Либерально-буржуазные партии.


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 837


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

С середины 90-х годов XIX века наблюдалось значительное оживление буржуазного либерального движения, расширялась и социальная база российского либерализма. К очень узкому слою либеральных помещиков присоединился многотысячный отряд буржуазной интеллигенции. Однако помещичье сословие оставалось весьма заметным и влиятельным в либеральном движении. Тесно переплетаясь на почве общих интересов с интеллигенцией, она отнюдь не растворялась в ней. Вместе с тем буржуазно-интеллигентский элемент делал либеральное движение более разносторонним, гибким и активным.

В 1899 году в Москве возникла полулегальная организация «Беседа», численность которой не превышала 50—60 человек. В ее рамках и происходил взаимный процесс сближения передовых земских деятелей конституционного толка с интеллигенцией. Земцы-конституционалисты рассчитывали, что сближение с интеллигенцией поднимает престиж земского либерализма в общественном мнении. А это вело к усилению оппозиционного движения в стране. Земские либералы также надеялись, что им удастся избавить интеллигентский либерализм от некоторых радикальных политических и особенно социальных «увлечений».

Со своей стороны интеллигенция, идя навстречу земским элементам, рассчитывала использовать легальные возможности, имеющиеся у земского самоуправления. Это было важно для расширения пропаганды своих идей в земских кругах, для усиления давления на правительство. Интеллигенция надеялась, что ей удастся «подтянуть» дворянский либерализм до либерализма европейского типа.

Таким образом, в этот период земцы и интеллигенты были нужны друг другу. Первые имели в своем распоряжении материальные средства, технический аппарат и связи с земскими общественными кругами, вторые — современные технические знания, необходимые для разработки
и создания организационных основ либеральной партии

Первым крупным шагом в деле программного и организационного оформления либерализма как политической партии в общенациональном масштабе явилось основание журнала «Освобождение». Средства в размере до 100 тыс. рублей на издание журнала предоставил земец Д.Е. Жуковский. Журнал выходил, с июля 1902 года по октябрь 1905 года тиражом 9—10 тысяч экземпляров. Журнал издавался за границей, в Штутгарте (Германия), под редакцией П.Б. Струве, в недавнем прошлом видного «легального марксиста».

Журнал уже в первом своем номере, где было опубликовано написанное видным историком П.Л. Милюковым программное заявление «От русских конституционалистов», заявил о своем коренном отличии от других заграничных изданий — как социал-демократической «Искры», так и эсеровской «Революционной России», «Мы желаем,— заявила редакция «Освобождения»,— выражать исключительно бессословное общественное мнение и на него опираться». Однако эта статья не способствовала реализации планов создания единого организационного фронта из представителей либерального и революционно-демократического движений. Против этого выступили как либералы славянофильского толка, выступавшие против требования законодательного ограничения самодержавной власти, так и либеральной интеллигенции», выдвигавшей лозунги всеобщего избирательного права и созыва Учредительного собрания.

Дальнейшему размежеванию между славянофилами и земцами-конституционалистами способствовала новая программная статья журнала «Освобождение» «К очередным вопросам». В ней уже более определенно были сформулированы принципы создания либеральной партии (в частности было заявлено об отказе от славянофильского лозунга созыва Земского собора). Наряду с размежеванием со славянофилами произошло сближение земцев-конституционалистов с «освобожденческой» интеллигенцией.

Летом и осенью 1903 года соответственно оформились две организации: «Союз освобождения», насчитывал в своих рядах около 1600 человек левого крыла и часть центра конституционалистов и «Союз земцев-конституцио-налистов, куда вошли правые и часть центра. Создание двух параллельно действовавших союзов свидетельствовало о неудаче лидеров так называемого нового либерализма объединить разнородные элементы оппозиционного движения. Оценивая сложившуюся ситуацию, П.Н. Милюков в своих воспоминаниях писал: «Интеллигенты не хотели объединяться с земцами-конституционалистами, а последние в свою очередь не хотели идти на уступки интеллигентскому радикализму».

Процесс партийного размежевания внутри буржуазного оппозиционного лагеря ускорила революция 1905—1907 годов. Так, в марте 1905 годаIII съезд «Союза освобождения» принял программу левого крыла конституционалистов. В апреле того же года свою программу приняло славянофильское крыло либералов. Одновременно славянофилы начали консолидацию своих сил в земской среде. В июле 1905 года съезд «Союза земцев-конституционалистов» предпринял попытки к сближению с «Союзом освобождения», объединившим родственные профессионально-политические союзы интеллигенции.

После издания 6 августа 1905 года царского манифеста о созыве законосовещательной Думы, вызвавшего у буржуазии новый подъем конституционных иллюзий, наметился поворот вправо у всех направлений и течений внутри либерально-оппозиционного лагеря. Либералы получили достаточно широкую возможность для легальной деятельности. Новым шагом по пути политического развития и политической организации российской буржуазии стал созванный в сентябре 1905 года земско-городской съезд. На съезде большинством голосов была принята освобожденческая программа, которая и легла затем в основу программы будущей кадетской партии. Вместе с тем на съезде правому крылу конституционалистов удалось привлечь на свою сторону умеренных земцев-конституционалистов и часть представителей городского самоуправления.

Еще в большей степени активизировало поляризацию сил в буржуазном оппозиционном лагере издание царского манифеста 17 октября 1905 года. Стали создаваться основные буржуазные партии — кадетов и октябристов. Хронологически их оформление совпало с периодом высшего подъема революции. Так, Конституционно-демократическая партия (в январе 1906 года к основному названию было добавлено: партия «народной свободы») организационно оформилась на своем учредительном съезде 12—16 октября 1905 года. Уже в октябре-декабре 1905 года конституировались 72 кадетских комитета. Основная их часть — 274 — возникла в период избирательной кампании в I Государственную думу в январе-апреле 1906 года. Численность партии составляла 100 тысяч человек.

Каков был социальный состав кадетской партии? Основную массу членов кадетской партии составляли средние и мелкие служащие общественных (главным образом земских и городских управ), частных заведений (фабрик, заводов, контор), государственных учреждений (чиновники банков, судов и т. д.) и приказчики. Значителен был слой интеллигенции, главным образом людей свободных профессий, науки и техники. Буржуазии как таковой в партии было немного, мало было и помещиков. Незначительное количество в партии кадетов составляли рабочие и крестьяне — не больше 15 %. Партия по своему составу являлась многонациональной.

Все дела в кадетской партии вершил высший слой буржуазной интеллигенции, образованные капиталисты и помещики. Так, первым председателем ЦК партии кадетов был крупный землевладелец князь П.Д. Долгоруков, его заместителями — профессор, юрист Д.И. Набоков и землевладелец, юрист Н.В. Тесленко. С 1907 года председателем партии стал историк, профессор П.Н. Милюков.

Милюков Павел Николаевич родился в 1859 году, в 1886 году он окончил Московский университет; был учеником В.О. Ключевского, защитил диссертацию, стал приват-доцентом по русской истории, примыкал к кружку либеральных профессоров. В 1894 году за лекции «тенденциозного содержания» ему было запрещено вести преподавательскую работу. Некоторое время Павел Николаевич был профессором высшего училища в Софии, затем вернулся в Россию. В 1902 году его подвергли тюремному заключению на 6 месяцев, но отсидел всего два и был освобожден по указу царя. Снова заграница. На этот раз Франция. Милюков — участник съезда оппозиционных и революционных деятелей в Париже, состоявшегося в сентябре 1904 года. С апреля 1905 года — он в России, его политический капитал снова увеличился: за участие в организации «Союза союзов» Милюков пробыл в одиночном заключении почти месяц. За прочитанные «левые» лекции подвергался полицейскому дознанию, что лишило его права быть депутатом в двух первых Думах.

«Не будучи членом Думы, он не пропускал почти ни одного думского заседания, оказывая влияние на думскую фракцию кадетской партии»,— свидетельствовала царская полиция. В 1907 и 1912 годах П.Н. Милюков избирался депутатом III и IV Государственных дум. В 1908 году он, как член Думы и лидер партии кадетов, ездил в Америку, а в 1913 году был в Болгарии, где его принимал царь Фердинанд и министры.

Следует добавить, что П.Н. Милюков был умным, опытным политиком, умевшим не только хорошо говорить, но и писать. Недаром все передовые статьи центрального органа партии кадетов «Речь» по важнейшим вопросам политики в годы первой российской революции вышли из-под его пера.

Ради достижения целей своего класса и партии Милюков был готов на все. Авторитет его среди кадетов был высок, он пользовался большой популярностью в буржуазных кругах Запада, с которыми поддерживал тесные связи.

Сложный разнородный состав кадетской партии не мог не сказаться на ее политике, на постоянном лавировании ее лидеров между разными течениями, между левыми и правыми кадетами. Он в значительной степени определял большие разногласия в партии и, в конечном счете, ее «боеспособность».

Каковы же были взгляды Конституционно-демократической партии, изложенные в ее программе? Красной нитью через программу кадетов проходила идея самоценности человеческой личности и ее прав, составляющая основу мировоззрения либерализма. Защита политических, гражданских, экономических прав личности являлась одной из главнейших задач, которую преследовала программа партии.

Исходя из того, что сохранение свободы личности требует максимального рассредоточения государственной власти как источника принуждающей силы, кадеты в своей программе проводили принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при обязательной и решающей роли народного представительства в отправлении властных функций. Депутаты представительных органов по их программе должны были избираться на основе Закона о всеобщем прямом, равном избирательном праве и тайном голосовании. Представительный орган должен осуществлять законодательную власть, утверждать государственный бюджет, контролировать деятельность администрации.

Программа партии состояла из восьми разделов. В первом из них — «Основные права граждан» — говорилось, что все граждане равны перед законом, что всякие сословные различия, всякие ограничения личных и имущественных прав подлежали отмене. Каждому гражданину предоставлялись свобода совести, вероисповедания, устного и письменного высказывания своих мыслей, право устраивать публичные собрания, образовывать союзы и общества, гарантировалась неприкосновенность личности и жилища, свобода передвижения и отмена паспортной системы, то есть были перечислены общие положения конституций буржуазно-демократических государств.

По национальному вопросу кадеты выступали за свободное культурное самоопределение наций: свободу разговаривать и получать начальное, а по возможности и дальнейшее образование на своем родном языке, свободу организовывать свои культурные учреждения. За царством Польским признавалось введение автономного устройства с сеймом, за Финляндией — полное восстановление прежней Конституции.

В разделе о государственном строе вопрос о том, чем должна быть Россия — монархией или республикой,— поначалу не затрагивался. Говорилось лишь о том, что Россия должна иметь Конституцию. Впоследствии это положение было уточнено и дополнено на II съезде партии в 1906 году: «Россия должна быть конституционной и парламентской монархией».

В таком виде статья 13-я, говорящая о государственном устройстве страны просуществовала до весны 1917 года. VIII съезд партии народной свободы, проходивший в мае этого года, в очередной раз внес поправку в указанную статью. Теперь она выглядела следующим образом: «Россия должна быть демократической парламентской республикой. Законодательная власть должна принадлежать народному представительству». Во главе исполнительной власти должен стоять президент республики, избираемый на определенный срок народным представительством, управляющим через посредство ответственного перед народным представительством министерства.

Однако как показала жизнь весной 1917 года, кадеты так и не решили для себя окончательно вопрос о будущем государственном устройстве России. Уже после Октябрьской революции, в феврале 1918 года, они принимают документ, в котором говорится следующее: «Провозглашенные республиканские формы правления не отвечают пониманию и степени государственного развития подавляющего большинства населения. Должно поэтому признать, что монархия после мартовского переворота 1917 года была отвергнута в ущерб интересам России... После долгого и горького опыта революций... восстановление законно приемлемой монархии как единственной формы, могущей обеспечить наше национальное и государственное бытие и порядок, представляется безусловно необходимым». Потерпев неудачу в ходе дальнейшей борьбы за реализацию этой цели, кадеты затем перенесли споры о целесообразности республиканской или монархической формы правления за рубеж, где оказались в эмиграции многие руководители этой партии.

Учитывая актуальность аграрного вопроса, VI раздел программы кадетов предусматривал увеличение земельной площади для мелких крестьян за счет государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель, а также отчуждение части помещичьих земель на основе выкупа их государством «по справедливой» (не рыночной) оценке. Это означало, что, с одной стороны, расчищался путь для развития капитализма в деревне, с другой — не уничтожалось, а лишь несколько сокращалось помещичье землевладение, а класс помещиков сохранялся. Что же касается самих крестьян, то осуществление кадетской программы на деле бы привело к тому, что бедные стали бы еще беднее, богатые — богаче, ибо за отчуждаемую землю крестьяне должны были платить. Поэтому не случайно в программном документе пункт о выкупе земли сознательно опускался, зато о нем говорилось на съездах, писалось в газетах и книгах. Специальный раздел был посвящен рабочему вопросу. За рабочими признавалось право на организацию профессиональных союзов, устройство собраний, даже стачек. Предусматривались введение законодательным путем 8-часового рабочего дня, государственное страхование, законодательная охрана труда. Речь, таким образом, шла о насаждении буржуазных отношений на производстве, об «очищении» капитализма от докапиталистических отношений, о направлении борьбы рабочих в экономическое русло.

Кадетами была разработана обширная программа финансовых и экономических реформ. Ее основные требования сводились к следующим пунктам:

1)создание при Совете министров специального органа (с участием представительных законодательных палат и деловых промышленных кругов) для разработки перспективного плана развития всех отраслей народного хозяйства;

2)пересмотр устаревшего торгово-промышленного законодательства и отмена мелочной опеки и регламентации, стеснявших свободу предпринимательской деятельности;

3)пересмотр налоговой системы и сокращение непроизводительных расходов казны;

4)расширение бюджетных прав Государственной думы и преобразование государственного контроля;

5)открытие доступа частному капиталу в железнодорожное строительство, горные промыслы, почтово-телеграфное дело;

6)ликвидация или же максимальное сокращение нерентабельного государственного хозяйства и распространение на казенные заводы всех налогов и повинностей;

7)организация промышленного кредита и учреждение банка долгосрочного промышленного кредита;

8)создание торгово-промышленных палат и биржевых судов;

9) расширение внешней торговли и организация консульской службы.

Специальный раздел кадетской программы был посвящен вопросам просвещения. В нем кадеты выступали за уничтожение всех ограничений при поступлении в школу, связанных с полом, национальностью и вероисповеданием. Они настаивали на необходимости свободы частной и общественной инициативы в организации учебных заведений всех типов, а также в области внешкольного образования. В программе указывалось на необходимость установления связи между различными ступенями школ для перехода от низшей ступени к высшей. Кадеты настаивали также на автономии университетов, свободе студенчества, увеличении числа средних учебных заведений и понижения в них платы, на введении всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Органам местного самоуправления предоставлялось право заведования начальным образованием, участия в постановке всей учебной и воспитательной работы. В программе указывалось на необходимость устройства органами местного самоуправления общеобразовательных учреждений для взрослого населения, народных библиотек, народных университетов, развития профессионального образования.

В своей внешнеполитической программе кадеты настаивали на необходимости ориентации на страны западной демократии, на изменении внешнеполитического курса, защите приоритетных национальных интересов России, завершении процесса окончательного формирования «национально-территориального тела России». По существу речь шла о сосредоточении внимания русской дипломатии на решении всего комплекса военно-стратегических проблем в ближневосточном регионе (проливы Босфор и Дарданеллы, Константинополь), присоединении к России территории с преимущественно «русским населением» (Галиция, Угорская Русь), решение польского и армянского вопросов в составе России.

С глобальной постановкой и решением внешнеполитических проблем кадеты связывали вопросы коренной реорганизации русской армии и флота, их перевооружения и переоснащения современными видами вооружения, социальной защиты среднего и низшего армейского контингента, а также расширения и совершенствования сети военных средних и высших учебных заведений.

Следует подчеркнуть и ту мысль, что в программе конституционных демократов нашли отражение и выражение общенациональные интересы страны. Кадеты мечтали создать такое общество, в котором бы не было непреодолимых социальных конфликтов, установилась гармония национальных интересов, были созданы оптимальные условия для всестороннего развития личности. Фактически в кадетской программе речь шла о создании правового демократического государства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Оценивая кадетскую программу и другие официальные документы партии, можно сказать, что они были направлены на постепенное изменение старого строя, на развитие России по буржуазному западному пути, что было прогрессивным по сравнению с самодержавным государством, но безусловно отставало от задач буржуазно-демократической революции.

Близкими к конституционно-демократической партии были программы Партии мирного обновления, образовавшейся в Петербурге в декабре 1905 года и просуществовавшей по лето 1906 года (руководители: граф П.А. Гейден, Н.Н. Львов, М.В. Стахович), и Партии демократических реформ, существовавшей в Петербурге с 1905 по 1907 годы (руководители: К.К. Арсеньев, И.И. Иванюков, М.М. Ковалевский, А.С. Постников).

Взгляды кадетов нашли отражение в программах либеральных национально-буржуазных партий Украины, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии. Единственное отличие состояло в том, что национальные партии не ограничивались только культурным самоопределением в рамках автономии, но и требовал и права политического самоопределения наций.

Идеи кадетов живы и в настоящее время. В современных условиях российской действительности они рассматриваются наследниками Партии народной Свободы — Союзом конституционных демократов, Конституционно-демократической партией, а также Либерально-демократической партией и другими как основа построения в России демократического рыночного государства.

Наряду с партией кадетов, с ноября 1905 года стала формироваться партия октябристов (полное название «Союз 17 октября»). Уже в ноябре — декабре 1905 года возникло 49 отделов партии. В начале 1906 года до апреля в период избирательной кампании в I Государственную Думу появилось еще 211 отделов. Численность партии первое время составляла до 60 тыс. человек. Социальную основу «Союза 17 октября» составляла крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, крупные помещики, ведущие свои хозяйства по капиталистическому пути. В партию вошла часть «деловой» интеллигенции, которая полностью интегрировалась в капиталистическую систему и получала свою долю прибыли от эксплуатации трудящихся масс. Все 33 основателя Союза принадлежали к торгово-промыш-ленным и финансовым кругам, крупным помещикам и высшим слоям буржуазной интеллигенции.

Около 72 % руководителей октябристов были выходцами из дворян. Все члены ЦК «Союза» были связаны с различными видами собственности, 59 из 66 членов ЦК имели высшее образование. В губернских и уездных комитетах ведущее положение занимали промышленники, банкиры, торговцы, домовладельцы, помещики, цензовая интеллигенция, чиновники.

Октябристы не могли, конечно, похвастаться столь же блестящим, как у кадетов, «букетом» привлеченных в партию имен, что, к слову сказать, было предметом постоянной озабоченности их руководящих органов, особенно в предвыборные периоды. Однако и среди них мы находим людей ярких и по-своему замечательных. Это видные земские и общественные деятели: граф И.А. Гейден, М.Л. Стахович, князь Н.С. Волконский; столичные профессора, адвокаты, деятели науки и культуры: Л.Н. Бенуа, В.И. Герье, Ф.Н. Плевако, В.И. Сергеевич, Н.С. Таганцев; издатели и журналисты: Н.Н. Перцов, А.А. Столыпин, Б.А. Суворин; крупнейшие представители торгово-промышленного мира и банковских кругов: П.С. Авдаков, А.Ф. Цухин, Э.Л. Нобель, братья В.П. и П.П. Рябушинские; деятели других профессий, в частности глава известнейшей ювелирной фирмы К.Г Фаберже.

Первым председателем московского отдела центрального комитета партии до осени 1906 года являлся крупный землевладелец, действительный статский советник и камер-юнкер императорского двора Д.Н. Шипов, председателем петербургского отдела ЦК — барон П.Л. Корф. В октябре 1906 года председателем единого Центрального комитета стал общественный деятель, директор правлений московского учетного банка и страхового общества «Россия» А.П. Гучков.

Согласно уставу, членом «Союза 17 октября» могли быть как отдельные лица, так и целые организации и партии, целиком и полностью разделявшие положения царского манифеста. Среди подобных партии, объединившихся вокруг октябристов, были: Партия правопорядка, просуществовавшая с 1905 по 1907 год, объединявшая в основном членов Петербургской городской думы (лидер Л.И. Алтухов); Торгово-промышленный союз, во главе с И.С. Крючковым и Я.П. Карабасниковым, функционировавший в Петербурге с ноября 1905 года по март 1906 года; Торгово-промышленная партия, действовавшая в Москве с 1905 по лето 1906 года (руководители — крупные московские промышленники Г.А. Крестовников, В.П. и М.П. Рябушинские) и, наконец, Прогрессивная экономическая партия, существовавшая
в Петербурге с декабря 1905 по лето 1906 года (руководители — М.Н. Триполитов, Я.П. Беляев, Д.А. Нератов). В национальных районах страны октябристов активно поддерживали Польская партия реальной политики (угодовцы), Литовская христианско-демократическая партия, Балтийская конституционная (немецкая) партия. Имея в виду все выше названные немногочисленные партии октябристского толка, один из идеологов октябризма — тамбовский дворянин В.М. Петрово-Соловово — пояснял в декабре 1905 года: «Все они сходились в главных политических и экономических принципах и разнятся или во второстепенных подробностях, или даже только в различной формулировке одного и того же положения. Надо надеяться, — отмечалось в одной из его программных работ,— что в самом непродолжительном времени все они если и не сольются в одну общую организацию, то между ними будет заключен тесный союз и полное объединение электоральной (избирательной.— А.П.) тактики». Так в действительности и произошло.

С какой же программой выступили октябристы в разгар буржуазно-демократической революции? В программе партии говорилось, что главная цель ее — «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России».

Октябристы особо подчеркивали «сохранение единства и нераздельности российского государства, отстаивая его унитарный характер, отвергая даже автономию Польши. Только за Финляндией признавалось особое положение, «дающее ей право на известное автономное государственное устройство». За другими народами не признавалось даже культурной автономии, то есть права на развитие своего языка, культуры. Государственное устройство России октябристами мыслилось только как конституционная монархия не с Учредительным собранием, а с Государственной думой, избранной на основе всеобщего избирательного права, которое ограничивалось возрастным цензом (25 лет) и цензом оседлости. Октябристы являлись принципиальными противниками Учредительного собрания и открыто заявляли об этом в своем основном документе.

В программе пояснялось, что царь раньше был оторван от народа, а поэтому фактически был слабым, хотя и назывался самодержцем. Задача, по их мнению, теперь состояла в том, чтобы добиться единения монарха с народом, которое обеспечит ему действительную роль вождя «свободного народа». В связи с этим провозглашалась задача обеспечения известных буржуазно-демократических свобод.

Особое значение «Союз 17 октября» предавал земельной реформе. Цель была — расчистить путь капитализму в сельское хозяйство, ликвидировать крестьянскую общину, увеличить класс кулачества и в нем тем самым создать социально-классовую опору самодержавия в деревне. Разумеется, об этом в программе прямо не говорилось. В нем стояли требования уравнения крестьян в правах с другими сословиями, регулирования земельной аренды, содействия расселению и переселению крестьян, признания необходимости продажи крестьянам государственных и удельных земель, обязательного отчуждения отрезков и в исключительных случаях отчуждения помещичьих земель «государственной важности» на справедливых условиях вознаграждения. Что касается рабочего вопроса, то здесь предполагалось расширение рабочего законодательства, постепенное введение страхования рабочих, обеспечение на случаи болезни. Признавались стачки как средство защиты экономических интересов рабочих, одновременно запрещались стачки на предприятиях и учреждениях, имеющих важное общественное и государственное значение.

В развитии народного образования октябристы видели гарантии успеха реформ в целом. Помимо ассигнования дополнительных средств, здесь предусматривались: развитие системы начального, среднего и высшего образования, свобода частной и общественной инициативы в этой области, координация действий всех ступеней системы между собой и с нуждами практической жизни. Кроме того, важнейшее условие реализации всех начинаний «Союз» видел в проведении ряда судебных и административных реформ.

Введение бессословного, независимого от администрации суда, выборное начало в органах местной юстиции, упразднение судебно-административных учреждений, гласность судопроизводства, расширение компетенции суда присяжных, гарантированный законом контроль над деятельностью администрации — все эти меры должны были привести, с точки зрения октябристов, к становлению основ правового государства.

Специальный раздел был посвящен экономическим и финансовым вопросам. Он наиболее ярко свидетельствовал о том, помыслы какого класса отражал основной документ «Союза 17 октября». Здесь октябристы предлагали целый набор мер финансово-экономического характера, главными из которых являлись: содействие подъему производительных сил, особенно в области сельскохозяйственного производства; организация сельскохозяйственного, промышленного и торгового кредитов; распространение технических знаний и подъем производительности труда; расширение сферы частного предпринимательства в области эксплуатации и рационализации природных богатств, смещение акцентов в налоговой политике в сторону прямого прогрессивного налогообложения в противовес косвенному; развитие инфраструктуры — сети железных, водных, шоссейных и грунтовых дорог.

В целом программа октябристов была написана с позиций крупного капитала, подлинных хозяев экономической жизни страны, которые тесно переплетались с интересами капитализированных помещиков и самодержавия. Как видно, программа октябристов определенным образом отличалась от кадетской, поскольку отражала интересы не всего класса буржуазии, а высшего его слоя.

Объективный смысл предлагавшихся «Союзом 17 октября» реформ заключался в быстрейшем становлении индустриального общества, развитии буржуазных отношений во всех сферах производства и распределения, в сглаживании на этой основе политических, социальных и национальных противоречий.

2. Национал-монархические партии и организации.

Отчаянной попыткой царизма и господствующего класса — дворянства — продлить свод существование — явилось создание национал-монархических политических партий. У их истоков стояла дворянская организация, созданная в конце 1900 года в Петербурге и назвавшая себя Русским собранием. Оно было своего рода идейным клубом помещиков и самодержавия. Неслучайно в его состав входила тогдашняя элита общества: высшее чиновничество, знатное дворянство, военные, творческая интеллигенция. В 1906 году организация, согласно поименному списку, насчитывала в своих рядах около 2300 человек, в том числе 500 находилось вне Петербурга, в местных отделениях: в Харькове, Киеве, Вильно, Варшаве, Казани, Перми и других городах. Всеми делами собрания заправлял совет, куда входило 17 человек, в том числе министр внутренних дел В.К. Плеве, его заместитель, а затем министр П.Н. Дурново, князья Д.П. Голицын и М.Л. Волконский, граф Н.Ф. Гейден, граф П.Н. Апраксин и другие.

Постепенно из культурно-просветительного общества, занимавшегося изучением и сохранением традиций русской и славянской культуры и не преследовавшего политических целей, оно превратилось в национал-патриотическое, в ярого защитника самодержавия и организатора борьбы с революционными и оппозиционными партиями.

В недрах Русского собрания получила свое дальнейшее развитие монархическая теория времен Николая I: православие — самодержавие — народность. В начале XX века эта триада в устах монархистов приобрела совершенно новое звучание. Главное место отводилось монархическому принципу — власть монарха являлась незыблемой; народность понималась исключительно как национализм и великодержавный шовинизм. «Россия только дня русских!» — так звучал главный лозунг монархистов. Религии отводилась подчиненная монархии роль.

Разработав идеологические и политические положения, объединения правых, члены Русского собрания выступили в 1905 году инициаторами создания монархических партий. Так, в апреле 1905 года возникли две организации: «Союз русских людей», куда вошли сторонники так называемого «кружка московских дворян», и Русская монархическая партия. Центральное бюро ее находилось при газете «Московские ведомости», а их редактор В.А. Грингмут возглавил новоиспеченную партию, в рядах которой состояло около 5 тыс. членов. Но названные выше организации носили скорее корпоративный дворянский, чем партийно-политический характер.

Серьезное замешательство в ряды правых помещичьих сил внесли Всероссийская октябрьская политическая стачка и вырванный ею у царизма Манифест 17 октября. Монархистам понадобилась массовая политическая организация, способная прикрыть ее классовую сущность и цели демагогическими лозунгами, внешним «демократизмом».

В ноябре 1905 года на арене политической борьбы появилась главная национал-монархическая партия — «Союз русского народа», получившая поддержку царя и придворных кругов. Во главе партии стал главный совет с председателем — статским советником, бывшим военным врачом А.И. Дубровиным и его заместителями — дворянами В.М. Пуришкевичем и А.И. Тришатным. На местах организации Союза назывались отделами и подотделами, которые возглавляли дворяне, представители духовенства, реакционной интеллигенции, чиновничества, К концу 1907 года в целом по стране насчитывалось до 400 местных организаций, в рядах которых состояло более 100 тыс. человек.

Наиболее активную деятельность Союз сумел развить в южных и западных губерниях России, а также в Поволжье, то есть в районах, в наибольшей мере охваченных революцией и пестрых по своему национальному составу. Здесь преобладало крестьянское население и было много мелких городов. Рядовые члены Союза рекрутировались из представителей мелкой буржуазии — лавочников, мелких предпринимателей, владельцев трактиров, домов, гостиниц, а также уголовных элементов. Рабочие и крестьяне, по свидетельству самих руководителей Союза, были в нем наименее надежным элементом.

Союз русского народа как массовая политическая партия имел свою программу, принятую в сентябре 1906 года Всероссийским съездом уполномоченных отделов партии. Идеологическим ее стержнем была известная официальная триада. Далее следовал пункт о единстве и неделимости России, в котором провозглашалось отсутствие какой бы то ни было автономии для национальных окраин.

Чтобы заручиться поддержкой народных масс и в первую очередь многомиллионного крестьянства, руководители Союза значительное место отводили земельному вопросу. В основе его решения лежала мысль о неприкосновенности всякой частной собственности, в том числе и земельной. Программа предусматривала продажу крестьянам «на выгодных для них условиях казенных земель, покупку государством у частных владельцев добровольно продаваемых ими земель и продажу ее крестьянам по доступным ценам», увеличение помощи переселенцам. Одновременно с этим в ней подчеркивалась необходимость упрощения порядка продажи крестьянами своих земель, а главное — представления крестьянам права выхода из общины и закрепления за ними земли в качестве частной собственности. Это был курс на поддержку зажиточного крестьянства, которое и должно было стать опорой самодержавия.

Особое внимание в программном документе Союза русского народа обращалось на казачество. Признавалось необходимым «употребить все силы для улучшения быта отдельных казачьих хозяйств в земельном и денежном отношениях». Имелось в виду активно использовать казаков в подавлении революционных выступлений. Рабочим было посвящено несколько строчек. В них говорилось о возможном сокращении рабочего дня, государственном страховании, упорядочении условий труда, учреждении банка для облегчения создания рабочих и промартелей.

Большое место в основном документе Союза отводилось еврейскому вопросу. Ни одна другая партия в России не проповедовала такой неприкрытый антисемитизм. В отношении еврейской нации открыто провозглашалась дискриминационная политика. Она падала на благодатную почву ненависти к еврейскому народу, насаждавшуюся царизмом.

Чем был обусловлен антисемитизм в России? Сложным комплексом религиозных, экономических и политических причин. Поскольку христианство и иудаизм были связаны общими корнями, миллионы христиан знали историю еврейского народа, пожалуй, лучше, чем собственное прошлое. По средневековым представлениям, эта история доказывала, что евреи были не только избранным, но и проклятым народом. Этот предрассудок усвоили на Руси после крещения.

Восточнославянские племена получили предвзятое представление о евреях задолго до непосредственного соприкосновения с ними. Возможно, иудеи остались бы для русских одним только именем, подобным именам множества народов, исчезнувших еще в библейские времена. Однако в конце XVIII века, после разделов Речи Посполитой в Российской империи оказалось более половины евреев всего мира. По численности они составляли незначительную долю в общей массе населения (менее 5 % в конце XIX века), но в экономической и особенно в финансово-торговой сфере их удельный вес оказался значительно выше и возрастал с каждым десятилетием. Торговцы-евреи стали одним из наиболее мобильных и процветающих отрядов российской буржуазии. Консолидация по национальному признаку, многовековой опыт торговых и ростовщических операций,тесная связь с соплеменниками за рубежом — все это ставило евреев вне конкуренции на западных рубежах империи.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что эта картина была характерна в основном для губерний так называемой «черты еврейской оседлости». Деятельность евреев вне этого региона искусственно сдерживалась.

Ограничительное законодательство о евреях, постепенно сложившееся в России на протяжении XIX века, толкало их на антиправительственные выступления. Все оппозиционные партии, для которых это законодательство было ярчайшим примером средневековой дикости и мракобесия, выступали за равноправие евреев. Черносотенцы делали на этом особый акцент. Они утверждали, что «...переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России...— все это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги».

Такая политика закономерно приводила евреев в революционное движение, поэтому в составе политических партий, выступающих против царизма, процент их был очень велик. В связи с этим в сознании охранителей самодержавного строя евреи и революционеры стали постепенно отождествляться. Так, шаг за шагом, ненависть монархистов к сторонникам радикальных перемен сливалась с антисемитизмом. Все это вело к тому, что в своих программах и деятельности «Союз русского народа» и другие монархические партии уделяли очень большое внимание еврейскому вопросу. Ими предлагалось не допускать евреев в армию, высшие учебные заведения, на государственную службу, запрещать иметь им аптеки, книжные магазины, типографии, быть редакторами и издателями периодической печати.

Целью Союза Русского народа являлось выселение евреев в Палестину и оказание всесторонней поддержки сионистам, провозглашавшим такую же задачу. После манифеста 17 октября во многих городах страны в «черте еврейской оседлости» произошли кровопролитные погромы. Они прокатились в 358 населенных пунктах, где погибло 1622 человека, и получили ранения 3544. В ряде городов — Минске, Томске, Одессе, Киеве — погромщики были поддержаны войсками и полицией.

Наряду с печатной и устной пропагандой среди трудящихся, монархисты использовали дня борьбы с революцией вооруженные дружины, прозванные «черными сотнями». «Черная сотня» — это исторический термин, которым на Руси обозначалось тяглое посадское население — простой «черный» люд. Монархисты использовали эту историческую ассоциацию. В «Руководстве монархиста-черносо-тенца» говорилось: «Почетно ли это название «черная сотня»? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников...».

Известно, что после царского манифеста в течение трех недель черносотенцы более чем в 100 городах убили до 4 тыс. и искалечили около 10 тыс. человек. От рук «черной сотни» погибли виднейшие революционеры-больше-вики, в том числе Н.Э. Бауман в Москве и Ф.А. Афанасьев в Иваново-Вознесенске. Были убиты также два члена ЦК кадетской партии — М.Я. Герценштейн и Г.Б. Иоллос. Черносотенцы готовили покушение на премьер-министра, графа Витте.

Необходимо также, характеризуя национал-монархические партии и организации, остановиться на такой организации, как Всероссийский союз земельных собственников, образованный в ноябре 1905 года. В него вошли 53 члена — крупные русские землевладельцы. В программе этого союза нет ни слова о наделении крестьян землей, как будто этого вопроса в России вообще не существовало. В целях борьбы с революцией землевладельцы ратовали за введение военного положения, применение военно-полевых судов, сокращение срока следствий, увеличение численности сельской полиции, защиту имений военной силой, возмещение убытков, понесенных помещиками. Данная программа и легла в основу деятельности царского правительства, которое после отставки графа Витте возглавил П.А. Столыпин.

Таким образом, к началу первой русской революции и в ходе ее в России были созданы или находились в процессе формирования почти все главные политические партии. Они представляли интересы основных классов и слоев общества. Начало многопартийности в России было положено.

Анализ опыта революции 1905—1907 годов показывает, что в революционные моменты истории, когда резко активизируются все силы общества, усиливается процесс образования политических партий в стране.

Формирование политических партий связано с множественностью интересов различных слоев общества. Именно партии представляют существующие реально интересы, борются за них. Эти интересы могут быть противоположными, как, например, у монархистов и демократов в 1905 году, или частично совпадать. Все это неизбежно отражается на программе партии, ее идеологических и тактических установках, на характере ее деятельности, средствах и формах борьбы.

Отсюда с неизбежностью встает проблема отношения правящих сил страны к новым политическим партиям и организациям, весьма важную роль при этом играет способность правящих кругов глубоко понять причины и возможные следствия событий, принять и осуществить решения в интересах всего общества или, по крайней мере, его большинства. Царское правительство подавило революцию силой, а не решением стоящих проблем, не учетом общественных интересов. Поэтому оказалась неизбежной новая революция.

В таких условиях возникшие политические партии начинают активно пропагандировать и по возможности стремиться к осуществлению своих программ, как это делали кадеты, меньшевики, эсеры и др. В политической борьбе, стремясь к наибольшей поддержке, некоторые партии скрывают свои действительные цели, меняют тактику, но действуют они в направлении реализации своих программ.

Наиболее рациональный выход из революционных кризисов состоит не в подавлении интересов одних групп общества в пользу других, а в нахождении способов максимального учета и удовлетворения большинства их. Неслучайно из рассмотренных политических партий наибольшим влиянием пользовались кадеты и эсеры, которые провозглашали себя надклассовыми, заявляли о представительстве интересов всех слоев общества. Конечно, партия должна не только заявлять о своих целях, но и последовательно их проводить — только в этом случае она получит массовую поддержку.

Одним из важных политических уроков периода 1905—1907 годов является проблема отношений политических партий между собой, в особенности — зарождение тактики блоков. Мы наблюдаем блокирование у октябристов с монархистами — среди левых партий. Блокистская тактика возможна на основе частичного совпадения их интересов и целей в отдельные периоды борьбы. Однако широкого распространения в первой российской революции эта тактика не получила, что явилось одной из причин поражения революции. Для прогресса общества необходима консолидация всех имеющихся сил, которые могут способствовать такому прогрессу. Этот вывод особенно важен для современности.

БИЛЕТ

Революция 1905 — 1907 г.
Донельзя ухудшившееся положение народных масс, нежелание и неспособность царского правительства решать наболевшие вопросы — крестьянский, рабочий и пр., катастрофический ход русско-японской войны — все это привело к революционному взрыву. Начавшаяся в 1905 г. революция должна была внести в русскую жизнь изменения буржуазного характера: сменить самодержавный государственный строй на конституционный, ввести политические свободы, уничтожить сословную обособленность и неравноправие разных слоев населения и т.п. Однако вследствие особенностей социально-экономического развития России решающей силой, гегемоном этой революции стал пролетариат, а не буржуазия.
Кровавое воскресенье
Непосредственный толчок к началу революции дала провокационная деятельность петербургского священника Георгия Гапона. В 1904 г. с дозволения городских властей он организовал "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга". В разгар всеобщей петербургской стачки, начавшейся в первых числах января 1905 г., Гапон выдвинул план: устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. При этом под влиянием социал-демократов в нее были внесены совершенно неприемлемые для царского правительства требования: 8-часовой рабочий день, передача помещичьей земли крестьянам, введение свободы слова, печати и пр. — вплоть до созыва Учредительного собрания и прекращения войны с Японией.
9 января тысячи рабочих с женами и детьми, неся хоругви, иконы и царские портреты, двинулись к Зимнему дворцу и были встречены войсками, открывшими по ним стрельбу. Затем пришедшие в смятение колонны рабочих атаковала кавалерия. В результате этого побоища более 1200 человек было убито и около 5 тысяч ранено.
Начало революции
Варварский расстрел мирного шествия вызвал взрыв возмущения среди российского
пролетариата и в других слоях населения. В Петербурге рабочие начали строить баррикады уже 9 января. Известие о Кровавом воскресении привело к массовым забастовкам в центральном промышленном районе, Среднем Поволжье, на Украине, в Прибалтике и других регионах. Забастовкам сопутствовали уличные демонстрации и митинги; наряду с рабочими в них принимали участие ремесленники, студенты, служащие и пр. Демонстрации разгонялись полицией и войсками, которые нередко сталкивались при этом с ожесточенным сопротивлением.
Поначалу революционное движение носило, в основном, стихийный характер, но с каждым месяцем оно становилось все более организованным и целенаправленным. Забастовка, начавшаяся в мае в Иваново-Вознесенске, привела к организации Совета рабочих уполномоченных. Этот орган, не ограничиваясь руководством забастовкой, сумел взять под контроль многие стороны городской жизни: созданная им рабочая милиция следила за порядком, запрещала торговцам повышать цены, а фабрикантам — выселять рабочих из квартир и т.д.
В то же время революционное настроение охватывало все новые слои и группы населения. Весной 1905 г. по всей стране началось мощное крестьянское движение, сопровождавшееся разгромом помещичьих усадеб, запашкой помещичьей земли, дележом помещичьего хлеба и скота. В условиях продолжавшейся войны с Японией и постоянных забастовок в городах у самодержавия не хватало сил, чтобы подавить крестьянские выступления. К тому же и в армии и во флоте началось брожение, самым ярким свидетельством чему стало восстание на броненосце "Потемкин" в июне 1905 г.
В этих условиях самодержавие вынуждено было маневрировать. Еще в феврале в рескрипте, данном на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, царь объявил о своем намерении созвать Думу — представительный орган, который должен был принимать участие в разработке и обсуждении законопроектов. Однако царь намеревался при этом сохранить за собой всю полноту власти: Дума должна была стать всего лишь совещательным органом. Участники революционного движения в большинстве своем не удовлетворились обещаниями царя и склонялись к бойкоту "булыгинской" думы, которая, впрочем, так и не была созвана.
Высший подъем революции
В середине октября 1905 г. забастовочное движение в стране, все больше подчинявшееся влиянию революционеров — эсдеков и эсеров — слилось в единую Всероссийскую политическую стачку. Забастовка охватила 120 городов России, сотни фабричных и станционных поселков. Прекратили работу промышленные предприятия, остановилось движение на железных дорогах, закрылись магазины, не работал телеграф, перестали выходить газеты. Сотни тысяч человек вышли на уличные демонстрации и митинги, требуя введения демократических свобод и созыва Учредительного собрания. Революционеры, руководившие стачкой, стремились превратить ее во всеобщее восстание.
Царское правительство теряло контроль над ситуацией. Сил для того, чтобы подавить революционное движение, у него не хватало. В этих условиях Николаю II пришлось пойти на уступки, носившие действительно принципиальный характер. 17 октября он подписал манифест, вводивший в стране свободу слова, печати, собраний, союзов и пр. Кроме того, Николай вновь обещал созвать Думу, но на этот раз уже законодательного характера — народным представителям царь, таким образом, уступал часть своей власти. Формально манифест превращал самодержавный государственный строй России в конституционно-монархический..
Манифест 17 октября, знаменуя собой серьезную победу революционного движения, в то же время внес в него раскол. Немалую роль в этом сыграли либеральные деятели. Если в первые месяцы революции они держались в тени, то после манифеста стали действовать значительно активней, призывая прекратить революционную борьбу и возложить надежды на Думу. Революционное движение постепенно стало терять свою поразительную широту и массовость.
В результате декабрьское вооруженное восстание в Москве — высшая точка в развитии революции 1905-1907 гг. — так и не послужило сигналом к единому всероссийскому восстанию пролетариата, Оно началось 7 декабря политической забастовкой московских рабочих, охватившей почти все крупные предприятия города. После ряда столкновений с полицией и войсками, рабочие стали строить баррикады по Садовому кольцу, блокировав к 11 декабря городские власти в центре Москвы. Московский Совет рабочих депутатов взял под контроль значительную часть города.
Однако ни Совет, ни местные комитеты революционных партий не смогли наладить четкого руководства уличными боями, не сумели вступить в контакт ни с московским гарнизоном, ни с окрестными крестьянами. В результате московским властям во главе с генерал-губернатором Ф.В.Дубасовым удалось, мобилизовав свои силы, перейти в наступление.
С 13 декабря центр вооруженной борьбы переместился в один из рабочих районов Москвы — на Пресню. 15 декабря в Москву из Петербурга прибыл гвардейский Семеновский полк, вооруженный артиллерией. После этого у восставших не осталось никаких надежд на победу. 19 декабря рабочие дружины покинули Пресню. Восстание в Москве было подавлено. Мощная волна первой русской революции миновала высшую точку своего подъема и начала постепенно спадать.
Образование буржуазных партий
Между тем в стране происходил процесс консолидации политических сил, находившихся до сих пор на заднем плане революционных событии.
Манифест 17 октября открыл российским либералам путь к легальной политической борьбе и образованию своих партий. Из них серьезное значение имели две: Конституционно-демократическая партия и "Союз 17 октября". Создание первой из этих партий подготовлено было "Союзом освобождения", и соответственно кадеты объединили в своих рядах, прежде всего представителей интеллигенции — городской и земской. Лидером кадетов стал историк П.Н.Милюков. Кадеты пытались найти компромиссные решения наиболее острых вопросов русской жизни. Так, в аграрном вопросе предполагалось принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп. В отношении рабочего вопроса предусматривалось введение 8-часового рабочего дня — но не везде, а только там, где оно в данное время возможно. Кадеты готовы были удовольствоваться конституционной монархией.
"Союз 17 октября" был более цельной и определенной по своему составу партией: в него вошли верхи крупной буржуазии и обуржуазившиеся помещики. Как следует из названия партии, те уступки, которые были обещаны манифестом 17 октября, вполне удовлетворяли ее членов, а более серьезные реформы — могли только испугать. Признанным лидером партии стал представитель старинной московской купеческой фамилии А.И.Гучков.
Заметным явлением в русской жизни с конца 1905 г. становится черносотенное движение. Главной организующей силой в этом движении стали дворяне-помещики старого крепостнического закала. Серьезную опору черная сотня обрела среди относительно зажиточного городского мещанства. Черносотенство отличалось на редкость простой и ясной идеологией: все беды великой и могучей России исходят от революционеров-интеллигентов и инородцев, желающих развалить ее во имя собственных темных интересов. В 1905-1906 гг. черносотенцы, пользовавшиеся негласной поддержкой правительства, убивали революционеров, участвовали в разгонах митингов и демонстраций, устраивали еврейские погромы и пр. Наиболее массовой черносотенной организацией стал "Союз русского народа".
Отступление революции
В 1906-1907 гг. продолжались забастовки, крестьянские выступления, волнения в армии и во флоте. Однако в целом революционное движение в это время напоминало арьергардные бои отступающей армии. Царское правительство медленно, но верно восстанавливало контроль над страной.
Центральным событием 1906 г. стали сначала выборы в Государственную думу, а затем — деятельность этого нового для России органа. В соответствии с царским указом, выборы проводились, как и в земстве, по куриям, причем 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 — рабочих. Но при таком вопиющем неравенстве большинство в Думе должно было остаться за представителями крестьянства — оно избирало более 40 процентов всех депутатов. Царское правительство шло на это вполне сознательно: с одной стороны, оно пыталось таким образом успокоить крестьян, отвлечь их от революции, с другой — тешило себя надеждой на крестьянскую веру в "доброго царя".
Таким образом, беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков, составили в I Думе относительное большинство. Из политических партий больше всего мест получили кадеты (34 процента).
Вскоре после начала работ 1-й Думы — 27 апреля 1906 г. — выяснилось, что надежды правительства на крестьянских депутатов совершенно не оправданы: беспартийные трудовики оказались левее кадетов. Они предлагали создать "общенародный земельный фонд" из казенных, удельных и частновладельческих земель, с последующим распределением их по трудовой норме между земледельческим населением. Таким образом, программа трудовиков предполагала полное, безвозмездное уничтожение помещичьего землевладения в пользу крестьянства. Царским манифестом от 9 июля 1906 г., обвинившим Думу в "разжигании смуты ", она была распущена.
II Дума собралась в феврале 1907 г. Поскольку она избиралась на основании старого положения, в ней по-прежнему было значительное число крестьянских депутатов. В политическом отношении II Дума оказалась более пестрой, нежели 1-я: в ней появились уже эсеры и эсдеки с одной стороны, и черносотенцы с другой. В целом, большинство было за левыми силами, что сразу же сказалось в обсуждении аграрного вопроса. Значительное число депутатов склонялось к решению, предложенному трудовиками. Однако в это время правительство было уже твердо уверено в своей победе над революцией. Оно разогнало II Думу, пойдя на грубую провокацию: обвинив фракцию социал-демократов в подготовке государственного переворота. Между тем на этот раз своеобразный государственный переворот совершило само правительство: своей властью оно изменило положение о выборах таким образом, чтобы новая, III Дума стала послушным, легко управляемым сверху органом.
Так закончилась первая русская революция. Россия вступила в принципиально новую полосу своей истории.

БИЛЕТ

Русская культура второй половины XIX в.

1.Условия развития.

1. Буржуазно-либеральные реформы 60-70-х гг.
2. Отмена крепостничества.
3. Огромное воздействие демократических и социальных идей на культуру.
4. Бурный процесс капитализации российской экономики в 80-е годы.

2. Просвещение.
Уровень грамотности населения повышается, открываются всевозможные учебные заведения: воскресные школы для взрослых, вольные крестьянские школы, земская школа, классические гимназии, высшие женские курсы. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Значительную роль играли журналы "Современник", "Отечественная записка", "Русское слово" и др. Возрастает число библиотек. Вторая половина XIX в. - период выдающихся достижений науки и техники. Развивается химия (Менделеев, Зинин, Бутлеров), физика (Яблочков, Столетов, Попов, Можайский, Жуковский), космонавтика (Циолковский), биология (Сеченов, Павлов, Мечников, Ковалевский, Докучаев), география (Миклухо-Маклай, Пржевальский).

3. Литература.
Укрепляется светский язык. Популярность приобретают такие жанры как басня, ода, сатира, эпиграммы (Кантемир, Тредиаковский). Основоположник русской драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). Посл. четверть XVIII в. Расцвет русского классицизма: Г.Р. Державин (оды), Д.И. Фонвизин ("Недоросль", "Бригадир"). Основоположник русского сентиментализма - Н.М. Карамзин ("Бедная Лиза", "Деревня", "История государства Российского" - исторический труд).

4. Изобразительное искусство.
В конце 50-х гг. обозначился поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму. Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи ("Украинская ночь", "Ночь на Днепре"), Шишкина ("Рожь", "Утро в сосновом бору"), Левитана ("Вечер на Волге", "Золотая осень", "Март"). Также знамениты портретист Репин, живописец Суриков ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"), Серов ("Девочка с персиками").

5. Театр и Музыка.
С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Конец XIX в. - период достижений русской культуры связанный с именами Чайковского ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"), Мусоргского ("Борис Годунов"), Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко"), Рахманинова ("Алеко", "Утёс"), Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка").

6. Итоги развития культуры XIX в.
1. Феномен взлёта русской духовной культуры позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры.
2. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определила важнейшую его черту на протяжении всего XIX в.
3. Развитие естественных наук, широкие связи русских учёных с западными свидетельствовали о достаточном месте в России в мировом содружестве.
4. Русская культура XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.
5. В XIX в. завершается процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной куль

Русская культура первой половины XIX в.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека).
Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль играли иностранные труппы и крепостные театры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского "Ревизора", где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки "Жизнь за царя". Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки "Руслан и Людмила" публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

БИЛЕТ

Реформы Столыпина и их итоги

Революционные события 1905—1907 гг. показали, что именно крестьянский вопрос является центральным в политике и от его решения зависит судьба существующего режима. Это глубоко осознавали реально мыслящие представители правящих кругов, которые еще до бурных событий 1905 г. пришли к выводу о необходимости замены сельской общины индивидуальным крестьянским хозяйством. Кабинетом министров С.Ю. Витте были предложены следующие направления реформы: свободный выход крестьян из общины, закрепление общинной земли в частную собственность, разрешение продажи земли.

Цели индивидуализации крестьянского хозяйства получили свое конкретное воплощение и стали твердым курсом аграрной политики правительства, которое с июля 1906 г. возглавил П.А. Столыпин. Переустройство крестьянской деревни, считал Столыпин, приведет к последующим реформам в различных сферах российской жизни. Поэтому его программа включала широкий круг внутриполитических, экономических, социальных и культурных преобразований.

Первым актом правительства Столыпина стал Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего Закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указ предлагал «каждому домохозяину, владеющему надельной землей на общинном праве, требовать закрепления за собой в личную собственность причитающиеся ему части земли». Выйдя из общины, крестьянин мог получить земельное владение в виде отруба (в пределах села) или хутора, но уже за его пределами. След


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.038 сек.)