Депривация


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1474


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

Фрейд и Маркс придерживались той точки зрения, что религия — своего рода проективная реакция на лишения, которые человек претерпевает в жизни. Создано несколько вариантов данной трактовки. Немало результатов, полученных в исследованиях по психологии религиозного опыта, согласуются с подобным представлением. Религиозной активностью отличаются прежде всего бедные, необразованные люди, представители этнических меньшинств, а также не состоящие в браке, престарелые, больные, голодающие и угнетенные (Век-На11аппи & Аг§у1е, 1997). Тысячелетние религиозные движения, которые предсказывают конец света, находят массу сторонников из числа жителей развивающихся стран, страдающих от голода и лишений. Подчас формой спасения становится избавление от колониального угнетения. Разумеется, это не доказывает, что религия спасает людей от всех этих невзгод, однако она способна изменить отношение человека к миру — научить терпимости.

Основное возражение, высказываемое относительно описанной теории, заключается в том, что существует множество процветающих людей, которые не испытывают никаких лишений, но они религиозны. Кроме того, выделяемые группы во многом повторяются; вычленение их необходимо осуществлять на основе их религиозности. Так, например, в некоторых исследованиях более сильная вера женщин объясняется их принадлежностью к группе, которая подвержена депривации.

Стресс

Религиозность может устранить пагубное воздействие стресса. Особенно это касается не поддающихся контролю жизненных событий, с которыми человек не может совладать. Мак-Интош с коллегами (Мс1пг.озЬ еЬ а1., 1993) обследовали 124 человека, у которых умерли дети. Люди, регулярно посещавшие церковь, имели мощную социальную поддержку и говорили, что их горе не бессмысленно. Если человек мыслит религиозно, через 18 месяцев после несчастья он не испытывает уже столь сильной боли.

Исследователи обнаружили: хотя тяжелая утрата приводит к сильной депрессии (особенно у мужчин), она легче переживается вдовцами, которые принадлежат к какому-либо церковному братству, ходят в храм (51е§е1 & КепсЫ1, 1990). Иногда даже отмечается «вызванное горем личностное совершенствование», когда горечь утраты требует позитивно переосмыслить события, смириться, найти эмоциональную поддержку со стороны других людей, в религиозном опыте преодолеть несчастье. Это совершенствование личности, вызванное переживанием стресса, чаще отмечается у людей, вера которых крепка (Рагк ег. а1., 1996).

Копинг — это образ мысли и стратегии поведения, которые позволяют снизить уровень переживаемого стресса, а религиозный копинг — использование религиозных мыслей и способов поведения для аналогичных целей. Было рассмотрено 130 различных работ, в которых затрагивались аспекты религиозного копинга, и установлено: в 34% сообщается о достижении положительных результатов (Раг-§атеп1;, 1997). Наиболее действенные формы религиозного копинга таковы: ощущение, что Бог помогает и направляет; «сопричастность» (Бог становится для человека Тем, кто подсказывает принятие решений); «благожелательная перестройка» (негативные события видятся в позитивном свете, воспринимаются как воля Господа); стремление найти поддержку со стороны духовенства или церковного сообщества.

Выводы

Религиозный опыт положительно влияет на субъективное благополучие, особенно — экзистенциальное. Воздействует он и на ощущение счастья в целом, состояние психического и физического здоровья (причем на последнее более сильно). Это происходит во многом потому, что оказывается мощная социальная поддержка со стороны религиозного сообщества, предоставляющего эмоциональную и практическую помощь. Твердость убеждений, «экзистенциальная уверенность» — другой аспект, сказывающийся не только на вере в жизнь после смерти, но и наделяющий человека ощущением смысла жизни и цели существования. Отношение к Богу, рождающееся во время молитвы и в религиозных переживаниях, становится для верующего мощной поддержкой.

Благотворная роль религиозного опыта в укреплении физического здоровья и снижении показателей смертности обусловлена еще одним фактором — тем, что верующие ведут более здоровый образ жизни. У этих людей, как и у посещающих службы для исцеления, отмечается лучшее самочувствие. Укреплению психического здоровья способствуют различные способы копинга, способствующие обусловленному стрессовой ситуацией личностному росту.

Богослужения порождают сильные положительные эмоции — верующие слушают музыку и внемлют божественным текстам, разделяя друг с другом общий трепетный настрой. Церковные обряды вызывают просоциальные чувства и ощущение единения со всеми окружающими людьми. В этом — одно из проявлений социального аспекта религиозного опыта. Особенно мощное позитивное влияние он оказывает на благополучие людей, которые наиболее полно ему отдаются, а также пожилых и неукоснительных ревнителей веры.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.032 сек.)