Схема 2. Ключевые понятия интеллектуальной культуры личности.


Дата добавления: 2014-10-02 | Просмотров: 1507


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

интеллект ↔ культура ↔ общество ↔ личность ↔ информация ↔ развитие ↔ творчество
v Интеллект – рациональное (разумное) познание мира, задающее рациональность действий. v Культура – в самом общем смысле совокупность материальных и духовных ценностей. v Общество – единство людей на основе воспроизводства и рас-пределения ценностей. v Личность – в самом общем смысле социокультурный, социопсихологический индивид. v Информация – в самом широком смысле понятия определенная упорядоченная форма взаимодействия между объектами или субъектами (исследователями) и объектами, мера организованности системы, способ коммуникации субъектов. v Развитие – обогащение связей между элементами, в частности, между сегментами интеллектуальной сферы культуры. v Творчество – в активном созидательном плане потребность и способность творить совершенства в самых несхожих ситуациях, самопорождение ценностей.

 

Таким образом, интеллектуальная культура – это, с одной стороны, способность к непрерывному образованию, самообразованию и развитию, длящемуся всю сознательную жизнь человека, а с другой стороны, способность к разумным (рациональным) действиям, несмотря на неклассический разрыв между желаниями и убеждениями и самим действием.

Само понятие интеллектуальной культуры заложено ещё мыслителями античной натурфилософии. Так Аристотель отмечал:

v «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым».

v «Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Аристотель называл человека «рациональным животным» и подчеркивал, что «назначение человека в разумной деятельности».

В то же время надо понимать, что интеллектуальная культура личности, несмотря на высшую потребность человека творить совершенства, развивается в эволюционно-диалектическом противоречии между культурой и антикультурой, создавая культурологическую индивидуальность индивида в рамках как здоровых, так и аномальных потребностей, и задавая становление личности как в рамках социального идеала, так и социального лжеидеала. Более того, как отмечает видный американский философ и языковед Дж. Сёрль «не существует теории рациональности как и теории истинности…сущностью философии рациональности является деятельность рассуждения, целенаправленная деятельность сознательных личностей». Многое можно сделать, как в любой науке, в рамках как конструктивно-теоретических, так и эмпирических моделей. Это лишний раз подчеркивает особую роль моделей общего естествознания в интеллектуальной культуре личности и соответственно в эколого-социально-экономической синергетике (в данном контексте термин синергетика буквально означает сотрудничество, «коллективное действие») интеллектуальной сферы культуры современного общества.

Образование, как процесс передачи ценностей, в том числе и качественно новых (инновационных) ценностей, новым поколениям, вводит дисциплинарный подход к сегментам интеллектуальной сферы культуры, который приведен в схеме 3.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)