Схема 63. Единое поле сознания в терминах и понятиях, характеризующих особую физиологическую сущность человека.


Дата добавления: 2014-10-02 | Просмотров: 1498


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

v Сознание. В рамках материализма сознание определяли как высшую форму отражения мозгом человека окружающего мира в форме сознания. В рамках дуализма сознание - это особая форма бытия, включающая в себя как материалистическое, так и идеалистическое познание мира. В последние годы формировалась и становилась всё более популярной в философии и особенно в нейрофизиологии концепция сознания как реального биологического феномена. Она противоположна и дуализму и материализму. Согласно этой концепции сознание состоит из внутренних, качественных, субъективных состояний: ощущать, знать, мыслить и чувствовать. Сновидения при таком подходе тоже являются формой сознания (иногда говорят о подсознании), хотя они во многом отличаются от обычного сознания во время бодрствования. Главные черты сознания в рамках данной концепции заключаются в том, что оно качественно, субъективно и едино. Качественность, субъективность и единство - не отдельные черты, скорее, как отмечает крупный американский философ Джон Сёрль, они являются аспектами одного свойства, и это свойство - глубинная сущность сознания, которая, на наш взгляд, подлежит все более возрастающему естественнонаучному познанию.
v Эмоции - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе.
v Память - способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию. При этом эта способность мозга не может быть сведена к компьютерным программам или к функциональным состояниям некой системы. Она включает в себя прежние впечатления, интеллектуальное оценивание, опыт, «направление соответствия от разума к миру и направление причинности от мира к разуму».
v Внимание - сосредоточенность, избирательно познавательная направленность физиологических процессов, нацеленная на определенный объект, значимый в данный момент. Очевидно проявляется и в «направлении соответствия от разума к миру и направлении причинности от мира к разуму».
v Мышление - сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и решения новых жизненных задач. Верхняя граница продуктивности мышления задается индивидуальным уровнем общего интеллекта, который можно разделить на вербальный (лингвистический), пространственный и формализованный (физико-математический) подуровни. При этом, пожалуй, сознательная рациональность должна служить причинным механизмом, который работает причинно, хотя и не на основе предварительных достаточных причинных условий.
v Разум - способность понимания и осмысления; в ряде философских учений - высшее начало и сущность, основа познания и поведения людей, высший уровень мышления. Однако, как подчеркивал академик Н.Н. Моисеев, мировоззрение никогда не может быть сведено к чисто научным рационалистическим представлениям. Разум не всесилен, ему доступно то, что «доступно». Наличие не только рациональной, но и иррациональной границ человеческой сущности особенно важно при рассмотрении биосоциокультурной модели человека.

Взаимодействие общества и природы задает неклассическую модель феномена человека, «как существа трехстороннего - биосоциокультурного». Такая модель феномена человека была предложена культурологом, социальным антропологом М.С. Каганом и приведена в схеме 64 с опорой на три понятия, которые системно задают сложную самоуправляющуюся целостную систему феномена человека. В эту же схему введена неклассическая модель рациональности с опорой на понятия биоэтики, социальной этики, здоровья и валеологии, усилившая сложность феномена человека в рамках неклассического разрыва между желаниями и убеждениями и самим действием.

 

Схема 64. Основные понятия неклассической модели человека «как существа трехстороннего, биосоциокультурного».

v Индивид - обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель « homo sapiens» .
v Индивидуальность. Культурологическая трактовка индивида, при которой на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость (неустранимость).
v Личность. - социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных и ценностных ориентаций.
v Здоровье (по определению в Уставе Всемирной организации здравоохранения). Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физический дефектов. Физическое благополучие связано с биологическим понятием здоровья как гомеостатического состояния внутреннего состояния организма, так и онтогенеза - индивидуального развития организма от зарождения до смерти. Душевное и социальное благополучие во многом задается социокультурным состоянием общества и личности.
v Валеология - наука о здоровье души и тела. Ее реализация невозможна без биоэтики.
v Биоэтика - форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.
v Социальная этика - форма осознания социально-философского значения понятия общей судьбы в социокультурном аспекте совместного (общественного) проживания в общей коммунальной квартире человечества на планете Земля. Включает в себя политическую, экономическую и предпринимательскую этику.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.027 сек.)