.

Оценивая Россию как аграрную страну, в которой преобладало крестьянское население, эсеры признавали, что главным вопросом грядущей революции явится аграрный вопрос. Решение его они видели не в национализации всей земли после революции, а в ее социализации, то есть в изъятии ее из товарного оборота и обращения из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние. Сущность социализации заключалась в том, что земля как общенародное достояние передавалась в собственность высшим органам государственной власти, а на местах — органам местного самоуправления, низшим звеном которых являлась крестьянская община. В демократически организованной и бессословной общине эсеры видели основы будущего социалистического строя. Коллективное уравнительное землепользование должно осуществляться на трудовых началах, а община призвана регулировать все вопросы пользования землей. Устанавливалась потребительская норма пользования землей — минимальное количество земли, предоставленной в пользование одной семье, обработка которой покрывала бы необходимые потребности этой семьи, и трудовая — максимальное количество земли, которое крестьянская семья могла бы обработать без найма рабочей силы. Однако уравнительный принцип землепользования находился в прямом противоречии с реальной действительностью, поскольку исходя из потребительской нормы невозможно было определить наличные потребности в земле в разных районах страны, так как потребности крестьянских хозяйств были различны. Несовместимы были и трудовая норма, и уравнительное землепользование. Поскольку семьи с большим числом трудоспособных членов получали преимущество перед семьями с меньшим числом рабочих рук, и это при условии одинакового снабжения крестьянских хозяйств сельскохозяйственными орудиями и средствами производства. В действительности никакого равенства в техническом оснащении крестьянских хозяйств не существовало.

Эсеры были уверены в том, что их социализация построена на психологии крестьянства, на давних его традициях, и она являлась гарантией развития крестьянского движения по социалистическому пути. При всех утопических издержках и отклонениях в сторону реформизма программа партии эсеров носила революционно-демократический, антипомещичий, антисамодержавный характер, а «социализация земли» представляла несомненное открытие эсеров, прежде всего В.М. Чернова, в области революционно-демократических аграрных преобразований. Их осуществление открыло бы путь к развитию фермерского крестьянского хозяйства.

Интересно представление эсеров о сущности социализма. Социализм они понимали как прогресс человечества, воплощение мечты о свободе, равенстве и братстве. Они приняли общесоциалистические принципы II Интернационала: ликвидация частной собственности на средства производства, обобществление производства, плановое его развитие, отсутствие эксплуатации и др. Эсеры считали, что цель социалистического производства, в отличие от капиталистического, не в прибавочной стоимости, а в удовлетворении потребностей трудящихся, что при социализме будет осуществлен примат потребления над производством. «Экономическая сторона нашего идеала,— писал В. Чернов,— характеризуется именно сознательным и целесообразным подчинением производства организованному общественному потреблению». Это положение — общее для всех неонародников — отличало их от марксистов, которые исходят от примата производства над распределением и потреблением в любом обществе. У эсеров, отмечал Чернов, вопрос распределения и потребления не отодвинут на задний план, а занимает первостепенное значение. Эсеры полагали, что при переходе к социализму надо сначала обобществить распределение, создать потребительские группы среди населения, национализировать торговлю, наладить научный учет потребностей населения и имеющихся производительных сил и на основе этого планировать потребление и производство, добиваясь гармонического соотношения между ними. Отсюда эсеровская модель социализма: потребительская ассоциация и сложная форма производственных единиц вокруг нее, как вокруг своего естественного центра. Производство организовано на началах демократического самоуправления и автономии, а не путем государственной централизации. Социалистическое государство, по мысли эсеров, осуществляет высший контроль и синтез интересов потребления и производства, а также координирует деятельность органов самоуправления. Правда, вопрос о границах и нормах государственного влияния оставался открытым.

Таким образом, программа эсеров, их представления о социализме имели немало привлекательных черт; они пользовались широким влиянием в народе. В 1907 году численность партии эсеров составляла около 65 тысяч человек, среди которых 43,2 % было рабочих, 45,2 % крестьян и 11,6 % — интеллигенции.

Организационная структура партии эсеров определялась Временным уставом, утвержденным I съездом. Высшим органом партии был съезд, который избирал Совет партии и ЦК. При ЦК создавались комиссии: рабочая, крестьянская, военная и др. Боевая организация существовала тоже при ЦК, но на автономных каналах. ЦК руководил местными организациями, которые строились по территориальному принципу. Но так как эсеры не признавали принципа демократического централизма, то эта структура была нечеткой, а сама партия — рыхлой, аморфной в идейном, политическом и организационном отношениях. Неоднородность состава партии эсеров привела к тому, что уже при обсуждении программы на I съезде наметились расхождения во взглядах и позициях делегатов. Они привели затем к размежеванию отдельных группировок и преобразованию их в отдельные партии.

Сначала откололось от партии эсеров левое крыло во главе с М. Соколовым, Е. Устиновым, В. Мазуриным, которые называли себя «максималистами». Фазу буржуазно-демократической революции они считали недостаточной и призывали к борьбе за немедленное осуществление социалистической революции как в городе, так и в деревне. Расхождения по программным и тактическим вопросам привели в октябре 1906 года к выделению «максималистов» в самостоятельную партию «Союз социалистов-революционеров-максималистов». Но им не удалось стать массовой партией. В 1906 году было 23 максималистские группы, в 1907 году — 44, но все малочисленные.

Правое крыло эсеров составила выделившаяся «Партия народных социалистов». Ее костяком были бывшие либеральные народники во главе с А. Лешехоновым, В. Мякотиным, Н. Анненским. Они выступали за немедленную национализацию земли, чтобы спасти крестьян от нищеты и сдержать развитие революции. Энесы, отрицая террор, проведение «социализации» земли, заветной своей целью считали создание широкой легальной партии в рамках существующего строя. Однако создать такую партию им не удалось. В 1907 году в их рядах насчитывалось около 2 тыс. человек. Не произошло и окончательного размежевания энесов с эсерами.

Тактика эсеровских партий отражала настроение мелкобуржуазных слоев; неустойчивость, колебания, непоследовательность. Выборы в I Думу эсеры бойкотировали, но во II Думу они провели 37 своих представителей, которые склонялись к сотрудничеству с кадетами. В 1905—1906 годах держали курс на вооруженное восстание. Они активно поддерживали террор, что отличало их от других партий. Для проведения террористических действий эсеры имели «Боевую организацию», которую возглавлял сначала Г. Гершуни, а с 1903 года Е. Азеф, оказавшийся агентом царской охранки, разоблаченный лишь в 1908 году. Эсеры считали террор средством устрашения правительства и его дестабилизации, он возбуждает народ на более эффективную борьбу, что эта тактика неуязвима, так как правительство не может запретить террор. Только с 1902 по 1910 годы эсеры совершили 219 террористических актов. Это создавало преувеличенное представление о силе эсеровской партии. Но это был опасный путь, который впоследствии дорого обошелся эсерам.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.037 сек.)