Внешняя политика страны специализации – Европа 8 страница


Дата добавления: 2014-09-05 | Просмотров: 1527


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>


Живопись

Модернистские поиски отразились и в изобразительном искусстве. Немецкие художники Макс Либерман (1847-1935), Ловис Коринт (1858-1925) и Макс Слефогт (1868-1932) на рубеже веков испытали сильное влияние французского импрессионизма. Они отказались от принципа естественного изображения, четкой прорисовки контуров фигур и предметов, локальных красок. Они изображали предметы так, будто бы их выхватил беглый взгляд художника. Чувства, нередко приподнятые, обостренные, выражались переливами красок. Нарушая традицию, они стремились изобразить моменты из жизни города, театра, фрагменты праздников, лошадиных бегов, танцев, детей и женщин. Они стремились закрепить на холсте свое «первое» впечатление», «прекрасное видение», движение.

Одним из самых известных художников Германии того времени был Адольф фон Менцель (1815-1905). Он оставил множество портретов современников, включая кайзера, его семью, нуворишей. Одновременно он реалистически изображал картины индустриального города, сюжеты из повседневной жизни простых людей.

В изобразительном искусстве Германии наибольшее развитие получил экспрессионизм (от лат. expressio — выражение). Он провозгласил единственной реальностью субъективный духовный мир человека. В 1904 г. в Дрездене экспрессионисты образовали группу «Мост» во главе с Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880-1938), в которой известность получили Эмиль Нольде (1867-1956) и Оскар Кокотка (1886-1980). Другое объединение экспрессионистов — «Голубой всадник» — образовалось в Мюнхене. В него вошли Василий Кандинский (1866-1944), Франц Марк (1880-1916) и Август Макке (1887-1914). Они много экспериментировали с формой и цветом, чтобы выявить внутреннюю суть творчества и вещей, создать их заново. Символом изначального в природе и в жизни художники-экспрессионисты считали животное. Они стремились отобразить напряжение, возникающее между фигурой животного и геометрической формой, между формой и цветом.

Социальной проблематике посвятила свое творчество Кетэ Копьвиц (1867-1945). В графических сериях «Восстаниеткачей», «Крестьянская война» она в острой экспрессивной форме выразила социальный протест. Своим творчеством, доходящим порой до натурализма, она выступала против насилия и войны.


Музыка и театр

В музыкальной культуре Германии этого периода произошел отход от вагнеровской романтической традиции. Но ее влияние еще ощущалось в произведениях Густава Малера (1860-1911). Малер, в отличие от своего учителя А. Брукнера, тяготевшего к изображению Бога и божественного, показывал художника, потрясенного человеческими страстями, борющегося с демонами, отчаявшегося, но не теряющего надежды. Благодаря своим неоклассическим симфониям известность приобрел Йоханнес Брамс (1833-1896). Синтез неоклассицизма, неоромантизма и экспрессионизма блестяще представлял в своем творчестве Рихард Штраус (1864-1949).

Одним из талантливых представителей натурализма, сформировавшегося в последней трети XIX в., являлся драматург Герхарт Гауптман (1862-1946), написавший «Ткачей». Накануне мировой войны в его романах психологического характера («Крысы», «Юродивый Эммануэль Квинт», «Атлантида») доминирующее значение приобрела тема кризиса, усиливающаяся апокалиптическими мотивами.

Самым известным режиссером предвоенных лет в Германии был Макс Рейнгардт (1873-1943). Он инсценировал произведения наиболее ярких современных авторов: Гауптмана, Гофмансталя, Шницлера, Штернхейма, Стринберга, Ибсена, Шоу, Толстого, Горького. Он превратил постановочное дело в искусство, а режиссера — в центральную фигуру в театре.


Литература

В литературе германской империи отразились все основные европейские течения, от реализма до декаданса. Верность реалистической традиции сохранил Теодор Фонтане (1819-1898) В своих романах «Фрау Женни Трайбер», «Эффи Брист» он изображал распад прусского дворянства, пагубность сословных предрассудков, лживость буржуазной морали.

В конце XIX в. стремлением к разрыву с традициями прошлого была отмечена разновидность «позднебуржуазной поэзии» — «чистая» лирика. Она отличалась необычайной эмоциональностью, монологической лирикой самовыражения. Эта поэзия не претендовала на роль социально активного искусства, наоборот, считала причастность «массы» к искусству дурным симптомом современности. Одни поэты окружали себя ореолом избранничества, демонстрировали свое превосходство над «тупой массой». Другие, вследствие болезненной дисгармонии со своим временем, уходили в замкнутую духовную жизнь. В Германии олицетворением «искусства для искусства» в поэзии являлся Стефан Георге (1868-1933).

Творчество Томаса Манна (1875-1955) воплотило в себе те черты, которые сделали немецкий роман явлением мировой культуры. Писатель находил творческие ответы на возникшие проблемы индустриального общества, талантливо фиксировал приметы «нового времени». В романе «Будденброки» он показывает процесс упадка семьи буржуазных патрициев, презиравших нуворишей. В этом произведении яркая индивидуализация персонажей сочетается с их социальной типизацией. Если кайзер Вильгельм II громогласно заявлял о «великих временах», к которым он ведет Германию, писателю открывался ее «упадок». С таким характерным подзаголовком — «Упадок одной семьи» — и вышел в 1901 г. первый роман Т. Манна «Будденброки».

Не менее громко заявляет о себе в начале XX в. и его старший брат Генрих Манн (1871-1950). Уже первый его роман «Страна тунеядцев» (1900) стал ярким образцом социально-сатирического романа. Однако самым известным произведением этого жанра стал роман Г. Манна «Верноподданный» (1914), в котором писатель обличал нравы и порядки кайзеровской Германии. Главный герой романа, Гесслинг, боится власти, подчиняется ей, восхищается ею и стремится походить на своего кайзера до «мистической неразличимости». Этот роман очень важен для понимания эпохи, психологии миллионов «верноподданных» немцев, которые, недолгое время спустя, будут с радостью подчиняться и восхищаться новым кумиром — Гитлером.

Культура Германии в конце XIX — начале XX в. развивалась в русле европейских и мировых тенденций, испытывая воздействие не только западноевропейской, но и русской культуры. Произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского были хорошо известны в Германии, пьесы А. Чехова и М. Горького ставились в немецких театрах. Влиятельным течением в немецкой культуре остается реализм, сохраняющий социально-критические корни. Одновременно развиваются новаторские течения, стремящиеся к обновлению, переоценке ценностей и идеалов предшествующей эпохи. В то же время проявляются и тенденции кризиса и упадка. Неприятие действительности выливается в демонстрацию нигилистического отношения к ней, неверие в прогресс и духовные силы человека.

***

Германская империя за 1871-1914 гг. превратилась в одну из самых крупных индустриальных держав мира, экономика которой базировалась на новейших достижениях науки и техники. Наиболее быстрыми темпами развивалась тяжелая индустрия, которая стала базой для современной военной промышленности. Внутриполитическое развитие Германии было отмечено сменой либеральных и репрессивных методов управления, при котором попытки «парламентаризации власти» наталкивались на противодействие сплоченного блока консервативных сил. Возросшая мощь Германской империи побудила ее вступить в конце XIX в. в борьбу за передел мира. Главной движущей силой германского экспансионизма стали крупные аграрии, магнаты тяжелой промышленности и военные круги. Они оказывали все большее влияние на политику правительства и способствовали распространению националистических и империалистических идей. В итоге Германия явилась одним из главных виновников развязывания Первой мировой войны.

Война, начавшаяся 1 августа 1914 г., стала явлением планетарного масштаба. Современники называли ее «великой» войной, позже она получила название «первой мировой». В нее было вовлечено 38 государств с населением в 1,5 млрд человек — 87 % населения всей планеты. В действующие армии правительства мобилизовали 73 млн человек, из которых было убито около 10 млн и 20 млн ранено. Еще 5 млн погибло от голода и болезней. Жестокие методы ведения военных действий, преступления армий в отношении гражданского населения, огромные разрушения материальных и культурных ценностей стали трагедией для многих народов. Первая мировая война, подчинив своим требованиям экономику, государственные и политические институты, культуру, общественное сознание и психологию, повседневную жизнь огромных масс людей стала «тотальной» войной, войной нового типа.

Первая мировая война потрясла до основания геополитические основы миропорядка и привела к созданию новой системы международных отношений. На смену одним международным противоречиям пришли другие, которые делали войну не менее опасной, чем прежние. Произошла огромная внутренняя трансформация самой Европы. С ее политической карты исчезли многонациональные империи, появились новые государственные образования. Были сметены довоенные режимы, разрушена прежняя политическая культура, нравы и умонастроения; были посеяны озлобление, страх и неверие в будущее. Насилие превратилось в легитимный инструмент разрешения не только спорных международных, но и внутренних социальных и политических проблем. Два крупнейших европейских государства — Россия и Германия — пережили крупные революционные потрясения, которые оказали огромное влияние на весь послевоенный миропорядок. На передний план общественной жизни были вытолкнуты большие массы социальных низов, в глубинах которых вызрели новые радикальные силы — коммунизм и фашизм. Коммунистическая идея класса и фашистская идея расы с разных сторон атаковали либеральную идею человека. Победив в крупнейших странах Европы, коммунисты и фашисты оказались заклятыми врагами в борьбе за мировое господство. Но, прежде чем столкнуться друг с другом в новой кровавой бойне, они попытались уничтожить своего общего врага — демократию. Не случайно, известный американский дипломат Джордж Кеннан назвал Первую мировую войну «зародышевой» катастрофой XX в.


1. Германия в мировой войне 1914-1918 гг.

Германская империя была одним из самых активных участников Первой мировой войны. В общей сложности, за годы войны в германскую армию было мобилизовано более 13 млн человек. Общие потери населения в войне составили 7 млн человек, в том числе было убито 2 млн. Более 1 млн оказалось в плену. Военные расходы составили 37,7 млрд долларов. Объем промышленного производства упал на 40 %.


Актуальные вопросы историографии Первой мировой войны

В мировой историографии многие десятилетия остаются дискуссионными вопросы о происхождении и целях Первой мировой войны. В национальных историографиях Великобритании, США, Франции просматривалось желание оправдать предвоенную политику своих правительств. Причины войны виделись, как правило, в стремлении Германии к мировому господству. Однако в немецкой исторической науке долгое время отрицалось стремление Германии к мировой гегемонии. Господствовал тезис о том, что Германия вела превентивную, оборонительную войну. Утверждалось, что это была война и против западного либерализма, и против русского царизма, «азиатского деспота», которые хотели навязать немцам чуждый им образ жизни. Об этом же писали в мемуарах бывшие германские рейхсканцлеры Теобальд Бетман-Гольвег, Георг фон Гертлинг, Макс Баденский, министры и дипломаты Маттиас Эрцбергер, Карл Гельферих, Рихард фон Кюльман, генералы Пауль фон Гинденбург, Эрих Людендорф, Эрих фон Фалькенхайн и др.

Советская историография (М. Э. Айрапетян, В. И. Бовыкин, К. Б. Виноградов, А. С. Ерусалимский, Ф. И. Нотович, К. Ф. Шацилло и др.) видела главный источник войны в межимпериалистических противоречиях, обострившихся в результате борьбы великих держав за передел мира. Германия признавалась самой агрессивной империалистической страной капиталистического мира, стремившейся разрушить существующий миропорядок.

В последние 30-40 лет наметились новые тенденции в изучении проблемы происхождения Первой мировой войны. Значительный вклад в ее разработку внесла французская школа историков академика Пьера Ренувена (1893-1974). Она отказалась от принципа монизма в происхождении войны и признала ее истоком взаимодействие формально равноправных по своей значимости факторов. В настоящее время большинство историков, в том числе и российских, считают, что Первая мировая война была результатом длительного действия «глубинных сил» материального и духовного характера. Война представляется следствием сложного переплетения экономических, геополитических, дипломатических, идеологических, психологических, национальных факторов.

Признание многофакторности происхождения войны дает основание многим историкам полагать, что бессмысленно заниматься поиском страны, ответственной за развязывание войны. Действительно, существовавшая перед Первой мировой войной блоковая система международных отношений не была «жесткой». Любая из великих держав могла, с одной стороны, начать войну самостоятельно, а с другой — оказывалась в состоянии шантажировать войной своих противников и склонять к войне своих союзников. В ходе предвоенных международных кризисов союзники по Антанте и Центральному блоку еще удерживали друг друга от грубых провокационных действий, ведущих к войне. В 1914 г. механизмы сдерживания войны были отпущены всеми государствами. Это не означало, что правительства отказались от выполнения взятых ранее на себя международных обязательств. Известный американский политик и дипломат Генри Киссинджер (род. 1923) верно подметил, что Первая мировая война началась вовсе не потому, что отдельные страны нарушили заключенные договоры, а потому, что они исполняли их чересчур буквально.

Вместе с тем, очевиден тот факт, что германские правящие крути, провоцируя Австро-Венгрию на войну против Сербии, преследовали свои далеко идущие цели. Они стремились разрушить сложившийся на рубеже XIX-XX в. баланс сил на международной арене и претендовали на роль гегемона в Европе. Тем самым Германия внесла наибольший вклад в эскалацию войны в период июльского кризиса 1914 г.

Ф. Фишер и современная немецкая историография

Серьезные изменения в оценке причин войны произошли и в немецкой историографии. В середине 60-х гг. XX в. были опубликованы работы западногерманского историка Фрица Фишера (1908-1999), самая известная из которых называлась «Рывок к мировому господству». В этой книге Фишер показал, что германская внешняя политика с конца XIX в. носила особо агрессивный характер ввиду позднего выхода страны в круг великих государств и поиска «места под солнцем». Германия, по мнению историка, тщательно готовилась к борьбе за гегемонию на европейском континенте не только в военном плане, но и экономически, политически, дипломатически, идеологически. На огромном фактическом материале Фишер раскрыл конкретные захватнические немецкие цели войны, которые формулировались кайзером, правительством, генералитетом, промышленниками, политическими партиями, различного рода союзами и обществами.

Выводы Фишера вызвали не просто широкую дискуссию в исторической науке ФРГ, а гипертрофированную критику со стороны многих немецких историков разных школ и поколений. Начало ее положил один из отцов послевоенной немецкой историографии Герхард Риттер (1888-1967). Он выступил против положения Фишера о том, что идея немецкой гегемонии на европейском континенте и за его пределами была главной во внешней политике Германской империи. Открытую неприязнь у немецких историков вызвал тезис Фишера о континуитете немецкой внешней политики от кайзера до Гитлера. Одни, последователи риттеровской критики, не находя веских аргументов для опровержения основного пафоса книги, писали о влиянии на Фишера «славянской националистической идеологии». Другие пытались возродить тезис о «превентивном» характере войны со стороны Германии. Третьи стремились «смягчить» выводы автора ссылкой на «равнозахватнические» планы других участников войны. Есть и такие историки, которые считают книгу Фишера «провокационной».

В настоящее время многие немецкие историки придерживаются мнения, что в 1914 г. все европейские лидеры играли с огнем войны. Никто не подозревал, что война затянется на четыре года, и будет стоить жизни 10 млн человек. Большинство европейских политиков считало войну оборонительной, которая закончится к концу 1914 г. Но если войне суждено начаться, то должны быть победители, побежденные, аннексии, контрибуции, передел территорий, расчленение государств, выявление сфер влияния. В историографии утверждается, что Германия в 1914 г. войну не планировала. Она не сформулировала к июлю 1914 г. своих военных целей. Генеральные штабы Германии и Австро-Венгрии не имели определенного военного соглашения. Координация их военных операций и военных целей во время войны была менее глубокой и менее оперативной, чем координация действий стран Антанты. Проводится мысль, что стремление Германии «самоутвердиться» в качестве «великой державы» не содержало, якобы, в себе ничего аморального и предосудительного.


Отношение к войне немецкого общества

Объявив 1 августа 1914 г. войну России, Германия начала военные действия на Западе. 2 августа немецкие войска оккупировали нейтральный Люксембург. 3 августа германское правительство обвинило французов в провокациях на франко-германской границе и начало военные действия против Франции. Утром 4 августа немцы вторглись в Бельгию, нарушив ее нейтралитет. Вечером британский кабинет объявил войну Германии. Таким образом, в течение первых четырех дней августа 1914 г. Германская империя оказалась в состоянии войны с крупнейшими европейскими странами. В ходе уже начавшихся военных действий против Германии выступило еще 23 страны. На стороне Германии воевали Австро-Венгрия, Болгария и Турция. Попытки немецкой дипломатии привлечь на свою сторону Италию и Румынию закончились неудачей. Основными театрами военных действий армий Четверного союза были Западная и Восточная Европа. Балканы и Ближний Восток оказались второстепенными.

В августовские дни немецкий народ, как и народы других воюющих стран, оказался во власти национал-патриотизма. Война не стала для него чрезвычайным явлением, ибо идея войны давно уже прочно вошла в сознание каждого немца. «Бисмарковское» поколение немцев было воспитано войной за единую Германскую империю. «Постбисмарковское» поколение усвоило идею войны за «Великую Германию». «Что же, отдать французам Эльзас и Лотарингию?» — задавались вопросом в Германии. Мужчины считали себя обязанными идти на войну, и уже в первые недели в армию добровольцами записались 300 тыс. человек. Женщины видели свой патриотический долг в добровольной работе в военных госпиталях. На вокзалах духовые оркестры играли военные марши, толпы людей провожали мобилизованных в армию солдат, распевавших популярную в те дни песенку: «Я же должен, я же должен уехать, ты останешься здесь, дорогая...».

Молодые офицеры мечтали о боевых сражениях и героических подвигах, о наградах и званиях. Они опасались, как бы война не закончилась раньше, чем они попадут на фронт. Эту уверенность в скорой победе внушал и кайзер, который обещал солдатам, что они вернутся домой еще до того, «как с деревьев опадут листья». Немцев не страшила война со многими противниками: больше врагов — больше чести. Известный немецкий публицист, драматург и поэт Эрнст Толлер (1893-1939) так писал об эмоциональном состоянии немцев: «Мы живем в состоянии опьянения. Слова "Германия", "Родина", "Война" имеют магическую силу. Когда мы их произносим, они не улетучиваются, они парят в воздухе, кружатся, воспламеняются и зажигают нас».

Если простые немцы были готовы на войне оборонять «честь» и «независимость» отечества, то немецкие интеллектуалы нашли ей «теоретическое» обоснование. В войне они увидели шанс отстоять особый «немецкий национальный путь развития». Французской революции XVIII в., «духу 1789 г.» была противопоставлена «немецкая революция 1914 г.», которая должна стать поворотным пунктом в европейской истории. Результатом «революции» будет, с одной стороны, полное уничтожение либерально-эгоистичного западного общества, с другой — разрушение российского самодержавного государства. «Немецкая революция» — это «революция созидания», ибо она формирует новое общество, основанное на «национальной общности», без социальной напряженности, без классовых противоречий и партийной борьбы. Общество, основанное на немецких ценностях: порядок, обязанность, справедливость в сочетании с монархией, всеобщим избирательным правом и парламентом. В этом проявляется, считали немецкие интеллектуалы, суть войны, «идея 1914», «дух 1914», «революция 1914».

В сентябре 1914 г. было опубликовано ставшее широко известным обращение «К культурному миру», подписанное 93 немецкими интеллектуалами, среди которых было 58 профессоров германских университетов. В обращении отрицалась вина Германии в развязывании войны, подчеркивалось единство нации и армии, вставшей на защиту немецкой культуры от угрозы «быть стертой с лица земли». Обращение во многих странах, в том числе и нейтральных, вызвало негативную реакцию и рассматривалось как проявление великогерманского шовинизма.

Воинственный энтузиазм «улицы» захватил и рейхстаг. 4 августа депутаты стоя приветствовали Вильгельма II, который заявил, что немцы не стремятся к завоеваниям. Они только хотят сохранить для себя и своих будущих поколений то место, на которое «поставил ее Всевышний». С трибуны рейхстага прозвучали призывы кайзера к «гражданскому миру», заключенные в ставшей широко известной формуле: «Я не знаю больше партий. Я знаю только немцев».

Вместе с депутатами от буржуазных партий за военный кредит 4 августа проголосовала фактически и вся фракция СДПГ, включая Карла Либкнехта, одного из лидеров антивоенного движения начала XX в. Только один член фракции оставил зал перед голосованием. Свою позицию социал-демократы объясняли тем, что они голосуют не «за» или «против» войны. Они голосуют лишь за то, что бы защитить отечество и быть со всем народом.


Военные цели Германии

Еще на рубеже XIX-XX вв. немецкое общество активно обсуждало планы создания такого миропорядка, в котором бы Германия занимала «достойное» место, соответствующее ее национальному величию и экономической мощи. Но если прежде эти планы носили, в определенной мере, риторический характер, то начавшаяся война поставила их на почву «реальной политики».

Наиболее обширной и законченной была программа послевоенного мироустройства, предложенная Пангерманским союзом в сентябре 1914 г. под названием «Меморандум о германских военных целях». Пангерманцы выступили за создание в Европе «Великой Германии» с населением 100-120 млн человек. Ее экономическую основу должна была составить «Срединная Европа», включающая в себя большую часть европейских стран.

Была подготовлена подробная программа расширения немецких колониальных владений. Она предусматривала захват французских, бельгийских и португальских колоний в Африке. Судьбу африканских колоний Англии предлагалось решить после того, как эта страна будет «поставлена на колени». В конечном счете, немцы стремились создать в Африке «единый колониальный рейх», так называемую «Срединную Африку». Колониальная империя должна быть богатой сырьем, располагать «удобными гаванями» и способной стать рынками сбыта немецких товаров.

Программу «беспощадного» экономического и политического ослабления Европы выдвинули немецкие магнаты угля и стали, в том числе Альфред Крупп, Гуго Стиннес, Август Тиссен, директор пароходной компании «Гамбург-Америка» Альберт Баплин (1857-1918), Союз немецкой промышленности, Союз сельских хозяев, Ганзейский союз и др. Они требовали присоединения к Германии индустриальных областей северо-восточной Франции и Бельгии, расширения зоны источников сырья и рынков сбыта немецкой продукции.

Свой интерес к послевоенному переделу европейских границ высказывали и немецкие князья — «держатели» земель. Уже 14 августа баварский король Людвиг III (1845-1921) предложил разделить Эльзас-Лотарингию между немецкими княжествами. Король Саксонии захотел приобрести не только «свою» долю Эльзас-Лотарингии, но и территории в Польше и Прибалтике. Сразу несколько князей высказали претензии на трон будущего Польского королевства.

Канцлер Бетман-Гольвег разделял далеко не все экспансионистские притязания, выдвигаемые в политических кругах. Он был более умерен, более осторожен, всегда обдумывал каждое произносимое им слово, каждый свой внешнеполитический шаг. Как и все, он придерживался утверждения, что Германия ведет «вынужденную», «превентивную», «оборонительную» войну. Публично канцлер предпочитал больше рассуждать не о войне, а о послевоенном мире, который бы «обеспечил» безопасность его стране. Военные цели Германии Бетман-Гольвег предпочитал называть «немецкими условиями» мирных переговоров или «миром по-немецки», который должен наступить после окончания войны. На закрытых совещаниях в правительстве и встречах с политическими и военными деятелями, в секретных записках канцлер был более откровенным и говорил именно о военных целях.

Впервые канцлер изложил германские военные цели в секретной записке 9 сентября 1914 г., получившей название «сентябрьской программы» или «каталога военных целей» Бетман-Гольвега. Сам канцлер назвал этот документ «Предварительными директивами для немецкой политики при заключении мира». Записка впитала в себя весь комплекс геополитических и экономических требований немецкой промышленно-финансовой и военно-политической элиты.

Стержнем программы была известная доктрина «Срединной Европы», которая давно и активно обсуждалась в общественно-политических, промышленных и научных кругах страны. Но Бетман-Гольвег был более осторожен в трактовке «Срединной Европы». Под «Срединной Европой» канцлер понимал «среднеевропейский таможенный союз», включавший Австро-Венгрию, Бельгию, Голландию, Данию, Польшу, Францию и, возможно, Швецию, Норвегию, Италию. В таком союзе формально все государства сохраняли самостоятельность и равноправие, но фактически находились под немецким контролем. Предполагалось наличие общих вооруженных сил и единой банковской системы. Франция, как великая держава, должна была исчезнуть с политической карты Европы, после войны выплачивать контрибуцию и передать Германии некоторые промышленные районы.

Восточная проблематика «сентябрьской программы» касалась, прежде всего, России. Российская империя, как и Франция, также исключалась из числа великих стран. Западную границу России Бетман-Гольвег предполагал отодвинуть от германских границ как можно дальше на восток. Европейскую территорию России он хотел расчленить под предлогом освобождения «нерусских народов» от господства «реакционного царского режима».

«Сентябрьская программа» канцлера дополнялась другими документами крупных правительственных чиновников. В них прямо предлагалось уничтожить экономически Францию, «исторического врага отечества», присоединить ее области, богатые углем и рудой, к Германии. Великобританию собирались лишить морского могущества. Немцы хотели иметь в Европе «широкое побережье» с более свободным выходом в океаны и «лучшие порты». Министр внутренних дел Пруссии Вильгельм фон Лебель (1855-1931) предлагал захватить у противника все, что Германия может «переварить», и даже то, что непосредственно немцам не нужно, но может в будущем ослабить конкурентов.

В течение последующих лет правительство еще не один раз возвращалось к обсуждению военных целей. Принципиальные задачи — установление немецкого мирового господства — оставались неизменными. Расширялись оккупационные зоны в России, уточнялись планы создания большой колониальной империи в Африке, с военно-морскими базами на побережье Индийского и Атлантического океанов. Немцы планировали получить с побежденных стран огромные контрибуции. Так, США и Великобритания должны были выплатить Германии по 30 млрд долларов, Франция — 40 млрд франков, Италия — 10 млрд лир. С Боливии, Бразилии, Китая, Кубы, Португалии, Японии немцы хотели получить по 12 млрд марок.

20 июня 1915 г. на съезде интеллектуальной немецкой элиты в Берлине был принят документ, известный под названием «Меморандум профессоров». Его подписали 352 профессора, 158 священников, 148 судей, 145 чиновников и др. — всего 1347 человек. В меморандуме подчеркивалась необходимость германского продвижения в Восточную Европу и «приращения» территорий за счет Польши, Прибалтики, Украины, Белоруссии.

Российскую империю, простирающуюся от Балтийского до Черного морей, предполагалось вернуть к границам «до Петра Великого». Расчленение обосновывалось правом «угнетенных нерусских народов» на самоопределение и освобождением от «царского ига». Часть территорий предлагалось аннексировать, на других — создать марионеточные государства. В частности, Прибалтику одни предлагали включить в состав Германии, другие — образовать государства литовцев, латышей и эстонцев и поставить их под контроль Германии. Западные районы Царства Польского должны быть включены в состав Германии. На территории центральной Польши большинство предлагало создать польское государство под опекой Германии. Меньшинство считало возможным сохранить эти земли в составе России — для возможного торга с целью подписания с нею сепаратного мира. Программу экономического порабощения России предлагали немецкие промышленники. Их интересовали Прибалтика, Польша, Донская область, Крым, Приазовье и Кавказ — как крупные сырьевые базы германской индустрии.

Таким образом, немецкая концепция послевоенного миропорядка, как концепция разрыва «вражеского окружения» и гарантии «национальной безопасности», разрушала сложившийся в мире баланс сил и утверждала мировую гегемонию Германии.


Военные кампании 1914-1917 гг.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.051 сек.)