Влияние религиозного опыта на психическое здоровье


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1473


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

В научной литературе, посвященной этой теме, сообщается как о положительных, так и отрицательных эффектах. Бетсон и соавторы (Ва&оп е1 а1., 1993) проанализировали 115 американских работ, в которых использовались результаты самооценки, касающейся депрессии и иных аспектов психического здоровья. Использовалось и несколько критериев религиозности. В большинстве проведенных исследований выявлена положительная корреляция между внутренней верой и психическим здоровьем, а вот внешняя религиозность коррелировала с психическим здоровьем отрицательным образом (в данном случае имеется в виду посещение церкви ради достижения некоторой цели: обрести друзей, получить какую-либо иную пользу). Осуществив более масштабные изыскания, когда выборка респондентов оказывалась достаточно емкой, и применив усовершенствованные методики, ученые пришли к аналогичным выводам. Например, Идлер (1о!1ег, 1987) опросил 2811 пожилых людей в городе Нью-Хейвен и обнаружил более низкий уровень депрессии у тех, кто посещал церковь или же соблюдал как-то иначе обряды и таинства.

Религиозные переживания способны смягчить воздействие стресса. Парк и соавторы (Рагк е1 а1., 1990) установили: студенты, внутренняя вера которых была сильной, не ощущали депрессии, тревоги, у них не снижалась самооценка, если вдруг возникали негативные события. Среди протестантов аналогичное наблюдалось даже в том случае, когда жизнь принимала неожиданный поворот, становилась неконтролируемой; среди же католиков — только тогда, когда она все же поддавалась контролю. Поразительно, что протестанты ощущали менее выраженную депрессию, чем до того, как эти события свершились.

Вероятно, одной из причин того, почему религиозные переживания оказываются столь благотворными, служит социальная поддержка, оказываемая человеку со стороны религиозного братства. Выше уже отмечалось, что церковь — это важнейший источник социальной поддержки. Как продемонстрировано множеством исследований, наличие такого рода социальной поддержки позитивно сказывается на психическом здоровье.

Вряд ли приверженность церкви способна предотвратить серьезное (психотическое) заболевание. Заметим, что у многих пациентов психические нарушения связаны с религиозными моментами: например, больные думают, будто они пророки. Рокич (КокеасЬ, 1981) обследовал трех пациентов, каждый из которых даже считал себя Иисусом.

Фигуры религиозных лидеров, особенно гуру, возглавляющих новые движения, озадачивают. Часто, перед тем как поведать миру о своем прозрении, они проходят через состояние, близкое к безумию, или даже через настоящее умопомешательство. Если это привлекает их потенциальных последователей и удовлетворяет их потребности, гуру достигают успеха (51огг, 1996). Немалое число религиозных лидеров демонстрировали некоторые признаки сумасшествия, но этих людей нельзя путать с обычными психическими больными. Гуру хватает здравомыслия, чтобы повести за собой большие группы последователей, и их идеи притягательно действуют на значительное число других людей — обладают ценностью не только для них самих.

Как считает Дюркгейм (Оигкпе^т, 1897), более высокий по сравнению с католиками уровень самоубийств у протестантов объясняется их большей разобщенностью. Следует, однако, заметить, что это наблюдение указывалось лишь в самых ранних европейских исследованиях. Ныне различия уже стерлись. Религиозная вера, конечно, в целом связана с низкими показателями самоубийств. Комсток и Партридж (Сот5г,оск & Рагг.пс1§е, 1972; см. также табл. 11.3 в настоящей книге) установили: среди посещающих церковь один раз в неделю и чаще коэффициент самоубийств составил 0,45 на 1000, а среди не бывающих в ней — 2,1. Вероятно, это объясняется социальной сплоченностью: более низкие показатели суицида наблюдаются среди членов тех церквей и общин, в которых крепче социальные связи и меньше число разводов (ВеН-НаПаЬпп & Аг§у1е, 1997).

Нельзя не обратить внимание и на представителей различных сект. Эти люди могут казаться безумцами, в то же время принадлежность к таким группам подчас благотворно влияет на психическое здоровье человека, поскольку он получает убежище от мирских горестей, мощное социальное подкрепление, от него требуют жесткой дисциплины. Когда в секту вступают молодые люди, опустившиеся на дно, пристрастившиеся к наркотикам, состояние их улучшается.

Принадлежность к секте влечет за собой и ряд издержек: разлучение с семьей и друзьями, прекращение карьеры (по крайней мере, на некоторое время), иногда — отказ от сексуальной жизни или заключение брака по чужому указанию, подчинение жесткой; порой драконовской дисциплине и необходимость выполнять лакейскую работу (например, продавать цветы). Проблемы возникают и для семьи сектанта: родственники могут не понимать, что с ним произошло; да и визиты в семью часто запрещаются.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.049 сек.)