II. Бурханизм начала ХХ века


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 462


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Принятие бурханизма аборигенным населением Центрального и Западного Алтая в мае-июне 1904г. произошло недалеко от с. Кырлык (Усть-Канский район, Республика Алтай) в долине Теренг, где проходили моления приверженцев новой алтайской веры. В ночь с 21 на 22 июня вооруженным отрядом под руководством Бийского уездного исправника Тукмачева молившиеся были разогнаны, а 36 человек арестованы и отправлены в Бийскую тюрьму. Через два года над шестью из них состоялся судебный процесс, в ходе которого все обвинения против них были сняты, а они –оправданы[50]. К этому времени бурханистское движение не только не затухло в Горном Алтае, - оно приобретало все новых последователей, что свидетельствовало о глубинных причинах происхождения этого религиозного феномена.

Бурханизм и бурханистское движение возникли на фоне противоречивых исторических процессов, трансформировавших Российскую империю начала ХХ века. Модернизационные изменения в аборигенной среде Сибири были связаны с административно-аграрной реформой, которая приняла интенсивный характер в Столыпинское время. И хотя населению Горного Алтая удалось остановить ее реализацию в мае 1904 года, напряженное социальное состояние сохранялось не только в аборигенной, но и русской среде. Ситуация усугублялась продолжавшейся русско-японской войной, которая порождала массу слухов, также дестабилизирующих как русское, так и алтайское общество. Кроме этого, последнее переживало достаточно мощное воздействие со стороны Алтайской духовной миссии, деятельность которой постепенно размывала традиционное мировоззрение и образ жизни аборигенного населения, создавая основу для появления синкретических религиозных представлений. При этом актуализировался интерес к похожим на христианские сюжеты собственным религиозно-мифологическим воззрениям[51]. Таким образом, социально-экономический, политический и религиозный контекст, в который было погружено алтайское общества начала ХХ, был достаточно сложным, т.к. содержал в себе потенциал угрозы для традиционных социальных институтов, образа жизни и религиозно-мифологической картины мира. И хотя эта была только угроза, она создавала основу для появления неуверенности в будущем, распространением тревожных настроений, ожиданием негативных перемен, которые исходили извне.

Не менее серьезные трансформации переживало алтайское общество, связанные с его внутренним этнополитическим состоянием. К началу ХХ века у населения Западного и Центрального Алтая, известного в русских источниках с первой половины XVIII века, как «калмыки», в основном, завершились процессы внутриэтнической консолидации. Начало этого витка этногенеза относится к джунгарскому времени, когда часть Горного Алтая была улусом чоросской правящей династии Джунгарского ханства, что сопровождалось распространением административно-фискальных, политических, религиозных институтов на зависимое население и интенсивными тюрко – ойратскими аккультурационными процессами. Вхождение в состав России Горного Алтая в 1756г. не прервало функционирование джунгарских по происхождению элементов в социальной, культурной и религиозной жизни, которые со временем стали восприниматься как часть собственной линии развития[52] На завершающем этапе этногенеза именно они отграничили «новую» этническую общность от родственного в этногенетическом плане тюркоязычного населения Горного Алтая, приняв на себя этнопоказательные и этноразделительные функции.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.035 сек.)