КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ: РАССУДОК, РАЗУМ, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ.


Дата добавления: 2014-09-05 | Просмотров: 1515


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

 

В предметном поле отечественной психотерапии много

необычного и парадоксального. Как и живая жизнь, психо-

терапевтическая практика развивается по своим законам,

следствия которых выглядят иногда неожиданно. Это каса-

ется, в частности, степени распространенности и уровня

популярности отдельных психотерапевтических направле-

ний. Для меня всегда было странным, что когнитивной или

рациональной психотерапии в нашей стране повезло гораз-

до меньше, чем психоанализу, нейро-лингвистическому про-

граммированию или роджерианству. Ведь в бывшем СССР

долгие годы главенствовала устойчивая традиция философ-

ско-методологической рефлексии, известная как классичес-

кая концепция рациональности. Она включала в себя сово-

купность норм и методов научного психологического и ме-

дицинского исследования, которая - хотим мы того или

нет - не только оказывала сильное влияние на существо-

вавшие в то время способы психотерапевтической помощи,

но и задавала стиль мышления в этой области. Казалось

бы, онтология ума должна была породить соответствующую

феноменологию практической деятельности, однако этого

не произошло.

Среди причин относительной непопулярности когнитив-

ной психотерапии называют и загадочность русской души,

которую простой логикой не возьмешь, и отсутствие у дан-

ного направления вычурности, экзотичности, этакой сексу-

альной "клубничинки", и оппозиция, в которой находилась

психотерапия конца 90-х годов по отношению к академи-

ческой психологии, и еще много разного (см.6, с.181-187).

Есть и такое мнение о когнитивной психотерапии: "Это шко-

лярство, начетничество, занудство. Словом, дидактика

школьного типа. Скука", оно принадлежит московскому пси-

хотерапевту А.И.Сосланду (там же, с. 186).

Мне кажется, подходя к изучению когнитивной терапии,

нужно учитывать следующее. Данный подход, опирающийся

прежде всего на силу сознательного разума, здравого смыс-

ла, будет эффективным в зависимости от того, насколько эта

сила и впрямь велика и значительна. Необходимы навыки са-

монаблюдения (интроспекции), хорошо развитое логическое

мышление, склонность к абстрактному рассмотрению конк-

ретных жизненных ситуаций. Этими свойствами обладает

скорее сам терапевт, нежели клиент - у последнего как раз

здесь, скорее всего, проблемы. Даже очень эффективный

психотерапевт когнитивной ориентации мало поможет кли-

енту, который не любит думать и размышлять. А вот аутоп-

сихотерапевтический потенциал когнитивной терапии весь-

ма велик. Она, несомненно, придется по душе всем, кто

любит анализировать свои мысли, чувства и поведение.

Так что когнитивная (рационалистическая) парадигма в

психотерапии не зря имеет своих поклонников, пусть даже

немногочисленных. Хороший когнитивный терапевт не

только обучает клиента навыкам рационального анализа со-

бственных действий и лежащих в их основе мнений и пред-

ставлений о реальности, но и объясняет, что на этот про-

цесс нелепо наклеивать ярлык "рационализация" или "пси-

хологическая защита". Те же, кому такой образ мыслей не

по душе, могут вволю рыдать в гештальт-группах или ро-

ждаться заново под руководством учеников Отто Ранка и

Станислава Грофа.

Когнитивной или рационально-эмотивной психотера-

пией принято называть совокупность психотерапевтических

методов, в основе которых лежит представление о примате

сознательной, рациональной стороны психики в разреше-

нии психологических проблем, в том числе личностных и

эмоциональных. Ясный рассудок и здравый смысл считали

основой психологической устойчивости и душевного здо-

ровья на протяжении многих столетий, но пышный расцвет

в XX веке глубинной психологии (в особенности психоана-

лиза) заставил отчасти позабыть об этой простой истине.

Основные идеи когнитивной парадигмы были сформулиро-

ваны в начале 60-х годов американскими психотерапевтами

А.Беком и А.Эллисом в противовес психоаналитической и

бихевиоральной доктринам. И хотя в дальнейшем произош-

ла весьма существенная интеграция когнитивной терапии

с этими подходами, работы Эллиса и Бека следует считать

оригинальным направлением теории и практики психологи-

ческой помощи.

Обычно данное направление делят соответственно ос-

новоположникам - на рационально-эмотивную терапию

(РЭТ) Альберта Эллиса и когнитивную терапию Арона Бека.

При довольно мощном сходстве их подходы имеют, как мне

кажется, следующее основное различие. Взгляды Бека

ближе к общим представлениям когнитивной психологии о

психике как присущей живым организмам системе получе-

ния, обработки и хранения информации. Он пишет: "Мне

представляется наиболее удовлетворительным определе-

ние когнитивной психотерапии как приложения когнитивной

модели к конкретным расстройствам с использованием на-

бора техник, направленных на модификацию дисфункцио-

нальных представлений и нарушений процесса переработ-

ки информации, характерных для каждого из расст-

ройств"(цит. по 6, С.7-8). Иными словами, психические и

личностные расстройства (тревога, депрессия, панический

страх (фобия), скука, ощущение своей неполноценности и

т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информа-

ционных процессах, негативно влияющих на тесно связан-

ные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты по-

ведения и деятельности. Психотерапевт в чем-то подобен

хорошему ("системному") программисту, который способен

найти и устранить сбой в программе и даже (в идеале) на-

учить этому пользователя (клиента).

Сущность эллисовской модели терапии во многом опре-

деляется стоящим в ее названии словом "рациональность".

Значение этого понятия, как указывает Н.С.Автономова,

функционально и зависит от контекста - от того, с чем оно

сопоставляется и чему противопоставляется: мнениям (как

в античности), вере и догме (Средневековье), предрассуд-

кам (эпоха Просвещения), опыту (сенсуализм Х?Х столе-

тия). Рациональность (или иррациональность) любого зна-

ния, мнения или представления проверяется лишь после

того, как возникает сомнение. Рациональность как особый

слой знаний о действительности, нечто такое, в чем не со-

мневаются только потому, что не подозревают самой воз-

можности усомниться - вот где точка приложения идей

А.Эллиса. Он прослеживает в составе внутреннего опыта

личности рационально выделяемые очевидные образова-

ния, в которых усматриваются фундаментальные характе-

ристики мира, и показывает, как можно усомниться в этих

"непреложных данностях".

Таким образом, если рассмотреть триаду рациональное -

эмпирическое - иррациональное, то подход Бека делает ак-

цент скорее на двух первых ее членах, а теория Эллиса - на

двух последних. Но оба автора склонны рассматривать любо-

го обычного человека, решающего свою проблему, как своего

рода ученого-исследователя, но такого, который недостаточ-

но хорошо осознает свои методы и возможности. Можно ска-

зать, что в когнитивной терапии максимально представлен и

активно работает принцип когито (познающее мышление, от

знаменитой фразы Рене Декарта - Cogito ergo sum - "Мыш-

ление означает существование"). Качество мышления опре-

деляет комфортность существования - люди бывают несча-

стны от того, что неправильно думают или представляют не-

что - вплоть до самих себя.

Когнитивная психотерапия исходит из предположения о

том, что депрессия и другие виды невроза являются след-

ствием иррационального и нереалистического мышления.

Чувства и поведение человека в высокой степени зависят

от его мыслей, мнений, убеждений и представлений -

всего того, что Бек и Эллис называют когнициями или ког-

нитивными переменными. Мысли и мнения можно разде-

лить на несколько групп: описательные или дескриптивные,

оценочные, причинно-следственные {каузативные) и пред-

писывающие или прескриптивные. Все они жестко связаны

между собой, так что образуют своего рода систему, свод

жизненных правил, жить по которому - значит неминуемо

быть несчастным. Вот типичный перечень таких "правил не-

вротика", заимствованный из работы А.Бека:

1) Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во

всех своих начинаниях.

2) Чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны лю-

бить (принимать, восхищаться) все и всегда.

3) Если я допускаю ошибку, значит, я глупый.

4) Если я не достиг вершины, то потерпел провал.

5) Как чудесно быть популярным, известным, богатым;

как ужасно быть обычным, посредственным человеком.

6) Моя ценность как личности определяется тем, что ду-

мают обо мне другие люди.

7) Я не могу жить без любви. Если мой муж (жена, ре-

бенок, любовник, начальник) меня не любят, я ни на что не

годен, я ничтожество.

8) Если кто-то со мной не соглашается, значит, он не

любит меня.

Таким образом, любые события сами по себе ничего не

значат, подлинные чувства вызывают лишь наши мнения и

оценки. Мы чувствуем то, что думаем по поводу восприня-

того. При этом они могут даже противоречить друг другу -

а человек все равно чувствует себя несчастным.

Приведу пример. Клиентка пришла с жалобой на охва-

тившую ее апатию, плохое настроение, невозможность со-

средоточиться на своей работе, беспричинную тоску. В раз-

говоре выяснилось следующее:

Т: Как давно у Вас такое настроение?

К: Все началось после экзамена по экономике. Там нуж-

но было сдать письменную работу-описание модели прог-

нозирования тенденций рынка. Преподаватель говорил, что

надо проявить творческое отношение -ну, я и писала ее,

что называется, с вдохновением. Дня три-четыре ни о чем

другом и думать не могла. Еду на дачу, готовлю, разгова-

риваю с мамой - а в голове только параметры модели.

Писала, старалась подобрать самые точные слова, а пре-

подаватель ее даже читать не стал.

Т: Совсем не прочел?

К: Так, посмотрел по верхам - не более. Сказал, что

плохо знаю работы классиков, слишком свободно обраща-

юсь с подсчетом математического ожидания, что много

мыслей незрелых...

Т: Какую отметку Вы получили на экзамене?

К: Четверку.

Т: Это низкая оценка? Ваши знания больше, чем на "че-

тыре"?

К: Да нет, отметка справедливая.

Т: Что же Вас не устраивает?

К: Самое обидное - что он продемонстрировал свое

отношение к тому, что я сделала, даже не позаботившись

это прочесть. Показал, что я как будущий экономист ничего

не стою.

Т: Он сказал это?

К: Нет, но раз работу даже и читать не стал...

Ts Но, может быть, ему действительно хватило беглого

знакомства с Вашей работой, чтобы правильно оценить ее?

К: Может, и хватило. Он - доктор наук, профессор, ка-

федрой заведует.

Т: А как он должен был отнестись к Вашей работе? Чего

бы Вам хотелось?

К: Ну, чтобы он понял, что я проявила творческое отно-

шение к работе, не отписалась, как другие.

Ts А он разве этого не понял?

К: Но ведь он ничего не понял, работу не похвалил, а только

критиковал, и тем, что я предложила, совсем не заинтересо-

вался. Получается, я - никто, ноль на пустом месте.

Ts Следовательно, если Ваша работа по экономическому

прогнозированию не заинтересовала по-настоящему док-

тора наук, ведущего специалиста в этой области, то Вы -

ноль?

К: Это как-то уж слишком получается.

Т; А какая связь между "четверкой" по экономике и Ва-

шей нынешней пассивностью? Ведь прошел уже почти ме-

сяц, закончились каникулы - а Вы все еще горюете?

К: Да вот, видно так. Но я после всей этой истории не

могу ни за что взяться. Все равно, не вижу смысла.

Т: В чем?

К: В том, чтобы дальше продолжать, писать диплом...

Кому он нужен? Кто его читать будет?

Т; То есть совсем никто не будет?

КЇ. Ну, прочтут.. .Толку все равно никакого.

Т: Давайте подведем некоторые итоги. Вы написали

письменную работу, которую бегло прочел и не заинтере-

совался преподаватель, профессор. Он ничего не понял,

раскритиковал ее, поставил Вам отметку выше средней

("четверку"). Вы почувствовали себя несправедливо оби-

женной, ничтожеством и поняли, что Вы как будущий эко-

номист никуда не годитесь. После этого Вы легли на диван,

прогоревали все каникулы, и теперь не видите смысла в

том, чтобы писать и защищать диплом. Так?

Ks Нет, это как-то несправедливо. По отдельности все

правильно, а вместе - чепуха.

Данный фрагмент беседы иллюстрирует процедуру кла-

рификации- прояснения, с помощью которого клиент учит-

ся распознавать свои иррациональные установки ("Если моя

работа не заинтересовала ведущего специалиста - я ничто-

жество", "Если сейчас нет блестящего успеха, то и дальше

ничего делать не стоит"). Задача кларификации сводится к

разделению описаний и оценок, пожеланий и предписаний, к

прояснению тех логических связей, которые формируют при-

чинно-следственные отношения. Один из самых простых

способов-продемонстрировать клиенту все "Если.., то...",

которые содержатся в его рассуждениях, а также поведен-

ческие последствия таких оппозиций.

Однако часто бывает так, что даже самый блестящий

инсайт в отношении иррациональных мнений не приводит

к отказу от них, тем более - к изменению поведения. В

моей практике был случай, когда в качестве примера ирра-

циональных установок по поводу распределения обязан-

ностей в семье я показала клиентке (образованной, интел-

лигентной женщине) отрывок из автобиографии всемирно

известной ученой-этнографа, американки Маргарет Мид.

Речь шла о годах юности Мид, когда та еще не была при-

знанным авторитетом в области социальной антропологии

и этнографии детства: "К тому же Рео не любил видеть меня

за домашней работой, хотя сам не намеревался мне помо-

гать. Более того, он считал эту работу вообще упреком

себе. В результате я наловчилась по воскресеньям убирать

дом украдкой, делая вид, что с полным вниманием слушаю

все, что мне говорят. Я ждала паузы, чтобы выскользнуть

из комнаты и расстелить еще одну простыню или же вымыть

еще одну чашку, а потом появиться вновь. Так мне удалось

научиться делать все необходимое столь ненавязчиво, что

Грегори Бейтсон, посетивший наш лагерь на Сепике, отме-

тил, что он никогда не видел меня занятой домашними де-

лами"(5, С.41).

Прочитав отчеркнутый абзац, клиентка признала, что это

очень похоже на ее семейную ситуацию. Она призадума-

лась, какое-то время молча размышляла, а через несколько

минут заявила с торжеством: "Ну, если даже Маргарет Мид

пришлось так поступать, то уж мне и подавно придется тер-

петь". Я была сражена ее логикой.

Абсолютистское, догматическое мышление лежит в ос-

нове депрессивного восприятия мира. Невротик как бы за-

крывает глаза на хорошие стороны окружающего мира и

собственной жизни и видит только плохие и ужасные. Это

очень неразумно, однако не значит, что люди вообще не

должны испытывать негативных чувств. Эллис проводит чет-

кую границу между тем, что он называет "адекватными нега-

тивными эмоциями" (грустью, обидой, страхом, печалью, до-

садой, сожалением, гневом) и невротическими, депрессив-

ными переживаниями. С его точки зрения, люди естественно

огорчаются в тех случаях, когда их планы или намерения не

сбываются, когда окружающие оценивают их ниже, чем сле-

дует, когда они болеют или теряют близких. "Однако когда

они обращают (сознательно или бессознательно) свои жела-

ния или цели в безусловные требования и приказы, начиная

убеждать самих себя в том, что они должны, просто обязаны

в любых условиях и при любых обстоятельствах добиваться

успеха и удовлетворять все свои желания, то именно тогда

они погружаются в депрессию" (9, с. 11).

Еще одна причина депрессии, по мнению Л.Рама, - спе-

цифическое самоотношение, при котором человек склонен

сильнее наказывать себя за просчеты, чем хвалить за ус-

пехи, или когда полученные им похвалы выглядят меньше,

чем заслуженные. Стремление к самонаказанию (в отличие

от самопоощрения) признавалось патологическим в любых

вариантах психоанализа, и когнитивная психотерапия, по-

видимому, унаследовала эту точку зрения. Однако само по

себе "самонаказующее" поведение может восприниматься

просто как волевое, мужественное или как упражнение в

воспитании характера. Для перевода его в невротическую

депрессию необходим магический прыжок от наблюде-

ния к оценке, от пожелания к предписанию: Я вижу, как

ужасно быть (коротышкой, толстухой, бедняком с высшим

образованием, провинциалом); Я должна всех "убить"

своим нарядом на предстоящей вечеринке, если Ленка

будет выглядеть шикарнее, я умру. Если она "зацепит"

Андрея, значит.я тупица и уродина, а жизнь ужасна - хуже

и быть не может!

Люди впадают в депрессию, гнев или ярость также и в

тех случаях, когда в их жизни мало неожиданных радостей,

удач и случайных успехов - особенно если (с их точки зре-

ния) соседу или сопернику везет дольше. Дефицит положи-

тельного подкрепления (чисто бихевиоральный термин) со-

здает напряжение, которое может разрядиться в любом от-

рицательном эмоциональном состоянии. Как пишет Игорь

Губерман,

Подвержены мы горестным печалям

по некой очень тягостной причине:

не радует нас то, что получаем,

а мучает, что недополучили.

 

С точки зрения М.Селигмана и Л.Абрамсона, в основе

невроза может лежать предвидение грядущих неприятнос-

тей. При этом есть склонность приписывать негативным

внешним событиям внутренние, стабильные и глобальные

причины, а если все же происходит что-то хорошее, то толь-

ко случайно, и к тому же быстро кончается. Нереалистичес-

кие ожидания грядущих катастроф особенно характерны

для нынешнего времени, нестабильного и изменчивого. Вот

примерный отрывок внутреннего монолога на эту тему:

"Опять у меня не получилось найти работу. А время идет,

через три месяца я закончу институт - и что тогда? Никому

я со своим дипломом не нужна, ничего мне в будущем не

светит. Я слишком бестолковая и "неделовая" для того,

чтобы в наше время хорошо устроиться. Придется вернуть-

ся в поселок, к родителям. Это ужасно - снова скука, эта

серая обыденность. Пойду работать в школу, а работа там

рутинная и выматывающая душу. Начну потихоньку опус-

каться и через два-три года превращусь в типичную сель-

скую учительницу, закомплексованную и глупую. Замуж,

скорее всего, так и не выйду - не за кого. Никому я не

нужна и все, что я делаю, - бессмысленно. Да, диплом у

меня получается неплохой. Ну и что? Похвалит государст-

венная комиссия, и на том все кончится. Будущее от этого

лучше не станет".

Таким образом, в рационально-эмотивной тераппи деп-

рессия и невроз рассматриваются как продукт следующих

жизненных установок:

1. У личности сложилась отрицательная самооценка наряду

с убеждением, что нельзя иметь серьезных недостатков,

иначе ты будешь ни на что не годным, неуместным и

неадекватным.

2. Человек пессимистически смотрит на свое окружение.

Он абсолютно убежден в том, что оно должно быть зна-

чительно лучшим, а если не выходит-это совершенно

ужасно.

3. Будущее воспринимается в мрачном свете, неприятности

неизбежны, а невозможность стать более счастливым

делает жизнь бессмысленной.

4. Низкий уровень самоодобрения и высокая склонность к

самоосуждению сочетаются с представлением о том,

что личность обязана быть совершенной и должна пол-

учать одобрение от других, а иначе она не заслуживает

хорошего отношения к себе и должна быть наказана.

5. Ожидание неприятностей предполагает, во-первых, их

неизбежность, а во-вторых, человек обязан как-то

справляться с ними, а если этого не происходит, значит

он хуже всех (А.Эллис, 1994).

Личность, скованная иррациональными установками,

постоянно находится в плену отрицательных эмоций. Не в

силах совладать с ними, в своем поведении она может про-

являть лишь беспомощную некомпетентность. Психотера-

певт строит помощь таким людям в несколько этапов. Сна-

чала - прояснение абсолютистской системы аксиом, бло-

кирующих деятельность, затем - обсуждение их как гипо-

тетических, вероятностных. Кроме того, подавленные глу-

бокими страхами, депрессивные и тревожные клиенты нуж-

даются в смене общей точки зрения на мир - им нужно

помочь овладеть философией принятия вместо философии

долженствования. Можно задавать ему такие вопросы:

1. Почему Вы должны все делать хорошо? Разве партнер

(муж, начальник, возлюбленный) сразу разочаруется в Вас,

если Вы совершите ошибку? Все люди время от времени

ошибаются. Конечно, ошибки нужно исправлять, но разве

за них всегда и всех следует наказывать? Разве Ваши

друзья и близкие не умеют прощать?

2. Кто и когда сказал, что Вы должны получать одобрение

каждого, в ком Вы заинтересованы? Разве Вы должны всем

нравиться? А если Вы кому-то и не нравитесь-это делает

Вас плохим? Вспомните, ведь Вам нравятся далеко не все

люди, с которыми Вы встречаетесь. И они живут себе при

этом спокойно.

3. Предположим, Вы действительно посредственный, за-

урядный человек. Но разве из этого следует, что Вы еще и

обязательно должны быть несчастным? Может быть, Вы

действительно не сделаете ничего выдающегося. А кто ска-

зал, что Вы обязаны быть незаурядным? Почему быть обыч-

ным человеком ужасно? В мире миллионы таких людей, и

большинство из них счастливы и довольны жизнью.

В отличие от рационально-эмотивного подхода Эллиса,

положившего в основу своей модели представления о ве-

дущей роли абсолютистских требований долженствования

в возникновении неврозов (ему принадлежит забавный тер-

мин "must-урбация", must- по-английски "должен"), автор

когнитивной модели А.Бек видит их причины в нарушениях

процессов переработки информации. Он выделяет три ос-

новных группы механизмов, в которых возможны наруше-

ния: когнитивные элементы, когнитивные процессы и ког-

нитивное содержание.

Когнитивные элементы делятся на базисные посылки, в

которых содержатся глубинные представления личности об

окружающем мире, других людях и самой себе ("Я никому

не нужна, меня никто не любит", "Нельзя верить людям") и

автоматические мысли, сопровождающие переработку ин-

формации в данный момент времени. Последние названы

так в силу своей непроизвольности, быстротечности и бес-

сознательности. "При этом способе человек не выбирает

информацию для размышлений, а сосредоточивается на

ней невольно. Эти мысли резко отличаются от осознанных,

при которых сохраняется известный контроль над предме-

том и логикой размышлений. Тем не менее субъективно они

переживаются как вполне правдоподобные"(6, с.32).

Когнитивные процессы - связующее звено между ба-

зисными посылками и автоматическими мыслями, они

обеспечивают соответствие между вновь поступающей ин-

формацией и прежними представлениями. Примерно так:

"Меня никто не любит, потому что я толстая, некрасивая и

глупая. А если кто-нибудь и полюбит, я не буду иметь с ним

дела - у него плохой вкус". Когнитивное содержание объ-

единяет элементы и операции вокруг какой-либо специфи-

ческой темы ("Я сексуально неполноценный", "Никогда не

выйду замуж" и т.п.).

Вот пример неадаптивных автоматических мыслей, со-

провождающих нарушение когнитивного функционирова-

ния (клиент - молодой преподаватель вуза). Он пригласил

старшего коллегу на свою лекцию, долго и старательно пе-

ред этим готовился, но остался недоволен тем, как он ее

прочел:

"Все получилось ужасно, как нельзя хуже. Первую часть,

про Канта, я читал, не отрываясь от конспекта. Студенты по-

няли, что я этим материалом не владею как следует. Про

экзистенциалистов я рассказывал, но все забыл почти, ском-

кал. Конечно, Тамара Михайловна права: надо уметь увлечь

слушателей. А я говорил монотонно. Я вообще не могу кра-

сиво говорить, так, как она. Хуже всего конец, там надо было

подвести итоги и дать четкие определения, а я не успел. И

мысль терял несколько раз. Хорошо, что больше никого на

лекции не было - забрали бы у меня этот спецкурс. Плохой

я преподаватель. Уже три года работаю, и не могу научиться

самым простым вещам. Я никогда не буду читать лекции, как

мой научный руководитель. И даже как Е.Д.УГЛОВ. Он историк.

гуманитарий, а я всего лишь бывший инженер.

И ведь готовился целую неделю, столько всего прочел.

Хотеть поразить эрудицией - нашел, перед кем пытаться

блеснуть. Конечно, все, что я читал, на ее фоне - капля в

море. В который раз я это понял. Она даже и не критиковала

сильно, но видно, что жалеет меня "некузявого". Хуже все-

го - это сочувственный тон. И ведь знал же, что все при-

мерно так и будет, но надеялся, что уже перестал быть в

философии мальчиком. Зря надеялся.

А хвалила она не столько заслуженно, сколько для того,

чтобы меня поддержать. На самом деле я же знаю, какие

ей лекции нравятся. Конфетку в утешение... Если бы она

сказала все, что думает о моей лекции, я бы, наверное,

повесился. Да она, собственно, почти ничего и не похвали-

ла. Снисходительная ирония - это все, что я заслужил, моя

справедливая оценка. А я-то хотел показать, сколь многого

уже достиг. А Тамара Михайловна сказала, что прошлогод-

няя лекция по экзистенциализму и то лучше была. Вот тебе

и прогресс. Не будет из меня толку - и преподаватель я

слабый, и диссертацию не пишу, и вообще..."

В приведенном примере автоматические мысли касают-

ся профессиональный умений клиента, базисная посылка

которого выглядит так: "Если я не умею всего, что может

мой научный руководитель, то как преподаватель я ничто-

жен". Когнитивные процессы (среди которых особенно вы-

деляется необоснованное сравнение) обесценили все по-

зитивные моменты, которые были на лекции, и преобразо-

вали похвалу коллеги в иронию и жалость. Когнитивное со-

держание "Я плохой, слабый преподаватель" дополнитель-

но укрепилось и расцвело новыми красками.

Среди основных логических нарушений, сопровождаю-

щих автоматические мысли, можно выделить произвольное

умозаключение ("Студенты прогуляли мою лекцию. Значит,

я никудышный преподаватель"), избирательность и сверх-

обобщение ("Во время моего доклада начальник вышел. Он

мною недоволен и собрался меня увольнять"), "черно-белое"

мышление (склонность мыслить в категориях "все - ничего",

"прекрасный - ужасный", "святой - подонок"), персонифи-

кацию (стремление относить к себе личностно нейтральные

события: "С чего это они заговорили о глупцах? Меня имеют

в виду. Издеваются"), преуменьшение или преувеличение

важности отдельных событий или поступков.

Когнитивная психотерапия начинается с попытки осоз-

нать автоматические мысли. Направив на них внимание,

клиент лучше представляет их содержание и последствия.

Одна их широко применяющихся для этого техник-запол-

нение пробела, при котором человек учится улавливать

последовательность внешних событий и своих реакций на

них. Например, произошло некоторое событие А: клиентка

встретила на улице свою бывшую однокурсницу, но та с ней

не поздоровалась. В результате клиентка весь вечер испы-

тывала грусть, хандру, беспричинную тоску (состояние В).

Необходимо найти то Б, которое заполняет пробел между

А и В. Это оказались мысли такого плана: "Ну вот, Ирина

меня не заметила. Скорее всего, не узнала. Значит, я силь-

но постарела с тех пор. А сама она почти не изменилась. И

одета, как всегда, шикарно. Конечно, таких женщин, как я,

средних лет, в дешевых пальто и туфлях без каблуков, никто

не замечает. Ирина про таких говорила в группе - "тетки".

Я типичная "тетка", как ни смотри". Осознание звена Б поз-

воляет найти причину робости, скованного поведения или

депрессивного состояния, ставших привычным фоном

бытия.

По мере того, как клиент учится распознавать автомати-

ческие мысли и выявлять их неадаптивную сущность, он

относится к ним все более объективно, понимая, как иска-

жается в них реальность. Способность к объективному рас-

смотрению автоматизмов Бек называет дистанцировани-

ем. Здоровые люди обладают этой способностью отличать

свои мысли и мнения, гипотезы и предположения от реаль-

ных фактов и событий жизни, у невротиков она нарушена.

Кроме того, последние часто имеют склонность относить

к себе и наделять личностным смыслом события, которые

не имеют к ним причинного отношения. Депрессивная жен-

щина чувствует вину не только за подгоревший пирог, но и

за дождь, испортивший загородную прогулку. Паранои-

дальный директор считает все успехи и достижения своих

подчиненных этапами коварного плана, направленного на

подрыв его авторитета и грядущее свержение. Тревожная

мать не выпускает подростка гулять и готова вести его в

школу за руку из-за того, что в газете написали об очеред-

ном скачке количества преступлений против несовершен-

нолетних.

Техника, предназначенная для того, чтобы переубедить

клиента в том, что он является центром всех событий, на-

зывается децентрацией. Этот процесс особенно успешно

происходит в группах, где участники с удивлением убежда-

ются в том, что, с одной стороны, проблемы, которые ка-

зались им уникальными, довольно типичны, а с другой что-

центром мировых явлений, оказывается, считает себя почти

каждый.

Научившись проверять правдивость своих мнений, до-

стоверность и точность умозаключений, клиент становится

не только более реалистичным, но и более эффективным.

В науке существует понятие валидности - это представ-

ление о том, насколько данное правило, закон или формула

выражают или описывают именно то, для чего они предна-

значены. Скажем, валидность психологического теста оп-

ределяется тем, насколько точно он измеряет именно то

свойство или качество, которое и должен измерять. Точно

так же мнения, оценки и суждения людей об окружающей

действительности могут быть валидными или не очень.

Иными словами, человека с большими когнитивными нару-

шениями, с обилием иррациональных установок можно на-

звать психологическим инвалидом, это словосочетание

прямо указывает на природу его проблем.

Умение не путать мнения с реальностью - важнейшая

составляющая психического здоровья и личностного бла-

гополучия. Рационально-эмотивная, когнитивная психоте-

рапия ставит своей основной задачей формирование про-

чного "фундамента" опыта и знания, опираясь на который,

человек может руководствоваться разумом и здравым смыс-

лом в решении любых, самых сложных проблем, не отягощая

свое сознание навязчивыми невротическими мыслями и чув-

ствами. Специфика этого подхода такова, что достаточно

мощный терапевтический эффект может достигаться даже

при простом чтении соответствующей литературы (хотя, ко-

нечно, работать с терапевтом всегда лучше, чем учиться по

книгам самому).

Поэтому в заключение раздела хочется привести поме-

щенный в одной из работ А.Бека (см.6, с.64) своеобразный

"моральный кодекс законченного невротика", с которым чи-

татель может сверить собственные правила и убеждения.

Недаром говорится, что худшая из неприятностей - обма-

нывать самого себя, а после этого уже легко впасть в любой

другой грех:

1 ) Я должен быть самым щедрым, тактичным, благород-

ным, мужественным, самоотверженным и красивым.

2) Я должен быть идеальным любовником, другом, ро-

дителем, учителем, студентом, супругом.

3) Я должен справляться с любым затруднением легко

и с полным самообладанием.

4) Я должен всегда уметь быстро найти решение любой

проблемы.

5) Я никогда не должен страдать; я всегда должен быть

счастливым и безмятежным.

6) Я должен все знать, понимать и предвидеть.

7) Я должен всегда владеть собой и управлять своими

чувствами.

8) Я всегда должен считать виновными себя; я не имею

права причинять боль никогда и никому.

9) Я никогда не должен испытывать усталости и боли.

10) Я должен быть всегда на пике эффективности.

Даже если личность достаточно далека от подобных тре-

бований к себе, в этот список полезно время от времени

заглядывать. Просто так, на всякий случай.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. -

М., 1988.-287 с.

2. Зинченко В.П. МерабМамардашвили открывает Декар-

та психологам / в кн. "Встреча с Декартом", М., 1996, с.

269-299.

3. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический

идеалы рациональности. - М., 1994. - 90 с.

4. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. - М., 1996

- 432 с.

 

5. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. - 430 с.

6. Московский психотерапевтический журнал. Спецвыпуск

по когнитивной терапии/сост. А.Б.Холмогорова, Н.Г.Га-

ранян. - 1996, № 3. - 223 с.

7. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. - М., 1996. - 600 с.

8. Федоров А.П. Когнитивная психотерапия. - СПб, 1991

-20 с.

9. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым не-

справедливо пренебрегают/МПТЖ, 1994, № 1, с. 7-47.

 

Глава 5

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)