Орфографические и пунктуационные нормы.


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1488


<== предыдущая страница | Следующая страница ==>

План

1. Понятие орфоэпии.

2. Орфоэпические нормы: произносительные, акцентологические и интонационные.

3. Принципы русской орфографии: фонематический, фонетический, традиционный.

4. Принципы русской пунктуации: грамматический, интонационный, смысловой.

 

Орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь) – совокупность норм литературного произношения и ударения. Орфоэпические нормы – и достаточно устойчивое, и развивающееся явление. Современное литературное произношение начало складываться еще в XVIII в. на основе устной речи Москвы как центра русского государства. Эта система норм, получившая в науке название старомосковского произношения, постепенно распространила свое влияние на все культурные центры России и – в советское время – СССР и легла в основу современного литературного произношения. Старомосковское произношение соединяет в себе черты как северных, так и южных русских говоров. Самой заметной чертой южнорусских диалектов в старомосковском произношении является аканье – произношение безударного О как звука, близкого к [а], а самой заметной северорусской чертой – смычное произношение [г] (в отличие от южнорусского щелевого [γ]).

Нормативное произношение имеет варианты. Прежде всего вариативность орфоэпических норм связана со сменой поколений. Первым заговорил о «старшей» и «младшей» нормах произношения А. А. Реформатский. Для «старшей» нормы, в частности, характерно обязательное смягчение согласного звука перед мягким согласным (снег [с’н’эк]). Для младшей нормы характерно «свободное», любое произношение согласного перед мягким согласным ([с’н’эк] и [сн’эк]). Особенностью «старшей» нормы является «эканье» - различение безударных И и Э (лиса [л’иса], но леса[л’эиса]). Особенность младшей нормы – «иканье», неразличение безударных И и Э (в обоих случаях [л’иэса]). Существуют и другие варианты орфоэпических норм, не связанные напрямую со «старшей» и «младшей» нормой:

1. Произношение А в безударном слоге после Ж, Ш (жалеть [жал’эт’] и [жыэл’эт’]).

2. Произношение Щ как [ш’] или [ шч’].

3. Произношение ЖЖ как твердого или мягкого звука.

Во всех этих случаях оба варианта произношения являются правильными. Однако наибольшую трудность представляют те варианты произношения, из которых допустим в литературном языке только один:

4. Произношение твердого или мягкого согласного перед Е. В некоторых случаях, особенно в широко употребительных словах, допустимы оба варианта произношения ([сэ]ссия и [с’э]ссия, [дэ]кан и [д’э]кан). В других случаях допустим только один вариант – твердый (бу[тэ]рброд) или мягкий (па[т’э]нт).

5. Произношение под ударением [э] или [о] (Е или Ё). В некоторых случаях возможны оба варианта (манЕвры и манЁвры), в иных – только один (афЕра, гололЁд). Иногда произношение зависит от значения слова (крЕстный ход, но крЁстный отец).

6. Произношение под ударением [э] или [о] (Е или Ё). В некоторых случаях возможны оба варианта (манЕвры и манЁвры), в иных – только один (афЕра, гололЁд). Иногда произношение зависит от значения слова (крЕстный ход, но крЁстный отец).

7. Произношение сочетаний [ч’н] и [шн]. Возможны вариативные нормы произношения (ску[ч’н]о и ску[шн]о). В большинстве случаев допустим только один вариант (горчи[шн]ик, да[ч’н]ик). В некоторых случаях произношение зависит от значения (серде[ч’н]ый приступ, серде[шн]ый друг).

При необходимости уточнить произношение слов необходимо обращаться к словарям (Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесова. – М., 2001; Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д. Э. Розенталя. – М., 1967).

В современном языке наблюдается расшатывание орфоэпических норм. По оценкам ученых-филологов, широких кругов образованных людей, предметом особого беспокойства являются нормы ударения (акцентологические нормы). Наблюдаются также различные орфоэпические процессы, связанные с появлением большого числа заимствованных слов. Так, А. В. Суперанская отмечает, что новые заимстования следуют ударению языка-источника; когда же слово русифицируется, могут возникнуть варианты ударения (мАркетинг – маркЕтинг).

Орфография – совокупность норм правописания (правила выбора букв, написания прописных и строчных букв, слитных, раздельных и дефисных написаний, переноса, графических сокращений и под.) Основной принцип орфографии – морфологический, то есть одна и та же морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) в разных словах пишется одинаково, несмотря на различия в произношении (сад - садовник – садовод). Этот принцип называют также фонематическим, так как фонема (обобщенный образ звука) в слабой позиции (там, где она звучит неотчетливо, с трудом отличима или неотличима от другим фонем) проверяется фонемой в сильной позиции (там, где она звучит наиболее отчетливо). Для гласных сильная позиция – под ударением, поэтому безударная гласная проверяется ударением (старожил - старый житель). Для согласных сильная позиция – перед гласной, поэтому согласную перед согласной или на конце слова проверяют, находя однокоренное слово, где данная согласная стоит перед гласной (мужчины вперемежку с дамами – перемежаться, песок вперемешку с землей – перемешаться).

Другие принципы орфографии в русском языке менее распространены. Это фонетический принцип (написание отражает произношение). В соответствии с этим принципом пишутся, например, согласные в приставках на –З, -С (расписаться – разделить), Ы после русских приставок на согласную (играть - сыграть). Еще один принцип – традиционный (пишется так, как писалось ранее, по традиции; написание не отражает ни звука, ни фонемы (большоГо, Что). К традиционным написаниям относят и все беспроверочные написания (словарные слова). Согласно дифференцировочному принципу слова, различные по смыслу, пишутся по-разному (кампания – мероприятие и компания - общество, поджог – имя существительное и поджег - глагол). Принцип морфолого-графических аналогий состоит в том, что пишутся единообразно одинаковые грамматические формы (например, на конце существительных женского рода 3 склонения пишется Ь: мышь, рожь).

Приведем наиболее трудные правила орфографии:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.034 сек.)